Правила забуксовали

Гости
Виктор Похмелкин
председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России»
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза

Иван Князев: Тема вот какая. Что делать в России с правилами дорожного движения? Поправки забуксовали: федеральные ведомства никак не могут договориться, какие и в какой форме принимать. Нынешние правила утверждены еще в 1993 году и правились более 50 раз. Ситуация на дорогах меняется, одни электросамокаты за последние годы сколько проблем принесли…

Марина Калинина: Уже не раз об этом говорили.

Иван Князев: Не раз мы об этом говорили. Только за этот год число ДТП с ними выросло почти на 70%.

Марина Калинина: Ну вот новый блок поправок в правила уже готов. Так что же мешает его принять? Какие изменения нужны? Сейчас попробуем разобраться с нашим экспертом.

Виктор Похмелкин у нас на связи, председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России». Здравствуйте.

Виктор Похмелкин: Здравствуйте, добрый день.

Марина Калинина: Давайте разбираться, потому что ничего не понятно, даже министерства не могут между собой выяснить, что же делать с нашими правилами дорожного движения.

Виктор Похмелкин: Ну, сейчас пробуксовка тех поправок, которые подготовлены, об их содержании отдельный разговор, надо или не надо их принимать, но сейчас возникла какая проблема? Принят специальный акт был в 2020 году, согласно которому определенные нормативы были, так сказать… внесены в некий такой список. И применительно к ним сейчас действует такое правило: их нельзя оправить, так сказать, путем внесения отдельных поправок, а когда, если, так сказать, накапливается некая потребность в изменениях, надо принимать новый нормативный акт, может быть, даже с тем же самым наименованием, но новый. И на этом сейчас настаивает Министерство юстиции Российской Федерации. А МВД и Минтранс, насколько я знаю, так сказать, если говорить про вот эту вот внутриведомственную определенную дискуссию, они исходят из того, что принятие нового акта – это длительная процедура, обставленная разными, так сказать, препятствиями и согласованиями, а есть поправки, которые требуют немедленного принятия.

Вот вы сказали про электросамокаты: действительно, растет количество ДТП с ними, подготовлены изменения, которые направлены на регулирование движения этих транспортных средств, до сих пор, так сказать, о них ни слова не сказано в действующих правилах, это действительно новые отношения транспортные, возникшие в последнее время, надо это регулировать, вне всякого сомнения… Вот МВД и Минтранс считают, что их надо принимать…, соответственно, исключать правила дорожного движения из перечня вот этих актов, которые не подлежат корректировке. Вот такая формальность бюрократическая сейчас, в общем, мешает принятию определенных решений.

Вот что касается электросамокатов, раз уж мы об этом заговорили, я полагаю, что это требует скорейшего регулирования, потому что действительно ситуация очень и очень опасная для самих самокатчиков и для других участников дорожного движения, потому что они ездят и по проезжей части, они ездят по тротуару с высокой скоростью, вот, они становятся участниками ДТП, виновниками ДТП. А при всем при том на них не распространяются фактически никакие специальные правила: эти транспортные средства не регистрируются, полисом ОСАГО их, так сказать, владельцы не обладают, а значит, невозможно взыскать никакое возмещение. Ну и, наконец, просто, так сказать, никто не знает, как они должны ездить.

Иван Князев: Вот, это самый главный вопрос. Виктор, так расскажите, как действительно они должны передвигаться по улицам наших городов? Как их классифицировать?

Виктор Похмелкин: А вот тоже, понимаете, на мой-то взгляд, для электросамокатов, как и для велосипедов, должны быть созданы специальные, так сказать, дорожки, и только там, по моему глубокому убеждению, они должны и могут передвигаться. Потому что когда, если они ездят по проезжей части, это недопустимо совершенно, ни один автомобиль не заложится на этот электросамокат, это все-таки не мотоцикл. Они сами не защищены, так сказать, ничем и никак…

Иван Князев: Да, средств защиты…

Марина Калинина: Виктор Валерьевич, ну смотрите, у нас же даже для велосипедистов дорожки сделаны только в центре, да и вообще даже не везде, то есть это в пределах даже не Садового кольца…

Виктор Похмелкин: Это тоже неправильно, и это тоже неправильно. Вот, на мой взгляд, должны быть четко разграничены сферы: тротуар для пешеходов, проезжая часть для автомобилистов и мотоциклистов, для самокатов и велосипедов специальные дорожки.

Иван Князев: В общем, у нас…

Виктор Похмелкин: И для них приоритеты. К этому надо стремиться, к этому надо стремиться.

