Петр Кузнецов: Это очень важно. Оксана Галькевич: «Свой мотор» – это сердечко, да? Петр Кузнецов: Не надо читерством заниматься. Оксана Галькевич: Ну вот, да. Петр Кузнецов: Конечно, к чему эти… Как может быть самокат с электромотором? Оксана Галькевич: С мотором. Петр Кузнецов: Для чего это? Оксана Галькевич: Это уже автомобиль какой-то. Петр Кузнецов: Тем не менее, к сожалению, таких людей очень много стало, жутко бесит, честно говоря, потому что мы в Москве... Тебя нет? Оксана Галькевич: Ну как-то... Петр Кузнецов: Ни разу не причиняли тебе беспокойства? Оксана Галькевич: Нет, я знаю, я понимаю все опасности, но чтобы бесят... Петр Кузнецов: Мне и как автовладельцу, и как пешеходу на самом деле, сталкивался и с тем, и с тем, сталкивался в буквальном смысле с ними. Оксана Галькевич: Ага. Это неприятно, когда в буквальном смысле. Петр Кузнецов: В качестве автовладельца почти, чуть не столкнулся, потому что выныривают просто из разных мест. Наконец-то их решили приравнять к автомобилям. Совет по правам человека по крайней мере предлагает крепить на электросамокат, моноколеса и прочие сегвеи номерные знаки, а еще ввести ОСАГО для них. Отлично. Оксана Галькевич: Вот так вот, то есть уже по-взрослому, все серьезно. В СПЧ поясняют, что водители таких устройств ведут себя безответственно, гоняют и по тротуарам, и по дорогам, ну вот как Петя сказал, задевают, пугают, а то и сбивают прохожих и скрываются с места происшествия точно так же быстро, потому что он с мотором. Петр Кузнецов: Ну потому что а что с ними сделать, конечно. А кто он, как его остановить, как пешехода или как транспортное средство? Тоже вопрос. Оксана Галькевич: Ну ты же не бросишь машину и не побежишь. Петр Кузнецов: Ну да. Поэтому в ПДД предлагается внести изменения и дополнить определением именно мобильных электрических транспортных средств плюс специальной главой, регулирующей особенности их эксплуатации. Оксана Галькевич: Скорость тоже нужно ограничить... Петр Кузнецов: Безусловно. Оксана Галькевич: ...в том числе исходя из возраста этого самого электросамокатчика. Петр Кузнецов: А самокатчиков этих все больше и больше, как и происшествий с ними связанных в разных регионах. Оксана Галькевич: Вот давайте посмотрим. В Новосибирске, например, МВД фиксирует наезды на людей чуть ли не каждый день. Госорганы даже обсуждают вопрос о выдаче специальных прав на управление электросамокатом. Но пользователи сервиса, многим из которых самокат успешно заменяет такси, уверены, что такое регулирование не поможет. Константин, житель Новосибирска: Это дело культуры, это и сноубординги, и велосипедисты, и машины – все подвержено одним правилам культуры. Если у людей культуры нет, с этим будет проблема; если культура есть, таких проблем не будет. Оксана Галькевич: Ситуацией с кикшерингом – а так называют сервис по прокату самокатов – уже заинтересовался Следственный комитет России. Петр Кузнецов: Так, накануне в Петербурге прошли обыски в нескольких прокатных компаниях в рамках уголовных дел, которые возбудили в связи с наездами клиентов сервисов на пешеходов. Вот это вот удивительно, что собираются найти в офисе компании, которая выдает электросамокат, на котором человек потом сбил пешехода? – инструкцию по тому, как сбить пешехода, что ли? Оксана Галькевич: Слушай, но он же как-то там регистрируется, да, чтобы взять этот самокат. Петр Кузнецов: Это как, компания что, ответственна за то, что... Ну? Оксана Галькевич: Да, вот он зафиксировал, он свои данные предоставил... Петр Кузнецов: Ну он сбил на нем, да, при чем здесь компания? Оксана Галькевич: Найти человека можно через эти цифровые данные, нет? Петр Кузнецов: А, разве только так? Оксана Галькевич: Я вдруг подумала. Петр Кузнецов: Хорошо, возможно. Оксана Галькевич: Ну, как вариант. Петр Кузнецов: Мера очень странная эта. Оксана Галькевич: Друзья, уважаемые зрители, сейчас мы к вам обращаемся. Что вы думаете по этому поводу? Раздражают ли вас электросамокаты так же, как они раздражают Петра? Какие опасности вы видите? И самое главное, что вы думаете, как с этим бороться, что с этим делать нужно? А у нас на связи сейчас Александр Холодов, заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Александр Холодов: Добрый день. