Оксана Галькевич: Есть у нас такая традиция, друзья, в нашей стране – с наступлением Нового года повышать на что-нибудь цены! Ну, например, на проезд в общественном транспорте. Вот в этом году такой "подарок под елочку", можно сказать, получили жители сразу нескольких городов: в Томске, Омске, Оренбурге, Москве и Петербурге. Константин Чуриков: Да. А готовятся к подорожанию жители Новосибирска, Екатеринбурга, Вологды, Нижневартовска – там цены на проезд поднимут уже на следующей неделе, 1 февраля. Вот мы решили разобраться в особенностях вообще ценообразования в таком секторе экономики, как общественный транспорт и общественные перевозки. Оксана Галькевич: Особенно любопытно понять, в каких, что называется, деталях собака порылась, то есть дьявол скрывается. Потому что высокопоставленные люди говорят нам о чем? О том, что инфляция в нашей стране на рекордно низком уровне в кои-то веки. О том, что, в общем-то, в экономике у нас… ну, не то чтобы очень хорошо, но все не так плохо, как могло бы быть. Так вот, тогда почему цены-то на общественные перевозки повышаются постоянно? Константин Чуриков: Вот об этом будем говорить с нашим экспертом в студии с вами. У нас в студии – Татьяна Кулакова, профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук. Татьяна, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну, давайте, может быть, для начала… Оксана Галькевич: Кстати, напомним о нашем опросе, который, друзья, мы хотим проводить на этой неделе. "Стоимость проезда на общественном транспорте" – это тема опроса в рамках нашей рубрики, "Реальные цифры" она называется. Напишите нам, пожалуйста, сколько в вашем городе стоит поездка на автобусе по городу (на городском, естественно, автобусе). Информацию присылайте на короткий номер 3443, первые буквы – ОТР. Все это бесплатно. В конце недели будем подводить итоги. Константин Чуриков: Татьяна, давайте все-таки начнем с Москвы. У нас повышение здесь (еще про другие регионы тоже поговорим) составило плюс 5 рублей – было 50 за одну поездку, а стало 55. И это примерно на 7,5% повысилось, да? Татьяна Кулакова: Вообще-то, не так считается, конечно, повышение. Константин Чуриков: Нет? Татьяна Кулакова: Потому что у нас же "билетное меню" – соответственно, надо брать все тарифы по всем видам билетов. А кроме одноразовой поездки, есть еще и проездные, и "90 минут", и проездные для студентов, и проездные для школьников, которые выросли всего на 4%, если посмотреть. Константин Чуриков: Ну, повысилось для тех, кто редко пользуется. Татьяна Кулакова: Совершенно верно. Вот те, кто редко пользуются метрополитеном, – вот для них выросла существенно цена. Но если мы посмотрим, например, для тех людей, которые платят электронным способом, то для них цена даже упала – то есть она была 50 рублей, а стала 40. Таким образом, идет речь о том, чтобы стимулировать людей чаще пользоваться общественным транспортом. То есть эта мера направлена на то, чтобы больше денег собирать с тех людей, которые реже пользуются общественным транспортом. Оксана Галькевич: А в этом вопросе ценообразования цена билета, так скажем, на автобус (метро у нас не во всех городах, метрополитен, но, допустим, городской автобус) складывается из чего? Может быть, троллейбус, городской электрический транспорт. Это ведь не только бензин. Что еще? Татьяна Кулакова: Да, естественно. У нас все затраты на общественный транспорт делятся на прямые (те, которые непосредственно связаны с осуществлением перевозок) и косвенные. К прямым относится фонд оплаты труда, то есть оплата водителя, кондуктора, плюс начисления, которые по законодательству делаются. Затем, естественно, идет речь о топливе. Затем идет речь о ремонте, обслуживании. И если идет речь об автобусах, то это шины, износ шин. И наконец – амортизация. То есть это все прямые издержки. Оксана Галькевич: А если мы говорим о троллейбусах, допустим, о трамваях? Татьяна Кулакова: Электричество. И шины опять же у троллейбусов – тоже износ. И эксплуатационные расходы на