Приметы под ёлкой. Как привлечь удачу в новом году

Приметы под ёлкой. Как привлечь удачу в новом году | Программы | ОТР

Спросим у фольклориста

2020-12-30T14:33:00+03:00
Приметы под ёлкой. Как привлечь удачу в новом году
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Надежда Рычкова
старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС, кандидат филологических наук

Елена Медовникова: А мы танцуем, готовимся к Новому году и говорим: как Новый год встретишь, так его и проведешь. И это самая распространенная примета, кстати, в которую верят даже те, кто считают себя свободными от предрассудков. Новогоднюю ночь ждут не только, кстати говоря, из-за веселья и подарков.

Петр Кузнецов: Именно в Новый год проводят специальные ритуалы на привлечение всякой удачи и благополучия, загадывают сокровенные желания и надеются на их исполнение.

В какие новогодние приметы вы верите? Рассказывайте, работают ли они. А мы пока спросим жителей Владивостока, Москвы и Екатеринбурга.

ОПРОС

Петр Кузнецов: «Выпивать не надо», – примета из Кировской области. SMS из Башкортостана: «У нас в стране одна примета: как Новый год – так повышение ЖКХ и всего остального».

Елена Медовникова: Да. Ну, на самом деле очень многие пишут о том, что соблюдают традиции, – и Хабаровский край, и из Башкортостана, многие. А мы, конечно же, хотим у вас тоже спросить: есть ли у вас новогодняя примета? – «да» или «нет». Пишите, звоните. Будем обсуждать.

Петр Кузнецов: А пока с нами на связи Надежда Рычкова, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС. Здравствуйте, Надежда.

Елена Медовникова: Здравствуйте.

Надежда Рычкова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Расскажите, пожалуйста, как же все-таки (это интересно) рождается примета? Один когда-то разбил тарелку, что-то у него произошло тут же или в следующем году – он связал все это с разбитой тарелкой, кому-то рассказал, и это распространилось.

Надежда Рычкова: Ну, как рождаются приметы, как рождаются традиции – это очень сложный вопрос.

Петр Кузнецов: Ну, согласитесь, что-то новое же все равно появляется. Не только все основано на тех…

Надежда Рычкова: Да. Все, что сейчас говорили наши телезрители, ну, можно сказать, практически все эти традиции новые, потому что… Например, не есть мясо в год какого-то животного. У нас год Быка по Восточному календарю. Соответственно, какие-то традиции можем заимствовать. Можем выдумывать семейные традиции. Можем продолжать те, которые нам известны со времен бабушек.

Это очень интересно – как наша культура, культура каждого человека в глобальном мире впитывает все эти традиции и как быстро они принимаются. То есть не все традиции мы принимаем – правда же? – а только те, которые нам подходят. В принципе…

Петр Кузнецов: Ну как подходят. Традиции – да. Я не знаю, это из опроса девушка сказала, что не всегда работает – бумажки сжигают, выпивают. Но говорит: «Каждый год все равно проводим». Ну не работает же! Зачем повторять? Значит, в чем-то другом надо искать счастье.

Надежда Рычкова: Ну смотрите. Традиция – это такая вещь, которая необходимо чтобы работала. Если так принято делать – значит, зачем-то люди так делали. И очень часто мы следуем просто этим традициям, потому что так надо, потому что так делала наша бабушка, мама или еще кто-то, к примеру. А дальше как проверить, сбылось ли наше желание, которое мы загадываем?

Елена Медовникова: Вы знаете, например, очень многие начали под звон курантов… Это, наверное, действительно уже традицией стало – писать желание на бумажке, поджигать, в бокал шампанского кидать эту бумажку. Ну, вот так и проверяем – сбывается или не сбывается.

Надежда Рычкова: Да. Вы знаете, что в разных странах… Где-то едят виноград, как в Испании. Где-то едят горошек под Новый год. Действительно, каждый праздник обрастает своими традициями. Так как Новый год, именно такой Новый год, который мы знаем, для взрослых, он сформировался довольно-таки поздно, это традиция советского времени, поэтому каждый праздник обрастает какими-то своими приметами, какими-то специальными ритуалами, действиями. Если их нет, то они начинают приходить извне или, как я уже говорила, сочиняться.

Елена Медовникова: Вот это ключевой момент – действительно сочиняться. Может быть, наши люди настолько привыкли фантазировать, проявлять какую-то креативность, что им просто вот так легче жить? Мечтают люди наши?

Надежда Рычкова: Нет, ну смотрите, у нас же любой праздник сопровождается какими-то ритуалами, какими-то действиями. Практически ни один праздник не заключается в том, чтобы сесть за стол, поесть и разойтись. Очень много каких-то праздников, всегда какая-то вера в волшебство, в магическое что-то, что что-то важное должно произойти. И будь то, не знаю, Масленица или Пасха, или Троица – мы соблюдаем какие-то традиции. И вот этот праздник Нового года тоже конструировался. И вокруг него сформировались свои традиции, свои блюда – например, салат оливье и мандарины.