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот раньше были, помните, скутеры, на которых малолетки ездили без шлемов, и долгое время ничего не смогли с ними сделать, в итоге, по-моему, сделали, если не ошибаюсь. Что мешает навести порядок со всеми этими электровелосипедами? Почему мы так долго подступаем к тому, куда же отнести, к какой их категории, и как правильно наказывать штрафами, чтобы это было в единой системе наказаний? Александр Холодов: Ну, во-первых, нужно понимать, что сейчас вообще у нас не регламентировано нормально, что такое электросамокат. То есть, с одной стороны, у нас есть, прописано в правилах дорожного движения, что такое мопед, и по техническим характеристикам практически все взрослые модели попадают под термин «мопед». Петр Кузнецов: Вот. Александр Холодов: Но есть один нюанс, как говорится. Нюанс в том, что у нас в правилах дорожного движения существует еще и термин «транспортное средство», и мопед – это, естественно, транспортное средство, а вот электросамокат по решению многих судов, это даже не мое мнение, это вот, к сожалению, такая судебная практика есть, когда суды считали, что это не транспортное средство, потому что опять же с точки зрения правил дорожного движения транспортное средство – это то, что предназначено для движения по дороге. Оксана Галькевич: Ага. Александр Холодов: Поскольку электросамокат предназначен для всего чего угодно, кроме как для дорожного движения, то есть для игры, для развлечения, для отдыха, для того чтобы похвастать перед соседом, но не для дорожного движения, это формально даже сейчас не транспортное средство. Оксана Галькевич: Но это средство передвижения все-таки, транспортное средство, средство передвижения, знаете, это вот такое вот юридическое жонглирование терминологией. Александр Холодов: У нас нет в правилах дорожного движения термина «средство передвижения», у нас есть «транспортное средство». И в правилах дорожного движения есть три термина: водитель, пешеход или пассажир. Получается, сейчас вот это такая юридическая большая дыра, то есть формально очень часто суды считают, то есть есть решения судов, когда считают водителем и даже лишают, например, права управления транспортным средством за нетрезвое состояние, есть случаи, когда суды считают, что это пешеход, соответственно, даже когда один пешеход со скоростью 50 километров в час «бежал», а второй со скоростью 5 километров в час, они столкнулись, еще неизвестно, кто из них виноват, и вообще это даже не ДТП, потому что ДТП... Оксана Галькевич: Александр, простите, а велосипед в правилах дорожного движения обозначен как что? Это не транспортное средство? Александр Холодов: Велосипед – это транспортное средство. Оксана Галькевич: Транспортное средство. Александр Холодов: Потому что велосипед предназначен для движения по дороге, у него есть... Более того, там в правилах прописано, что с 14 лет сейчас, по нынешней редакции, можно ехать по дороге, у него есть все для этого предназначенное, катафот, грубо говоря, спереди и сзади, большие колеса, в отличие от электросамокатов. И в принципе решение в изменении правил дорожного движения. Но сейчас, получается, в нынешний момент есть три предложения таких вот уже более-менее сформировавшихся, если мы не говорим про то, что вот кто-то там что-то вякнул, вот давайте всех запретим и на этом закончил. Вот именно в плане того, что сформировано, первое предложение Минтранса, более того, оно уже было зарублено правительством, потому что оно не отвечало всем требованиям, отправлено на доработку, у меня даже есть в принципе и доработанная версия. Значит, второе предложение поступило в апреле, мы сформировали от нашей Общественной палаты Российской Федерации, от нас, оно опубликовано на сайте, в