Петр Кузнецов: Игорь, здравствуйте! Игорь Качалов: Добрый день! Петр Кузнецов: Игорь Викторович, скажите, пожалуйста, одежда в рейтинге нашего потребителя – просто это основной вопрос этого часа: экономит ли наш человек на одежде – одежда в рейтинге нашего потребителя какое место занимает? Когда включается режим экономии? А он сейчас, так или иначе, будет включаться. Одно из первых, от чего отказывается потребитель, – это одежда? Ну там развлечения и гардероб? Игорь Качалов: На самом деле, в общем рейтинге розничных расходов нашего покупателя, нашего жителя это одно из первых мест, и конкурирует объем покупок с такими вещами, как мясо, колбаса, хлеб и т. д. Ну для примера: в прошлом году, несмотря на все в том числе еще послекризисные тенденции, россияне тратили на одежду и обувь, внимание, 100 млрд рублей ежемесячно. То есть 3 млрд рублей тратились ежедневно да покупку одежды и обуви. И при этом это всего-навсего официальные данные. Некоторые эксперты, я в том числе, считают, что реальные цифры больше в 2-3 раза. Общий объем рынка, скажем так, только одежды и обуви, это без аксессуаров, без ничего, примерно где-то 2,5-3 триллиона рублей. Это, безусловно, колоссальные деньги и колоссальный объем. Это один из таких ключевых факторов, на которые человек тратит деньги. Сами понимаете, ребенка в школу: белая рубашка, костюм и, соответственно, ботиночки; мужчину на работу – ну хотя бы майка. Петр Кузнецов: Игорь Викторович, а вот сейчас, если посмотреть на наши промежуточные, но я думаю, что сильно ничего не изменится, смотрите, на 100% ответили, те, кто проголосовал, что экономят на одежде. Игорь Качалов: Безусловно, экономия будет, потому что, повторяю, на сегодняшний день это большие деньги, и соответственно, определенная экономия произойдет. Но не забывайте: сейчас происходит третья неделя кризисных явлений, для третьей недели кризисных явлений все еще характерны панические нотки, испуг, беспокойство за свое будущее, беспокойство за будущее семьи, детей, родственников и т. д. И пока человек пристраивается, пытается осознать эту новую реальность, в которую мы попали. Реальное поведение людей начнется где-то начиная с конца марта, в начале апреля, когда возникнет уже определенный рациональный стиль поведения. Сейчас пока, безусловно, больше высказываются опасения, чем реальные решения. Это немножко разное. Мария Карпова: Выслушаем Нелли. Нелли, здравствуйте! Петр Кузнецов: Ленинградская область на связи. Здравствуйте, Нелли! Слушаем вас. С чем вы к нам? Экономите ли вы на одежде и жалеете ли вы, что... Мария Карпова: Уходят марки. Петр Кузнецов: ...старые бренды уходят, да. Чем их заменить? Или вообще не обращаете на это внимания? Зритель: Я не очень обращаю внимания, потому что я в прошлом специалист, занималась производством легкой одежды, поэтому я эту тему знаю достаточно хорошо изнутри, как устроена вообще легкая промышленность. Лично для меня вопрос не стоит, потому что я все умею шить сама, это вообще не проблема. А что касается легкой промышленности, то да, здесь нужны какие-то структурные изменения, потому что легкая промышленность – это цепочка, тоже нужно выстраивать от производства нити, то есть сырья, цветов, красок. Если вы знаете, на Западе они уже за 3 года определяют: собираются синдикаты, ярмарки, где определяются цвета, которые будут в моде. То, что вы имеет сейчас в магазинах, это то, что было придумано 3 года назад. Это не такая простая идея, что вот «я сяду за машинку и сошью». Нет, это очень такая цепочка, которую надо занимать, ее надо создавать заново, которая была создана у нас в стране, понимаете? Нужно оборудование и т. д. Мария Карпова: Спасибо, Нелли! Петр Кузнецов: Вы уже как специалист. Мария Карпова: Игорь Викторович? Игорь Качалов: Абсолютно прекрасный комментарий от Нелли. Я только добавлю: основная проблема – это все-таки ткани. У нас в основном ткани импортные, даже те вещи, которые мы шьем на территории России – в большинстве своем ткани привозные. И здесь мы как раз зависим и от логистики, и от курса рубля, и от многого другого. Так что работа впереди большая. Петр Кузнецов: Игорь Викторович, скажите, пожалуйста, вот то, что те места ушедших будут занимать китайские, турецкие бренды, компании – это хорошо или плохо? То есть что нам, пускать их на рынок? В каком количестве? Будет ли это мешать нашему развитию внутри? Игорь Качалов: Во-первых, не только китайские и турецкие. В том числе и прежде всего российские бренды. Буквально через пару дней я лечу в один из крупных регионов России, чтобы с местным региональным производителем текстиля, постельного белья обсуждать открытие десятков – я подчеркиваю, десятков! – новых торговых точек. И соответственно, готовим эту программу уже вот с весны, для того, чтобы производитель сейчас широко вошел в рынок. Он уже там есть, теперь самое время расшириться. И это не единственный пример. Очень много российских производителей сейчас ко мне обращаются с вопросами: «Игорь, где лучше арендовать? Как лучше арендовать? В каком формате арендовать? Помоги, подскажи, какой ассортимент...» и т. д. Сейчас у меня такое ощущение, что все российские производители вот на таком высоком старте. Это, знаете, такой разогрев перед мощным броском, очень мощным. И я, так скажем, связываю с этим большие оптимистические надежды. Мария Карпова: Игорь Викторович, если предположить, что все-таки эти бренды не вернутся – это конечно, сомнительно, но вот ушли и никогда больше не вернутся – сколько понадобится времени нашей легкой промышленности, чтобы обеспечить спрос? Игорь Качалов: Давайте разделим вопрос на две части. Начну с самого главного: я, еще раз, поддерживаю прекрасный комментарий Нелли, который только что прозвучал: для того, чтобы обеспечить спрос... А на сегодняшний день, по моим скромным оценкам, исчезают с рынка товарные предложения минимум на 150, даже на 200 млрд рублей. Это примерно объем товаров, которые продавали уходящие бренды, уходящие сети. Это, конечно же, колоссальный объем, и его надо замести. Мария Карпова: Игорь Викторович, у нас, к сожалению, совсем мало времени остается, мы так поняли, что это произойдет не в ближайшие несколько дней точно, несколько... Ну года понадобятся, как мы понимаем. Спасибо большое! Игорь Качалов был с нами на связи, маркетолог, экономист. Петр Кузнецов: Спасибо большое! Итоги опроса не изменились: на одежде экономят все. Хорошей пятницы, оставайтесь на «ОТР», мы прощаемся до, скажем так, лучших времен. Мария Карпова. Мария Карпова: Петр Кузнецов. Петр Кузнецов: Пока!