Елена Медовникова: Селедка под шубой, конечно.

Надежда Рычкова: Да, или селедка под шубой. Свои какие-то ритуалы. Потому что изначально же Новый год был предназначен для детей. А что же делать взрослым? Взрослым тоже что-то нужно. Но при этом традиции, так скажем, Нового года, конечно же, были, так скажем, у восточных славян, у древних славян. К примеру, считается плохой приметой, если вы разобьете на Новый год чашку или вообще что-то, какую-то посуду, считалось так. Но никто из наших телезрителей не назвал эту примету.

Или обильная еда – вот это до сих пор сохранилось. На Новый год было принято, между прочим, есть поросенка чаще всего, потому что это же был Васильев вечер, и готовили поросенка. А сейчас, видите, если год Свиньи, то кто-то поросенка есть не будет.

То есть видите, как у нас меняются традиции. Накладывается Восточный календарь – мы начинаем следовать ему и меняем традиции. То есть, казалось бы, традиция – это что-то такое устойчивое, которое должно передаваться из поколения в поколение. А оказывается – нет, они вполне подвержены изменениям. И появляются новые традиции.

Петр Кузнецов: Надежда, скажите, пожалуйста, а можно ли сказать, что приметы и суеверия в наше время больше характерны для регионов? И чем дальше от Москвы, тем их больше?

Надежда Рычкова: Ой, этого совсем нет. Ну, «суеверия» – это такое очень странное слово. Но примет… Нет, нет. Это, может быть, вам так кажется. Мы, например, занимаемся исследованием городского сообщества. Приметы живут среди нас. То есть наше мышление так устроено, что мы верим во что-то. Иногда мы даже не отдаем себе отчет, что мы постучали по дереву, например, когда что-то… Или когда перешла кошка, мы поплевали через заднее плечо. И уровень образования или уровень достатка, благополучия совершенно не влияет на веру, я не знаю, в домового или на веру в приметы.

Петр Кузнецов: Наверное, подтверждение мы сейчас найдем в Москве, потому что оттуда звонок – Татьяна.

Елена Медовникова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Татьяна? Если вы из Москвы, если вы Татьяна, то мы вас слушаем, вы в прямом эфире.

Зритель: Алло. Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: А у нас такая примета… Алло. Здравствуйте.

Елена Медовникова: Да-да-да, мы вас слушаем.

Петр Кузнецов: Вы, может быть, показываете. Нужно описать.

Зритель: До начала Нового года открываем окно, выпускаем старый Новый год со всем плохим и впускаем все хорошее с Новым годом. Вот такая у нас примета.

Петр Кузнецов: А сколько нужно подержать открытое окно?

Зритель: Немножко.

Петр Кузнецов: А что нужно сказать? Или просто?

Зритель: Ну, немножко, совсем на минуточку, чтобы ушел Старый год со всем плохим, а Новый год пришел к нам с хорошим.

Петр Кузнецов: Татьяна, спасибо, с 19-го на 20-й вы не открывали окно.

Зритель: Нет, не открывала.

Петр Кузнецов: Не получилось. Может быть, что-то залетело. Спасибо, Татьяна из Москвы.

Тверская область, Ольга. В регионы отправляемся. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Елена Медовникова: Здравствуйте.

Зритель: Меня зовут Ольга. Я звоню из города Дубны – это Московская область. Просто живу я на границу городов Дубны и Кимры. Я хотела бы рассказать про свои приметы, которые сбылись у меня в реальной жизни.

Петр Кузнецов: Пожалуйста.

Зритель: Первая примета была такая. Когда я была холостая девушка, молодая, я сделала…

Петр Кузнецов: Продолжайте.

Зритель: Написала записку – то, что я бы хотела получить на Новый год.

Петр Кузнецов: И вот я здесь! Извините.

Зритель: И вот у меня все получилось – то, что я написала. Я могу сказать, что желания сбываются. Я написала: дом, машину, любящего мужа… Ну, что еще – не помню. В общем-то, подожгла я эту записку и выпила с бокалом вина. Это был 2018 год.

Елена Медовникова: То есть даже не с бокалом шампанского, а с бокалом вина?

Зритель: Да, это был бокал вина. И потом этот бокал вина у меня разбился. Но он разбился на счастье. Сейчас я живу счастливо, у меня все сбылось. Сбылось не сразу, а где-то…

Петр Кузнецов: Сколько времени должно пройти?

