Дмитрий Катаев: Есть только один цивилизованный способ реакции на проблемы в сфере ЖКХ - выборы
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/povishenie-tarifov-zhkh-27161.html Оксана Галькевич:: Помнишь, Кость, не так давно наш обозреватель Сергей Лесков рассказывал в прямом эфире всем нам и нашим телезрителям о такой давней британской традиции: скачки, дамы в затейливых шляпках, джентльмены в высоких головных уборах.
Он тогда еще вопрошал: есть ли у нас такие многолетние добрые традиции? Я не знаю, как насчет традиций увеселительного характера, но другим традициям нет числа.
Константин Чуриков: Например, каждый год, так уж заведено, мы точно знаем, что 1 июля вырастут коммунальные тарифы в Российской Федерации. Понятия не имеем, насколько, но точно знаем, что вырастут.
Оксана Галькевич:: Точно знаем, что вырастут, а не упадут, друзья. Вот это тоже мы точно совершенно знаем.
Константин Чуриков: Холодное лето 2017 года – конечно же, не исключение. Абсолютно в духе этой уже не английской, а российской традиции. С 1 числа июля месяца тарифы выросли. Давайте посмотрим, как. Графику на экран. Вот в среднем, согласно распоряжению правительства, плата поднялась на 4%. Но есть статистика по отдельным регионам. Например, в Москве на 7%, в Петербурге, Якутии, на Камчатке – на 6%, в Кемеровской области почти на 6%, и меньше всего тарифы поднялись в Кабардино-Балкарии, в Дагестане, в Алтайском крае и в Северной Осетии. На самом деле в этих данных много различных исключений. Сейчас будем разбираться вместе с экспертом. А для начала давайте запустим прямо сейчас голосование. Вопрос очень простой.
Оксана Галькевич:: Вопрос очень простой. Дело в том, что каждый год нам повышают стоимость услуг ЖКХ. Это мы уже точно знаем, как мы сказали. А интересно, растет ли качество услуг, а не тарифов. Вот с этим хотим разобраться, друзья. Такой у нас вопрос: вы замечаете, что качество услуг ЖКХ растет? Да/нет – 3443, первые буквы "ОТР". И в конце этой получасовки подведем итоги.
Константин Чуриков: А в студии у нас Дмитрий Катаев, член политсовета движения "Солидарность". Дмитрий Иванович, здравствуйте.
Дмитрий Катаев: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Во-первых, хочется понять, исходя из чего в том или ином регионе принимается решение о каком-то конкретном повышении коммунальных тарифов. Это первый вопрос. И дальше будут еще вопросы по отдельным регионам.
Дмитрий Катаев: Если говорить в самом общем виде, в среднем по России, то тарифы повышаются, во-первых, на общем фоне инфляции, что, в общем-то, естественно. А откуда берется инфляция – это уже другой вопрос.
А второй, не менее существенный фактор – это просто нормальная человеческая жадность.
Константин Чуриков: То есть Москва, Петербург, Якутия – здесь более жадные люди, которые принимают решения относительно повышения тарифов.
Дмитрий Катаев: Есть и фактор, который препятствует повышению тарифов, и их учитывает власть. Где уровень жизни поменьше, пониже, там поосторожнее. Где население поактивнее, там тоже поосторожнее.
Константин Чуриков: Вот такой фактор. Кстати, за примерами ходить далеко не надо. Мы помним митинги в Новосибирске. Там была целая серия таких митингов против резкого роста тарифа ЖКХ. И как раз удалось им переломить ситуацию. Во всяком случае, на те 15%, которые предполагались, не повысили.
Дмитрий Катаев: Да. И не те, может быть, которые очень хотелось бы.
Оксана Галькевич:: Дмитрий Иванович, первая реакция наших телезрителей… Вот я читаю одно из СМС-сообщений из Архангельской области, Ненецкого автономного округа, она такая: "А почему мы не можем платить по факту за услуги ЖКХ?". Вот есть определенное качество, ему соответствует определенная цена, определенный тариф. Почему нельзя вот так? Наверное, такое справедливое возмущение, хотя я понимаю, что есть, конечно, свои резоны.
Дмитрий Катаев: А что такое "по факту"? Это по себестоимости?