принципе любой желающий, который может зайти на сайт Общественной палаты Российской Федерации, почитать уже в виде текста поправок к ПДД, если поддерживает, прислать нам письма одобрения, они нам явно не помешают, потому что мы настаиваем, что наша редакция самая лучшая. И есть сейчас вот буквально как раз новость вчерашнего дня или позавчерашнего, это СПЧ предложил свой вариант. Единственное, что я не видел опубликованных в виде именно правил дорожного движения поправок, но некая концепция по крайней мере с четкими какими-то позициями СПЧ обозначено. Поэтому Общественная палата Российской Федерации сейчас планирует 16 июня пригласить всех лиц, которые как бы так или иначе участвуют в разработке, потому что сейчас получаются три параллельных курса и нам надо как-то все-таки позиции сблизить и в итоге ускорить разработку уже какой-то финальной версии. Вот 16 июня мы приглашаем к себе СПЧ, в ближайшие дни направим приглашение, ГИБДД, естественно, мы пригласим, естественно, Минтранс и будем пытаться все-таки уже ускорить процесс, потому что каждый день трагедии, здесь уже нет времени временить, это надо решать сейчас. Оксана Галькевич: Ну да, тянуть не за чем. Александр, но все-таки, смотрите, какая-то вот позиция, вы говорите, нужно просто изменить правила дорожного движения, это нужно просто... – это просто что нужно сделать? Назвать самокат транспортным средством, соответственно, они, вот эти самокатчики, должны ехать по проезжей части, что, в общем, мягко говоря, тоже, можно я скажу это слово, как-то стремно, ну правда, это страшно... Петр Кузнецов: Но выбора здесь особого нет, или пешеход, или дорога. Александр Холодов: Вот смотрите... Петр Кузнецов: Город не обеспечил даже самый крупный инфраструктуру... Александр Холодов: Давайте я вам отвечу на ваш вопрос... Петр Кузнецов: ...тем не менее город разрешает им кататься везде. Может быть, пока нет специальных дорожек, не разрешать им выезжать, вообще просто не выдавать эти пункты? Александр Холодов: Можно я отвечу на ваш вопрос? Петр Кузнецов: Да, теперь можно. Оксана Галькевич: Да. Александр Холодов: Да, спасибо. Значит, слово «стремно» – это слово... Наверное, если бы ГИБДД могло этим словом подписать свою официальную позицию, то... Вот я, конечно, неправильно, что озвучиваю за ГИБДД, но тем не менее примерно вот такая же, как у вас, что на дорогу они их не хотят пускать. Значит, позиция их, они убедили в этом Минтранс, и в принципе у нас основной спорный момент, куда деваться вот этому электротранспорту. Оксана Галькевич: Ну их передавят просто на дороге, господи... Александр Холодов: Значит, Общественная палата, наша комиссия считает, что все-таки нет, это должно быть как мопед, и именно дорога то место, куда они должны в первую очередь уйти, если нет велодорожки. Если есть велодорожка, то тут все просто, пусть они все будут там, а вот куда дальше в первую очередь уйти, на дорогу или на тротуар, как бы позиция там Минтранса, что в первую очередь тротуар, наша, что в первую очередь дорога. Почему дорога? Потому что опять же читаем ПДД: тот, кто передвигается на мопеде – а мы именно хотим к мопедам их приравнять, – обязан на дороге быть в шлеме, трезвый и со знанием правил дорожного движения. Соответственно, мы понимаем, что, если как бы мы им говорим, что, уважаемые, или велодорожка, или на дорогу только в шлеме, значит, 99% на дорогу на поедут, а поедут только те, кто подготовлены, кто как минимум этот шлем себе купил. То есть у меня, например, лично есть электросамокат, но шлема нет, поэтому для меня дорога будет закрыта или я должен буду соблюдать определенные требования, то есть приобрести себе, соответственно, шлем, если я уже хочу действительно каждый день в этом дорожном движении участвовать, то мне появятся дополнительные ограничения. То есть это то же самое, что вы правильно сказали в начале программы, было с мопедами, с мотороллерами... Петр Кузнецов: Да, да. Александр Холодов: ...