Тамара Шорникова: В эфире снова информационная программа "ОТРажение", в студии Александр Денисов. Александр Денисов: И Тамара Шорникова. Тамара Шорникова: И сейчас начнем обсуждать приемную кампанию. Сразу говорим зрителям: подключайтесь к разговору, рассказывайте, как у вас обстоят дела в городе. Мы пока расскажем о том, что казанские, новосибирские и томские университеты в поисковых запросах в регионах обгоняют по популярности новый сезон "Игры престолов". В стране в разгаре приемная кампания. Какие вузы выбирают абитуриенты? Вместе с нашими экспертами обсудим официальные рейтинги и ваши. Расскажите, как у вас дела обстоят в городе, штурмуют ли выпускники школ местные институты, или собираются покорять Москву или Санкт-Петербург, хватает ли бюджетных мест на популярных специальностях, и сколько стоит платное обучение, насколько подорожало по сравнению с прошлым годом. Ждем ваших звонков и сообщений. Александр Денисов: У нас в гостях Аюрика Батуева, начальник управления приемной комиссии Российского экономического университета им. Плеханова. А также Алексей Гаврилович Чаплыгин, руководитель проекта "Национальный рейтинг университетов". Тамара Шорникова: Перед тем, как начать разговор, давайте посмотрим наш сюжет. Наши корреспонденты в разных городах спросили у молодежи, куда они собираются поступать. Давайте послушаем, что отвечали. (ОПРОС.) Тамара Шорникова: Это был народный рейтинг, и мы рассказали о предпочтениях в разных регионах. Добавим немного официальной статистики. Мы подготовили специальную графику. В первую двадцатку национального рейтинга вузов в этом году вошли 12 столичных университетов, три петербургских, два томских, а также казанский, новосибирский и уральский университеты. Популярность столичных высших учебных заведений подтверждает и рейтинг популярности вузов, составленный по числу запросов поисковой системы "Яндекс". Александр Денисов: А безусловным лидером в нем является Московский государственный университет, он попал в первую десятку в 73 из 85 регионов. За ним следует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте, и с отзывом Санкт-петербургский государственный университет. Тамара Шорникова: Такие данные официального рейтинга. Еще раз предлагаем дополнять уже официальную статистику вашими соображениями, какие самые популярные специальности в вашем городе, и вузы также, есть ли они вообще, куда собираетесь поступать, если вы собираетесь поступать, или куда, например, хочет попасть ваш ребенок, тоже рассказывайте, звоните и пишите. А теперь вопросы нашим гостям. Начнем с вас, так как как раз горячая приемная пора. Расскажите, какие хиты в вашем учебном заведении – наверняка общаетесь с коллегами, можете сравнить, сопоставить, – это такие же популярные специальности в других вузах или что-то другое на выходе. Аюрика Батуева: Популярность вуза, прежде всего, определяется его профилем. Все-таки Плехановка – это традиционно был вуз социально-экономического профиля. В последние несколько лет мы расширяем перечень направлений, связано это было с расширением университета. Предпочтения абитуриентов меняются, постепенно, медленно, но за последние несколько лет наблюдается смещение все-таки в сторону технических специальностей. У нас в этом году как никогда высокий конкурс на направление, которое требует информатику, и для нас это очень радостно, потому что наконец-то, наверное, абитуриенты стали все-таки двигаться в техническом направлении. Тамара Шорникова: Высокий конкурс – это что мы имеем в виду? Аюрика Батуева: Если в прошлом году на эти направления средний конкурс составлял 10 заявлений на место, то по данным на сегодняшний день у нас 22 заявления на место на этих направлениях. Традиционно высокие наши коронные направления – это все экономические специальности и направления. Стал набирать в последние годы, мы как-то немножко отошли с уходом на двухуровневую систему, в последние годы набираются обороты на специальности, такие, как таможенное дело, и экономическая безопасность, туда тоже очень много идет абитуриентов, и конкурс тоже в этом году в два раза выше, чем в прошлом. И, наверное, для нас очень приятный момент, но все-таки не снижается конкурс на гуманитарные блоки, все, что связано с рекламой, связями с общественностью, гостиничным делом, лингвистика очень интенсивно развивается, но при приеме на эти направления нужна профильная математика. И все-таки с момента, как ЕГЭ по математике был разведен на базовый и профильный уровень, конкурс всегда был высоким на гуманитарные направления, но сейчас он просто в разы превышает.  