Правительство приняло концепцию развития электромобилей
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/pravitelstvo-prinyalo-koncepciyu-razvitiya-elektromobiley-52724.html Александр Денисов: Ольга вот поедет на Дальневосточный экономический форум, там непременно увидит новую модель Aurus на водородном топливе, там вот представят эту перспективную разработку. Не какая-то там штучная забава, а правительство решило поставить на поток производство автомобилей с водородными и электродвигателями.
Ольга Арсланова: На программу поддержки производства вот таких автомобилей потратят 800 миллиардов рублей. В планах к 2024 году намерены выйти на уровень выпуска по…
Александр Денисов: …25 тысяч электрокаров…
Ольга Арсланова: Да, по 25 тысяч электрокаров, открыть 10 тысяч зарядных станций и 1 тысячу водородных заправок.
Михаил Мишустин, председатель правительства РФ: Ряд государств уже заявили о стремлении отказаться от транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Очевидно, что за электромобилями, или машинами, которые работают на более экологичных силовых агрегатах, будущее, и нам нужно также активно развивать это направление, тем более что целый ряд компетенций в стране уже есть. Рассчитываем, что реализация заложенных в концепцию идей и решений позволит сформировать собственную индустрию по выпуску электромобилей, привлечь частные инвестиции и создать около 40 тысяч высокопроизводительных рабочих мест по всей технологической цепочке, от электрохимии до производства автотранспорта на электротяге.
Александр Денисов: Да. И тему обсуждаем вместе с вами, вот интересно, готовы ли вы приобрести электрокар, все-таки не на такие дальние расстояния можно на нем уехать…
Ольга Арсланова: Пока что.
Александр Денисов: Да, да и немножко другой там подход, заряжать и прочее. Подключайтесь, позвоните нам, расскажите, может быть, кто-то на Дальнем Востоке не спит, там больше всего таких «электричек», как говорят водители.
И на связи со студией Андрей Владимирович Быстров, завкафедрой экономики промышленности Университета имени Г. В. Плеханова.
Ольга Арсланова: Андрей Владимирович, здравствуйте.
Андрей Быстров: Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Ольга Арсланова: С экономической точки зрения перспективная затея? Кажется, огромные деньги, серьезно нужно увеличить оборот, сейчас у нас там 11 тысяч электрокаров. Зачем? Какая выгода?
Андрей Быстров: Несомненно, идея очень перспективная, несомненно. Только несвоевременная. Весь мир уже идет по этому пути как минимум 10 лет, а может, уже и 20 лет такими семимильными шагами, мы пытаемся сейчас, в общем-то, догонять их, создать такой мегапроект, который явился бы одним из драйверов развития экономики…
Александр Денисов: Андрей Владимирович, совершенно справедливо…
Андрей Быстров: Но… Да?
Александр Денисов: Да, совершенно справедливое замечание. Тут на третьей странице как раз и написано… На первой странице есть пугающее слово «зеленый», вот когда ты это слышишь, «зеленый», то нужно пугаться, наше правительство тоже осторожничает: как правило, за этим идут налоги за всякие выхлопы, за углеродный след и прочее. И вот тут на третьей странице написано: «В настоящее время имеются все возможности для Российской Федерации встроиться в мировое автопроизводство на новом технологическом уровне, став активным участником глобального рынка», – имеются в виду электромобили и автомобили на водородном топливе. Может быть, кстати, на водородном это что-то и есть редкое, я вот не слышал, чтобы на водородном топливе делали за рубежом, может быть, тут мы и завоюем.
Андрей Быстров: Ну, вы знаете, Япония уже новый концепт каров сделала, уже… производила отдельные автомобили, именно они начинают продаваться в ближайшее время по всему миру, здесь ничего нового нет. Мы еще в советские времена…, у нас даже был концепт самолета на водородном двигателе, он прошел… Но возникли проблемы, которые, я думаю, для…
Александр Денисов: Андрей Владимирович, сейчас мы с вами свяжемся по телефону, а то у нас сигнал рывками какими-то в эфир прорывается.
Ольга Арсланова: Да, давайте перезвоним.
Андрей Быстров: Хорошо-хорошо.
Ольга Арсланова: Речь идет о стимулировании спроса, среди прочего это означает, судя по этой концепции, скидки, то есть субсидии из федерального бюджета, для кредитных организаций, а средства пойдут на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным физлицам на приобретение электромобилей, и эксперимент по бесплатному проезду электрокаров по платным участкам федеральных дорог. Ну и зарядных станций, естественно, обещают намного больше, вот так будут внедрять.
Александр Денисов: Да. Пока связываемся с Андреем Владимировичем, у нас на связи Ия Алексеевна Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры.
