Константин Чуриков: Поговорим о рынке подержанных автомобилей. В данный момент, российская ассоциация "Российские автомобильные дилеры" собираются ввести некий единый реестр всех автомобилей, которые продаются через дилеров. Интересно, как все это устроено. У нас в студии Олег Мосеев – вице-президент этой ассоциации. Олег Евгеньевич, здравствуйте. Олег Мосеев: Добрый день. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Есть еще идея ввести обязательную предпродажную подготовку поддержанных автомобилей. Вокруг этого много не совсем понятных разговоров. Так это, не так? Проясните эту ситуацию. Народная тема, очень трепетная. Олег Мосеев: Особенно перед выборами. Оксана Галькевич: Уважаемые телезрители, не оставайтесь в стороне. Участвуйте. Олег Мосеев: Если такая идея есть, она точно не в РОАД существует. Нам ее пытаются приписать уже полтора года с завидной регулярностью. Но дело в том, что мы все рыночники до мозга костей, поэтому какое-то административное регулирование неприемлемо в принципе. Тем более, что мы с вами прекрасно знаем, что как только кто-то просит государство что-то административно порегулировать, то страдает как тот, против кого это затеяли, так и тот, кто просил. Константин Чуриков: Но не всегда, бывают более успешные случаи. Примеры приводить не будем. Олег Мосеев: Бывают и успешные проекты. Если говорить серьезно, то нет, конечно, никакой инициативы, никакого письма в Минпромторг не было и быть не может. Если когда-нибудь кто-нибудь такое письмо напишет, то я буду первый, кто выйдет на митинг перед Минпромторгом с требованием не рассматривать это письмо. Потому что вообще это нарушает конституционные права на частную собственность. Оксана Галькевич: С другой стороны, если говорить о реестре, о занесении в реестр, это ведь тоже предполагает осмотр, какую-т техническую оценку, или нет? Как вы это видите? Олег Мосеев: Нет. Собственно говоря, здесь велосипед никто не придумывает. Мы посмотрели на то, что есть на развитых рынках, которые существуют 100 и больше лет. Это прежде всего  американский рынок, где есть подобные базы, это "CARFAX" и "Autocheck", это европейский рынок, прежде всего западный европейский рынок, где есть… и прочие подобные базы. Там система построена достаточно просто. Все профессиональные участники рынка заливают информацию в базу данных. Это и официальные дилеры, и производители, и сервисные станции, это страховые компании, это банки, это государство. То, что касается арестов, утилизации - это все информация от государственных органов. И таким образом информация накапливается в едином источнике. Константин Чуриков: По каждому автомобилю? Олег Мосеев: Да, по каждому. То есть понятно, что, может быть, какой-то автомобиль проходит мимо, но это, скорее всего, какие-то совсем либо самоделки, которые не страхуются и не обслуживаются. Оксана Галькевич: Подождите, вы не всех перечислили. Я хочу понять, как они в этом процессе участвуют. Вы назвали дилеров, но есть еще площадки в интернете, на которых подержанные автомобили продаются с рук. Все эти "Avito", "Carprice" и другие площадки. Автомобиль, прошедший проверку через базу, получает некий электронный знак качества  Олег Мосеев: Интернет-площадки являются пользователями этой информации и на развитых рынках. Автомобиль, прошедший проверку через такую базу, получает некий электронный знак качества. Мы смотрели, как это устроено в Англии. Если автомобиль имеет прозрачную историю своей жизни. То есть он был куплен, после этого имеется вся история его страхования, обслуживания, кузовных ремонтов, он не находится под залогом, под арестом, то он на 15-20% стоит дороже, чем автомобиль, по которому какая-то информация высвечивается красным, то есть не соответствует. Оксана Галькевич: Отсутствует. Олег Мосеев: Либо отсутствует, либо пробег не соответствует. Мы про автомобили говорим. Мы не говорим про физическое или юридическое лицо, потому что мы не хотим связываться с законом о защите персональной информации. То есть мы говорим только про автомобили. Константин Чуриков: Вот про это я хотел как раз спросить. Олег Мосеев: Автомобиль контактирует с тем же дилером, сервисом, со страховой, где фиксируется пробег. Если вдруг в следующий раз, когда автомобиль приезжает и у него пробег меньше, то это однозначно мошенничество. Константин Чуриков: Это с одной стороны. А, с другой стороны, тот или иной автомобиль так или иначе связан со своим владельцем. И большого труда при наличии определенного ресурса не стоит уточнить, за кем закреплен тот или иной автомобиль. Здесь закон о защите персональных