Ксения Сакурова: Ну а мы начинаем наш первый, самый насыщенный, информационный час. Как всегда, впереди у нас четыре темы, они будут меняться достаточно быстро. Поэтому, друзья, если вам есть что сказать, если вы хотите поделиться своим мнением по поводу тем, которые мы обсуждаем, пожалуйста, звоните нам, пишите, не откладывайте. Эти темы будут меняться очень быстро! Виталий Млечин: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. И 5445 – бесплатный короткий номер для ваших SMS-сообщений. Мы начинаем с одной из главных новостей сегодняшнего утра. Пользователи Портала госуслуг массово пожаловались на то, что срок действия сертификата о вакцинации сократился ровно вдвое – с года до шести месяцев. Ксения Сакурова: При этом еще в августе Минздрав предупреждал, что срок действия QR-кода после вакцинации от коронавирусной инфекции может быть сокращен до полугода, но при ухудшении эпидемиологической ситуации. Виталий Млечин: Час назад появился комментарий Минцифры: там заявили, что сроки действия сертификатов о вакцинации были сокращены в связи с техническими работами, которые проводились на Портале госуслуг. Вот что говорится в сообщении ведомства (цитата): «QR-коды, которые получают россияне на Портале госуслуг после вакцинация от ковид, действительны в течение всего срока. Сейчас портал работает в штатном режиме, QR-коды восстанавливаются», – конец цитаты. Ксения Сакурова: Давайте разбираться, что произошло. И расскажите вы о своем опыте взаимодействия с сервисами госуслуг. Может быть, этим утром вы сами столкнулись с подобной проблемой? Особенно, конечно, интересно, как это происходит в регионах, где даже в автобус сейчас нельзя без QR-кода. Я думаю, что это могло стать большой проблемой. В общем, позвоните и расскажите о ситуации в вашем регионе. Ну а мы приветствуем Игоря Цикорина, сопредседателя Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения города Москвы. Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Игорь Цикорин: Добрый день, добрый день, уважаемые слушатели. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, по информации, которая есть у вас, это действительно технический сбой, не о чем волноваться? Игорь Цикорин: Ну смотрите. Действительно, информация менялась с утра, с 7 утра, когда мне поступило первое сообщение от моих коллег из России о том, что QR-коды недействительны. Первая информация была непонятной. И дальше, действительно, поступило официальное сообщение о том, что это был технический сбой и он в течение определенного времени (я надеюсь, в течение суток) восстановится. Будем в это верить. Ну, как бы в подтверждение этого факта, наверное, все-таки говорит ситуация о том, что если бы коды были… Ну да, действительно, Минздрав летом предупреждал, что вероятность такая есть и коды сертификатов могут быть понижены до полугода. Но я думаю, что в любом случае мы были бы извещены о том, что вот такая процедура вводится и коды понижаются. Раз такого сообщения от официальных источников не было, то больше верится, действительно, в технический сбой. Но мне бы хотелось сказать знаете какой момент? Действительно, тот, кто сейчас находится в ситуации, когда нужно предъявлять QR-код для входа в общественный транспорт или, например, летит, перелетает в самолете, необходимо на регистрации показать этот QR-код… Действительно, технический персонал, который его сверяет, он видит на Госуслугах, что код может быть недействительным, срок вышел. Ну что здесь? Рекомендация только одна: берите с собой бумажный сертификат, который у вас есть, старого ли образца, нового ли. И в этой ситуации подтверждайте, что ваш QR-код и ваша прививка действительны. Ну, это единственный вариант до тех пор, пока… Надеюсь, не будет обращения, наверное, штаба противоковидного, официального обращения о том, что произошла техническая ошибка либо же что действительно понижено до полугода действие сертификатов. Ксения Сакурова: Я так понимаю, пускать человека или не пускать – будут решать просто на местах конкретные люди. Игорь Цикорин: Конечно, конечно. Ксения Сакурова: И, к сожалению, мы можем столкнуться с тем, что кого-то не пустят на самолет, не соглашаясь принимать, условно говоря, сертификат, потому что это, в общем-то, бумажка, по большому счету, хоть и официальный документ, но его легко подделать. Там нет каких-то особых степеней защиты. И, конечно, доверие к такому документу, ну, пока что не очень высокое. Виталий Млечин: Тем более что, скажем, московские власти официально заявляли, что бумажные сертификаты не заменяют QR-код и не могут служить подтверждением. Игорь Цикорин: Да. То есть проверяющий орган, который проверяет и допускает, он сверяется только с QR-кодом. Ну, коллеги мне сейчас сообщают (у меня параллельно идет WhatsApp) о том, что у кого-то уже на Госуслугах восстановился годовой. Ну, это говорит в пользу того, что, действительно, технический сбой. То есть будем надеяться, что до конца дня это все восстановится. Ну да, действительно, самое