которые, как только их урезонили, как только для них ввели категорию «М», остались те, кому действительно это надо, для них не такие уж большие ограничения, а вот для тех, для кого это был способ, извините, бухим до дома доехать, мы больше их на улицах не видим, слишком стало дорого. Петр Кузнецов: Вот. Правда, они... Александр, можно вопрос? Вот здесь пишет Ставропольский край: «Господа ведущие, а велосипедисты не сбивают?» – «Ставрополье» подписано. Ну, во-первых, велосипедисты не разгоняются до 60 километров в час, а во-вторых... Александр Холодов: Это неправда, это неправда. Петр Кузнецов: Почему? Александр Холодов: Максимальная скорость велосипедов зафиксирована 200 с чем-то. Петр Кузнецов: Это намного контролируемое средство. Александр Холодов: Повторяю, велосипед 200 с чем-то зафиксированная максимальная скорость, Книга рекордов Гиннесса. Петр Кузнецов: Книга рекордов Гиннесса где-то в какой-то стране на соревнованиях. Александр Холодов: Я не говорю, что у нас одни рекордсмены ездят, но вполне у нас велосипед до 40–50, то есть до того, как реально может быть проблема, разгоняются вполне... Петр Кузнецов: Александр, я не для этого задаю вопрос, чтобы столкнуть велосипедистов и электросамокатов и вновь наброситься, используя вопрос, на электросамокатчиков. Вы скажите, пожалуйста, вот сейчас в Москве той же есть возможность в парках, система отдельная, которая блокирует возможность разогнаться, по-моему, более 15 километров в час. Что мешает ограничить скорость электросамокатов и таким образом, возможно, приравнять их к обычным самокатам? Александр Холодов: В наших правилах, вот именно если мы ограничим просто скорость, как изначально это... Петр Кузнецов: Везде, везде, не только в парках, потому что они вылетают и во дворах. Александр Холодов: Вопрос в контроле, потому что у них нет номеров, у них нет обязанности даже сейчас, если мы считаем, что это не транспортное средство, у них даже нет обязанности быть трезвым. Если мы все-таки считаем, что это мопед, как некоторые суды считают, то такая обязанность есть. Так вот получается, вопрос не в том, как им запретить... Ну давайте запретим самоубийства, завтра они прекратятся? – нет. Давайте запретим, не знаю, вообще преступления совершать, завтра прекратятся? – нет. То есть получается, что запрет работает только в случае, если можно каким-то образом контролировать и проверять. У нас в случае с электросамокатом такой возможности нет, поэтому Общественная палата как раз пошла по другому пути: мы хотим их приравнять к мопедам, тогда как минимум они должны быть трезвыми обязательно, с водительским удостоверением, если лезут на дорогу, то в шлеме. Но на тротуар мы тоже считаем, что их пустить нужно, но вот здесь уже как раз ограничение ввести, то есть если вы хотите ехать на тротуаре, то, во-первых, пешеход всегда прав, а этого требования у нас сейчас нет, потому что это один пешеход и второй пешеход формально. Во-вторых, мы хотим, чтобы как раз было ограничение по мощности как минимум самоката, который может идти на тротуар. В принципе сейчас активно мы обсуждаем, что ввести еще по весу его и по скорости... Петр Кузнецов: Ну да-да-да, потому что вес, конечно, придает... Александр Холодов: И вот здесь, когда будет вот это ограничение по скорости, тогда региональные власти смогут абсолютно законно требовать у кикшеринговых компаний это ограничение ввести. Сейчас то, что кикшеринговые компании какие-то ограничения вводят, это как бы их добрая воля по отношению к правительству, они в любой момент могут сказать: «Вы знаете, не лезьте в наш бизнес». Петр Кузнецов: Ну и так, себя тоже обезопасить, знаете. Александр Холодов: «Мы сделаем все сами как хотим». Ну и себя обезопасить. Петр Кузнецов: Да-да, конечно, чтобы с обысками не пришли. Александр Холодов: Получается, законных оснований... нет, во-вторых, у нас есть все-таки частное, никто не мешает человеку купить электросамокат и передвигаться так, как он хочет, поэтому, к сожалению, это только половинчатое решение, если мы начнем мучить именно