Оксана Галькевич:: По качеству. По уровню качества оказываемых услуг.
Дмитрий Катаев: Когда речь идет о естественной монополии, качество малоинформативно. Потому что хорошее качество или плохое качество. Но представьте себе, что сейчас бац – и отключились все эти услуги. И вы согласитесь, чтобы их вернули, при любом качестве. Лишь бы вернули, правильно? Это нормальное свойство естественной монополии.
Оксана Галькевич:: Хорошо. Тогда интересно разобраться, почему эти естественные монополии, для которых фактор качества, как вы говорите, достаточно сложно определяем, не занимаются сокращением издержек.
Дмитрий Катаев: А зачем? Чем больше издержки, тем больше можно украсть.
Константин Чуриков: Ах вот оно что.
Дмитрий Катаев: А сокращать их никто особо не заставляет. Вопрос лоббирования. Сумеют они продавить через начальство очередной процент повышения – и радуются.
Оксана Галькевич:: Издержки, модернизация – это все остается за скобками для этих самых естественных монополий.
Дмитрий Катаев: Некоторые вещи все-таки удается. Скажем, энергосбережение очень медленно, очень через пень колоду, но все-таки продвигается по факту.
Константин Чуриков: С другой стороны, продолжая тот вопрос, который Оксана задавала, вот было разъяснение Верховного суда о правах потребителей в сфере ЖКХ, что можно требовать возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации. Тут даже интересные такие формулировки, вот хотел вас спросить. Предъявляется некое требование разумности при повышении тарифа. Что значит разумности в данном случае?
Дмитрий Катаев: В законодательстве слово "разумность" довольно часто встречается. Что-то такое назначается в разумный срок, например. На усмотрение судьи, администрации. Зависит от того, кто принимает решение. Не все же можно прописать в законе.
Оксана Галькевич:: Тут еще требовать материального возмещения морального вреда. Это тоже интересно. Я так понимаю, что это тоже все на усмотрение…
Дмитрий Катаев: Тоже чисто такая умозрительная категория. Как моральный вред оценить, бог его знает. Как-то оценивают.
Оксана Галькевич:: Как-то оценивают.
Константин Чуриков: Вы знаете, очень много сообщений. Например, Саратовская область нам пишет, что до безобразия, все хуже и хуже дело обстоит с подачей тепла. Нам из Энгельса то же самое пишут. Спрашивают: "Что с капремонтом? Почему только через десятки лет его планируют делать?". Кстати говоря, действительно, вот эта квантовая единица под названием капитальный ремонт. Некоторые говорят, что это одна из форм финансовой пирамиды.
Дмитрий Катаев: Не совсем, но близко к этому.
Константин Чуриков: Близко.
Дмитрий Катаев: Тут два вопроса. Что вы сказали первое?
Константин Чуриков: Первое – это что касается подачи тепла.
Дмитрий Катаев: Да, подачи тепла. Можно говорить – подача тепла, можно говорить – подача электроэнергии. Вот, у нас в доме, где я живу в Коньково, заменяли лифт. И слава богу, что заменяли. Это прекрасно. Но два дня было на протяжении этого месяца, когда лифт просто не работал.
Константин Чуриков: Но вы продолжали платить в эти два дня.
Дмитрий Катаев: Какие моральные издержки с этим связаны? На это есть только один способ реакции. Нормальный, цивилизованный, сугубо качественный. Выборы.
Вот были недавно выборы в Госдуму. Кто-нибудь спросил кандидатов в депутаты, будут ли повышать тарифы. Ну, будут – это известно. Ладно. Почему их так повышают? А нельзя их повысить пониже? А что вы для этого сделаете, став депутатом? Почему-то у нас не приняты такие вопросы. А это совершенно нормальная часть кандидатской программы.
Константин Чуриков: Мы смотрели дебаты. С другой стороны, даже когда эти вопросы задают, уж согласитесь, большинство кандидатов, и уж неважно, от какой партии, они просто максимально уходят от ответственности и начинают говорить: "Мы будем бороться за…". И все.