По общей конкурсной ситуации – конкурс у нас выше сейчас в этом году, где-то на три-четыре человека на место, чем это было в прошлом. В принципе, по ситуации вузов-партнеров, вузов-конкурентов (они у нас и партнеры, и конкуренты все равно) ситуация приблизительно такая же, как у нас. То есть везде идет увеличение конкурса, везде идет сейчас по данным подавших заявлений незначительное увеличение среднего балла, но, тем не менее, оно есть. Александр Денисов: А с чем связано увеличение? Аюрика Батуева: С общей ситуацией в стране. В принципе, и ЕГЭ в этом году сдали по многим предметам чуть лучше, чем в прошлом. Тамара Шорникова: По-прежнему сколько можно выбрать учебных заведений для подачи документов? Аюрика Батуева: В этой части порядок приема не менялся – по-прежнему пять, и внутри каждого из пяти три направления или специальности. Здесь никаких изменений нет уже несколько лет. Тамара Шорникова: Алексей Гаврилович затронули рейтинги, вы с ними работаете вплотную, что называется. Расскажите нам, есть ли какие-то изменения, все ли едут в Москву, Петербург, или остаются дома? Мы в том числе по поисковым запросам видим, что интересуются местными вузами. Алексей Чаплыгин: Несколько проектов, запущенных Министерством образования и науки, кроме известного проекта 5100 уже два года ведется проект создания и развития опорных университетов. И, на наш взгляд, именно эти проекты позволили усилиться нескольким десяткам региональных университетов, и, соответственно, ожидаемый отток из регионов в столичные университеты снизился. В первую очередь я бы отметил здесь такие опорные университеты, как Волгоградский технический, Сибирский аэрокосмический, Воронежский технический университет, еще несколько университетов. Действительно, по нашим наблюдениям, они и в прошлом, и в этом году якорят местных потенциальных абитуриентов, что неплохо. Александр Денисов: У меня сразу вопрос к обоим экспертам. Мы обсуждали не раз в программе, что по опросам выпускники российских вузов не работают по специальности, то есть учатся на одну специальность, потом устраиваются совершенно по другой. Вопрос: осознанно они выбирают эти вузы, или идут куда придется, где родители договорятся, где денег хватит, чтобы заплатить, где по баллам подходит? Это выбор осознанный или как получится? Алексей Чаплыгин: Это самый сложный вопрос определения своей будущей жизни, своей жизненной траектории. Обычно все-таки под давлением родителей и друзей происходит этот выбор. Осознанный проявляется, наверное, не более чем в 5% случаев. Тот выбор, который на протяжении последних 5-6 лет обучения в средне школе – это не более чем 5%. Александр Денисов: А откуда такие данные? Алексей Чаплыгин: Это и зарубежные замеры, и в нашей стране проводились такие обследования на протяжении последних 10-12 лет, мы их отслеживаем. Все, что касается выбора своего будущего, у нас пока поставлено не очень. Александр Денисов: То есть выбора нет? Алексей Чаплыгин: Да. Тем более именно переход на бакалавриат снизил эту планку достаточно сильно, потому что работодатели до сих пор не готовы принимать на работу по специальности бакалавров точно так же, как специалистов в советское и раннероссийское время. До сих пор не преодолено какое-то недоверие именно к званию или квалификации бакалавр. Александр Денисов: И мне пришло в голову, что, наверное, осознанный выбор как раз делают в военные вузы, школы полиции, которые идут по направлениям? Алексей Чаплыгин: Да. Аюрика Батуева: Позволю себе несколько не согласиться с коллегой, может быть, потому что все-таки я каждый день общаюсь с абитуриентами из года в год, с родителями, и не только во время приема, но в течение учебного года, и за последние три-четыре года я и мои коллеги отмечают, что стала постепенно