Иван Князев: У нас новый элемент инфраструктуры должен появиться, правда, непонятно, когда это и как можно будет сделать, может быть, к тому времени уже электросамокаты выйдут из моды, а что-нибудь другое появится, что-то наподобие каких-нибудь летающих самокатов и тому подобного, дроны сейчас развивают.

Виктор Валерьевич, помимо самокатов что еще нуждается в изменении в правилах? Что устарело, что нет?

Виктор Похмелкин: Ну, вы знаете, я вообще, будучи сам, уж извините за непопулярное слово, либералом и сторонником очень многих реформ в нашей стране, именно применительно к правилам дорожного движения являюсь жутким консерватором.

Иван Князев: Ага.

Виктор Похмелкин: Я исхожу из того, что менять правила дорожного движения надо только в самом крайнем случае. Почему? Потому что люди годами и даже десятилетиями привыкают к определенным требованиям, к определенным нормам. И если вдруг эти правила, нормы, условно говоря, правила проезда перекрестного движения, вот их не так давно поменяли, это вызвало целый ряд аварий на этих перекрестках…

Иван Князев: А как сейчас надо проезжать-то перекресток с круговым… ?

Виктор Похмелкин: Ну, сейчас, как всегда, по знакам, но если знаков нет, то преимущество имеют те, кто находятся внутри круга.

Марина Калинина: А раньше было наоборот, ха-ха.

Виктор Похмелкин: А раньше была помеха справа.

Марина Калинина: Да.

Виктор Похмелкин: Раньше в круге действовало справа, если опять же не было знака о том, что главная дорога внутри круга. Ну, это… И вот я не знаю, была ли необходимость так радикально это все менять, но то, что это на определенное время дезорганизовало дорожное движение, – это факт. То есть очень и очень осторожно, широкие дискуссии должны проводиться, всячески, так сказать, опрашиваться люди. Есть изменения, которые, что называется, действительно актуальны, вот как с теми же электросамокатами, надо просто регулировать, как, это другой вопрос, но то, что нельзя оставлять это вне правового поля, – это совершенно очевидно.

Марина Калинина: Ну смотрите…

Виктор Похмелкин: Но если десятилетиями люди привыкли к определенным правилам… Вот представьте себе, что у нас сейчас введут правило «помеха слева», в некоторых странах она действует, например, помеха слева, а не помеха справа, и что будет? А вот есть идеи, инициативы такого плана: давайте поменяем то, что десятилетиями, так сказать, применялось на практике. И для чего это нужно? Вот это мне…

Иван Князев: Зато потом посчитаем количество ДТП, это все равно что с левостороннего движения на правостороннее…

Марина Калинина: Смотрите, есть такая статистика, что с 2010-го по 2020-е гг. правила дорожного движения менялись 26 раз. Иногда поправки вносились дважды в течение одного месяца, и водители уже вообще не успевали, понимаете. И как ездить?

Виктор Похмелкин: Вы совершенно правы. 26, по-моему, это только крупные изменения, а если брать, так сказать, такие более точечные, то их гораздо-гораздо больше. И это абсолютно ненормально. Даже, кстати, сами представители ГИБДД уже заявляют, что хватит, давайте, так сказать, успокоимся, невозможно применять. Они не успевают это все узнавать, чего уж там говорить про водителей, которые не обладают специальными знаниями…

Иван Князев: Они не понимают, за что выписывать нам штрафы.

Давайте послушаем телезрителей. Сергей из Москвы на связи. Здравствуйте, Сергей.

Марина Калинина: Сергей?

Иван Князев: Сергей?

Зритель: Алло?

Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста.

Зритель: Да, здравствуйте, Иван, здравствуйте, Марина.

Я хочу поделиться с вами своим мнением по поводу всей этой истории. Вот я послушал, что говорил эксперт, и расскажу свою ситуацию. Я живу недалеко от парка «Сокольники», и мы с женой, с детьми там гуляли все лето, регулярно гуляем. И дорожка, которая предназначена для пешеходов, там ходят пешеходы, по этой дорожке, и там же ездят и самокатчики, и прочие люди. Они не сигналят, не предупреждают. И постоянно, вот когда я там гуляю, у меня один вопрос: ну хотя бы сигналили бы! Они несутся, и мне постоянно нужно оборачиваться, чтобы смотреть, едет кто, не едет кто. И один раз в мою жену врезался самокатчик просто потому, что он не предупредил о том, что он едет, никаких сигналов не дал.

Иван Князев: Сильно пострадала жена?

Зритель: Ну вот такое мнение просто мое. Я думаю, что нужно как-то это урегулировать действительно, согласен с вашим экспертом.

Иван Князев: Да, спасибо вам, Сергей.

