Марина Калинина: Минтранс придумал новый тип транспорта – средства индивидуальной мобильности. К ним относятся ролики, скейтборды, электрические самокаты и гироскутеры. А в Госдуме уже не в первый раз, кстати, предложили прописать в Правилах дорожного движения нормы управления электросамокатами. Как отмечают депутаты, сейчас водителей таких самокатов считают пешеходами, хотя, с учетом мощности некоторых из них, логичнее было бы их отнести, например, к мопедам. Причина таких предложений – это участившиеся в последнее время аварии. Иван Князев: Друзья, вы попадали в такие аварии? Достают вас те, кто на самокатах разъезжают по тротуарам, по дорогам, если вы автомобилист? Мешают они вам? Расскажите, как вы пережили такие истории. Звоните, пишите нам. Ну а мы сейчас попробуем обсудить эту тему с нашими экспертами. Антон Шапарин у нас на связи, вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте, Антон. Антон Шапарин: Добрый день. Иван Князев: Антон, расскажите, пожалуйста, об этих правилах. Какие они будут? Что там пропишут? К кому отнесут? Марина Калинина: По крайней мере, что планируют прописать? Антон Шапарин: Ну, пока речь идет, конечно, только о планах. На самом деле Минтранс выполняет свою задачу по формированию нормативной базы очень формально. Я, например, не могу понять, что объединяет электросамокат, который приводится двигателями в движение, и ролики, которые приводятся в движение мускульной энергией. Например, предусматривают эти поправки возможность и необходимость при пересечении пешеходного перехода, например, или любой опасности быстро спешиться со средства индивидуальной мобильности. Это как? Те же ролики нужно снять? Или что? То есть абсолютно не проработанная история, которая является примером, классическим примером избыточного нормотворчества, изобретения велосипеда на ходу. У нас в Правилах дорожного движения, как вы справедливо отметили, есть понятие мопеда. Это механическое транспортное средство, которое имеет мощность от 250 ватт. Почти все электросамокаты, гироскутеры и так далее, которые могут разгоняться до сколько-нибудь значительных скоростей (больше 20 километров в час), имеют такую мощность. Нам необходимо просто, соответственно, убрать слово «механические» из «механические транспортные средства» (слово «механические» – лишнее) и допилить формулировку, что такое мопед. И далее, соответственно, все владельцы таких транспортных средств, которые сейчас абсолютно точно являются источником повышенной опасности на дорогах, прежде всего для себя самих, они будут приравнены к водителями мопедов. А значит – будут должны иметь права категории М, передвигаться в шлеме, соблюдать правила дорожного движения и знать их. А это очень большая разница. Сейчас почему-то все считают, что электросамокат – это игрушка. Но это средство транспортное, которое в некоторых случаях может разгоняться (отдельные модели) до 100 километров в час. Марина Калинина: Ну смотрите, еще такой момент. Допустим, авария происходит по вине человека, который ехал на гироскутере по проезжей части. Он сталкивается с автомобилем, который едет также по проезжей части, и повреждает этот автомобиль. И как тогда? Иван Князев: Кто виноват? Марина Калинина: Как водитель может доказать, что он не виноват? А этот – вроде как пешеход. Антон Шапарин: Это огромная проблема для водителя – доказать, что этот человек действительно пользовался средством индивидуальной мобильности. И в суде придется доказывать на самом деле, что этот человек сам виноват – например, пересекал дорогу в неположенном месте. Потому что, с нынешней точки зрения, действительно, это пешеход, просто очень быстро двигающийся пешеход, у которого зачастую отсутствует инстинкт самосохранения. Мы в России живем. Это на Шри-Ланке после смерти полагается перерождение. У нас такого нет. Перерождения не будет. И не все это понимают. Не понимают прежде всего родители, которые выдают электросамокаты своим детям, соответственно, считая, что это игрушка. На этой игрушке попасть под колеса очень легко. Другой момент. Допустим, на электросамокате человек попал под колеса или поцарапал чужую машину, или повредил кому-то имущество, или в кого-то врезался. Какую ответственность он несет? Да никакой! Он точно так же встает на этот самокат и уезжает. В Красноярске полиция… несколько часов мотобат гонялся за электросамокатом. И это, к сожалению, совершенно не смешно. Марина Калинина: Да я понимаю. Это абсурд какой-то. Антон Шапарин: Он едет 40 километров в час. И ты его догони. Эти люди должны стать полноценными участниками дорожного движения. Или же их движение на дорогах общественного пользования, на тротуарах и так далее должно быть полностью запрещено, как это сделано в ряде стран мира. Потому что ситуация, когда по тротуару едет человек со скоростью 30 километров в час, недопустима. Ситуация, когда он едет по дороге, недопустима, потому что он не знает правил дорожного движения и не является нормальным участником дорожного движения. Иван Князев: Спасибо вам, спасибо вам, Антон. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Самое главное – все это грамотно прописать, как вы сказали. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Марина Калинина: Юрий нам дозвонился из Перми. Юрий, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Да, здравствуйте. Зритель: Я занимаюсь бегом. Я уже боюсь бегать по нашему городу, по нашим тротуарам, потому что неизвестно, какой тебя идиот может сбить. Понимаете, когда я бегу, я уже оглядываюсь назад. Когда этот самокат едет около тебя, он специально будет провоцировать. И знаете, что удивляет? Что их к пешеходам приравнивают, что они пешеходы. Так какие же они пешеходы? Они настоящие водители. Надо, чтобы они все на дорогах ездили, а не по пешеходным тротуарам. Там и маленькие дети ходят, и бабушки, и я бегаю. Я боюсь уже, говорю, бегать – они могут же сбить. Меня недавно чуть не сшиб этот идиот, который чуть на меня не наехал. Понимаете, их штрафовать надо, чтобы они по дорогам ездили, а не по тротуарам. На набережной Камы запретили им ездить – и велосипедистам, и самокатчикам. Так они так возмущаются! Правильно, потому что там и дети гуляют. Они могут сбить – и все! И ему ничего не будет. Он уедет, а ребенок пострадает. Вот мое мнение. Иван Князев: Спасибо вам за ваше мнение. Марина Калинина: Спасибо, Юрий. У нас на связи еще один эксперт по этой теме – Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Сергей Александрович, здравствуйте. Сергей Радько: Добрый день, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Сергей Александрович. Как правильно упорядочить езду этих людей, по вашему мнению? Сергей Радько: Исходя из того, что я сейчас услышал, я вижу только один способ хоть как-то это упорядочить – полный запрет всех подобных игрушек (или как их называть?), транспортных средств. Ну и вместе с велосипедами, потому что если мы запретим самокаты, то где гарантия, что завтра велосипедист никого не собьет на пешеходном тротуаре или на пешеходном переходе? Поэтому я думаю, что если упорядочивать, то возникает первый же вопрос: а как все это контролировать? Ну допустим, мы напишем запрет самокатчикам или тем, кто использует моноколеса и прочие средства передвижения, двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам. А кто это будет контролировать? ГИБДД у нас едва успевает следить за дорогами. Полиции тем более не до этого, она с преступностью не успевает бороться. В целом, это малоконтролируемо. Поэтому единственный эффективный вариант, который приходит в голову, – это полнейший запрет. Вот тогда мы проблему решим. Иван Князев: Но это же невозможно, вы же понимаете. Сергей Радько: Это невозможно, да. Поэтому получается, что эта проблема малорешаемая, потому что на дороги общего пользования выпускать самокатчиков нельзя – это опасно прежде всего для них и для всех других участников дорожного движения, потому что они могут спровоцировать ДТП с пострадавшими, даже с погибшими. А оставлять их на тротуарах, получается, тоже нельзя, потому что там они создают опасность. То есть, по сути, здесь некий тупик, который, наверное, вряд ли можно как-то сейчас разрешить. Можно, конечно, ограничить, например. Ну, есть самокаты действительно очень мощные, которые гоняют быстрее автомобилей. Может быть, надо как-то провести анализ рынка, что у нас здесь продается, и какие-то наиболее мощные модели запретить или обязать иметь права, номера и так далее. Другого варианта здесь, честно говоря, мне не предвидится. Марина Калинина: Давайте подключим к нашей дискуссии Алексея из Москвы, он нам звонит. Алексей, здравствуйте. Иван Князев: Добрый день. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: У вас какое мнение? Зритель: Ну, у меня мнение примерно схожее со всеми, со многими. Почему? Потому что, действительно, скорее всего, это транспортное средство. Почему? Объясню. Я сам водитель, у меня права категории В, поэтому правила я, в принципе, знаю и стараюсь их соблюдать. Езжу по тротуарам. При этом езжу по дороге около обочины. Ну, просто по своей глупости один раз упал, и все. А такого, чтобы что-то случилось, ничего не было. Разгоняется он где-то… Ну, самая большая скорость у меня была где-то 33–35 километров в час. Марина Калинина: И где вы так гоняли с такой скоростью? Зритель: Просто вниз горка была длинная, и он так разогнался. А так, в принципе, где-то 28–30 километров в час. Марина Калинина: Ну, это тоже не медленно. Зритель: Да, это не медленно, согласен. Это даже для меня опасно. Вот так вот. Марина Калинина: А вы готовы сдать на права, если, допустим, такие средства передвижения признают мопедами? Зритель: Ну, честно сказать, не хотелось бы лишний раз сдавать на права. Я говорю, у меня права есть, категория В. То есть правила я, в принципе, знаю. Я знаю, как можно ездить, кого нужно пропускать. Если даже, например, какая-то ситуация будет на тротуаре, я лучше пострадаю сам, чем кого-то, грубо говоря, задавлю. Марина Калинина: Ну уж не надо самому тут тоже страдать. Спасибо. Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое. Марина Калинина: Это был Алексей из Москвы. Сергей Александрович, вот видите, как получается? «Вроде бы я все понимаю, но на права сдавать не хочу. Езжу со скоростью 30 километров в час». Сергей Радько: Ну смотрите. Ведь сейчас существует некоторая категория транспортных средств, которые называются именно транспортными средствами. Это мопеды, скутеры – то есть те, которые имеют объем меньше 50 кубических сантиметров. Они не требуют регистрации, техосмотра, но они требуют водительского удостоверения, причем любой категории. Может быть, здесь нужно пойти по этому пути и посмотреть, какие наиболее мощные версии этих электросамокатов продаются. Может быть, на те версии, которые действительно схожи по своим характеристикам с этими мопедами, надо действительно обязать иметь права. Но тогда придется этих людей выпускать на дороги общего пользования, а это опасно для них. Марина Калинина: Что тоже проблема. Спасибо за ваш комментарий. Просто время у нас заканчивается. Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Иван Князев: Ну а большинство наших телезрителей пишут, что все-таки тротуары – для пешеходов, а самокатчиков нужно отправлять на дороги, где ездят машины, и все-таки выдавать им права, чтобы они знали правила дорожного движения. Марина Калинина: Ну а мы переходим к следующей теме.