Дмитрий Катаев: Уходят от ответа – пусть уходят куда-нибудь подальше. Если он ответил, пообещал, обосновал свое обещание, а потом не выполнил, так у нас и большинство депутатов не первый срок баллотируются. Пойдет на второй срок. Там уж можно припомнить.
Оксана Галькевич:: Причем, не первый срок у тех депутатов, которые умеют правильно не ответить на какой-нибудь вопрос.
Дмитрий Катаев: А который идет на первый срок – за него ручается обычно партия. Значит, партии надо галочку поставить соответствующую.
Оксана Галькевич:: Дмитрий Иванович, у нас звонок прозвенел в эфире. Это Олег из Новосибирска, того самого региона, где люди выходили на митинги против повышения тарифов ЖКХ. Давайте с ним пообщаемся. Олег, здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер.
Константин Чуриков: Добрый.
Оксана Галькевич:: На митинги вы ходили, как раз те самые, нашумевшие?
Зритель: Нет, конечно. Просто новости смотрели. Нам некогда ходить. Мы зарабатываем деньги.
Оксана Галькевич:: Как раз, чтобы эти тарифы оплачивать.
Зритель: У нас частное домовладение. В прошлом году на полив своего огорода нам насчитывали по 2500 каждый месяц. В этом году там прокуратура вроде бы разобралась – снизили до 1800.
Константин Чуриков: То есть сработала все-таки обратная связь?
Оксана Галькевич:: Чтобы прокуратура начала разбираться, нужно, чтобы кто-то все-таки из активных граждан обратился.
Зритель: Да. Тарифы завышены. То есть все это идет коррупция с властью непосредственно. У нас то же самое: Новосибирскэнергосбыт по себестоимости покупки электроэнергии 1 копейка производит Русгидро на нашей ГЭС. То есть себестоимость 1 копейка. А нам ее предлагают по 2 руб 37 коп. Представляете, сколько там накручивают? Новосибирскэнергосбыт является поставщиком. И Россети, которые должны доставить до потребителя по своим этим… Причем, провода у нас только через суд поменяли. Когда у нас случилось замыкание, перегорело 7 электроприборов в доме… До суда, конечно, не дошло. Был суд. Я присутствовал третьей стороной. То есть мне выплатили в досудебном порядке добровольно. И то через новости сами узнаете. У нас есть такая программа… То есть пригрозил, госпожа Воронкова сказала – документы все собраны, все их ответы, их отказы. Что-то ждут, ждут, не могут решение принять. То "у нас директор отсутствует", то "мы сами не знаем". То им этот документ предоставь, то еще какой-то.
Константин Чуриков: Это самая увлекательная сфера нашей жизни. Согласитесь, Олег.
Оксана Галькевич:: Запутанная. Спасибо.
Константин Чуриков: У нас еще, кстати говоря, на Линии сейчас Зоя из Екатеринбурга. Зоя, добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Вы знаете, мы хотим разобраться в таком вопросе. Скажите, пожалуйста, мы обращались в управляющую компанию о том, что всю зиму нас обдирали за тепло и за нагрев воды. Вы представляете, квитанция увеличивалась на 40%. Мы обращались в управляющую компанию, они нас рассылали в расчетный центр. Те обоснованно писали, что положением таким-то вот это все обусловлено. Вы знаете, у нас одно единственное предложение. Мы хотим, чтобы точно так же, как выступал перед нами президент и отвечал за бесхозяйственность страны за правительство перед народом, хотя не он это должен делать, а должен делать Медведев. А здесь мы хотим… На уровне региона должен отвечать губернатор. Тем более, что нашему губернатору переизбираться. Почему они не следят за управляющими команиями ? Что они делают? Разве можно так издеваться? У нас ни на копейку не прибавилась пенсия. Она стала по отношению к инфляции убыточной. И вы представляете, то есть получается, что народ никому не нужен.
Константин Чуриков: Зоя, но как вы сами сказали, впереди же выборы. Вот как раз и наш эксперт тоже Дмитрий Иванович посещать эти мероприятия.
Оксана Галькевич:: Находить на это время. Дмитрий Иванович, кстати говоря, не уходя далеко от этого звонка телезрительницы, смотрите, тарифы ЖКХ нам поднимают каждый год 1 июля. А индексация наших пенсий происходит не всегда по закону на уровень инфляции…
Дмитрий Катаев: Если происходит.