обслуживание. И плюс еще у троллейбусов и у трамваев есть дополнительная статья – это содержание сети, контактной сети. То есть это уже входит как раз в косвенные затраты. Оксана Галькевич: Я почему спрашиваю про троллейбусы? Прости, Костя. Потому что в Москве в частности, в других городах попал в немилость практически этот вид транспорта так же, как и трамваи во многих городах. Казалось бы, экологически чистый, электричество дешевле, чем… Константин Чуриков: Год экологии у нас в стране. Оксана Галькевич: Да, Год экологии у нас в стране. Петиции целые, обращаются к президенту с просьбой сохранить. Чем же он настолько не мил? Татьяна Кулакова: Была дискуссия, активно очень обсуждался этот вопрос среди экспертов. И здесь есть разные точки зрения. И одна из них заключается в том, что, к сожалению, тот парк, который имеется, в частности Москве, он очень сильно изношен. И Москва не смогла сделать заказ за производство, соответственно, троллейбусов нового поколения. Ну, это связано с особенностями производства данного вида транспорта. Константин Чуриков: Плата за проезд в общественном транспорте повышается. Вопрос: повышается и улучшается ли качество? Вот что нам пишут из Краснодара наши зрители: "На троллейбус проезд увеличился – отопление отключили. Едем в бодром состоянии". И давайте обратимся к небольшим сюжетам наших корреспондентов. Они сегодня узнавали, сказывается ли рост цен на качестве обслуживания общественного транспорта. Что изменилось после повышения цен в городах – Хабаровске, Иркутске и Ростове-на-Дону? Давайте посмотрим. Хабаровский край, г. Хабаровск Юлия Хоровенкова, корреспондент: Сейчас в Хабаровске проходит транспортная реформа. Городские власти затеяли ее после того, как два из двух муниципальных перевозчиков заявили, что их деятельность долгие годы была убыточной, и объявили себя банкротами. Для начала решили оптимизировать маршрутную сеть – для этого пригласили специалистов из Тихоокеанского университета. Полгода эксперты разрабатывали план оптимизации и решили убрать пять маршрутов – якобы они были дублирующими, мешали разгрузке дорог и снижали прибыль перевозчиков. Убрали – в итоге получили от недовольных пассажиров более 100 жалоб в администрацию Хабаровска. Мария Владимирова, пассажир: Новые автобусы пришли, совершенно новые, вот эти микроавтобусы. Сейчас половину сидений у них отпилили – и мы стоим. И даже балансировка нарушена у автобуса. Юлия Хоровенкова: Но городские власти решили не останавливаться и теперь рассматривают новые предложения перевозчиков. Одно из них – сократить количество транспорта зимой по выходным. Посчитали: если интервал между автобусами станет длиннее в 2–3 раза – не 5, а 15 минут, – то автобусов потребуется в 2–3 раза меньше, а прибыль от них будет больше. Сергей Суковатый, начальник Управления транспорта администрации г. Хабаровска: Есть вот 11-й маршрут, у вас там есть свой пассажир, который едет. Собирайтесь, давайте объявление. Хотите с нашим участием? Ради бога. Но пассажир должен участвовать вот именно или в добавлении, или в уменьшении машин. Юлия Хоровенкова: Но и это не все. Уже весной перевозчики планируют обратиться в Комитет по ценам и тарифам. На их взгляд, стоимость в общественном транспорте необходимо поднять с 22 до 25 рублей – и тогда перевозки станут рентабельными. Иркутская область, г. Иркутск Екатерина Перевалова, корреспондент: Маршрутная сеть Иркутска выстроена неплохо – практически из любой части города можно добраться до места назначения без пересадок. Но недовольные все же есть. Пассажиры, у которых есть льготные проездные, могут ими воспользоваться только в муниципальном транспорте, а он ходит не везде. Светлана Другова, житель г. Иркутска: Мы нуждаемся, чтобы ходил чаще 3-й автобус, 18-й номер маршрута. Троллейбус "восьмерка" – это вообще, я не знаю, редкостное явление вот на этих остановках. Екатерина Перевалова: В Иркутске около 100 тысяч льготников, а возможность воспользоваться своей льготой есть только у 17 тысяч. Областной бюджет