Престижные вузы недобрали студентов
Александр Денисов: Тему обсудили, а Оля все продолжает.
Ольга Арсланова: Ха-ха.
Александр Денисов: Конечно, будем долго еще обсуждать все это. Ну, слава богу, когда-нибудь завершим.
Ольга Арсланова: Да, надеемся на это.
Студенты оказались в дефиците, поговорим об этом. Беспрецедентный случай: российские университеты, причем лучшие из лучших, объявили дополнительный набор (когда такое было?), чтобы заполнить все платные места. В этом году у них недобор абитуриентов.
Александр Денисов: Да. Вообще все это похоже на распродажу в конце сезона: не разобрали товар – объявляй рекламную кампанию. К тому же это впечатление подкрепляет именно наличие мест на платных отделениях, например, в МГУ на нашем родном журфаке, на факультете психологии, философии, юрфаке и географическом факультете, а также в МФТИ, МГСУ, МЭИ и МАДИ. Ну, понятно, есть и бесплатные места, поговаривают, что они есть. Дополнительный набор объявили Иркутский, Севастопольский университеты.
Все из-за того, что в этом году по эпидемическим соображениям отменили вторую волну зачислений, проще говоря, у абитуриентов не было второй попытки: если не поступил в один вуз, подать документы в другой уже не было никакой возможности. По каким правилам, на бюджет или платное отделение, в какие сроки будут добирать студентов? – вот главный вопрос на этот час.
Ольга Арсланова: Вузы получают бюджетные деньги по количеству набранных студентов. Каждое свободное место – потеря финансирования, понятное дело. Недавно глава Минобрнауки Валерий Фальков напоминал, что вторую волну отменили, потому что и сами вузы, и абитуриенты так хотели: мол, хоть одну волну сделай, хоть две, хоть три, все равно у кого-то будут разочарования и сложности. А суть проблемы, по его мнению, в неравенстве качества образования в разных вузах, и нужно, чтобы вот престижных, вот этих самых лучших из лучших было больше, тогда все будет равномерно вне зависимости от количества волн. Реально ли это, в том числе тоже обсудим.
Александр Денисов: И на связи со студией Светлана Брюховецкая, проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, – Светлана, добрый вечер.
Ольга Арсланова: Добрый вечер.
Светлана Брюховецкая: Здравствуйте.
Александр Денисов: И Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики, – Ирина Всеволодовна, добрый вечер.
Ирина Абанкина: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Добрый вечер.
Александр Денисов: У меня к вам один вопрос на двоих. Вот скажите, а в чем проблема, рассуждая так по-простому? Ну вы недобрали студентов, соответственно, есть абитуриенты, которые недобрали баллы, вот. Соответственно, проходной понижается, раз у вас есть какие-то свободные места, и вы просто обзваниваете тех ребят, ну или кидаете им сообщение по почте, что, парень, ты вот раньше не проходил, а сейчас, поскольку у нас появились свободные места, у нас система welcome, просим обратно. Что, так нельзя поступить?
В чем проблема? Вот так раньше было, например, на журфаке на том же, объявляли проходной балл, допустим, 13, но слишком много народу на 13 не дотягивало, там говорили: «Хорошо, мы берем и по 12 тоже», – вот делали так. Давайте начнем с вас, Ирина Всеволодовна.
Ирина Абанкина: Спасибо большое.
На самом деле ситуация совершенно не критическая, на платное зачисление, на платные места студенты могут подавать документы, заключать договора, волны приема не имеют к ним, вообще говоря, никакого отношения. Платные места, сейчас недобор, связанный с тем, что дали дополнительные контрольные цифры приема в региональные университеты уже не первый год, а второй год, и те ребята, которые планировали, может быть, платно учиться, поступили на бюджетные места в своих городах в свои университеты. Тем более что риски пандемии, сложности с заселением в общежитие, а для платных студентов таких возможностей вообще нет, – конечно, выбрали семьи другой вариант: остаться в своем регионе, в том числе, может быть, в вузах действительно с более слабыми программами, но зато учиться на бюджетных местах.
Александр Денисов: Светлана Владимировна…
Ирина Абанкина: Поэтому даже сильные вузы остались без платных студентов.
Александр Денисов: Да, спасибо, Ирина Всеволодовна.
Светлана Владимировна, вот согласны, что дело только в незанятых платных местах, поэтому нужно объявить рекламную кампанию? Как я и сказал раньше, все это похоже на распродажу, что ли?
Светлана Брюховецкая: Нет, конечно. На самом деле я занимаюсь уже приемной комиссией больше 10 лет и все ответственные секретари ждали, когда отменят вторую волну, потому что видели нервозность родителей, которые не могут определиться во время этой второй волны с тем вузом, куда они идут. Здесь на самом деле причины недобора, если вас вот этот вопрос интересует, во многие вузы… Вы сказали, что в наши вузы, но вот в наши оба вуза недобора не было, но был недобор в другие российские вузы, в региональные в том числе, в московские вузы. Мне кажется, что причины недобора состоят в том, что одновременно сошлись все звезды: и ввели в 2020 году новый порядок приема в вузы, который не все абитуриенты поняли; ввели также новую методику распределения КЦП, как уже Ирина Всеволодовна говорила, о том, что добавили места в региональные вузы. Поэтому…
Александр Денисов: Светлана Владимировна, ну вы объясните попроще, мы правильно схему обрисовали, что у тебя не было второй попытки подать в другой вуз, если ты не поступил в первый, – так все было?