данных… Олег Мосеев: А как? Это получается, что надо как-то незаконно узнать VIN-номер, а это не так просто. Хотя у некоторых VIN-номер под лобовым стеклом. Допустим, вы сфотографировали номер, проверили машину. Привязка VIN-а к фамилии есть в базе ГИБДД. Вам нужно взломать базу ГИБДД. Конечно, от этого никто не застрахован. Константин Чуриков: Не надо. Вдруг найдутся желающие. Олег Мосеев: Это можно сделать и сейчас. Это не вопрос нашей базы, это вопрос нарушения законодательства и уголовной ответственности. Оксана Галькевич: Вы знаете, наши телезрители, судя по некоторым сообщениям, которые приходят к нам, крайне осторожны. Вы понимаете, у нас разная практика общения с различными автомобильными ассоциациями, профсоюзными организациями и государственным. Люди боятся, что есть подвох. Говорят: "Вы нас всех посчитаете, пронумеруете, чип вставите. Дороже будет продать". То есть деньги надо будет потратить, а ты получишь меньше. "Опять придумали, как с людей денег поиметь", – пишет нам телезритель. Олег Мосеев: Так с людей ничего не берется. Оксана Галькевич: Так вот убедите. Люди подозревают какой-то подвох в этом реестре. Люди должны понимать, что владея автомобилем, у них есть не только права, но и обязанности по содержанию этого автомобиля. Поэтому у них есть техосмотр Олег Мосеев: Можно просто убеждать словами, а можно на опыте убедиться впоследствии, что автомобиль будет иметь более высокую перепродажную стоимость, если про него достоверная информация в базе. Понятно, что это не произойдет прямо завтра, смена ментальности людей. Если вспомнить, как ездили по дороге лет 10 назад, страшно вспоминать эти времена, когда никто не включал поворотники, не уступал никому. Сейчас культура вождения поменялась. Проходит какое-то время. Так и здесь. Автомобиль – средство повышенной опасности. Люди должны понимать, что владея автомобилем, у них есть не только права, но и обязанности по содержанию этого автомобиля. Поэтому у них есть техосмотр. Оксана Галькевич: А кто будет уполномочен вносить данные о вашем автомобиле, о моем, о Костином в этот самый реестр? Олег Мосеев: Если вы приезжаете к автомобильному дилеру на сервис, то дилер вносит у себя в систему. Он и сейчас это делает. Дальше эта информация перекачивается в единую базу. Если вы взяли кредит в банке, то эта информация сначала в банке, потом в бюро кредитных историй, потом у нас. Если, не дай бог, у меня арестовали автомобиль, то соответствующая информация появилась в соответствующей базе, потом автоматически появилась в общей базе по автомобилю. Оксана Галькевич: Дело в том, что когда речь идет о каких-то государственных организациях, которые так или иначе выполняют эти функции, здесь более-менее все понятно с бесплатностью услуги. Но когда речь идет о коммерческих организациях, о дилерах в частности, здесь уже люди опасаются, что будут за эту услугу... За внесение в базу. Олег Мосеев: Внесение в реестр для физического лица вообще бесплатное. Человек за это не платит ни копейки, потому что сам не вносит ничего в этот реестр. Поэтому навязать ему внесение в реестр никто в принципе даже и физически не может. А пользование информацией будет платное. Сейчас есть многочисленные базы, где вы можете проверить автомобиль. Чем отличается наш проект от тех многочисленных проектов, которые есть на рынке. Он федеральный, в нем собирается полностью вся информация со всех источников. Если посмотреть на то, что есть сейчас, где-то нет информации по чему-то одному, где-то чисто московский проект, то есть достоверность информации значительно меньше. Если человек захочет проверить свой автомобиль, ему нужно будет заплатить деньги. Но, во-первых, это добровольно. Во-вторых, за счет того, что это совсем другого масштаба проект и делается он не для того чтобы заработать деньги, а для того чтобы сделать легальным по автомобилям с пробегом, то мы однозначно заявляем, что наша стоимость точно будет ниже, чем то, что есть сейчас на рынке. Мы как ассоциация, когда проводили открытый тендер на реализацию этого проекта, это было одним из ключевых условий при реализации этого проекта. Константин Чуриков: Люди сейчас, конечно, хотят сэкономить, поэтому на подержанные авто спрос каким-то образом растет. Мне интересно, как сейчас устроен рынок подержанных автомобилей, много ли тех, кто приходит именно к дилерам за покупкой подержанного авто. Сколько людей, которые все-таки делают это с рук. Олег Мосеев: Сначала про развитые рынки, чтобы потом просто понимать сравнение. На развитых рынках максимальная доля официальных дилеров составляет 30 – 40% от