компенсирует выпадающие расходы на перевозку этой категории пассажиров муниципалам. А так как муниципального транспорта в Иркутске гораздо меньше, чем коммерческого, то пенсионерам и инвалидам приходится подолгу стоять на остановках или же оплачивать проезд по полной стоимости. Олег Байдацкий, представитель коммерческих перевозчиков г. Иркутска: У нас не предусматривалась возможность осуществления перевозок льготных категорий граждан частными перевозчиками. На настоящий момент нет каких-либо опять же муниципальных актов, которые бы регламентировали такой порядок на местном уровне. Екатерина Перевалова: Недавно местные власти попытались договориться с частными перевозчиками, чтобы они заключали соглашения с Минсоцразвития, опеки и попечительства Приангарья на возмещение им затрат по перевозке льготников. Но далеко не все предприниматели готовы пойти на этот шаг. Во-первых, частников пугает отчетность, так как с каждого льготника надо брать билет. Во-вторых, деньги возвращают с задержкой. И наконец, каждый перевозчик должен сам наладить продажу льготных билетов, а для этого необходимы дополнительные вложения. Ростовская область, г. Ростов-на-Дону Дмитрий Андреянов, корреспондент: У ростовчан отношения с городскими транспортниками складываются весьма непросто. После очередного скандала то и дело раздаются призывы бойкотировать если не все городские маршруты, то, по меньшей мере, частные. Горожан очень не устраивает транспортный сервис. В Ростове-на-Дону нет кондукторов и не налажена, как в Москве, система единого проездного. Обилечивает пассажиров водитель, а это очереди. Графика движения у частных автобусов тоже не существует, и ссоры возникают почти на каждой остановке, когда, стараясь набить салон поплотнее, шофер подолгу простаивает. Полина Петренко, пассажир: Люди жалуются всегда. Ну, в маршрутках, да, состояние не очень. Автобусы получше. Сергей Фролов, пассажир: Сиденья там отваливаются. Я могу сидеть за сиденьем, а оно может со мной отъехать. Дмитрий Андреянов: Техническое и гигиеническое состояние маршруток – отдельная тема. Пассажиры фиксируют то отсутствие поручней в салоне, то незакрывающиеся двери. А случается, что вместо сидений людям предлагают табуретки. Городская управа реагировала на самые вопиющие случаи, когда водители силой выталкивали из салона пассажиров, недовольных тем, что шоферы курят за рулем, разговаривают по телефону, нецензурно ругаются и слушают шансон. Если весь салон восстает против водителя, то последний просто объявляет, что остановка конечная и автобус дальше не идет. Роман Оболонский, водитель автобуса: Просят остановить там, где не положено. "Остановите!" – настаивают. А потом ругаются, оскорбляют. Ну, конфликты бывают каждый день. Дмитрий Андреянов: Власть на транспортные жалобы реагирует предписаниями по адресу перевозчиков-нарушителей, но данных о реально наказанных нет. И вот как пример – очень оживленная остановка "Ворошиловский проспект". Горожане забрасывают письмами муниципалитет с жалобами на то, что их буквально высаживают на проезжую часть, и также годами ситуация на этом перекрестке не меняется. Константин Чуриков: Слушайте, вот мы посмотрели сюжет. А может быть, с другой стороны начать – может быть, сначала все-таки повысить качество перевозок, чтобы люди понимали, за что они платят? Поездки на табуретках в маршрутках или вот это замечательное предложение в Хабаровском крае сократить количество автобусов в выходные дни. Кстати, недавно пришла статистика. Сколько там за полтора-два месяца? Оксана Галькевич: 49 человек. Константин Чуриков: 49 человек погибли от переохлаждения. Татьяна Кулакова: Ситуация заключается в том, что по России, по статистике, 50% автобусов старше 10 лет, а эксплуатационный срок нормальный – это 6–7 лет. То они уже должны быть списаны. Но для того, чтобы оказывать услуги соответствующего качества, надо приобрести, соответственно, новый подвижной состав. Оксана Галькевич: А еще знаете, что надо сделать? Нам пишут из Архангельской области: "А