Дмитрий Лысков: Курьер одной из служб доставки на велосипеде сбил коляску с годовалым ребенком. Марина Калинина: Ну вот давайте посмотрим это видео, которое попало в объектив камеры. Вот вы видите, что женщина подходит к перекрестку, к пешеходному переходу, навстречу ей по «зебре» на большой скорости вылетает велосипедист в брендовой куртке с коробом за спиной и на полном ходу эту коляску переворачивает, сбивает. И в общем, ребенок получил и ссадины, и ушибы, вот такая вот история. Дмитрий Лысков: И это не первый такой случай. На прохожих налетают велосипедисты, люди на электросамокатах. Тротуар – вот он для всех или только для прохожих? Давайте попробуем сейчас разобраться. Марина Калинина: Игорь Строганов с нами на связи, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики Университета имени Г. В. Плеханова. Игорь Алексеевич, добрый день. Игорь Строганов: Да, добрый день. Марина Калинина: Ну смотрите, в последнее время, не знаю, наверняка это связано и с пандемией тоже, люди вообще обленились, в магазины не ходят, курьеров все больше и больше, и, в общем-то, они представляют ну такую достаточно серьезную угрозу вообще и пешеходам, и вот людям с колясками, да и автомобилистам, потому что... Дмитрий Лысков: Просто из-за массовости, просто из-за массовости. Марина Калинина: Просто они нарушают все абсолютно правила. Вообще как построена вот эта служба, вот если логистически? Они в погоне за деньгами вот это все делают? Игорь Строганов: Ну, давайте начнем с того, что вообще потребительское поведение достаточно серьезно меняется, причем оно меняется постоянно, и мы в силу особенностей нашей психики это замечаем, когда количество изменений преодолевает некую границу. И вот как раз модель поведения, в которой люди все меньше и меньше ходят по магазинам и при этом хотят, чтобы им привезли это на дом, она, в общем-то, появилась не сейчас, она появилась лет 5–6 назад, но была малочисленной... Марина Калинина: Но не было такого объема. Игорь Строганов: Да, не было объема. При этом случается COVID в прошлом году и, соответственно, у нас начинается бум доставок в силу того, что люди банально не выходят из дома, боятся, ну и плюс работают из дома. И этот рынок начал развиваться бешеными темпами. Как любая новая отрасль, как любая отрасль, в которой нет нормального регулирования, в которой нет нормального отношения к сотрудникам (а его здесь нет), то эта отрасль претерпевает, в общем-то, кучу кризисов и проблем. Как минимум то, что к курьерам в этих службах относятся как к рабам, это не секрет, это известный факт. Масса журналистов делали репортажи, когда они устраивались на работу курьерами, за 2020 год, за 2021 год. Основные проблемы связаны, да, действительно, их очень много, я вот сам выхожу из дома, постоянно либо мне навстречу, либо по дороге несутся, либо на электровелосипедах теперь просто носятся по всем дорогам общего пользования. И проблема здесь во многом в том, что люди зарабатывают очень мало. То есть если так посмотреть, если работать часов 8–9, ну по официальным более-менее прикидкам это тысяч 12–15. Да, можно чуть побольше подзаработать, если у тебя техника, транспорт, но это несильно критично. Люди, кто работают по 12–15 часов в сутки, что, по идее, уже нарушение трудового законодательства, но так как они самозанятые, они могут себе это позволить, вернее они вынуждены это себе позволять, то они, естественно, работают дольше и зарабатывают чуть-чуть больше. Но тем не менее это все равно копеечные деньги. Поэтому люди во многом работают практически за еду; естественно, они вынуждены носиться на бешеной скорости, чтобы зарабатывать хоть что-то. Дмитрий Лысков: Ну, на самом деле 10–15 тысяч в день – это не сказать, что прямо уж за еду... Конечно, переработка идет адская... То, что вынуждены носиться действительно на огромной скорости, – это понятно. Регулирования правда вот нет никакого, да? Ни в трудовую инспекцию не сунешься, ни... ? Марина Калинина: Нет, а вы имеете в виду, давайте уточним, 10–15 тысяч – это за какой период они зарабатывают? Игорь Строганов: Это за месяц. Марина Калинина: За месяц. Дмитрий Лысков: А, все-таки за месяц? Извините, мне послышалось, что в день. Игорь Строганов: За месяц, конечно, это не в день. В день это замечательная работа, я бы тоже пошел, что называется. Марина Калинина: Ха-ха. Дмитрий Лысков: Вы знаете, я видел выкладки, что курьеры зарабатывают периодически очень неплохо, там до 70 тысяч в месяц. Но, видимо, это какие-то особые курьеры. Игорь Строганов: Во-первых, служб доставки очень много. Во-вторых, если мы возьмем самые популярные «Яндекс.