Оксана Галькевич:: Да. Как в этом году, например. Отложенная была индексация. Люди получили деньги, эти пресловутые 5000 рублей уже в январе. Вроде как за прошлый год. Насколько справедлива такая ситуация?
Дмитрий Катаев: Абсолютно несправедлива. Извините, что я все к одному и тому же возвращаюсь. Будут выборы президента. Телезрительница упомянула прямую речь президента. Но она же не прямая. Там вопросы проходят очень серьезное сито, прежде чем доходят до президента. С одной стороны, это естественно. Вопросов не 1 млн. Там было, по-моему, 2 млн вопросов. Я уж не помню.
Оксана Галькевич:: Ну, понятно. 2 млн даже за 4 часа, конечно, охватить невозможно.
Дмитрий Катаев: А почему президент должен отвечать на эти вопросы? Ведь действительно отвечать должен даже не губернатор.
Константин Чуриков: А кто?
Дмитрий Катаев: Управляющая компания. Есть закон, по которому управляющая компания ежегодно до 1 апреля обязана представить отчет собственникам, причем, есть форма этого отчета, чтобы он был действительно содержательным, чтобы это была не формальность. Так возьмите этот отчет, скиньтесь по рублю, попросите эксперта в соседнем доме (если в вашем нет) прочитать его внимательно, проведите собрание, предъявите претензии. Ссылаясь на это решение Верховного суда, можете даже санкции предъявить. И так далее. То есть единственное, что нужно – это желание работать.
Оксана Галькевич:: Дмитрий Иванович, давайте я уточню. Может быть, речь не о том, насколько справедлива такая ситуация, когда нам тарифы планово повышают серьезным образом, ощутимым, а с пенсиями будет она, не будет и на какой уровень – это решается уже отдельно.
Дело в том, что ведь это вопросы государственного планирования. И примерно в одних и тех же кабинетах обсуждаемы. Ведь вот это смущает. Ведь правительство знает, что тарифы так или иначе будет подниматься, тарифная сетка согласуется, обсуждается.
Дмитрий Катаев: Но ведь есть причины, почему поднимаются тарифы. Когда я был депутатом (а я 15 лет был депутатом с 1990 по 2005 год) Моссовета и Мосгордумы... Пока Лужков вынужден был меня терпеть. Потом он от меня избавился к общему удовольствию моему и его.
Я тогда направил запрос… До последнего времени существовала (сейчас упразднили) региональная энергетическая комиссия. Попросил обоснование тарифов. Мне прислали очень серьезный, для профессионального чтения, размером с хороший такой литературный журнал, отчет… Не отчет, а обоснование. Я, к сожалению, забросил это дело, виноват. Но можно было действительно найти экспертов и разобраться. Тогда это еще можно было. Тогда региональная комиссия существовала и реагировала так на депутатские запросы. Сейчас ни комиссии этой нет уже, ни депутатских запросов.
Константин Чуриков: Давайте послушаем звонок. Николай до нас дозвонился. Это уже Красноярский край. Николай, здравствуйте, слушаем вас.
Зритель: У нас в октябре месяце… центрального водопровода. И только 3 дня назад его отремонтировали, но еще воду не подают. Нам в деревню подают воду из местной водокачки. Цена кубометра – 3 рубля. Но с нас берут 118, как будто эту воду подают нам… Это 5 км. Обращались и в прокуратуру, и в администрацию… района, и к губернатору Красноярского края Толоконскому. Письмо писали президента Российской Федерации Путину. Все это приходит в местную администрацию. А как мы мучились без воды, так и продолжаем.
Константин Чуриков: Мало того, что из водокачки, так еще и дороже за это платить приходится. Николай, спасибо за ваш звонок. Давайте сейчас обратимся ненадолго к небольшому опросу, который наши корреспонденты проводили в нескольких городах, спрашивали, что людей устраивает и что не устраивает в качестве услуг сферы ЖКХ.
