Юрий Коваленко: А сейчас наша рубрика. И у нас в студии Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта «Osipov.pro». И он готов предоставить последние новости из автомира. И в конце наш ждет тест-драйв, я думаю. Андрей Осипов: Так точно. Все традиционно. Добрый вечер. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Что у нас произошло интересного? Андрей Осипов: 15 августа на рассмотрение правительства был внесен проект Национальной программы безопасной и качественной автомобильной дороги. Разработкой занимались Минтранс и МВД. Основная цель документа – резкое снижение смертности на российских дорогах в период с 2018 по 2024 годы. Планируется, что реализация программы позволит снизить количество погибших в дтп с 13 человек на 100 000 населения до 4 к 2024 году. Давайте быстренько пробежимся по основным рецептам борьбы с аварийностью, предлагаемых государством. Во-первых, сами дороги. Предполагается, что доля автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, с нынешних 43% вырастет до 51%. В городах доля дорог в нормативном состоянии должна вырасти с нынешних 42% до 85%. Количество аварийно-опасных участков, где часто происходят дтп, должно быть снижено вдвое, а большая часть магистралей будет оборудована интеллектуальными энергосберегающими технологиями освещения дорог. Во-вторых, по всей стране появится больше автоматических пунктов весогарабитного контроля транспортных средств. Главным техническим инструментом борьбы с нарушителями останутся камеры фото- и видеофиксации. Их количество к 2024 году должно вырасти более чем в 2 раза по сравнению с 2017-ым. Замечу, что у нас по-прежнему действует федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах. И примечательно, что усиленно тратиться на безопасность дорожного движения регионы предпочитают в основном по одной статье – «Внедрение комплексов фото- и видеофиксации», которую регионы оплачивают и обслуживают самостоятельно. Ольга Арсланова: И зарабатывают на них. Андрей Осипов: Конечно. По документам общие расходы на внедрение комплексов в прошлом году должны были составить 453 млн рублей, но в реальности на них было потрачено намного больше – 1 630 000 000, то есть в 3 с лишним раза больше. Это я просто для справки говорю. Будет ужесточаться наказание за нарушение прав дорожного движения. Уже до конца 2019 года МВД и Минтранс должны разработать соответствующие нормативно-правовые акты, направленные на усиление ответственности за отдельные наиболее опасные правонарушения. Активно будут привлекать самих граждан. Странно, что только до конца 2024 года. Должно быть приобретено техническое оборудование и программное обеспечение для обработки поступивших от граждан материалов. Прежде всего, по имеющейся программе «Народный инспектор». Перемены ждут профессиональных водителей. Должны появиться дополнительные квалификационные требования по допуску водителей к перевозкам пассажиров и грузов. Имеется в виду, в частности, обязательное профессиональное обучение и повышение квалификации. И, подводя итог, могу сказать, что рецепты все те же – ужесточение ответственности водителей, увеличение количества камер на дорогах. И из нового – разве что улучшение состояния самих дорог. Правда, какие нормативы будут применяться, мне лично не совсем понятно. Например, станут ли обязательными разделители потоков на загородных магистралях вроде железных, бетонных или даже тросовых ограждений. Ведь именно они, на мой взгляд, могут напрямую повлиять на снижение количества погибших в дтп. Или исчезнут нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах с двумя или более полосами для движения, тоже остается вопрос открытым. Появится ли гост на установку камер фото- и видеофиксации нарушений. Увы, об этом в проекте Национальной программы безопасной и качественной автомобильной дороги ничего не говорится. Поэтому будем смотреть, как это будет внедряться. Самое главное – какой бюджет будет освоен. Я не могу не заметить, что, конечно, безопасность дорожного движения у нас до сих пор находится на весьма плачевном уровне. В частности, июль оказался самым кровавым месяцем в этом году, потому что у нас погибло чуть меньше, чем в июле