Светлана Брюховецкая: Да, в принципе правильно. Единственное, что для того, чтобы найти кого-то на бюджет… Проблема-то состоит в том, что недобрали вузы и на бюджетные места, то есть на платные-то можно добирать до 1 сентября, а вот бюджетные места если вы недобрали, вам надо объявлять заново новый прием документов, поскольку он был окончен еще в июле на бюджет, и донабирать людей.
Александр Денисов: Все-таки уточню, Оля, и дам тебе слово, а то уж я все лезу и лезу.
Ольга Арсланова: Хорошо.
Александр Денисов: Светлана Владимировна, так в чем проблема? – добирайте на бюджет тех, у кого балл пониже, вот как я говорю, прежняя схема. В чем сложность, почему этого нельзя сделать сейчас?
Светлана Брюховецкая: Можно. Многие вузы так делают. На самом деле не во всех вузах все так критично. В некоторых вузах есть один-два места недобор, это в принципе не так страшно. Вот когда 36 и 42 места недобор, это, конечно, пробелы у вузов в планировании контрольных цифр приема.
Ольга Арсланова: Подождите, Светлана Владимировна, все-таки…
Ирина Абанкина: Можно мне здесь все-таки сказать?
Ольга Арсланова: Да-да.
Ирина Абанкина: Вы подавать могли в этом году в беспрецедентно большое число вузов, 10, а не 5, как раньше. Расширено число направлений подготовки, они укрупнены, на которые вы подаете, поэтому это не то что…
Александр Денисов: Ирина Всеволодовна, можно вас поправлю?
Ирина Абанкина: …подать в один – 50 вариантов было…
Александр Денисов: Да. Ирина Всеволодовна, можно вас поправлю? Как комментировали из министерств, можно было подавать не на три факультета, а на десять, но в один вуз, вроде они так комментировали.
Светлана Брюховецкая: Нет-нет…
Ирина Абанкина: Но 5 вузов сохранилось. На самом деле очень широкий выбор, ну просто очень широкий выбор был предоставлен, и Валерий Николаевич Фальков начинал с расширения выбора и совершенно правильно предоставил эту возможность. Вторая волна здесь ни при чем. Поэтому не надо было в один-единственный подавать. Вот олимпиадникам, да, надо, потому что льготы по олимпиаде только в одном вузе засчитываются, а если это не олимпиадники… Просто олимпиадники в другие вузы на общих основаниях идут, вот для них, может быть, и ужесточилась ситуация, а для всех остальных… Много вариантов.
Александр Денисов: То есть…
Ирина Абанкина: Не сумели сориентироваться? – ну это уже проблема профориентации, проблема какого-то согласованного решения, предпочтений.
Александр Денисов: То есть это упустили сами абитуриенты, их родители?
Ирина Абанкина: Да, да.
Ольга Арсланова: Но, Ирина Всеволодовна, почему это проблема для вузов, мы все понять не можем?
Ирина Абанкина: Я скажу почему. Кстати, действительно, я соглашусь со своей коллегой из уважаемого нашего Финансового университета, мы все время в партнерских отношениях с ними. Дело в том, что сегодня не первый раз об этом говорят уже, реально увеличился прием в колледжи. Даже в Петербурге 56% школьников идут в колледжи, и в других регионах, на юге России, в Поволжье очень привлекательные программы, шансы трудоустройства. И спрос на высшее образование в условиях пандемии, угроз распределения на самом деле мест в общежитиях, возможности и рисков возврата в свои регионы, конечно, заставили семьи по-другому взглянуть на продолжение образования после школы.
И сегодня вузы, потерявшие платные места, – это, конечно, нагрузка на сам университет, финансы, зарплаты и так далее. Контрольные цифры приема – рискованно, на следующий год их могут просто сократить. Поэтому здесь действительно вузы, именно вузы оказались в трудном положении, потому что финансовые планы сформированы, если они не выполняются, значит, нужна реструктуризация.
Александр Денисов: Светлана Владимировна, то есть они действительно могли подавать в 10 вузов и просто сами не продумали, да, стратегию?
Светлана Брюховецкая: Согласно действующему порядку приема, абитуриент может подать заявление не более чем в 5 вузов и не более чем на 10 направлений. Каждый вуз имеет право выбирать, на сколько направлений подает абитуриент. Некоторые вузы выбрали, например, 3 направления, наш вуз выбрал 10 направлений, можно было в принципе выбирать абитуриентам, главное, чтобы набор вступительных испытаний был.