увеличиваться доля тех, кто осознанно выбирает свою будущую профессию, по крайней мере на этапе обучения первого уровня. Александр Денисов: А как вы это выясняете? Аюрика Батуева: Это выясняется в общении, потому что когда абитуриент говорит: "Я хочу только сюда, только на это направление", хотя тот перечень экзаменов, который у него есть по ЕГЭ, он позволяет в нашем вузе выбрать ему 90% различных направлений и специальностей. То есть ему не просто три выбрать, а ему надо из 18 выбрать три. "И с этой позицией я хочу именно сюда, я хочу, чтобы у меня был такой профиль". Да их действительно не так много, но их с каждым годом становится все больше и больше. В большей степени родители стали задавать вопрос о возможности его трудоустройства: "А где потом он сможет работать?". Становится понимание, чем ребенок будет заниматься в будущем. Александр Денисов: А можно ответить на этот вопрос заранее, за пять лет? Тамара Шорникова: Гарантировать. Аюрика Батуева: Наверное, нет, но переход на двухуровневую систему "бакалавр, магистр", ее можно критиковать, по-разному к ней относиться, но там есть одно несомненное достоинство. Если ребенку сложно определиться при поступлении на бакалавриат, то мы обычно советуем выбирать что-нибудь более фундаментальное, потому что бакалавриат, по сути, образовался на базе ранее имеющихся специальностей, и какие-то профили так называемой образовательной программы бакалавриата все-таки более фундаментальны. Поскольку в нашей стране магистратура никак не привязана к бакалавриату, в том смысле, что если я имею диплом бакалавра экономики… Александр Денисов: Объясните сразу, чтобы зрители понимали, в чем разница. Аюрика Батуева: В нашей стране с 2011 года мы все перешли на двухуровневую систему высшего образования. За рубежом это называется "две ступени", у нас это называется "два уровня". Первый уровень высшего образования – это бакалавриат. Это четырехлетняя образовательная программа, по окончанию которого выпускникам присуждается университетская степень (не ученая) бакалавриата по направлению "Экономика", "Менеджмент". А второй уровень первого высшего образования – это магистратура. Магистратура не является обязательной, ребенок может пойти по желанию в магистратуру, но, как совершенно справедливо заметил коллега, работодатели, наверное, не готовы, и дело в том, что большинство квалификационных справочников при трудоустройстве построены таким образом, что руководящие впоследствии должности могут занимать либо обладатели диплома магистра, либо обладатели диплома специалиста. То, что невозможно было перевести в четырехлетний формат, такие специальности типа симбиоза (на примере нашего университета это экономическая безопасность, например, которая сочетает в себе дисциплины, связанные с юриспруденцией и дисциплины, связанные с экономикой), они находятся в пятилетнем формате, и после них магистратура рассматривается как второе высшее. И после специалитета можно пойти в аспирантуру, после бакалавриата только в магистратуру. Магистратура не является обязательной, это делается по выбору абитуриента. Более того, на сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством я, имея диплом бакалавра экономики, вполне спокойно могу поступить в магистратуру по направлению "Информационная безопасность". Александр Денисов: У нас есть первый звонок, дозвонился Максим из Красноярска. Давайте послушаем его вопрос. - Алло. Прозвучало про красноярский аэрокосмический опорный университет СибГАУ. Как его сделали? Объединили два университета: Технологический университет, он был ведущим за Уралом по всей России, который занимался летом, и Аэрокосмический. В итоге технологические наполовину сократили, вроде бы оптимизацию провели, а в итоге надо было его развивать, а не объединять с Аэрокосмическим. Сами понимаете. В итоге бюджетных мест мало. Тамара Шорникова: Спасибо огромное за звонок. Алексей Чаплыгин: Мне кажется, зато на аэрокосмическом направлении число бюджетных мест не уменьшилось, может быть, даже увеличилось, и в междисциплинарных направлениях – не могу, правда, говорить о бакалавриате, скажу лишь о магистратуре, – там все это увеличилось. Что касается