Зритель: С мая месяца. В мае месяце я встретила своего супруга. Это оказался мой друг детства, сосед, которого я не видела 20 лет. Сейчас мы живем счастливо. Я не знала, что у него есть дом. Я не знала, что у него есть машина. Хотя я сама обеспеченная девушка. В общем, все, что я написала по пунктам, все у меня сбылось.

Елена Медовникова: Вот такие новогодние чудеса. Спасибо, Ольга.

Петр Кузнецов: Надежда Рычкова к нам возвращается. Напомним: это старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС.

Надежда, скажите, пожалуйста, можно ли все-таки как-то эти приметы разделить по наблюдениям, по мониторингу на работающие, ну плюс-минус надежные и совсем безнадежные?

Елена Медовникова: А может быть, просто нужно верить?

Надежда Рычкова: Ну смотрите. Нам с вами нужно… Вот мне понравилось, вы сейчас вели себя как настоящий фольклорист, задавали подробные вопросы: «А сколько нужно подержать дверь? А что нужно сделать, чтобы оно сбылось?» Понимаете, нужно теперь эту примету, чтобы действительно как-то проверить, я не знаю, попросить 100 человек открыть дверь на Новый год или 100 человек попросить сделать вот это – и проверить, как оно работает. Но мы же с вами не физики…

Елена Медовникова: И не сотрудники ВЦИОМ.

Надежда Рычкова: Да. Результат вряд ли будет настоящим, так скажем, тем, который можно потрогать и пощупать. Наша идея (вообще фольклористов или антропологов) заключается в том, чтобы собрать эти приметы, записать, посмотреть, как они меняются, что на них влияет. А уже сбылось или не сбылось – это мы не в силах посчитать и не в силах распределить таким образом приметы.

Елена Медовникова: А вот интересный вопрос из Иркутской области. Надежда, смотрите. «Нет, в приметы не верим. Все приметы не работают. Это сплошное суеверие». Вот здесь нужно, может быть, действительно какую-то грань провести между приметами и суевериями?

Надежда Рычкова: Ну, вообще, смотрите, «суеверие» – это такой, как бы сказать, не научный термин, который как будто бы характеризует некоторых темных людей, которые во что-то верят. То есть получается по логике нашего человека, который задает вопрос, примета и суеверие – это одно и то же, да? То есть все, что нельзя проверить экспериментальным путем – в это мы не верим. То есть мы не можем с вами сейчас провести грань между суевериями и приметами.

Елена Медовникова: То есть это исключительно вопрос какого-то восприятия, мироощущения самого человека?

Надежда Рычкова: Да, конечно.

Елена Медовникова: Скажите... Ведь действительно многие хотят соблюдать какие-то традиции. Давайте, может быть, несколько слов о самых ярких новогодних традициях, которые… ну, пусть люди верят, что они сбываются действительно.

Надежда Рычкова: А, именно о каких-то приметах?

Елена Медовникова: Да. Вот что в Новый год нужно сделать, какие ритуалы, чтобы все хорошо было в следующем году?

Надежда Рычкова: Ну смотрите. Во-первых, как мы уже решили…

Елена Медовникова: То есть оливье, селедка под шубой – это традиция, безусловно.

Надежда Рычкова: Смотрите. С Новым годом вообще все не так однозначно. Вы же наверняка все знаете, что Новый год – это у нас такой праздник, который… Если мы говорим о старых приметах и традициях, то Новый год – это такой праздник, который вклинился в святочно-обрядность. Там были свои праздники – от Рождества до Крещения. И вот этот светский праздник, который был у нас с 35-го года, вообще-то, началась праздноваться так широко, только с 1935 года. Потому что до этого главным праздником было Рождество. И елка была рождественской, а не новогодней.

Поэтому мы сейчас с вами наблюдаем процесс формирования примет и каких-то традиций вокруг Нового года. И прежде всего, как я уже упоминала, Новый год с 35-го года – это был детский праздник. Рождество, с которым боролись, пережитки, с которыми боролись, его запретили. В 29-м году Рождество запретили. Представляете? Вот с 29-го по 35-й год елки не было вообще. То есть мы предполагаем, что елка у нас была всегда. Так вот, ее не было.

И когда ее вернули… Такой Постышев Павел Петрович, партийный деятель, сказал: «Надо вернуть детям елку». И ее вернули с совершенно другим содержанием, без какого-то религиозного смысла. Не рождественскую елку, а вернули новогоднюю елку. И все крутилось вокруг детей. Выпустили в газете «Правда» заметку 28 декабря – и уже 36-й год был с елкой. За три дня все клубы собрались и устроили детям праздник.

И главная примета – это порадовать детей. Ну, в смысле – не примета, а ритуал. Порадовать детей. Подарки, Дед Мороз, Снегурочка, которая тоже, конечно, пришла очень поздно. А вот взрослый ритуал формируется, конечно, гораздо позже.

