Проблемы для мошенников
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/problemy-dlya-moshennikov-56778.html Марина Калинина: Структура Роскомнадзора планирует разработать технологию, которая сделает невозможным использование подменных номеров. Для справки: только за прошлый год злоумышленники с использованием таких номеров украли у россиян порядка 45 миллиардов рублей. Только вдумайтесь в эту сумму.
Но а мобильные операторы уверяют, что активно используют свои собственные защитные системы.
Иван Князев: Зачем нужна еще одна дополнительная централизованная система и возможно ли ее вообще создать? Некоторые эксперты говорят о том, что новый сервис может значительно ударить по бизнесу, так или этак. На самом деле во всех нюансах будем разбираться с нашими экспертами.
Если вам звонили непонятно с каких номеров и потом оказывалось, что это мошенники, а вроде был номер какого-нибудь банка и так далее, поделитесь с нами своими историями, позвоните в прямой эфир. Мы ждем вас!
Леонид Чуриков у нас на связи, ведущий аналитик «СерчИнформ». Леонид, приветствуем вас!
Леонид Чуриков: Добрый день!
Иван Князев: Что за новая система и как она может работать?
Леонид Чуриков: Прежде чем рассказать про особенности ее работы, хотел, кстати, восхититься вашими собеседниками: люди мгновенно находят виновных; просто в любой ситуации сразу же, кто виноват, у них есть мгновенный ответ.
Я попробую разобраться в ситуации, напомнить людям о том, что у нас с декабря прошлого года вступил в силу запрет на звонки из-за рубежа по подменным номерам, если кто не помнит. А если кто следил за новостями в Новый год, тот помнит, что звонки поступали и закрывались школы. Я вот был на Урале, в Уральске и потом в других регионах и т.д.
Закон вышел, бумажка есть, она не срабатывает. Значит, как она срабатывает? Она начинает менять нашу жизнь в определенные стороны, в том числе возникает контракт на разработку технологии, которая решит данную проблему, которая описана в этом как бы законе и, казалось бы, должны была решиться сама собой с помощью бумажки. Не решается.
Чтобы понять, будет ли она решаться с помощью технологии, я бы попробовал взглянуть на суть проблемы. Суть проблемы с подменными номерами в том, почему эта проблема стала такой масштабной и нерешаемой, у нас ответа на нее. Потому что технологии для подмены стали ширпотребом, т.е. у нас сейчас есть инструменты для подмены номеров не только для облачных АТС, для серверов, но и для десктопов, для смартфонов и в качестве ботов в канале Telegram, например.
И кто-то скажет: ну, это просто для любителей, это же не...
Марина Калинина: Леонид Юрьевич, а давайте для меня как для блондинки, объясните, как это работает? Потому что я вот, например, не понимаю.
Иван Князев: Это приложения какие-то? Да не только ты, кстати. Хоть я и не блондин, я тоже не понимаю.
Леонид Чуриков: Хорошо, я вам объясню на примере того, как это работает, например, в Telegram. Вы открываете бота, вбиваете номер человека, которому хотите позвонить, и номер, который высветится у него на экране. Если это номер его банка, то он увидит у себя: мне звонит мой банк. Если это номер его бабушки, то увидит у себя на телефоне: мне звонит моя бабушка.
То есть технологически это элементарно. С точки зрения внутренности, это следующим образом делается: когда вы звоните, у вас есть некий идентификатор для биллинга, который привязан к вашей сим-карте, с помощью которого МЧС вас найдет, если вы потеряетесь в лесу. А есть этот самый Caller ID, который высвечивается на экране; его можно подменять с помощью технологии CID, например, IP-телефонии, на серверах, на компьютерах. Это несложно и контролировать это точно так же несложно.
Иван Князев: То есть я правильно понимаю, вот эта новая система, раз это все так быстро делается, номера так быстро подменяются, теоретически сможет этот процесс нарушить?
Леонид Чуриков: Вот чтобы себя не обманывать, я вам еще один факт напомню. Мы ведь один раз уже решили эту проблему в 2017 году, когда президент нашей страны подписал поправки к закону «О связи». Я читал новости (вот сегодня с утра за 2017 конец и 2018 год), там было следующее: со следующего года 2018 будет абсолютно невозможно звонить с подменных номеров, отправлять СМС с подменных номеров, потому что президент подписал поправки. Не сработало.