Красноярского лесотехнического (на самом деле технологического) университета. Да, оптимизировали. То, что его присоединили к Аэрокосмическому, то я могу сослаться еще, например, на советский опыт, когда при НПО "Энергия" базовым университетом являлся Лесотехнический университет, который сейчас тоже реорганизовали и присоединили к Бауманскому университету, который является ведущим, наверное, в аэрокосмической отрасли во всей стране и, наверное, развитом мире. Реорганизовывать систему высшего образования и исследований необходимо. Другое дело, что нельзя решения принимать необдуманно, быстро. Дело в том, что вся эта система выстраивается годами, и все это услуги доверительного характера. Там нельзя вносить никакие быстрые изменения. Они должны проходить проверку как минимум четырех или пятилетними циклами обучения. Возможно, что погорячились с Красноярским технологическим университетом, но это направление все равно будет развиваться и в рамках опорного университета, и я думаю, что этот университет выйдет на вполне достойные позиции. Александр Денисов: Еще один звонок у нас. Дозвонился Алексей из Новгородской области. - Здравствуйте. Меня волнует только одно. Сельские дети – девочек, мальчиков – в силу своих финансовых возможностей не могут поступить, поскольку бюджетных средств мизерное количество. Возьмите наш Новгородский МГУ. Бешеные деньги для того, чтобы обучить ребенка. Тамара Шорникова: Сколько? - Я не помню уже сколько, но, по-моему, 10 мест, не больше. Тамара Шорникова: Сколько стоит платное обучение? - Где-то 80 или 90 тыс. Прикиньте, с нашими заработками в сельской местности какой родитель может выучить своего ребенка? А ведь есть талантливые дети. Это очень насущный вопрос, их надо решать. А там по 80 тыс., по 120 тыс. Какая Москва? У нас в среднем заработок по нашему городу 10 тыс. И как родителям выучить ребенка? Значит, будут залезать в кредиты, долги и так далее. Я вспоминаю советскую систему – все было бесплатно. Пожалуйста, в любой институт поступайте, если есть голова. А сейчас что? И результат каков? В сельскую местность, да с нашего города что? Потянулся в лавку, в магазин – алкоголизм и так далее. И нет человека. Деградация личности будет. Неужели Правительство об этом не думает, не понимает? Куда такие деньги в университетах уходят? Тамара Шорникова: Спасибо за вопрос. Александр Денисов: Думаю, советские вузы не переварили бы такое количество желающих абитуриентов поступить просто физически. Алексей Чаплыгин: Конечно, с каждым годом количество абитуриентов снижается. В этом году чуть больше 600 тыс. школьников сдали экзамены. Но все равно бюджетными местами всех желающих невозможно обеспечить. Мы приходим к важнейшему вопросу: что же есть такое высшее образование: это общественное благо или услуга? Александр Денисов: Или роскошь? Алексей Чаплыгин: Да. По ценам московских или даже столичных университетов это, конечно, во много роскошь. Александр Денисов: А у вас роскошь или?.. Алексей Чаплыгин: 350 тыс. руб. в год, а может быть, даже и больше. Аюрика Батуева: У нас нет стоимости в 350 тыс., я так понимаю, это немножко ошибочное представление. Алексей Чаплыгин: У меня у товарища дочь обучается. Аюрика Батуева: Нет, у нас нет такой стоимости. 340 тыс. – это самая дорогая программа, это бакалавр экономики, бакалавр менеджмента, где обучение ведется только на английском языке, это англоязычная программа, которая в том числе предполагает стажировку в зарубежных вузах в течение одного или двух семестров, поэтому эта стоимость оправдана. Это самая высокая стоимость. 350 тыс. у нас не было. Александр Денисов: 350 и 340 – разница небольшая. Аюрика Батуева: Но это всего две программы с не очень большим набором детей, потому что обучение на английском языке – это не просто так. Туда приходят дети с великолепным знанием английского языка. Но это профессиональный язык. Это экономическая теория на английском языке, это профессиональные дисциплины на английском языке. Александр Денисов: А бесплатно можно учиться? Аюрика Батуева: Да, там тоже есть бюджетные места. Александр Денисов: И много их? Аюрика Батуева: Нет, не очень много, там бюджетных мест на экономике около 7-8. Александр Денисов: А всего на курсе? Аюрика Батуева: 26 бюджетных. Там есть русскоязычные программы, есть англоязычные программы. Тамара Шорникова: Интересно, какой же конкурс на бюджетные места в этой программе? Аюрика Батуева: Один из самых высоких. На сегодняшний день там конкурсная ситуация в районе 24-25 заявлений на место. У нас в принципе на сегодняшний день средний по вузу конкурс – 32. Александр Денисов: А если взять соотношение бюджетных и платных мест, у вас какое? 