еще откат мэру за выход на маршрут". Это наши телезрители пишут. Видимо, каким-то образом связаны с этим бизнесом. Константин Чуриков: Со знанием дела. Оксана Галькевич: Да. У нас есть звонок из Самары. Давайте послушаем нашу телезрительницу Наталью. Наталья, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Вас беспокоят из Самары. Меня зовут Наталья. Я хотела бы задать такой вопрос. Вы меня слышите, да? Оксана Галькевич: Да-да-да, прекрасно слышим. Константин Чуриков: Великолепно. Зритель: У меня такой вопрос. В стоимость проезда входит ли санитарно-гигиеническая проверка общественного транспорта – как маршрутных автобусов, так и муниципального транспорта? Допустим, трамваи, троллейбусы, автобусы. К метро практически никаких нареканий нет. Но есть огромные нарекания к тому, как выглядят в салонах автобусы, особенно маршрутные. Впечатление складывается иногда такое, что прямо в маршрутных автобусах, извините меня, шашлыки жарили или был пожар, или костер делали. Ну, просто копотью покрыт, грязью, сажей, маслом, непонятно чем весь салон. Иногда даже просто страшно взяться за поручни или сесть на сиденье. И в процессе того, как я смотрела ваш репортаж сейчас, в голову пришло старое-старое воспоминание моих родителей, когда в Советском Союзе была очень распространена такая вещь, как проезд в общественном транспорте в зависимости… Стоимость зависит от того, сколько человек едет, и одну остановку или через весь город. Константин Чуриков: По зонам, да. Зритель: Да, по зонам, совершенно верно. Оксана Галькевич: Как на электричке. Зритель: Разница есть, если я за 25 рублей еду через весь город или одну остановку, согласитесь. Нельзя ли ввести по всем регионам обязательно такое, чтобы была кодировка по зонам? И никому бы не было обидно. И меньше было бы неплательщиков, я считаю. Потому что, согласитесь, старушке проехать, допустим, пожилому человеку, пускай даже он с транспортной картой, или школьнику, или просто человеку, который с тяжелыми сумками, одну остановку и заплатить 25 рублей или проехать весь город… Константин Чуриков: Через весь город. Спасибо, Наталья. Оксана Галькевич: Поняли вас, Наталья. Спасибо. Татьяна Кулакова: Естественно, санитарное состояние, обслуживание, приведение в нормальное состояние после эксплуатации – это все входит в расходы. Константин Чуриков: То есть в подорожавшей маршрутке по-прежнему шашлыки жарить нельзя? Татьяна Кулакова: И никогда нельзя было. Оксана Галькевич: А в чем проблема, вот скажите? В свое время была большая проблема с внешним видом и состоянием автомобилей, в принципе вот частный автомобиль… Татьяна Кулакова: Культура обслуживания – это одна история. А как люди ездят в общественном транспорте – это же тоже история. Оксана Галькевич: То есть проблема в пассажирах или все-таки в перевозчиках? Татьяна Кулакова: И пассажиры тоже себя могут вести некорректно в отношении транспорта. Обращаю ваше внимание: когда запустили МЦК, новые поезда, то что с ним произошло? Их же потом отмывали чуть ли не через два дня. То есть их же обрисовали, срезали там что-то. То есть люди тоже в данном случае могут вносить вот такой негативный… Оксана Галькевич: Ну, это вандализм впрямую. У нас имеется статья в законе, которая предусматривает наказание. Татьяна Кулакова: Естественно. Но с другой стороны, просто транспорт сам по себе старый, и поэтому, естественно, он так выглядит. Но обновляется же. То есть, если посмотреть, происходит обновление. Константин Чуриков: И еще один звонок примем. У нас на связи Галина из Московской области. Галина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: У вас какие нарекания к общественному транспорту? Зритель: Знаете что? С Нового года прибавили на общественном транспорте на 6 рублей. Сейчас у нас 49 рублей стоит на общественном транспорте. Это Луховицы, маленький городишко, можно сказать – деревенька. И вот только в пределах вот этого – 49 рублей. До этого было 43 рубля. Оксана Галькевич: Что, в общем, тоже существенно. Зритель: Да, 43 рубля. И я тоже возмущалась ужасно. Но сейчас… Как же называется? Стрелка, вот стрелку такую у нас на общественном транспорте… Как же называется эта штучка? Константин Чуриков: Крик души ваш принят. Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: В Луховицах огурцы люди выращивают. Оксана Галькевич: Да. Луховицкие огурцы, кстати, знаменитые. Константин Чуриков: А транспорт дорогой.   Татьяна Кулакова: В разных регионах, если мы посмотрим, стоимость транспорта очень резко отличается. Даже в пределах одного города может различаться. Оксана Галькевич: Татьяна, вы себе не представляете, и мы на самом деле до сегодняшнего дня не представляли себе, насколько резко в разных регионах и в соседних регионах отличается стоимость проезда. У нас на связи сейчас Забайкальский край, наша телезрительница Светлана, давайте ее послушаем. Светлана, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: У вас сколько стоит поездка на автобусе, на маршрутном такси? Зритель: У нас маршрутное такси стоит 500 рублей. Ну как? От места до места. У нас пригородных поездов сейчас нет, их убрали давно. Константин Чуриков: 500 рублей за какое расстояние, простите? Оксана Галькевич: Да, велика ли дистанция? Зритель: Ну, с Мирной до Оловянной, например. Константин Чуриков: Это сколько километров? Мы просто не представляем себе. Зритель: Ну, километров 8, наверное. Константин Чуриков: 8 километров – 500 рублей! Зритель: 500 рублей. Оксана Галькевич: Это официальное маршрутное такси, Светлана, скажите? Официальное маршрутное такси? Номерочек, водитель… Татьяна Кулакова: Это частные? Оксана Галькевич: Все-таки, тем не менее, по подряду… Зритель: Частные, они частники. Константин Чуриков: Так, а государственный транспорт какой-то есть? Оксана Галькевич: Другого ничего нет? Зритель: У нас нет ничего. Хотели пускать, но не пускают. Это никому не надо. Люди мучаются с маленькими детьми, ездим на маршрутном такси, страшно зимой, холодно. У нас под 40 градусов мороза. Константин Чуриков: Светлана, а вы пробовали к властям вашим местным обращаться? Зритель: Обращались. Был у нас здесь Владимир Вольфович Жириновский, приезжали к нам. Константин Чуриков: Владимир Вольфович – это Государственная Дума, это не власть вашего региона, вашего района. Зритель: Ну, они были у нас здесь и сказали, что вроде как эту проблему решат. Оксана Галькевич: Давно ли были? Зритель: В том году были, в мае. Константин Чуриков: Сказали, проезжали мимо и поехали дальше. Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо, Светлана. Татьяна Кулакова: Здесь очень часто определяется пассажиропотоком, то есть сколько людей пользуется транспортом. И, к сожалению, если опять посмотреть на статистику, уменьшается количество пассажиров. Единственное, где растет, то это метро, метрополитен. А везде – автобусы, трамваи, троллейбусы – люди реже ездят. Сокращение реальных доходов. И мобильность населения падает. Константин Чуриков: Но с другой стороны, не цинично ли в таком случае рассуждают местные власти, когда они говорят: "Ну, вас там всего – сколько? – 100 человек. Мы не будем вам автобус выкатывать"? Татьяна Кулакова: Это другая история – социально значимые поездки. И здесь власти на себя должны брать ответственность для осуществления такого типа поездок. Константин Чуриков: У нас, значит, все регионы просто вымрут. Чем там заниматься? Татьяна Кулакова: Естественно. То есть здесь это решается несколько по-иному. Есть социально значимый маршрут, на который власти берут перевозчика и компенсируют ему, соответственно, потери, связанные с осуществлением этих перевозок. Константин Чуриков: Извините, а много у нас вот таких маршрутов вообще по стране? Татьяна Кулакова: Да, это достаточно большая цифра. Только не буду врать относительно количества. Оксана Галькевич: У нас просто в связи с тем, что вопрос демографический, который мы только что обсуждали, бурным ключом бьет у нас жизнь только где? В Москве, может быть, в Петербурге и в каких-то городах. Татьяна Кулакова: В агломерациях. Оксана