прошлого года, но, тем не менее, рост налицо. Могу вам сказать, что только в июле произошло 15 500 тяжелых дтп, в которых погибло 1829 человек. Юрий Коваленко: То есть мы уже не выполняем статистику по снижению смертности? Андрей Осипов: Да. И 20 с лишним тысяч получили ранения. Вот для сравнения статистика. За 7 месяцев с начала года произошло около 86 000 тяжелых дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло почти 8912 человек и без малого 110 000 получили ранения. Поэтому с этим действительно надо что-то делать. Но зачастую многие мероприятия, которые, к сожалению, проводит и ГИБДД, связаны прежде всего с ужесточением ответственности водителей и так далее. И это не совсем приятно. Юрий Коваленко: Не перебор ли у нас с правилами дорожного движения? Ужесточение правил дорожного движения приводит к тому, что водитель сидит внутри машины и пытается найти в своем кругозоре знак, камеру, еще что-то. Он не смотрит на дорогу, он не пытается внимательно следить за ней. Андрей Осипов: Я с вами отчасти согласен. Потому что, понимаете, самое неприятное для водителя – это какие-то неожиданные вещи, которые возникают на дороге. Гораздо комфортнее ехать по дороге, где ты знаешь, что больше двух полос для движения, где у тебя разделен поток со встречным транспортом, ты знаешь, что никто к тебе на встречку просто так не вылетит. Но у нас, к сожалению, об этом нет. И госты наших дорог, к сожалению, по-прежнему весьма и весьма устаревшие. Могу привести пример. До сих пор по нашим техническим условиям разметку на дорогу можно наносить только через 2 недели после укладки нового асфальта. То есть 2 недели мы ездим по голому асфальту, но ни одной полоски. Почему? Что, асфальт такой плохой? Краску не выдержит? Юрий Коваленко: А камера, которая сверху установлена, у нее эта электронная разметка есть? Андрей Осипов: Конечно. Юрий Коваленко: И водитель, который не с этого района, сразу же попадает на штраф. Андрей Осипов: В прошлом эфире, в пятницу, если кто-то смотрел, я об этом сказал, потому что я привез из Крыма несколько штрафов. Их, кстати, оказалось не так уж и много, потому что у меня был видеорегистратор и антирадар с собой. Но, тем не менее, допустим, в Воронежской области есть знак «110 км/ч – разрешенная скорость для легковых автомобилей», он четко виден с правой стороны, понятно установлен. Дальше мы проезжаем к рампе, где установлена камера фото- и видеофиксации, а на рампе написано «80 км/ч». И неизбежно мы получаем тот же самый штраф. И вообще безопасность дорожного движения на самом деле, справедливости ради могу сказать, что она все-таки выросли в последние годы. И выросла она в том числе за счет массового применения комплексов фото- и видеофиксации. Но безопасность, на мой взгляд, оказалась побочным эффектом внедрения камер. Потому что, к сожалению, по мнению большинства, камеры – это просто инструмент для зарабатывания денег. Ольга Арсланова: У нас есть вопрос от зрителя из Краснодара. Олег с нами на связи. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Меня зовут Олег Павлович Морозов, город Краснодар. Я не согласен с ведущим программы. Безопасность у нас не выросла, а упала за 20 лет. И с этим встречаюсь каждый день. У нас не только пешеходы неправильно ходят. У нас правостороннее движение, идут в лоб и, независимо от возраста, 20 или 50 лет, на тебя смотрят как на тупого. Хоть прыгай хоть на рельсы, хоть куда, но ты должен уступить дорогу человеку. Человек идет безумный. Машины стоят на пешеходных тротуарах. В Краснодаре улица Северная, пересечение с улицей Тургенева – закатали 500 метров городской земли в асфальт и устроили на перекрестке… У нас в правилах написано «до перекрестка запрещена остановка автомобилей за 15 метров». У нас вдоль перекрестка с одной, с другой, с третьей и с четвертой стороны закатано на 500 метров щебнем, асфальтом… Просто какая-то деревня. Поэтому государству не нужно наводить порядок. Оно на это кучу денег списывает, и у нас эти деньги распиливаются на всех вертикалях власти. Если б хотели навести порядок – достаточно одного дня. Штраф 10% от стоимости машины. Спрашиваю: «Если б Путин установил штраф 10%, ты бы ставил машину на пешеходном