50 на 50? Аюрика Батуева: Нет, у нас не 50 на 50 несколько лет. В последний раз такое соотношение было в 2015 году, у нас было 48% бюджетных мест и 52% внебюджетных. В 2016 году соотношение резко поменялось. Мы вышли в 2016 году с приемной кампанией в соотношении 38% бюджет, 62% небюджет, и мы ожидаем примерно такое же соотношение в этом году. Александр Денисов: От чего это зависит, почему поменялось? Аюрика Батуева: Это зависит от результатов ЕГЭ. У нас достаточно высокий проходной балл на все направления. К сожалению, так складывается ситуация, что математика последние несколько лет как-то проседает по результатам, а в соответствии с перечнем вступительных экзаменов, который утвержден приказом Минобрнауки, на большинство направлений требуется профильная математика при вступлении, поэтому идет перекос немножечко. Александр Денисов: То есть ты не добрал по математике, поэтому плати? Аюрика Батуева: Не хватит на бюджет поступить. Там в сумме может быть 96 баллов русский, 96 баллов иностранные языки, где-то около 90 обществознание (это все профильные предметы для нас), и математика может быть 60, и этого балла недостаточно для конкурса, к сожалению. Тамара Шорникова: А ваши цены изменились как-то по сравнению с прошлым годом? Многие родители жалуются, что цены на платное обучение выросли в ряде регионов в 1,5-2 раза. Аюрика Батуева: Да, у нас в этом году стоимость увеличилась в среднем по вузу на 10-12%, но два года до того мы стоимость не меняли, то есть и в 2015, и на 2016 году стоимость обучения была абсолютно одинаковой, мы ее ни на рубль не поднимали. По поводу стоимости обучения в вузах в регионах и в Москве существуют методики определения, я о нормативной стоимости затрат на одного студента. Если у вуза есть бюджетные места, то, соответственно, у него есть бюджетное финансирование в какой-то определенной сумме. Сумма на одного студента складывается из множества факторов: региональные коэффициенты, расходная часть вуза. И если вуз устанавливает стоимость обучения, он по закону не имеет права установить ее ниже, чем идет бюджетное финансирование. Выше – пожалуйста. Теперь возникает история. Та сумма денег, которая платится каждому вузу на одного студента, она недостаточна для того, чтобы содержать все здания, платить все коммунальные платежи, налоги и так далее. Вуз, чтобы компенсировать эту расходную часть, должен устанавливать стоимость обучения выше, чем есть бюджетное финансирование. Тамара Шорникова: Сколько в среднем государство тратит на обучение одного студента? Аюрика Батуева: Есть базовая нормативная стоимость, а дальше она корректируется за счет коэффициентов. Тамара Шорникова: Чтобы понять, отчего отталкиваться. Аюрика Батуева: Базовая стоимость формируется, исходя из укрупненных групп направлений специальностей. Я боюсь ошибиться в цифрах, но порядок где-то в районе 60-70 тыс., может быть, 80 тыс. руб. в год на одного студента по направлениям гуманитарного профиля, по направлениям экономического профиля, это зависит от специальности. Есть очень дорогие специальности, например, информационная безопасность бакалавр и магистр, за счет того, что для реализации этих образовательных программ требуется определенная лаборатория, определенное оборудование, и там стоимость будет практически в два раза выше базовая. А дальше она корректируется. Поэтому сказать конкретно сложно. Александр Денисов: Алексей Гаврилович, а если бы мы с вами сейчас решили составить рейтинг вузов, где больше всего бюджетных мест, какие вузы были бы в первых строчках у нас? Любопытно. Алексей Чаплыгин: Во-первых, статусные университеты – это правительственные, это федеральные университеты. Александр