сервисы проката. Оксана Галькевич: Да, Александр. Петр Кузнецов: Понятна ваша позиция. Спасибо большое. Оксана Галькевич: Давайте... Петр Кузнецов: Послушаем вместе? Оксана Галькевич: Да, выслушаем Пермь вместе, Юрий у нас дозвонился. Юрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот я занимаюсь бегом, я вот боюсь бегать по улицам, понимаете, честное слово. Потому что у нас эти электросамокатчики ну вообще обнаглели, прямо вот мимо тебя проезжают метрах, наверное, в двух. Я могу рассказать случай. Мы гуляем с женой по набережной Камы, там написано «Электросамокатчикам запрещено», и что вы думаете? Спокойно катаются, там дети ходят, четыре, ну там гуляют с маленькими детьми, стоит наша доблестная милиция... Оксана Галькевич: И? Зритель: ...как этот Холодов, такие же, и что вы думаете? Они им ничего не говорят! Оксана Галькевич: Вот так. Зритель: Они просто катаются. Я подхожу к этому милиционеру и говорю: «Смотрите, запрещено, а вы стоите». – «А что мы можем сделать? Да мы ничего не можем». Вы хотите сказать... Вы хоть... скажите, чтобы они не катались здесь, хотя стоят вот эти запрещающие... Хорошо, почему тогда во Франции, если ты выехал на пешеходный переход, ну на пешеходную улицу... Петр Кузнецов: ...135 евро штраф. Зритель: Да, 125 евро. Петр Кузнецов: 135. Зритель: Почему они должны у нас кататься по этому, по тротуарам, сшибать маленьких детей, не то что маленьких, и взрослых? Оксана Галькевич: Да, спасибо, Юрий, слушайте, спасибо большое. Петр Кузнецов: Да, в Европе, правда, там страны перечислять не будем, если будет время, там и по ограничениям, там все жестко с ними. Оксана Галькевич: У меня, правда, больше вопросов, почему полиция молчит при этом... Петр Кузнецов: Александр, а что, полиция по этому случаю правда ничего не может сделать? Александр Холодов: Я могу объяснить. Смотрите, у нас, к сожалению, сейчас огромная дыра в ПДД, мы и говорим о том, что ее надо срочно устранять. Почему? Потому что, если даже взять пример Татарстана, полиция Татарстана, ГИБДД, они, значит, взяли и демонстративно, прямо с озвучкой в СМИ поймали пять пьяных товарищей осенью еще и сказали: «Вот мы первые, кто отправили дело в суд». Правда, я немножко расстроил там начальника ГИБДД, сказал, что он далеко не первый, посмотрите, такая есть практика по всей стране. Но сейчас, к сожалению, по крайней мере одно из этих дел было в вышестоящей инстанции отменено, то есть суд посчитал, что это не транспортное средство, а раз это какая-то игрушка, а не транспортное средство, никаких правил на нее не действует. Оксана Галькевич: Понятно. Но здесь речь-то идет, Александр, о том, что стоит знак, люди под знак проезжают, запрещено передвижение на самокатах, полиция рядом и говорит... Петр Кузнецов: Нет, там еще и знак «Пешеходная зона», скорее всего, где тоже могут передвигаться только пешеходы. Александр Холодов: Еще раз: знак любой какой бы ни был не может запретить движение электросамокатов по действующим правилам. Почему? Потому что откройте ПДД, пункт 1.2, откройте термин «пешеход», и там вы увидите, что к пешеходам приравниваются... на самокатах. Петр Кузнецов: Все понятно, что сейчас они не узаконены совсем. Оксана Галькевич: Да, хорошо, спасибо. Александр Холодов: Поэтому как бы пешеходу, один пешеход двигается со скоростью 5 километров в час, второй пешеход... Оксана Галькевич: Зачем тогда ставить знаки, что передвижение на самокатах запрещено, я не понимаю? Зачем тогда вот эти штуки ставить? Александр Холодов: Ну... Петр Кузнецов: Ладно. Оксана Галькевич: Спасибо. Петр Кузнецов: Благодарим. Александр Холодов с нами был на связи. Сейчас Александр Осипов к нам присоединяется, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России», член Экспертного совета... Оксана Галькевич: У нас попозже будет эксперт, сейчас мы с ним как раз налаживаем связь. Давай сначала звонки попринимаем. У нас Ирина из Москвы. Здравствуйте, Ирина. Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Вот не первый раз слышу вашу передачу по поводу самокатов, и у меня возник такой вопрос. Все время говорят про пешеходные дорожки, а вы посмотрите, что происходит в метро, это же вообще страшное дело. Это замкнутое пространство, прыгать особенно некуда, а если это встречка, а если это перрон? Как людям быть? Замечания делать – это бесполезно, люди это не понимают. Я вообще вот не представляю, это же очень страшно и опасно. Петр Кузнецов: Ирина... Зритель: Самокаты разной формы, разной модификации, есть маленькие, есть здоровые. А вы представьте, вот этот здоровый самокат, еще сумка на плечах вот эта холодильная, перевозчики продуктов... Оксана Галькевич: Ну да... Зритель: А людям-то как быть? Оксана Галькевич: Спасибо, Ирина, спасибо. Давайте еще Воронеж просто выслушаем, у нас много звонков. Петр Кузнецов: Я просто хотел узнать о том, что замечания в метро-то уж по крайней мере могут делать органы соответствующие. Оксана Галькевич: Ну слушай, видишь, говорят, что люди на это не реагируют... Ну ты слышал, да, и в Перми органы, и в Москве не реагируют. Петр Кузнецов: Ну, люди нет, да, люди нигде не реагируют. Воронеж, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Воронеж. Зритель: Добрый день. Я имею 36 лет водительского стажа, ни одной аварии, по моей вине я имею в виду. Помню, как начинались скутеры, о велосипедах речь не велась... Петр Кузнецов: Да, мы вспоминали сегодня. Зритель: Никогда у нас не было велосипедных дорожек нигде, и сейчас их нет. И то, что происходит на тротуарах, – это обычная коммерческая деятельность за счет здоровья пешеходов, ну и тех же дураков, которые ездят... Оксана Галькевич: Да. Скажите, а у вас какие-то с самокатами были истории связаны? Зритель: Да, были-были, конечно. Оксана Галькевич: Да? Какие? Если можно, коротко, просто время идет в эфире. Зритель: Мой великовозрастный сын, имеющий право вождения автомобиля, свою девушку в парке вечером, вместо того чтобы пойти где-то провести время в нормальном месте, в театре или где-то еще... Оксана Галькевич: Они пошли кататься на самокатах, да? Зритель: ...он поставил ее... Что-что, простите? Оксана Галькевич: Они пошли кататься на самокатах? Зритель: Они пошли в парк кататься на самокатах. Оксана Галькевич: Так. И? Зритель: Сверзились, потому что парень здоровый, а девчонка хрупкая, центр тяжести. Они сверзились без защиты, девочка сломала руку... Оксана Галькевич: Кошмар. Зритель: ...и получила сотряс, ну сотрясение головного мозга. Оксана Галькевич: Так... А сын? Зритель: Ни защиты, ничего. Да это обычная коммерция. Петр Кузнецов: Понятно, да. Оксана Галькевич: Понятно, да. Спасибо большое. Петр Кузнецов: Спасибо вам за ваше мнение. «Какие ощущения вам дает самокат? Какие ограничения нужно ввести для самокатов и почему?» – мнения людей на улицах. ОПРОС Петр Кузнецов: Очень хорошо, что никого из участников этого опроса во время самого опроса... Оксана Галькевич: ...не сбили? Петр Кузнецов: ...никто не задел, да, я прямо ждал, ну повезло. Оксана Галькевич: Ну прямо очень они тебя раздражают, да. Петр Кузнецов: Будьте осторожны. Александр Осипов, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России», член Экспертного совета Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы, с нами на связи долгожданный эксперт. Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Александр. Александр Осипов: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Александр Анатольевич, скажите, пожалуйста, мы поняли, что вот раньше говорили, знаете, что эти самокаты, электросамокаты, скорее явление столичное, чем общенациональное, сейчас мы понимаем, что все это уже очень быстро пришло в регионы и становится общенациональной какой-то бедой и угрозой. С вашей точки зрения, что не хватает, с чего нужно начать, чтобы их узаконить и привести все к общим правилам? Оксана Галькевич: Ну, к какому-то порядку просто, а то пока хаос. Петр Кузнецов: Да, чтобы и в регионах, и в Москве ездили одинаково. Александр Осипов: Ну, это становится популярным не только