Но при этом у нас был Васильев вечер, о котором я говорила. Помните? Или сейчас Старый Новый год празднуют, еще у нас есть один. И вот тогда нужно было обильно есть. И нужно зажарить поросенка. Чтобы у вас был обильно, чтобы следующий Новый год вы не провели в нищете и бедности, вы должны хорошо поесть, устроить богатый стол.

Хорошо, если к вам 1 января в гости придет мужчина. Это такая магия первого дня. Когда приходит женщина – ну, вы знаете, это не очень год. А вот если первым к вам мужчина зайдет, то, по народным представлениям, принесет удачу на весь год.

Елена Медовникова: Надо впускать и женщин, и мужчин, чтобы точно на сто процентов все было хорошо.

Надежда Рычкова: Женщин не надо. Говорят, что лучше мужчин в первый день поста.

И еще что? Очень важно отдать все долги. Вот в Новый год нужно войти без долгов желательно, все финансовые вопросы закрыть. И под Новый год никогда не давали в долг. Вот если вы ко мне 31-го приедете и скажете: «Надежда, не одолжите 100 рублей до зарплаты?» – я вам не одолжу, потому что мало ли, у меня потом весь год денег не будет.

Елена Медовникова: То есть вот такая интересная примета.

Из Хабаровского края у нас есть SMS-сообщение: «У нас с детства традиция – писать записки Деду Морозу. Так делали, когда дети были маленькие. Так делаем и сейчас. Им уже почти 40. Записок всегда пишут несколько, причем каждый, а Дед Мороз выбирает». Ну смотрите, действительно сами воспитываем традиции.

Петр Кузнецов: «Новый год надо встречать в новых нарядах и с новым столовым набором. Скатерть должна быть новая, при свечах, а не при свете. Загадывать желание мысленно под бой курантов. И верить. Тогда и сбудется», – это сообщение из Коми.

Надежда Рычкова – спасибо за ее истории, за комментарии – старший научный сотрудники Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС, была с нами на связи, наш эксперт.

Наши телезрители продолжают прорываться в эфир.

Елена Медовникова: Как обычно, Ленинградская область…

Петр Кузнецов: Курск.

Елена Медовникова: Надежда, Курск. Мы вас слушаем.

Петр Кузнецов: А Ленинградская почему?

Елена Медовникова: SMS интересная.

Петр Кузнецов: А-а-а! Курск. Здравствуйте, Надежда.

Зритель: Здравствуйте. Я очень рада, что дозвонилась. В новом году вам нового здоровья, успехов!

Елена Медовникова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Может быть, это будет вашей новой приметой. Кто знает? Рассказывайте о тех, которые уже есть.

Зритель: У меня своя, уже проверенная годами. Ну, я пенсионерка. Как говорится, пенсии небольшие, но не расстраиваемся. И у меня такая примета: после курантов минут пять пройдет, открывается дверь… В квартире я живу.

Петр Кузнецов: Сама?

Зритель: Взять топор, только не концом острым, а повернуть тупым.

Петр Кузнецов: Так?

Зритель: И сказать: «Жизнь, здоровье, хлеб». Вот сколько лет живем – здоровые, ну и хлеб всегда.

Петр Кузнецов: Но кидать не надо его, да? Просто махнуть?

Зритель: Нет, просто взять топор тупой стороной.

Елена Медовникова: Надежда, а откуда такая традиция у вас взялась, скажите, пожалуйста?

Зритель: А это такая традиция… Это еще у меня бабушка и прабабушка, я на каникулы приезжала в деревню. И там вот так делали.

Петр Кузнецов: Понятно. Попробуем.

Елена Медовникова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Башкирия, Елена. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я из Башкирии, как вы уже сказали, из небольшого города Бирска. У нас всегда была примета… я не помню, откуда она пришла, но мы всегда после боя курантов мы выходили на улицу. И кто входит к нам в дом, и когда мы входим в дом к другому человеку в гости, всегда первым порог должен переступать мужчина, обязательно правой ногой и обязательно мужчина. Только в этом случае считается, что год будет удачный, счастливый и богатый.

Елена Медовникова: Прекрасно!

Петр Кузнецов: А если не мужчина, то вот здесь уже топор в руки. Это из первой приметы дозвонившейся зрительницы.

Елена Медовникова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо большое.

Спрашивали вас: «У вас есть новогодняя примета?» «Да» – ответили 12%, «нет» – 88%.

Елена Медовникова: «Как обычно, 31-го все идут в баню», – из Ленинградской области. Спасибо, что были с нами.

Петр Кузнецов: Спасибо. Это дневное «ОТРажение». Спасибо, что провели с нами часть этого дня и вообще весь год. Оставайтесь на вечернее «ОТРажение». И вообще не выключайте ОТР, даже в Новогоднюю ночь.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Спросим у фольклориста