Денисов: Ну, примерно? Алексей Чаплыгин: РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГУ, Финансовый университет. Далее федеральные университеты, например, Северо-Кавказский федеральный, Уральский федеральный, Казанский федеральный (их всего 10). Национальные исследовательские университеты (НИЯУ МИФИ, МФТИ, МАУ, МОИ, и еще 29 университетов. Опорные университеты, и те университеты, которые, на мой взгляд, обладают достаточными лоббистскими возможностями для того, чтобы обеспечить себе значительный государственный заказ. Александр Денисов: А соотношение бюджетных и платных мест каково, и как оно меняется? Алексей Чаплыгин: В среднем по направлениям, по нашим наблюдениям, стараются выдерживать соотношение 50 на 50 при формировании государственного заказа, контрольных цифр приема, но по некоторым направлениям все равно приходится таким избыточным… Например, государственное муниципальное управление – это очень популярное направление подготовки, но нужно ли десятки тысяч выпускать каждый год бакалавров по этому направлению? В большинстве университетов, скорее всего, будет всего несколько бюджетных мест, а может быть, даже ноль, и все остальное – 50, 60, 70, 80 мест внебюджетных. На этом можно зарабатывать. Тамара Шорникова: Реплика из Тульской области: "Бюджетные места ограничены, часто забирают льготники, потом часто вылетают, а из-за них даже медалисты не попадают на поток". Алексей Чаплыгин: Есть такое. Сами процедуры отбора работы с талантливыми людьми в нашей стране пока находятся в восстановительном режиме. В советское время эта работа была поставлена на достаточно приличном уровне. Правда, этот поиск, выявление, селекция талантливой молодежи в основном сосредотачивалась на технических, естественнонаучных направлениях. Потом в 1990-е годы и начале 2000-х почти весь этот опыт был утерян. Сейчас восстанавливается. Могу сказать, что практически все статусные университеты в последние 5-10 лет усилили работу со школами. Там специальные команды, которые занимаются выявлением, селекцией, отбором, развитием талантливой молодежи. Покрывается вся территория страной работой со школьниками, талантливой молодежью, и даже выходит за пределы, то есть в страны бывшего СССР, страны Восточной Европы, и даже в Западную Европу и в Америку, но это отдельные случаи. При университетах развиваются университарии – специальные средние учебные заведения, которые работают с талантливыми старшеклассниками на интернатной основе либо на обычной основе. И в первую очередь эти люди, показавшие максимальную заинтересованность… И они как раз становятся наиболее мотивированными абитуриентами, осознанно выбирают свою жизненную траекторию и направление подготовки. На них в первую очередь ориентируется университеты статусные, а теперь уже и многие не статусные: региональные, педагогические, отраслевые университеты. Несколько лет назад, помню, была хорошая процедура. Если человек выбывает с бюджетного места, то на него запускается конкурсная процедура, и можно будет перевестись с платного места. Но, к сожалению, в последние годы эта процедура, по-моему, не очень хорошо срабатывала. Александр Денисов: Когда я учился в МГУ на журфаке, у нас была практика (я учился на бюджетном), ребята на платном отделении, если сдавали сессию на отлично, без троек, то их тоже переводили на бюджетные места после первого курса. Алексей Чаплыгин: Если оно освобождалось. Александр Денисов: У нас есть звонок, из Рязанской области дозвонилась Юлия. Давайте послушаем вопрос. - Добрый вечер. Был вопрос: "Что есть высшее образование в настоящий момент в нашей стране?". Я считаю, что высшее образование в настоящий момент представляет из себя бизнес, потому что 50-70% мест платные. В результате через 5-6 лет дети выходят достаточно слабые, потому что у них изначально были слабые знания, они поступали с небольшими баллами по ЕГЭ. А в результате люди, даже и после окончания института попадают по специальности по работу, они слабые специалисты, сырые, работать они не могут, знания на должном уровне они не получают. Я с этим сталкивалась не единожды, и очень много людей, которые слабенькие, даже после института. Я считаю, что это