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Ну действительно, сигналами как минимум можно их оснастись, они не везде есть, по опыту знаю.

Виктор Похмелкин: Ну вот. То есть должен быть определенный набор требований, без соблюдения которых самокатчик не имеет права выехать на дорогу, это абсолютно правильно. А я-то, честно говоря, ввел бы регистрацию самокатов. Это не безобидная вещь, понимаете, это не велосипед, потому что здесь двигатель какой-никакой, и разгоняются они так, что действительно могут нанести очень серьезную травму. А сами если не дай бог столкнутся с другим, более тяжелым транспортным средством, тоже получают травмы и гибнут. Так это все оставлять…

Ну это, вот представьте, автомобилист, когда он сталкивается с другим автомобилем, должны быть полисы ОСАГО у обоих, если нет, жесткие санкции применяются, и это гарантия того, что будет возмещен определенный ущерб. А если вы столкнулись с самокатчиком по его вине, кто будет возмещать этот ущерб? Значит, надо идти в суд и длительную тяжбу, так сказать, выдерживать. Здесь тоже, как мне кажется… Уж если ты выезжаешь на дорогу на таком транспортном средстве, твоя ответственность тоже должна быть застрахована точно так же, как и ответственность любого другого водителя, водителя мотоцикла или водителя автомобиля.

Марина Калинина: Спасибо. Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России», был с нами на связи.

Иван Князев: Я хочу просто попросить еще наших телезрителей – звоните нам в прямой эфир, рассказывайте свои истории, вот как Сергей нам позвонил и рассказал, что он с самокатом столкнулся. Какие у вас правила дорожного движения вызывают сомнения? Какие, может быть, нужно отменить, какие, наоборот, принять? Звоните, рассказывайте.

Марина Калинина: Сейчас у нас на связи еще один эксперт по этой теме – Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Антон, здравствуйте.

Антон Шапарин: Да, приветствую вас.

Иван Князев: Антон, скажите, пожалуйста, что мешает, ну я не знаю, если уже такая история получается, что одни говорят, так нужно поправки принимать, другие говорят, наоборот, такие нужно поправки принимать, что мешает сесть и заново переписать все правила дорожного движения, быстренько их принять?

Антон Шапарин: Ну смотрите, какая сейчас правовая конфигурация. Есть написанный пакет поправок аж на 19 страницах, которые подготовили МВД и Минтранс, которые действительно регулируют в том числе и вот тему, которую вы обсуждали с электросамокатами. Но есть правило, позиция о том, что в такие документы, как правила дорожного движения, не должны вноситься поправки…

Иван Князев: Это мы поняли, эти бюрократические истории нам предыдущий эксперт (Антон, прошу прощения) как раз-таки разъяснил. Если вот просто взять, все предыдущие поправки отменить… ?

Антон Шапарин: Не получится.

Иван Князев: Не получится?

Антон Шапарин: Просто не получится, потому что документ должен пройти целый ряд инстанций, он должен пройти оценку регулирующего воздействия, должен пройти regulation, то есть мы как граждане сможем подавать свои поправки и предложения, он должен пройти антикоррупционную экспертизу. Но главное, он должен быть масштабно обсужден с обществом и принят обществом, потому что существуют горячие головы, которые хотят жестко запретить все что можно запретить. И конечно, если мы будем…

Иван Князев: Вот, я поэтому и спрашиваю, что, скорее всего, это просто, наверное, не очень быстрый процесс.

Валерий из Воронежа.

Марина Калинина: Валерий, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Говорите, пожалуйста.

Зритель: Вопрос такой. Вот сейчас у нас на нерегулируемом пешеходном переходе преимущество пешеходов, а не водителей транспортных средств.

Марина Калинина: Так.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Иван Князев: Мы вас слышим-слышим.

Марина Калинина: Говорите, пожалуйста. И что?

Зритель: Вот. Соответственно, из-за этого аварии, сколько жертв, особенно во второй полосе сбивают, люди переходят, пешеход. Надо вернуть как было раньше, преимущество автомобиля, автомобилиста, а не пешехода.

Марина Калинина: Почему?

Зритель: Ну потому что аварии из-за этого постоянно, сбивают пешеходов на пешеходных переходах.

Иван Князев: А у нас разве… Я прошу прощения… Да, Валерий, подождите, пожалуйста, не кладите трубку. У нас разве раньше было такое преимущество автомобилистов?

Зритель: Да-да, конечно было.

Марина Калинина: Вот большой вопрос. Сейчас узнаем у Антона.

Иван Князев: Антон, разъясните нам, пожалуйста. По-моему, всегда пешеход если делает шаг на дорогу, он уже, априори у него преимущество.