Ольга Арсланова: Ия Алексеевна, здравствуйте.
Александр Денисов: Здравствуйте.
Ия Гордеева: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Что авторы концепции и производители в дальнейшем, идеологи вот этих электрокаров могут предложить покупателям российским? Ну хорошо, бесплатный проезд по федеральным трассам, ну субсидируют – все равно это будет довольно дорого. Что получит потребитель? Как его можно заинтересовать?
Ия Гордеева: Вы знаете, я бы поспорила насчет «дорого», поскольку владение электромобилем значительно дешевле, чем владение бензиновым автомобилем.
Ольга Арсланова: М-м-м…
Ия Гордеева: Конечно, на входе, при покупке электромобиль дороже. Однако при эксплуатации получается, что вы не платите за ТО, потому что его практически нет. Далее у вас количество деталей в принципе на 30% меньше у электромобиля, собственно говоря, и обслуживать его и в части ремонта, и в части ДТП тоже дешевле. И сам киловатт стоит достаточно дешево: если вы заряжаетесь дома по ночному тарифу, то есть километр пробега у вас будет стоить около 50 копеек, в отличие от бензина, где у вас километр пробега будет стоить около 3–4 рублей. За счет этой экономии вы…
Александр Денисов: Ия Алексеевна…
Ия Гордеева: Да?
Александр Денисов: Вот в Китае, там уже наловчились делать электрокары предельно дешевые, в переводе на наши деньги что-то там, 400 или 450 тысяч они стоят. Вот как вы думаете, наш потребитель, который рассматривает машину как покупку, ну хорошо, если не на всю жизнь, то на полжизни точно, то есть это все-таки должно быть надежное, способное поехать на дальние расстояния без каких-то приключений с розетками по пути, будут они, не будут, – для человека это будет интересно? Вот купить такую машину, хорошо, за 450 тысяч – ну что это за машина будет? Вот по здравому размышлению, какая мама разрешит своему сыну купить такую машину и сесть туда, чтобы поехать с ним, ну не знаю, в магазин, например? Вот для нашего менталитета это что-то, ну какая-то пустая забава, с розеткой…
Ия Гордеева: Вы знаете, 400 тысяч машинка электрическая для Китая – это на самом деле не чистая цена, потому что в Китае огромные субсидии на покупку электромобиля, поэтому это цена с учетом субсидии. Если мы говорим сейчас о движении по России, то вот я сейчас нахожусь в Москве, в эти выходные я приехала из Санкт-Петербурга на самой популярной в России модели Nissan Leaf (92% сейчас машин – это именно Nissan Leaf) с пробегом 250 километров я спокойно добралась из одного города в другой. Поэтому это уже не игрушки.
Александр Денисов: Ну вот я, знаете, как только из Москвы выезжаю, тут же заезжаю на заправку, полный бак, вот у меня такой бзик, вот с полным баком все время ездить. У вас наверняка другой бзик, с полной зарядкой. Хорошо, вот между Москвой и Питером много ли мест, куда можно «воткнуться»?
Ия Гордеева: Да, то есть я делала пять остановок, они были короткие, чтобы не заряжаться полностью, потому что после 80% заряд батареи идет медленнее, поэтому я делала пять остановок. А в части домашней зарядки, вы можете «воткнуться», как вы сказали, в любую розетку 220 и, собственно говоря, за ночь зарядиться, и вам не нужно вообще пользоваться общественной инфраструктурой или пользоваться АЗС, как с бензином.
Александр Денисов: И долго вы стояли, вот если сложить эти пять остановок? Сколько у вас ушло времени?
Ия Гордеева: Ну, примерно…
Ольга Арсланова: Так сразу и не скажешь.
Александр Денисов: Да…
Ольга Арсланова: Спасибо. Не узнали мы.
Александр Денисов: Ия Алексеевна еще вернется, у нас на связи. Самый главный вопрос, сколько стояла, так же медленно, как связь шла, или нет. И Андрей Владимирович Быстров тоже подключился к разговору.
Ольга Арсланова: Возвращаемся.
Александр Денисов: Андрей Владимирович?
Ольга Арсланова: Вы с нами?
Андрей Быстров: Да, здравствуйте. Я вас слышу.
Ольга Арсланова: Интересуются, какой электромобиль у нас кто будет производить. «У нас не производится ни одного электроприбора», – пишут зрители. Сомневаются в том, что отечественный производитель, тот же «АвтоВАЗ», сможет справиться с этой задачей.