в богатых городах, по всей России, потому что это удобно, люди это понимают. Для того чтобы не возникало таких проблем, которые сейчас возникают все чаще и чаще, нужно сделать две простые вещи. Первая – это определить юридический статус средств индивидуальной мобильности, внести это понятие в правила дорожного движения, то, как предлагает Министерство транспорта, которое подготовило свои поправки уже более года назад, эти поправки, документ лежит на подписи в правительстве, до сих пор не подписан, хотя он прошел все юридические экспертизы. И второй пункт – это необходимо заняться строительством необходимой для средств индивидуальной мобильности и для велосипедистов инфраструктуры, потому что она на данный момент отсутствует не только в больших городах, уж не говоря про маленькие, она и в Москве отсутствует, и в Санкт-Петербурге отсутствует, поэтому возникают такие конфликты между самокатчиками и пешеходами. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, Александр... Оксана Галькевич: С инфраструктурой сложно просто, мне кажется, если ее до сих пор в Москве не создали с ее бюджетами и финансами, то что говорить о стране, о малых городах. Вот люди нам предлагают бездорожье оставить самокатчикам. Александр Осипов: Ну, конечно, проще всего запретить и ничего не делать, а когда будут появляться новые и новые виды транспорта... Оксана Галькевич: Нет, подождите, Александр, мы должны просто понимать, что создание специальной инфраструктуры, которая подойдет для передвижения самокатов, – это долгий и очень дорогой процесс, на это может уйти, может быть, даже не год, не два и даже не 5–10 лет. Посмотрите, сколько лет в Москве занимаются созданием этих велодорожек, с какими сложностями, переделками сталкиваются... Петр Кузнецов: Да, к вопросу о целесообразности, явление это все-таки сезонное, 3 месяца и все. Оксана Галькевич: Давайте в рамках страны теперь посмотрим, просто вот исходя чисто из этого. Александр Осипов: Я не видел ни одной нормальной велодорожки нигде ни в Москве, ни в одном любом другом городе России. Мы проехали на самокате во всех крупных городах от Владивостока до Калининграда, и там нет необходимой инфраструктуры, в том числе в Москве велодорожки где-то начинаются и обрываются на каком-то этапе. То есть велодорожка – это путь, по которому человек может беспрепятственно проехать от своего дома до места работы, а у нас это показуха больше, просто белой краской по асфальту. Петр Кузнецов: Александр, мы сейчас картинку увидели, да чего ее смотреть, все уже видят, вот это хаотичное их передвижение, они везде, в парках, на улицах. Даже если примут четкие правила, как вам кажется, это их каким-то образом приструнит? Что, за каждым бегать, каждого осекать, штрафовать, тыкать новым пунктом в правилах дорожного движения? Кто этим будет заниматься, у меня вопрос. Александр Осипов: Ну, результаты в любом случае должны быть, потому что сейчас они... Петр Кузнецов: Это безусловно, делать что-то нужно, да, но вот дальше интересно, как на практике это будет происходить. Александр Осипов: Дальше нужно штрафовать и ловить нарушителей, потому что... Ну, никто, понятное дело, стоять на тротуаре не будет, выделять сотрудников полиции на самокатах и ловить их. Но здесь ничего не поделаешь, у нас на велосипедах запрещено передвигаться на тротуаре, но я нигде кроме как на тротуаре не вижу велосипедистов, и их при этом никто не ловит. Поэтому здесь ничего не поделаешь. Оксана Галькевич: Ну, мы уже с правилами, законами и их выполнением разобрались сегодня, ну то есть не разобрались, а поняли, что полиция не вмешивается в большинстве случаев. Спасибо. Александр Осипов, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России», член Экспертного совета Комитета по транспорту и строительству Госдумы России. Может быть, потому, что понимают, что и выбора нет, собственно... Петр Кузнецов: Ждем поправок. Оксана Галькевич: ...у этих людей на самокатах и зачастую на велосипедах тоже. Мы идем дальше, друзья.