переходе?». Он говорит: «Покамест Путин не установил, ставлю и буду ставить». Поэтому все это ерунда. Покамест государство не захочет в стране навести порядок и безопасность в автомобильном транспорте и движении, ничего не будет, народ не сможет ничего решить. Андрей Осипов: Мне странно это слышать по той простой причине: вы предлагаете тот же самый рецепт, который предлагает наше дорогое государство, а именно ужесточение наказания и увеличение штрафов. То есть вы идете по той же самой дорожке, по которой идет государство. Я же говорю о том, что на самом деле и дорожная инфраструктура должна меняться, и меняться она должна надлежащим образом с учетом того, что количество автотранспортных средств в нашей стране неуклонно растет. Растет оно и в крупных городах. И на загородных магистралях количество дорог увеличивается. И вообще дорожная сеть для нашей страны – это чрезвычайно важная составляющая, в том числе бюджетных расходов. Потому что ни в одной стране мира, по большому счету, дороги за частные деньги не строились. Инфраструктуру всегда создает государство. И мы воссоздали сейчас дорожные фонды. Я понимаю, что что-то из этого распиливается, что-то крадется. Мы все это прекрасно знаем. И как у нас строятся дороги, мы тоже прекрасно знаем, какой там процент отката. Но именно с этим должно бороться государство. Тут надо поменять систему. Потому что, извините меня, когда в тендере на строительстве дороги побеждает тот, кто предлагает самую низкую цену, разве это гарантирует качество этой дороги или разве это гарантирует то, что эта дорога прослужит 10 лет, как служит какой-нибудь хороший немецкий автобан, который построен по большей части из средств федерального бюджета? Вот к этому надо относиться. А говорить о том, что во всем виноваты водители… Вы знаете, я с этим категорически не согласен. Мы не можем жить вне общества. Мы не можем жить вне социума. И водителя нужно поставить в те условия, при которых нарушение правил дорожного движения будет не просто выгодным, но будет попросту невозможным. То есть это, опять же, то же самое наказание, которое будет неотвратимо. Да, я понимаю, мы не можем поставить везде сотрудников ГИБДД. Но, опять же, я посмотрю, буквально сейчас был секвестирован бюджет, сегодня вышла информация по поводу этой федеральной большой программы 2013 по 2020 годы. Основные статьи сокращения – это информационная пропаганда, это обучение детей. Вот на что у нас сокращается бюджет. То есть вместо того, чтобы уже со школьной скамьи готовить человека к тому, что он окажется готовым к движению в крупном городе и существованию в этом городе, мы на этом сокращаем, вместо этого массово ставим комплексы фото- и видеофиксации, но увеличиваем размер штрафов. Ольга Арсланова: Понятно. Давайте перейдем к вопросам наших зрителей. Первым мы послушаем Сергея из Рязанской области. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Какой автомобиль лучше привести – «Фольксваген Поло», «Хендай Солярис» или «Ладу Веста»? Андрей Осипов: Вот как. «Лада Веста», пожалуй, среди самых доступных будет. Я бы, наверное, голосовал… Все машины сопоставимы плюс-минус. Наверное, все-таки «Солярис», потому что он самый новый. «Поло» скоро ждет смена поколений. Вряд ли в этом году – в следующем году мы уже увидим новое поколение Поло-седана. Покупать машину на излете ее жизненного цикла можно, если только хорошая скидка. Поэтому, наверное, все же «Солярис», хотя «Поло» тоже неплохо. По поводу «Весты» - вы знаете, если вы живете вдалеке от официальных дилеров, то можно в принципе и выбрать «Весту», если для вас важен такой момент – можно обслужить машину практически везде, на каждом углу. Это будет неплохой вариант. Но я боюсь, что по своим потребительским свойствам, по каким-то мелочам, связанным с шумоизоляцией, с управляемостью отчасти, с комфортом, наверное, все-таки «Солярис» и «Поло» будут чуть-чуть получше. Ольга Арсланова: «Sonata VI» или «Mazda 5» - что выбрать? Андрей Осипов: «Sonata VI» - седан, «Mazda 5» - это такой вэнчик. Если вам нужен седан, выбирайте «Sonata». Если вам нужен минивэн для семейного использования, лучше выбрать «Mazda 5». Если вы ошиблись с пятеркой и с шестеркой и сравниваете с «Mazda 6», то тогда «Mazda 6», потому что «шестерка», на мой взгляд, лучше, чем «Sonata». Юрий Коваленко: Какой ресурс робота на «Audi Q3»? Андрей Осипов: Он в среднем составляет 100-150 тысяч км, но очень многое зависит от условий эксплуатации. Если часто буксовали на нем, то он может и при 80 000 сказать «привет». Ольга Арсланова: Станислав из Нижнего Новгорода в эфире. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Добрый вечер, Андрей. Такой вопрос. У нас с сыном разница. Он хочет купить Jaguar XF 2014 года. Мое желание – новый Volkswagen Tiguan. Хотелось бы ваше мнение. Tiguan – бюджетный вариант. Цена одинаковая: где-то 1,4 млн. Андрей Осипов: Позвольте уточнить: машину сыну или в семью? Зритель: В семью. Андрей Осипов: Тогда логичнее будет все-таки Tiguan. Потому что это более подходящий семейный автомобиль, на мой взгляд. Он более адаптирован прежде всего для наших условий эксплуатации. Jaguar XF – это неплохо, ничего не могу сказать. Надо понимать, что Jaguar XF 2014 года при всех его преимуществах все-таки будет гораздо дороже в обслуживании, он будет тянуть семейный бюджет. Потому что все-таки уже 4 года машине. Не скажу, что это ненадежный автомобиль, но, тем не менее, определенные проблемы с электрикой на нем наблюдаются. Для этого придется ехать к официальному дилеру. Я понимаю, что сыну скорее всего нравится просто яркий, красивый, тем более достаточно быстрый седан. Но если вы выбираете машину все же для семьи, это будет одна машина в семье, то более логичным и правильным выбором мне представляется Volkswagen Tiguan. Юрий Коваленко: Спрашивают: «Подскажите, пожалуйста, по Peugeot 2006 десятилетнему? Насколько они живучи и какой у них жизненный ресурс?». Андрей Осипов: Многое зависит от мотора. Там в основном устанавливались атмосферные силовые агрегаты. Но по идее 200 000 эта машина должна более-менее пройти. Это не касается подвесок, потому что подвески там выхаживали 120-150 тысяч. Коробка передач – если механика, то в принципе неплохо. Если автомат, то он достаточно ресурсный. Хотя он очень старенький и задумчивый. Это нужно учитывать. Ольга Арсланова: Nissan Qashqai или Suzuki SX4 механика 2012 года? Андрей Осипов: На мой взгляд, Qashqai будет более правильным выбором. Многое зависит от мотора. Но 2012 года – это Suzuki SX4 предыдущего поколения. Она просто по своим габаритным размерам, нежели тот же самый Qashqai, по объему внутреннего пространства. Ольга Арсланова: Послушаем Леонида из Крыма. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы узнать насчет Mazda AZ-3. Что за машина праворульная? Андрей Осипов: Это редкий гость на наших дорогах, потому что это произведение японского автопрома. Вообще «Мазды» - достаточно надежные машины. И, кстати говоря, эта купешка очень неплохо управлялась в свое время. Мне кажется, что на крымских дорогах будет весело на этой машине, если будет она в надлежащем техническом состоянии, вы будете за ней следить. Потому что я знаю, что в Крыму веселые дорожки. Юрий Коваленко: И запчасти наверняка есть на нее? Андрей Осипов: Найти можно. И официальный дилер там есть, в том числе которые сейчас обслуживают большую часть марок. Их, к сожалению, не так много, но они есть. Юрий Коваленко: Спрашивают про автомобиль Geely Atlas 2018 года – плюсы и минусы. Андрей Осипов: Каждую программу спрашивают про этот автомобиль и каждую программу могу сказать, что мне не нравится этот автомобиль. Плюсы. Конечно же, цена прежде всего, потому что это бюджетный автомобиль. За такие деньги такой размер не купишь. Из недостатков: посредственный пластик, не бог весть какой запах в салоне и весьма посредственная управляемость. Не особенно мне нравится, как там настроены подвески с учетом класса этого автомобиля. И не тянет моторчик. Это тоже нужно учитывать. Ольга Арсланова: У нас время тест-драйва. Что сегодня смотрим? Андрей Осипов: Hyandai H1, на котором как раз в Крым ездил в отпуск. СЮЖЕТ Ольга Арсланова: Отлично. У нас время заканчивается. Спасибо за ответы на вопросы. Андрей Осипов: Спасибо. Ольга Арсланова: За тест-драйв. Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro, был с нами. Юрий Коваленко: Спасибо.