Андрей Быстров: Ну, я думаю, что на первых этапах будет сборка, как и всех передовых автомобилей на нашем рынке. А со временем, я думаю, если оправдаются надежды вложенных инвестиций государства в научные разработки, может быть, и появится. Ведь мы видим часто перед нами такие примеры. Помните, Березовский, Елабуга, народный автомобиль, он состоялся? Ну, никто не помнит…
Александр Денисов: А зря сомневаются, Андрей Владимирович. Вот у нас же «КамАЗ», «ГАЗ», Volgabus, вот это я все цитирую распоряжение правительства…
Андрей Быстров: Да.
Александр Денисов: Там уже автобусы делают, общественный транспорт, по Москве они ездят, по Нижнему запустили «Газель» электрическую. Как вы думаете, для России, может быть, это перспективнее, общественный электрический транспорт, нежели такой личный, частный? Потому что мы привыкли все-таки, чтобы выхлоп был, чтобы мы знали, в любом месте…
Андрей Быстров: Вы знаете, все-таки, если судить о емкости рынка, об объеме рынка, все-таки частный индивидуальный транспорт дает больше, чем общественный, поэтому речь идет сейчас, наверное, все-таки об этом. Тем более что весь мир идет к беспилотным автомобилям, весь мир идет к энергосберегающим технологиям. Если мы останемся на своем дизельном топливе и бензине, то, в общем-то, мы навсегда в нем можем остаться, если мы не вовремя… Хорошо, хоть поздно, но все-таки правительство обратило внимание на этот вопрос. Но, с другой стороны, хватит ли воли у правительства обеспечить, чтобы не закончился банальным израсходованием средств этот вопрос и на выходе мы имели то, что по результатам народного автомобиля Березовского, Е-мобиля Прохорова, Sukhoi Superjet, ну там все-таки летает самолет пока…
Александр Денисов: И будет летать, президент сказал, что мы эту модель не бросаем, она будет существовать.
Андрей Быстров: Да. В общем-то, если хватит воли проконтролировать, чтобы деньги не ушли просто так, в песок, то, в общем-то, проект может состояться. Но для этого необходимо создать условия для ученых иные, чем те, которые сейчас, воспитать кадры, создать инфраструктуру… И ведь стоимость этих проектов, в общем-то, немаленькая. Эта сумма, 800 миллиардов, которую заявили, – это, в общем-то, всего лишь 10 тысяч…
Александр Денисов: Андрей Владимирович, да, совершенно верно, все это нужно создать. Поедут ли люди? Вот у нас Сергей из Петербурга расскажет о своем опыте езды на электрокаре.
Ольга Арсланова: Если можно, коротко.
Александр Денисов: Сергей, добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Очень люблю смотреть вашу передачу, особенно радует то, что нет рекламы.
Ольга Арсланова: Ха-ха. Сейчас будет антиреклама электромобилей, судя по всему.
Зритель: Алло-алло-алло?
Ольга Арсланова: Да, Сергей, ваш опыт?
Зритель: Мой опыт, да. Я когда ездил в Эстонию, там прямо в Нарве есть у гипермаркета, автомобильчик стоял… Алло-алло?
Ольга Арсланова: Да-да. И как вам?
Зритель: Да. Я вот сел, и кроме негатива, было зимнее время, ничего не испытал. Во-первых, вся, как я подозреваю, зарядка ушла на обогрев лобового стекла…
Ольга Арсланова: Ха-ха.
Зритель: Доехал я, благо там довольно часто, на каждой заправке практически, есть розетка, я доехал только 45 километров, если не 40, и уже дальше я побоялся, потому что это очень опасно было, можно было не доехать до следующей станции.
Ольга Арсланова: Да, спасибо вам.
Александр Денисов: Спасибо, Сергей.
Ольга Арсланова: Узнаем комментарий.
Александр Денисов: Андрей Владимирович, вот по нашим-то морозам (кстати, хорошее замечание) электрокары?
Андрей Быстров: Ну, вы знаете, любой автомобиль можно адаптировать, в том числе электромобиль, к любым условиям эксплуатации, и к условиям жаркого климата, и холодного климата. Ну, бывает, скажем. Для этого нужны соответствующие модели, адаптированные под соответствующие климатические условия, поэтому здесь нет ничего невозможно. Ну, в общем-то, да, батареи имеют такое свойство на морозе плохо работать, но существуют для этого специальные технологи-конструкторы, которые, в общем-то, устраняют эти вещи. Поэтому если все хорошо, то и хорошо будут работать, этого бояться нет необходимости.
Ольга Арсланова: Да, несколько лет и несколько сотен миллиардов рублей у них есть на это. Спасибо большое.
Александр Денисов: Спасибо. Андрей Быстров, заведующий кафедрой экономики промышленности Университета имени Г. В. Плеханова, был у нас на связи.