Еду» и Delivery, там такая хитрая система, что тебе дают заказ, ты, соответственно, должен в определенное время добежать до ресторана, ты должен вовремя в него войти, отметиться, должен вовремя добежать до клиента, отметиться, сфотографировать, показать. И если ты не выполняешь вот эти вот этапы, то есть ты на 5 минут опоздал в ресторан, ты платишь штраф, то есть у тебя из этих денег сразу вычитают. Опять же проблемы с тем, что не очень сильно защищены эти курьеры от коронавируса, не очень сильно регулируются там маски и перчатки, хотя вроде как требуются. Масса вопросов, связанных с регулированием по Трудовому кодексу, потому что они самозанятые большей частью, особенно гости наши из солнечного зарубежья, солнечных республик. И так как это самозанятые, в принципе или они будут сами жаловаться на такие условия, а зачем им это надо, если все равно получается, что так и так они потеряют работуу, если будут жаловаться, либо они продолжают работать и выполнять эти функции в рабском режиме. Дмитрий Лысков: Ага... Все понятно. Марина Калинина: Спасибо. Дмитрий Лысков: Спасибо вам огромное! Марина Калинина: Это был Игорь Строганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики Университета имени Г. В. Плеханова. Ну а сейчас Петр Шкуматов с нами на связи, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Здравствуйте. Дмитрий Лысков: Здравствуйте. Петр Шкуматов: Добрый день. Дмитрий Лысков: Ну вот мы все начало года и лето в основном обсуждали электросамокатчиков, которые, такое впечатление, вот уже довели пешеходов до белого каления. Сейчас курьеры. Я прямо не знаю, что делать с этим теперь. Петр Шкуматов: Слушайте, это некая новая реальность, которая вот с нами уже несколько лет. И правильно сказал человек, который выступал передо мной, что действительно пандемия ускорила вот эту трансформацию, переход вот к этим самым средствам индивидуальной мобильности, включая развитие средств доставки. Что с этим делать, вообще никто не понимает. Но прежде всего я опять же подчеркну, причина экономическая. Дело в том, что курьеры получают очень серьезные штрафы за опоздание клиента. Вот вы когда в одном из сервисов еды заказываете, допустим, какой-нибудь пирожок себе и курьер к вам приезжает вовремя, вы же не задумываетесь над тем, а чего ему это стоило. А на самом деле, если курьер опоздает хотя бы на несколько минут, то он не просто бесплатно доставит товар, а он еще и получит довольно крупный штраф. Поэтому, конечно, здесь надо менять прежде всего подход к этой работе. Сейчас это абсолютно рабский труд, и люди, которые там работают, они абсолютно бесправные, у них нет вообще ничего, ни социального какого-то обеспечения, ни каких-то, не знаю, больничных... Марина Калинина: А как-то можно повлиять на работодателей, чтобы они изменили условия труда этим людям? Как-то это регулируется? Игорь Строганов: В том-то и дело, что агрегаторы – это не работодатели, агрегаторы – это не пойми кто. То есть, условно говоря, с ресторанами у них обычные какие-то взаимоотношения по рекламе, далее курьеры все самозанятые и по сути никакого отношения к агрегатору не имеют, и агрегатор никакой ответственности не несет за вот этих вот ребят, но тем не менее он их штрафует парадоксально. Марина Калинина: А как так может быть? Игорь Строганов: На самом деле это проблема не только российская. Ну вот так, да, вот так это происходит. Проблема не только российская, проблема во всех странах мира, где развивались сервисы доставки еды. И сейчас в некоторых из стран, включая Северную Америку, поднимаются вопросы о том, что самозанятые курьеры должны иметь какие-то хоть частично, но трудовые права. Соответственно, вот такого беспредела, который в отношении этих людей допускается, уже, скорее всего, не будет. Дмитрий Лысков: А давайте поговорим о правовом регулировании вот с другой, если можно, стороны. Подчиняются ли они каким-то правилам, я не знаю, дорожного движения, движения по тротуарам, по пешеходным переходам? Или это вообще не регулируемая зона? Марина Калинина: Ну потому что они создают аварийные ситуации... Дмитрий Лысков: Да. Судя по тому, что я вижу на улицах, по-моему, не регулируемая совершенно. Петр Шкуматов: Ну, на самом деле регулируемая, если это не электросамокат, потому что человек на электросамокате юридически является пешеходом. Дмитрий Лысков: А на велосипеде? Петр Шкуматов: Но если говорить про велосипедистов, то, безусловно, здесь регулирование правил дорожного движения есть. Но, как вы знаете, у нас в угоду, скажем так, процессу цифровизации и автоматизации было серьезно сокращено ГИБДД, то есть ГИБДД довольно серьезно сократили по штатам, и сейчас фактически инспекторов, которые могли бы и должны были бы вот этот вот порядок наводить, они просто физически отсутствуют, их уволили, их нету. Поэтому на дорогах, на тротуарах фактически у нас вот такой вот, да, беспредел. Единственный способ вообще хоть как-то это все предотвратить – это, конечно, все-таки признать ошибку, что инспекторов слишком сильно сократили, и надо, конечно, возвращать численность ГИБДД в какие-то разумные рамки. Дмитрий Лысков: Спасибо вам огромное. Марина Калинина: Спасибо. Дмитрий Лысков: Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок», поделился с нами своим мнением о произошедшем. Марина Калинина: Ну вот несколько сообщений: «Постоянно приходится уворачиваться от доставщиков на всех видах транспорта. Они совершенно непредсказуемы». «Права нужно получать им даже на вождение велосипеда», – считают некоторые наши зрители из Вологодской области. Так что... Ну вот: «Курьеры в крупных городах, где полно работы. Кто им мешает пойти на другую, нормальную?» В общем, вот так. Ну а мы к следующей теме переходим.