Позвольте присесть. РЖД просит пассажиров нижних полок разрешать «верхним» соседям посидеть внизу
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/pozvolte-prisest-rzhd-prosit-passazhirov-nizhnih-polok-razreshat-verhnim-sosedyam-posidet-vnizu-40580.html
Оксана Галькевич: А тема у нас такая – «Уважать нужно тех, кто сверху». РЖД – Российские железные дороги – в канун Нового года решили урезонить пассажиров нижних полок купейных и плацкартных вагонов. Теперь в новых бланках билетов будет значиться просьба, причем такая очень настоятельная: разрешать попутчикам с верхних полок в дневное время сидеть внизу. Ну, в разъяснении сказано, что, мол, место для багажа всегда сверху находится, на третьей полке, стол общий для всех пассажиров, а в дневное время разрешается сидеть на нижней полке. Разрешается. Казалось бы…
Иван Князев: Казалось бы, вообще это очевидно. Я столько раз ездил в поездах и ни разу не видел, чтобы… Ну, я читал про них, но в основном люди договаривались как-то. «Можно посидеть?» – «Ну да, пожалуйста. Почему бы и нет?» Ну, за исключением, конечно, если человек инвалид или пожилой и так далее.
Оксана Галькевич: Бывают, видимо, правила из разряда неписаных, но понятных. В РЖД, видимо, какую-то критическую массу этих конфликтов накопили и решили это прописать черным по белому.
Что думаете по этому поводу? У вас случались ли такие конфликты? Звоните нам или пишите. Мы в прямом эфире. Телефон для связи с нами, для звонка у вас в низу экрана указан. Есть еще SMS-портал – тоже, пожалуйста, пишите.
Ну а мы пока связываемся с директором Центра экономики транспорта Высшей школы экономики Татьяной Кулаковой. Татьяна Владимировна…
Иван Князев: Здравствуйте.
Татьяна Кулакова: Здравствуйте, здравствуйте.
Иван Князев: Татьяна Владимировна, расскажите. Действительно историй таких накопилось много, что возникла необходимость это все прописать и, что называется, урегулировать в правилах?
Татьяна Кулакова: Да, пришлось, для того чтобы снизить уровень конфликтности. Кстати, там будет указано и место для багажа. То есть если у вас нижняя полка, то будет указано, что ваше место для багажа, соответственно, внизу, а если у вас верхняя полка, то также будет указано, что у вас место для вашего багажа сверху.
Оксана Галькевич: Татьяна Владимировна, а если тяжелое что-то, знаете, у пассажира?
Иван Князев: Туда же еще залезть нужно, на эту верхнюю полку.
Оксана Галькевич: Или наоборот – что-то такое, что нужно именно наверх поставить, куда-нибудь подальше. Нужно именно наверх, а в билете написано: «Нет, дружок, ищи место внизу».
Иван Князев: Или наоборот, кстати.
Оксана Галькевич: Или наоборот, да.
Татьяна Кулакова: Здесь, конечно, все равно… Это же рекомендация. То есть нельзя сказать, что это требование. Естественно, у пассажиров остается возможность для решения таких вопросов.
Иван Князев: А рекомендация эта для кого? Это для проводников, тех, кто работает в вагоне? Либо это все-таки будет прописано в билете, и граждане смогут с этим ознакомиться и принять к сведению?
Татьяна Кулакова: Это будет указано в билете. И это как раз информация для пассажиров.
Оксана Галькевич: Татьяна Владимировна, но это именно рекомендация?
Татьяна Кулакова: Да.
Оксана Галькевич: В случае возникновения каких-то серьезных конфликтов, знаете, иногда люди в суд обращаются, еще что-то, это никакой поддержкой не будет для конфликтных пассажиров?
Иван Князев: Юридической силы не будет.
Оксана Галькевич: Юридической какой-то силы не будет иметь?
Татьяна Кулакова: Нет, нет, нет, к сожалению. То есть у нас такого жесткого регламента нет на эту тему. Но в данном случае это, по крайней мере, попытка найти такое решение для того, чтобы снизить вот этот уровень конфликтности. Но надо обратить внимание, что на этом билете будет еще очень много информации, полезной для пассажиров и другой.
Оксана Галькевич: А что там будет еще?
Иван Князев: Расскажите нам.