просто бизнес. Тамара Шорникова: Юлия, вопрос: какие вузы в вашем городе самые популярные, куда поступают и на какие специальности? - У нас областной центр есть, там в основном технические вузы, и очень популярная Радиотехническая академия, но очень мало бюджетных мест, и дети даже с баллами 160-170 баллов по ЕГЭ (это математика, физика, русский язык) поступить не смогут, а это детки сильные, которые занимаются с репетиторами. То есть надо иметь 190-200 баллов. Это просто нереально, потому что математика в этом году была очень сложная, и дети сдали ЕГЭ плохо. Тамара Шорникова: Спасибо. Как-то прокомментируете? Алексей Чаплыгин: Могу сказать по Рязани. Это Рязанский радиотехнический университет. По-моему, там особого снижения числа бюджетных мест не наблюдается. Тамара Шорникова: Возможно, оно изначально небольшое. Алексей Чаплыгин: По-моему, там в районе 400 бюджетных мест. Просто университет небольшой. Но там профильная математика должна быть, плюс физика, информатика. И действительно, трудно с увеличивающимися требованиями по ЕГЭ набрать 200-210 баллов. Рязанский государственный университет им. Есенина, там по большей части развиты социогуманитарные направления подготовки. Туда, мне кажется, пройти легче. Рязанский медицинский университет очень даже неплохой, но на медицину в последние несколько лет просто бум, и я думаю, что там не только из Рязани и из Рязанской области, но и из соседних областей тоже идут абитуриенты, и достаточно трудно туда попасть. Что касается бизнес, не бизнес – да, это совмещение и бизнеса, и государственной услуги, и общественной необходимости. Когда ресурсы ограничены, то система подстраивается таким образом, пытается выжить. Мне просто невозможно это более углубленно комментировать. Тамара Шорникова: Узнали, куда идут студенты в Рязани. Давайте посмотрим, куда поступают в Омске, Самаре и Симферополе. Мы попросили наших корреспондентов сделать материалы в этих городах. Давайте посмотрим. (СЮЖЕТ.) Тамара Шорникова: Нам сейчас пишут студенты на наш СМС-портал. Мы только что посмотрели на них в видеоматериале. СМС пришла из Челябинска: "Учусь в ЧГПУ. Сомневаюсь, что буду получать хорошую заработную плату. Ни медикам, ни учителям не платят. Одни футболисты в шоколаде и чиновники". Еще из Ульяновска также переживают, говорят: "Трудоустроиться, окончив вуз, очень трудно. Без посторонней помощи на хорошую работу не устроиться". Есть ли какие-то программы сейчас у вузов со стажировкой, которая потом перерастает, допустим, в гарантированное трудоустройство? Аюрика Батуева: Как таковых программ нет, обязательного трудоустройства тоже нет. Здесь вузы, если заинтересованы в трудоустройстве – а заинтересованы, потому что показатель трудоустройства – это один из элементов, на основе которого в результате конкурса вузам выдаются бюджетные места, – соответственно, вузам это интересно. Не могу сказать про другие вузы, я знаю, что мы у себя несколько раз в год проводим мероприятие, называется "День карьеры". Мы приглашаем работодателей, у студентов есть возможность записаться к ним на собеседование, пройти стажировку. И если по итогам их работы компанию данный ребенок устраивает, то они остаются работать. В принципе, по нашим данным, порядка 85% студентов четвертого курса уже работают. И в этом есть плюс, потому что, когда они выбирают магистратуру, куда им пойти дальше, они уже привязываются к тому месту работу, специальности и профессии, которую на сегодняшний момент имеют. Александр Денисов: Прислала сообщение школьница из Алании: "Какие профессии будут востребованы через два года? Мне поступать. Вера". Тамара Шорникова: Может быть, прокомментируете? Алексей Чаплыгин: Если заметили, когда был репортаж из Омска, там было сказано, что выпускники этих направлений могут получить работу в Москве и Санкт-Петербурге. Так вот нет у нас рынка труда в стране. Есть рынок труда в Москве, в Санкт-Петербурге, еще в нескольких городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Казань, несколько городов-миллионников. Омск – миллионный город, расположенный за 2,5 тыс. км от Москвы, но все равно привлекает только Москва, потому что это действительно хороший