Ольга Арсланова: Светлана Владимировна, вы действительно чувствуете конкуренцию со стороны колледжей? И чувствуете ли девальвацию высшего образования, точнее… ?
Светлана Брюховецкая: Да, я бы на самом деле хотела прокомментировать эту проблему. Здесь проблема даже шире, чем конкуренция со стороны колледжей. На самом деле после пандемии, мне кажется, произошел перелом в восприятии в принципе и родителей, и абитуриентов образования. Очень многие стали воспринимать образование как онлайн-услугу какую-то, кто-то захотел, как в колледжах, получить специальность в колледжах. И проблема шире: в магистратуре в этом году во всех практически вузах, в том числе в топовых, наблюдалась проблема уменьшения количества бакалавров, которые идут в следующий уровень образования, в магистратуру. То есть здесь, наверное, я же говорю, сошлись все звезды.
Ольга Арсланова: Светлана Владимировна, я просто пытаюсь понять, а нет ли в этом все-таки вины самих вузов? Значит, может быть, теряется вера в качество образования высшего, теряется вера в то, что потом найдешь релевантную позицию? И думаешь: «Пойду лучше в колледж». Я просто к тому, что если бы качество не вызывало никаких вопросов, не было бы такой проблемы, все равно было бы достаточно желающих.
Светлана Брюховецкая: Вы знаете, если бы было качество в каких-то вузах плохое, это бы касалось конкретных вузов. Поскольку ситуация сейчас такая, что это касается очень многих региональных вузов и даже московских, то, наверное, проблема не в вузах.
Александр Денисов: Ирина Всеволодовна, вы хотели добавить.
Ирина Абанкина: Да, я хотела здесь добавить. Действительно, во время пандемии многие университеты вынуждены были перейти в онлайн, и если на одних направлениях подготовки, там, где теория и практика могут быть реализованы онлайн, то в других не могут быть. Ни медицина, ни исполнительское искусство, ни многие инженерные специальности – они не могут только в онлайн протекать. И закрыты были лаборатории, наши студенты при опросах жаловались, что они не могли закончить даже просто по живописи работы, потому что унести некуда эти работы, нет мастерских. На самом деле там, где требуется очень серьезная практическая подготовка, экспериментальная работа, действительно засомневались, а можно ли это получить в онлайн, а сумеют ли они стать специалистами и продолжать действовать. В этом смысле пандемия очень серьезно сказалась, и по разным направлениям подготовки в разных вузах ситуация очень разная.
Еще раз подчеркну: там, где теоретическая подготовка, там, где можно использовать симуляторы для практических занятий, там, где занятия тоже могут быть проведены в аудиториях, – там, конечно, одна ситуация; там, где реальная практика, там, где нужны лаборатории, в которые нет доступа сейчас, это ставит семьи и самих студентов перед очень серьезным выбором. А если они вынуждены из общежитий возвращаться в свои регионы и не знают, когда они смогут вернуться, конечно, перед семьями стоит вопрос – а зачем мы поступали в этот вуз? Может быть, лучше получить у себя профессию?
Александр Денисов: Светлана Владимировна, практический совет дайте родителям, может, там какой-нибудь парень сидит не поступивший, – как ему быть, если вот он узнал, что да, в вузе его свободные места? Как действовать? Ну явно…
Светлана Брюховецкая: Подать заявление и срочно поступать. На самом деле до начала учебного года осталось всего 4 дня, поэтому срочно искать вузы, которые объявили дополнительный набор, и поступать на бюджетное место. При этом я хочу сказать, что если человек поступил уже куда-то с оплатой стоимости образовательных услуг, то он имеет полное право поступить на бюджет, расторгнув договор или даже учась параллельно на платном отделении какого-либо другого вуза.
Александр Денисов: То есть если в этом вузе освободились бюджетные места, а он уже деньги внес, то можно, значит, пере… ?
Светлана Брюховецкая: Может его расторгнуть, да, по гражданскому праву это возможно, он может расторгнуть договор и подать заявление на бюджет.
Александр Денисов: Ну, знаете, как в анекдоте, «право имеешь, но не можешь», как бабушка перед кабинетом врача.
Светлана Брюховецкая: Ха-ха. Это зависит от качества приемной комиссии самой. Если приемная комиссия работает честно и хорошо, то…
Александр Денисов: От качества совести, да.
Ольга Арсланова: С платными мы поняли, а вот с нехваткой, недобором на бюджетные места, там сколько вообще?
Светлана Брюховецкая: Я как раз о бюджетных и говорила, что если есть в вузах какие-то бюджетные места и ребята, которые поступили на платное, хотели бы занять это бюджетное место, они могут это сделать.
Ольга Арсланова: Ага.
Александр Денисов: Ну что, мы все поняли…
Ольга Арсланова: Спасибо.
Александр Денисов: Надеюсь, абитуриенты тоже, их родители.
Спасибо большое. Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики, была у нас на связи, и Светлана Брюховецкая из Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Звучит весомо, там явно проблем с набором нет, ну как и сказала Светлана Владимировна.
Идем дальше.