Татьяна Кулакова: Там еще будет указано и подробное описание тарифа, то есть фактически будет ясно, сколько мы платим и за что.
Иван Князев: А, то есть все-таки мы будем понимать, почему билеты такие дорогие, да?
Татьяна Кулакова: Да, совершенно верно. Там будет указана информация о том, когда прибываем, какая рядом, например, станция метро, если это касается Москвы и так далее. Для пассажиров информации появится значительно больше, поэтому, конечно, это будет очень удобно.
Оксана Галькевич: Вот нам люди пишут, что нижние полки-то дороже стоят. Я, правда, не знаю, что из этого следует. Что, больше прав у тех, кто купил нижнюю полку? Наверное, нет, конечно же.
Иван Князев: Опять же интересно.
Оксана Галькевич: «Санкции при отказе пустить пассажира с верхней полки вниз предусмотрены ли этими правилами или нет?» – Волгоградская область спрашивает.
Татьяна Кулакова: Конечно нет. Какие здесь могут быть санкции? Как можно заставить?
Оксана Галькевич: Нет, кстати, Татьяна Владимировна, проводник всегда есть в вагоне. Будут ли как-то инструктировать на случай обсуждения этих вопросов? Подойти к пассажиру…
Иван Князев: Попросить, объяснить.
Татьяна Кулакова: Да, конечно, обязательно. Так как проводники в основном общаются с пассажирами, конечно, у них должен быть такой навык для того, чтобы гасить вот такие непроизводственные конфликты.
Иван Князев: На совесть надавить.
Оксана Галькевич: У нас же, если мы говорим о плацкартных вагонах, там еще и боковые полки есть.
Татьяна Кулакова: Да. И было проведено исследование последнее ВЦИОМ, и эти все боковые полки, эти все места возле туалета были названы пассажирами в качестве самых неудобных.
Оксана Галькевич: Ну понятно – почему.
Татьяна Кулакова: Их как не любили, так и сейчас не предпочитают, конечно, приобретать их.
Иван Князев: Татьяна Владимировна, скажите, пожалуйста…
Оксана Галькевич: Хорошо, хоть курить в тамбуре, простите, перестали.
Иван Князев: Ну, уже запретили, слава богу. А вот что касается боковушек. Нижнюю разбирать, чтобы спать ложиться, во сколько человек, который там едет, может? Потому что, понимаете, человек сверху тоже хочет посидеть внизу и так далее. Как ему намекнуть, что пора бы спать? Потому что многие любят засидеться.
Татьяна Кулакова: Насколько я понимаю, сейчас как раз РЖД показывала, Федеральная пассажирская компания показывала еще и новый дизайн вагонов. И вот там этих проблем уже не будет. Правда, когда будут они – пока непонятно, к сожалению.
Иван Князев: Правда, поездов еще нет.
Оксана Галькевич: А как не будет этих проблем? А что там в новом дизайне, простите?
Татьяна Кулакова: Вы посмотрите. Там потрясающий, конечно, дизайн. То есть там очень красивые вагоны с душем, с кулерами с водой, с розетками, с вай-файем и так далее.
Иван Князев: В душ можно будет пойти, пока человек отдыхает.
Оксана Галькевич: Это понятно.
Татьяна Кулакова: Там будет замечательно, комфортно.
Иван Князев: Нет, что касается боковушек, то что там новый дизайн даст?
Татьяна Кулакова: Новый дизайн даст то, что там как раз уже не будет этой проблемы, связанной с тем, что место разбирается или собирается. То есть там как раз это продумано.
Оксана Галькевич: Ну хорошо. Спасибо большое. Татьяна Владимировна Кулакова была у нас на связи, директор Центра экономики транспорта Высшей школы экономики.
У тебя какой опыт самого длительного перемещения на поездах по нашей стране?
Иван Князев: Москва – Калининград.
Оксана Галькевич: И сколько?
Иван Князев: Сутки.
Оксана Галькевич: Пять с половиной суток: Иркутск – Сальск (Ростовская область).
У нас на связи сейчас телезритель – Виктор из Оренбургской области. Виктор, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Как у вас с опытом перемещения в поездах?