рынок труда, который возьмет и втянет в себя тысячи и тысячи молодых работников, тем более высококвалифицированных. Мы уже на протяжении многих лет слышим эти заклинания: "Создадим к какому-то году (то ли к 2020, то ли к 2025) 20 (или 25 млн) высокотехнологичных рабочих мест". Все это относится к рынку высококвалифицированного труда. До сих пор вообще нет, совершенно ничего. Дай бог в год создается сотня тысяч по всей стране именно таких высокотехнологичных мест. И все. Обычно строятся прогнозы по развитию рынков труда, по крайней мере во всем остальном мире. В нашей стране тоже есть такие прогнозы, хотя с изрядной долей… Александр Денисов: Какую приходится делать скидку на них? Алексей Чаплыгин: По новым профессиям, которые прогнозируются Агентством стратегических инициатив, скидку 50 на 50 надо делать. Хотя очень интересно все это дело читать. Но, в любом случае, в ближайшие 2-3-4-5 лет будут востребованы специальности высокой квалификации, связанные с наукой о жизни, с биомедициной, и вообще с медициной и здравоохранением, с биотехнологиями и информатикой. В самом начале нашей передачи мы тоже наблюдали несколько репортажей, и там некоторые парни говорили: "Я пойду на информационную безопасность. А мне нравится слово информатика". Действительно, заметьте, в последние несколько месяцев все эти вирусы WannaCry, Petya – идите в информационную безопасность. Тамара Шорникова: Работу точно найдете? Алексей Чаплыгин: Точно. Если понимание, несколько лет назад был прогноз Министерства связи и коммуникаций относительно того, что в ближайшее время, чтобы догнать весь развитой мир, нам необходимо 800 тыс. программистов. Но нельзя так говорить "программистов". Надо было сказать "специалистов computersciences" (компьютерные науки). Пока наша система, все наши университеты – технические и социогуманитарные, – например, в РГГУ очень хорошее направление, сильнейшие программы, связанные с информатикой, компьютерной безопасностью, вообще с computersciences. Все университеты не смогут подготовить столько специалистов. Александр Денисов: Доживем ли мы как Америка до тех пор, когда родители будут собирать на образование своих детей? Поженились, и начали уже откладывать, потому что детям будет не на что учиться? Когда у нас наступит такая пора, или мы все-таки сохраним соотношение бюджетных мест и платных? Аюрика Батуева: Давайте мы не будем так пессимистично смотреть на вещи. Александр Денисов: Не будем? Аюрика Батуева: Я думаю, что нет. Государство старается порядка 70% от количества выпускников все-таки закрывать бюджетными местами. Другое дело, что в последние несколько лет меняется структура. Общее количество мест почти неизменно, но структура меняется. Усиливается доля направлений, связанных с информатикой, физикой, биотехнической, промышленной экологией (это один блок), и постепенно уменьшаются места на социально-экономические и гуманитарные направления. Их не так много, именно поэтому там и конкурс высокий. Там же не надо сдавать профильную математику. Когда в стране выделено 400 мест на все вузы по, например, направлениям, связанным со связями с общественностью, то понятно, что там будет очень высокий конкурс. А насчет того, куда пойти учиться через два года, все-таки, да, в перспективе информатика, высокотехнологичные отрасли. Но ведь способности ребенка тоже надо учиться. Если ребенку не дана физика, за два года он ее никак не выучит и не станет специалистом в этой одной из самых сложных дисциплин. Тамара Шорникова: Если резюмировать кратко, как не ошибиться с профессией? Александр Денисов: На что ориентироваться: на рейтинг или все-таки на собственные предпочтения? Алексей Чаплыгин: Лучше побольше читать, посещать дни открытых дверей, ярмарки вакансий, фестивали науки – все-все-все, просто жить в этом, а уже потом обращать внимание на рейтинги и то, что говорят друзья. Тамара Шорникова: Спасибо огромное. Особенности приемной кампании 2017 мы сегодня обсуждали с Аюрикой Батуевой, это начальник управления приемной комиссии Российского экономического университета им. Плеханова, и Алексеем Гавриловичем Чаплыгиным, это руководитель проекта "Национальный рейтинг университетов".