Галькевич: В агломерациях, да. То есть получается, что во всех остальных местах в большинстве случаев перевозки общественного транспорта – они убыточные? Татьяна Кулакова: Они убыточные во всем мире. То есть нельзя сказать, что есть… Это общая проблема. Общественный транспорт – он по сути убыточен, и поэтому он во всем мире поддерживается государством. И размер дотаций бывает очень большой со стороны правительств. То есть плата за сбор билетов – это не основная составляющая доходов предприятий общественного транспорта. Оксана Галькевич: Нам, кстати, пишут из Амурской области, спрашивают: "Прежде была такая практика, когда автобусные перевозки субсидировались из грузовых – так же, как на железные дороги". Действительно существовала. А сейчас? Константин Чуриков: За счет грузовых, которые зарабатывают. Татьяна Кулакова: На самом деле даже есть такая практика за рубежом: взимают плату с грузовых, соответственно, транспортных средств, а эти деньги идут на развитие трамвая, троллейбуса в силу того, что это экологически чистый вид транспорта, но достаточно дорогой в обслуживании. Ну, трамвай дороже, чем, скажем, троллейбус. Но при этом не хватает доходов, которые собирают перевозчики, просто в части сбора платы. Константин Чуриков: У нас еще есть звонок. Людмила, кажется, до нас дозвонилась. Людмила, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я Людмила Васильевна, звоню вам из Татарстана, город Набережные Челны. Слушаю внимательно каждый раз вашу передачу, стараюсь. Что хочу сказать по транспорту? В нашем городе сейчас проезд в транспорт – 20 рублей. У нас есть трамваи, автобусы большой вместимости и "Газели", ну или по-другому их называют "маршрутки". Все транспортники очень ратуют за повышение тарифов до 23 рублей. Константин Чуриков: Ну, это понятно – они же транспортники. Зритель: А что будет лучше? Допустим, сейчас зима, вот мы все замерзшие в этих "Газельках". Многие водители не объявляют остановки, и приходится названия остановок спрашивать друг у друга, пассажиры спрашивают. У нас проездные. Я, например, пенсионерка, у меня проездной. Я оплачиваю один раз в месяц. Заплатила в этот раз 448 рублей, раньше было 427. Когда люди преклонного возраста показывают… Все равно же мы едем куда-то. И когда показывают, особенно в "Газельках", проездные – отношение к нам оставляет желать лучшего. Лично я предлагала через наше местное телевидение в салонах автобусов разместить таблички с фамилией водителей. Я думаю, что это будет дисциплинировать водителя, чтобы он вел себя аккуратнее. Но до сих пор ничего не сделано. Константин Чуриков: Как, собственно, и положено по закону уже давно, да? Сейчас уточню у эксперта. Спасибо за ваш звонок. В Москве в маршрутках, пожалуйста: везет такой-то и такой. Оксана Галькевич: Везде указано, да. И телефон для связи. Татьяна Кулакова: Конечно, с точки зрения оказания качества услуг, то, естественно, неплохо знать, кто собственно тебя везет. Какое предприятие – обязательно указывается. Маршрут обязательно указывается. То есть это некие такие требования к информации по поводу общественного транспорта. Константин Чуриков: И несколько сообщений. Активно зрители пишут. "Новые троллейбусы и автобусы кто делал? Как инвалиды это терпят?" – это Краснодар. Пишут из Хакасии: "В муниципальном транспорте – чистота, а в коммерческом – ужас". Кстати говоря, просят с этим разобраться. Татьяна Кулакова: То есть – наоборот. Оксана Галькевич: А некоторые пишут из Нижегородской области: "Как-то парадоксально выглядит ситуация. У коммерсантов перевозки не убыточные, а у госчиновников все, что в госуправлении, убыточно". На самом деле, насколько по-разному обстоят дела и выглядит ситуация в стране. Константин Чуриков: Спасибо за то, что пришли к нам в студию и ответили на все наши многочисленные вопросы, нас и наших зрителей. В студии была Татьяна Кулакова – профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук. Программа "ОТРажение" продолжится буквально через 3 минуты. Не переключайтесь.