страшное, конечно… Ну, если не общественный транспорт, то еще как-то можно взять такси, доехать, в конечном итоге дойти пешком, то снятие с рейса на самолет – это, конечно, действительно, уже проблема более серьезного плана. Ну, надеюсь, что все читают новости, и руководство аэропортов, перевозчики также читают новости и войдут в положение человека, поймут ситуацию и допустят его на борт. Ну, надеемся на здравый смысл. Ну а самое главное, коллеги, – это «стоп, паника», как говорят коллеги. Не надо паниковать, ждем результатов. Ксения Сакурова: Игорь Викторович, а не слишком ли мы зависимы стали от этого нового документа? Простите, без паспорта много куда пускают. А без QR-кода теперь, получается, много куда не пустят. Вот насколько оправданы такие меры сейчас? Игорь Цикорин: У нас новые условия, ковид нас и весь мир поставил в новые условия. Действительно, QR-коды, электронные какие-то средства, допуски, ограничения – они, как показывает ситуация, могут быть причиной, в общем-то, нарушения логики человеческой. Ну, наверное, ничего с этим не сделаешь. Мы живем в новой эпохе. Мы живем в век цифровизации, новых технологий. Единственный вариант – их оттачивать и каким-то образом все-таки опираться на здравый смысл человека. Виталий Млечин: Вот это было бы очень здорово, если бы, действительно, всегда здравый смысл преобладал. Вы знаете, очень многие наши зрители интересуются, когда это кончится. Понятно, что предсказать, когда закончится пандемия, невозможно, но все-таки какие-то прогнозы, какие-то модели наверняка же строятся, ну хотя бы примерно. На сколько это рассчитано? Игорь Цикорин: Вы знаете, да, математическая модель, конечно, строилась, и строилась в прошлом году. Мы предполагали, все с вами обсуждая, что ковид закончится еще в прошлом году. Он не закончился, он пришел к нам и в этом году, продолжился. Как говорят специалисты в этой области, он с нами надолго. Тут главный момент – не столько… Ну, то есть как привычный грипп, он возникает, проходит период, он спадает. Возможно, что ковид тоже примет такие же функции, то есть будет по каким-то волнообразным моментам возникать. И ничего нового здесь не придумать. Только прививка поможет уменьшить количество и высоту этой волны, которая возникает при ковиде. Виталий Млечин: Игорь Викторович… Игорь Цикорин: А говорить, предполагать – ну, как вы понимаете, дело такое очень неблагородное. Даже математические модели дают от полутора лет до семи лет присутствия ковида в достаточно яркой форме. Виталий Млечин: Ну, полтора лучше, чем семь, конечно. Хотелось бы по нижней границе все-таки. Давайте попробуем… Игорь Цикорин: Ну, от нас многое зависит, коллеги. Виталий Млечин: Да, это верно. Мы постоянно здесь об этом говорим, конечно. Давайте попробуем практический совет дать нашему зрителю из Башкирии. «Не могу после вакцинации получить код в бумажном виде, в МФЦ отказывают». Есть ли какой-то алгоритм действий? Игорь Цикорин: Да, алгоритм, в принципе, известен. Мы в прошлой передаче с вами об этом говорили. То есть бумажный сертификат можно получить в поликлинике, которая вам делала сертификат… ой, делала прививку. И неважно, были ли вы в самой поликлинике, либо эта поликлиника предоставляла услуги на выезде – в МФЦ или где-то еще. То есть самое главное – обращайтесь именно в эту поликлинику. Получение кода именно в поликлинике – самый быстрый вариант. Я имею в виду – бумажный. И второй момент. Помните, мы говорили с вами о том, что QR-код попадает не так быстро, электронный вариант, то есть ваш QR-код возникает после прививки. Ну, здесь есть некоторые моменты, мы сейчас говорили с вами об этом. Вы знаете, ведь сама прививка начинает действовать, то есть приобретает защитное свойство, ну, через полторы, а иногда и две недели – то есть у человека возникает максимальная иммунная защита. Поэтому такой немножко момент, что на следующий день появился, и вы чувствуете себя защищенным, хотите куда-то идти с этим кодом, – он, в общем-то, не совсем корректен, по большому счету. Виталий Млечин: Да, это опять же про здравый смысл, совершенно верно. Спасибо, спасибо. Игорь Цикорин: Абсолютно верно, включаем голову. Виталий Млечин: Спасибо. Ксения Сакурова: Да, спасибо. Виталий Млечин: Игорь Цикорин, сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения города Москвы. Ксения Сакурова: И вот что зрители сообщают нам о сегодняшней проблеме. Иркутская область: «Сайт госуслуг не работал, код сертификата по ковиду не могла показать. Срок сокращен до полугода». Ну, как мы выяснили, все должно восстановиться, поэтому следите, обновляйте. Я думаю, что… ну, по крайней мере, нам обещают, что в течение суток все должно прийти в нормальное состояние. Ростовская область: «Нужно привыкать жить с прививкой. Если нельзя делать прививку, то сиди дома». И Ростовская область: «У меня кнопочный телефон. Мне дали сертификат о вакцинации. На ревакцинацию пойду в декабре». Виталий Млечин: Вот это ответственный подход. Спасибо вам большое, что написали.