Может ли в принципе Россия разработать такую технологию? То, что мы создали гиперзвуковое оружие, показывает, что в принципе мы можем супертехнологии разрабатывать. Для этого нужны деньги и время. Иначе, как сказал кто-то из великих: все невозможное я точно знаю, возможно. И, значит, проблема останется.
Сейчас обсуждают сумму контракта – 8 млн руб. Давайте просто оценим, что такое миллион рублей; это полугодовая зарплата среднего программиста в Москве.
Может ли пять таких троечников, хорошистов спасти мир за полгода? Это не Брюс Уиллис, у которого зарплата чуть побольше. Это обычные пять ребят, только что закончивших ВУЗ какой-нибудь. Не смогут.
Не знают об этом составители контрактов? Знают. Контракт не об этом. Он о том, чтобы, как я его вижу, поскольку суть его от нас скрывают почище американцев, которые скрывают суть своих предложений; как я ее вижу, она такова: запустить систему контроля за этими самыми подменными номерами, контролировать которую будет уже не бизнес, не оператор, не банк, а Ростелеком, Роскомнадзор – регулятор.
И почему не сработала старая система, которую пытались запустить как за с 2018 года? Потому что бизнес защищал с ее помощью себя от регулятора, который сказал: «Ты должен внедрить систему». Бизнес сказал: «Я внедрил. Все, от вас я защитился». И защищал свои деньги.
Но банку все равно, за какой кредит платит ему клиент: за тот, который его уговорил взять сотрудник банка или за тот, который его уговорил взять мошенник. Поэтому технологии были, но они работали не так, как хотелось, грубо говоря, простым людям.
Приходит регулятор, говорит: «Я не бизнес. У меня задачи другие. Я хочу реально наказать преступников и недовольство населения нивелировать». Хорошо. Сработает ли его вот это вот регулирование и технология, которая будет у него в руках? Возможно. Но здесь я бы опять-таки напомнил, что суть проблемы не в контроле над операторами, над интернет-провайдерами и т.д.
Она в том, чтобы побороть вот эту массовость вовлечения людей в преступные схемы. И проблема как раз в том, что преступники вовлекают в свои вот эти цепочки огромное количество людей. Они получают высокотехнологичное рабочее место и возможность заработать легкие деньги. Это я бы сравнил с распространением кибернаркотиков, потому что легкие деньги действуют на людей именно так.
Иван Князев: То есть здесь параллельно нужно решать эту проблему? Должны правоохранительные органы еще подключиться? Чтобы бороться с теми людьми, которые хотят на этом заработать, которые украли у нас 45 миллиардов.
Леонид Чуриков: Абсолютно. Мы должны контролировать...
Иван Князев: Ну и с другой стороны, технически знаете, еще одну причину называют. Дело в том, что система связи РФ входит в международную телекоммуникационную инфраструктуру, и поэтому новая система блокировки подменных номеров не сможет работать?
Леонид Чуриков: Совершенно верно. С одной точки зрения, значит, наш регулятор не указ для зарубежных интернет-провайдеров тех же самых, которые могут на это наплевать и сказать, что «мы будем работать, как работали».
Но это бизнес, для них наш рынок важен. Они работают с нами, потому что для них важен наш, в том числе и легальный рынок. И в принципе, если у нас будут нужные регламенты, то не нужно считать, что зарубежные провайдеры не будут следовать этим регламентам. Будут.
Вопрос опять-таки в том: какие задачи они будут решать и чьи интересы защищать? Потому что бизнес, напомню: несколько лет назад, внедрив такую систему, очень эффективно защитился сам и от регулятора, и от всего остального.
И те провайдеры могут точно так же следовать нашим новым каким-то стандартам, правилам этой системы, которую внедрит уже регулятор и будет контролировать ее лично.
И если эта задача не будет действительно борьбой с киберпреступностью, она эту задачу и не решит. То есть все формально будут соблюдать эти правила, а задача не решится по причине, которую я уже назвал, что вовлечение все большего числа людей в эту преступную схему позволяет обходить эти стандарты.
Мы их вроде бы для действующей инфраструктуры ввели, а новый креативный класс легко нашел способы обходить эти стандарты.
Марина Калинина: Спасибо за ваш комментарий. Леонид Чуриков, ведущий аналитик «СерчИнформ», был с нами на связи.
А мы к следующей теме переходим.