Зритель: Вы знаете, когда-то по молодости я очень много ездил, вынужден был ездить к месту учебы и домой. Я никогда не наблюдал, чтобы были какие-то проблемы с этим отдыхом. Вот никогда, честное слово. Но в прошлом году я просто наблюдал. То есть меня это как бы напрямую не касалось, но я наблюдал, как девушка одна, сев, заняв место свое нижнее, так демонстративно расположилась отдыхать днем. Видно, что человек…
Иван Князев: …не очень воспитан.
Зритель: …не нуждается в таком отдыхе, но вот эта демонстрация всем, что это ее место. Кто был в окружении, конечно, уступили место для того, чтобы человек присел с верхней полки. Ну, было неприятно.
Оксана Галькевич: Виктор, а может, она плохо себя чувствовала. Нет, такого не было? Может, как-то скоропостижно сделали какие-то выводы, скоропалительно?
Зритель: Ну, я думаю, что правильно сделали, что прописывают это в билетах, потому что мы все люди разные. Кто-то понимает, а кому-то надо, чтобы было какое-то указание специальное, чтобы человек не вводил ни себя, ни окружающих в заблуждение. Я думаю, что это очень правильно.
Оксана Галькевич: Ну хорошо.
Иван Князев: Спасибо, спасибо большое.
Оксана Галькевич: Спасибо вам за ваше мнение.
Иван Князев: У нас есть еще один эксперт – Сергей Попов, координатор Союза пассажиров, у нас на связи.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Сергей Алексеевич.
Иван Князев: Сергей Алексеевич, слышите нас?
Сергей Попов: Добрый день. Да, слышно хорошо.
Оксана Галькевич: Сергей Алексеевич, вы знаете, часто такие инициативы обретают вид прописанных правил после обращений общественных каких-то организаций, общественных союзов. Не вы ли поспособствовали, так скажем, появлению этой записи на наших билетах? Я имею в виду – не ваша ли организация?
Сергей Попов: Я понимаю. Вы знаете, нет, мы этому не способствовали. Я могу сказать вот что. К нам в Союз пассажиров жалоб не поступало по перевозкам в плацкартных вагонах вообще ни одной. Я вот посмотрел, их не было. Поэтому я могу или делиться своим опытом, 40-летним опытом путешествий в плацкартном вагоне, или же сказать вот что.
Примерно месяц назад нас пригласил на демонстрацию (он назывался не плацкартный, а капсульный вагон) Тверской завод. Пригласили, но в день демонстрации позвонили и не очень убедительно сказали, что все их начальство вызвали в РЖД, они переносят на неопределенное время демонстрацию. Это как раз мы интересовались, как же там будут обеспечивать душем. Душ требует большого количества воды. И просто интересно, как это сделано.
Но я могу сказать вот что. Если исходить из своего опыта, то тех страхов, которые были, о том, что кто-то засиделся и не лечь на нижнюю полку, ну не было у меня ни разу. И вообще такого я не видел. Как-то люди все-таки договариваются друг с другом.
Иван Князев: Или просто уже привыкли.
Оксана Галькевич: Но все-таки не лишнее?
Сергей Попов: Но плацкартные вагоны – это даже не прошлый, а уже позапрошлый век. Конечно, от них нужно отходить. По нашему пониманию, плацкартных вагонов вообще быть не должно. Их нет в других странах.
Оксана Галькевич: Ну, Сергей Алексеевич, слушайте, может, у них там и расстояний таких нет, и доходы, может, у них другие тоже. Знаете, нам люди пишут, что при всем неудобстве они дешевле.
Сергей Попов: Извините, пожалуйста, я знаю, когда люди пользуются у нас плацкартными вагонами. Пользуются, когда едут не от Москвы до Владивостока, а когда небольшой кусок на этой ветке едут.
Иван Князев: Чтобы сэкономить.
Сергей Попов: От Москвы до Владивостока в плацкартном вагоне очень редко кто поедет.
Оксана Галькевич: От суток и чуть более. Сама ездила неоднократно, прекрасно знаю. Можно сэкономить, да.
Сергей Алексеевич, спасибо вам большое. Я прошу прощения, времени уже практически не остается у нас в прямом эфире. Сергей Попов у нас был на связи, координатор Союза пассажиров.
Друзья, мы с вами не прощаемся, впереди «Большие новости». Ну а после этого у нас очень увлекательные будут два часа: у нас в студии будет иллюзионист, потом астролог, а потом еще будем с вами обсуждать проблемы нашего авиастроения. Будьте с нами.
Иван Князев: До встречи.