Антон Шапарин: Ну, видите, мы еще не успели начать писать новые правила дорожного движения, а дискуссии о том, у кого приоритет, как это все должно выглядеть, уже начинаются. И сразу же вылезут очень разные люди, которые будут предлагать, и депутаты будут предлагать, и у министерств и ведомств появятся свои предложения… Поэтому это процесс долгий. Поэтому на самом деле я бы, наверное, внес поправки, в данном случае тем более есть бюрократический механизм, как это сделать, просто Минюст не хочет. Но ситуация действительно назрела и…

Иван Князев: Антон, а что касается перехода, нерегулируемого пешеходного перехода?

Антон Шапарин: Нерегулируемого? Если я правильно все помню, раньше тоже был приоритет у пешехода, но это было очень-очень давно. Ситуация изменилась очень давно. Так что я бы даже не стал предлагать вернуться в ту реальность, потому что у пешехода должен быть приоритет абсолютно точно. Другой вопрос, что у нас пешеходы не знают правил дорожного движения и мы уже просили правительство начать преподавать их в школах, не просто так, вводить экзамены обязательные в рамках…, потому что они действительно не знают правил дорожного движения и никто им никогда их не рассказывал, что нужно сначала убедиться в том, что пешеходный переход безопасен, а только потом начинать движение. Все идут просто, считая, что у них девять жизней, как у кошечек, но это действительно не так.

Если возвращаться к теме поправок, то я бы предложил Минюсту в данном случае пойти по пути исключений, исключить ПДД из-под действия регуляторной гильотины и внес бы поправки оперативно, а параллельно бы начал работу над новым документом, который бы учитывал реалии жизни.

Марина Калинина: Еще один звонок, из Брянской области Юрий. Здравствуйте, Юрий. Юрий?

Иван Князев: Юрий, слушаем вас.

Марина Калинина: Юрий, добрый день, говорите, пожалуйста, вы на связи в прямом эфире. Ну, видимо, нет Юрия у нас.

А что, с вашей точки зрения, Антон, нужно было бы, может быть, убрать из правил дорожного движения? Не добавить, а именно убрать как устаревшее и уже не имеющее смысла. Есть такие пункты?

Антон Шапарин: Ну, это хороший вопрос. В правилах дорожного движения есть разночтения в части, например, перехода пешеходного, есть разрозненная судебная практика на самом деле. С одной стороны, пешеход должен убедиться, и непонятно, не написано однозначно, когда конкретно считается, что он начинает переход, нужно ли однозначно пропускать его, если он идет по другой стороне дороги от проезжающих…, там, где он уже прошел. К сожалению, документ писался давно и часто не до конца вразумительно.

Но даже если, я вернусь к тезису о том, что даже если мы примем идеальные правила дорожного движения, их все равно никто не знает, кроме водителей. И вся боль наша связана с тем, что водителей еще и штрафуют, хотя господин Похмелкин предложил вообще… историю ОСАГО для самокатов и т. д., я с трудом себе представляю, как данный страховой продукт будет продаваться, это некая иная реальность.

Марина Калинина: Еще один звонок, из города Керчь Александр нам звонит. Александр, добрый день.

Зритель: Здравствуйте, дорогие, любимые ведущие.

Я хотел бы вот коснуться темы самокатов. Я считаю, мое скромное мнение, если же система не отрегулирована до конца, ее разрешать нельзя, потому что это связано с жизнью и здоровьем граждан. У меня два личных случая, один случай в городе-герое Керчи, другой в городе-герое Москве. Начну с города-героя Москвы. Я иду спокойно наслаждаюсь…

Марина Калинина: Ой, Александр, буквально очень коротко, у нас, к сожалению… Мы поняли ваш вопрос, ваше мнение. Да, Антон, как вы считаете, если не отрегулировано… ?

Антон Шапарин: Абсолютно, абсолютно разумная позиция. Объясню почему. У нас нет законодательства… на эту тему, мы не знаем, кто там за что отвечает и что такое вообще вся эта новая техника, но при этом мэрия Москвы продвигает электросамокаты и ставит парковки для них по всему городу, в городе появляются прокатные конторы, которые даже не смотрят на мощность и скорость, которые покупают быстрые самокаты и позволяют их использовать везде где угодно и кому угодно, то есть много всего. Поэтому…

Иван Князев: Да, в общем, пока непонятно, как на них ездить, в оборот их продавать, арендовать вводить не стоит.

Спасибо вам большое! Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, был с нами на связи. Говорили мы о правилах дорожного движения, что в них нужно поменять, почему не могут принять блок поправок, который уже готов.