ОПРОС
Оксана Галькевич:: Вот такая у нас получилась картина по стране. Вы знаете, уважаемые друзья, мы с Константином независимо друг от друга обратили внимание, что очень много сообщений нам сейчас приходит из Алтайского края. Я себе отложила несколько, Костя – тоже: "У нас в Рубцовске Алтайского края с 1 июля подняли тарифы на ЖКХ на 25%. Как нам жить? Полный беспредел".
Константин Чуриков: При этом люди увидели наши данные, которые, естественно, мы получили из официальных источников, и увидели, насколько цифры эти не бьются.
Оксана Галькевич: А вот еще смотрите: "Люди, отзовитесь, напишите, есть ли где-нибудь тариф на электроэнергию выше, чем у нас на Алтае. С 1.07 у нас он стал 3 рубля 81 коп".
Константин Чуриков: Да, мы сейчас сможем перепроверить эту информацию. У нас Зинаида из Алтая сейчас на связи. Зинаида, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Ну что скажете?
Зритель: Город Барнаул. С 1 июля на 4% на величину инфляции. У нас квитанции… Мы платим не одной строкой. У нас 11 строк: вода горячая, холодная, вывоз мусора и так далее по списку. И у нас повышается не общий платеж на 4%. Из Рубцовска не зря сказали. Повышается в целом квитанция коммунальной услуги на 35-40%. Притом, что у нас в Алтайском крае пенсия 9 и максимум 12. Мы зимой платим 6-7 тысяч за коммунальные услуги.
Константин Чуриков: Зинаида, а вы посчитали сейчас, с учетом как раз вот этого повышения на 30-40%, как вы говорите, сколько вы будете платить?
Оксана Галькевич:: Какая будет сумма вашей платежки?
Зритель: Квитанцию за июль мы еще не получили. Исходя из прошлых годов, когда тоже было на величину инфляции, у нас всегда повышалось… каждый поставщик. Водоканал – 4%. Тепловики – 4%. И каждый поставщик коммунальных услуг, их в квитанции 11. И 11 на 4% умножить. Это сколько? 40%. Это один вопрос. Поэтому у нас действительно лукавят. Пенсию одной строкой на 4% повышают.
Константин Чуриков: И то не всем. Есть работающие пенсионеры, которые вне игры. Спасибо за ваш звонок.
Оксана Галькевич:: Да, спасибо. Давайте подведем итоги нашего голосования. Мы в начале этого часа спрашивали вас, уважаемые друзья: "Вы замечаете, что вместе с тарифами на ЖКХ ежегодно растет и качество услуг?".
Константин Чуриков: Я думаю, что даже не надо комментировать эти результаты. Все на экране.
Оксана Галькевич:: Вы все видите. 2% сказали – да, они видят, что услуги становятся лучше. Нет, ничего не происходит в лучшую сторону – 98%. Дмитрий Иванович, вот такие результаты.
Дмитрий Катаев: Можно несколько слов? Вот последняя телезрительница тоже. Я бы хотел ее спросить, если бы было время, если бы она еще была в эфире. Вот у них был в сентябре прекрасный кандидат в Государственную Думу – Владимир Рыжков. Она за него голосовала или нет?
Константин Чуриков: Дмитрий Иванович, все вопросы только в политической плоскости.
Дмитрий Катаев: Правильно.
Константин Чуриков: Замечательные люди, даже блестящие теоретики, которые приходят к власти, они смогут эту рухлядь выкинуть и поставить новые трубы?
Дмитрий Катаев: Без теоретика не обойдешься. Если бы у нас с властью было все в порядке, то действительно надо было бы обсуждать практические вопросы. И нам с вами тут особо и делать нечего было бы. Это все решалось бы в рабочем порядке. К сожалению, мы уже давно в такой стадии, когда экономические вопросы и практические надо решать на политическом уровне.
Оксана Галькевич:: Дмитрий Иванович, нельзя с вами не согласиться, что надо как-то быть поактивнее в отстаивании наших интересов и попристальнее вообще наблюдать за тем, что происходит в самых разных сферах нашей жизни. Спасибо вам большое. Дмитрий Иванович Катаев, член городского политсовета движения "Солидарность", был в эфире программы "Отражение".
Дмитрий Катаев: Спасибо.
Константин Чуриков: Мы через пару минут к вам вернемся.