общего объема автомобилей с пробегом. В России сейчас официальные дилеры занимают порядка 9% рынка автомобилей с пробегом. При этом доля эта растет постоянно. Если откатиться на пять лет назад, она была 3%. Потому что, во-первых, официальные дилеры стали активно заниматься этим процессом. Во-вторых, у людей появляется все больше потребности получить качественную услугу и, что важно, получить возможность в случае, если с автомобилем что-то произойдет, предъявить претензии по закону о защите прав потребителей. Потому что когда вы делаете сделку "C2C" - "физик" с "физиком", то потом вам к физику потом идти в суд, а закон о защите прав потребителей работает против юридических лиц. А вот официальный дилер никуда не денется, потому что есть очень сложная процедура, связанная с получением официального дилерства у производителя, то есть мы не можем сделать так, чтобы сегодня было одно юридическое лицо, а завтра другое. Это вообще невозможно.  Закрыть ты можешь в один день, а открыть ты больше не откроешь, потому что производитель не подпишет с тобой новый договор. Поэтому мы никуда не денемся. И людей, которые хотят получить уверенность, все больше. Константин Чуриков: Но за эту уверенность они больше платят. Олег Мосеев: Не буду говорить, что у нас все дешевле. Пока у нас получается чуть дороже. Но лаг сокращается. Если раньше это был очень большой разрыв по цене, то сейчас этот разрыв все меньше. Константин Чуриков: Давайте приведем какой-нибудь пример. Возьмем какую-то машину, сколько она может стоить с таким пробегом с рук и сколько будет стоить у автодилера. Чтобы просто было понятно. Условно. Олег Мосеев: Наверное, не очень правильно приводить пример дорогостоящих машин. Не очень правильно с точки зрения нынешней ситуации в экономике. Константин Чуриков: Чем народнее, тем лучше. Конечно. Олег Мосеев: Разницу в процентах давайте назовем. Разница может составлять не больше 5%, если новая компания, которая клиент-ориентированная, занимается глобальными рынками автомобилей с пробегом. Понятно, что 5% - это существенные деньги. Но дальше часть потребителей выбирает для себя официального дилера, потому что в эти 5% включена нормальная предпродажная подготовка и в эти 5% включена гарантия, что если вдруг выяснится, что с автомобилем что-то не то, то потребитель придет, привезет этот автомобиль, скажет "Давайте мне деньги", в крайнем случае будет судиться. Если будет реально доказано, что с автомобилем что-то не так, получит все назад. Уже 9% покупающих автомобили с пробегом выбирают этот путь, потому что есть две ключевых причины. Понятно, что у официального дилера цена не может быть ниже, чем у серого перекупщика. Потому что они разные по строению бизнеса, в том числе риски разные. Но, тем не менее, если раньше этот спред мог составлять и 20%, то сейчас в среднем составляет около 5%. Понятно, есть исключения. Жадные есть всегда. Тут, к сожалению, или к счастью, жадность - одна из ключевых составляющих психологии человека. Где-то она двигает прогресс, где-то она его тормозит, но от этого не уйдешь. Именно поэтому происходит рост продаж. Доля продаж  автомобильных дилеров сильно растет. Каждый год мы прирастаем. Константин Чуриков: Именно по подержанным автомобилям? Олег Мосеев: Именно по подержанным машинам. Потому что спред сократился, качество услуги выше, гарантии явно выше. А если еще разбить рынок автомобилей с пробегом на сегменты, то это 9% от общего рынка. А если взять в автомобилях до 7 лет, то там доля официальных дилеров уже 15 – 18%. Чем моложе машина, тем больше доля дилеров. Константин Чуриков: Соответственно, если совсем разбитый автомобиль или совсем не гламурная марка, вряд ли кто-то придет к дилеру. Зачем позор продавать? Олег Мосеев: Да. Автомобили старше 10-12 лет у дилеров – это скорее сильное исключение. Константин Чуриков: Антиреклама заведения. Олег Мосеев: Нет, не антиреклама. Просто надо понимать, что затраты на предпродажную подготовку… что на двенадцатилетнюю старую колымагу, не будем марки называть, потому что все они уважаемы, и на трехлетнюю машину будут примерно сопоставимы. Салон надо почистить и там, и там, кузов привести в порядок и там, и там, диагностику сделать и там, и там, юридическую чистоту проверить и там, и там, а это стоит одинаковых денег. Оксана Галькевич: А в какой части бизнеса сейчас активнее и веселее идут дела - по новым машинам, они лучше и быстрее продаются, или все-таки продажи подержанных автомобилей показывают значительный рост? В этом году мы ожидаем очередное сокращение рынка новых авто. Уже четвертый год подряд. Есть, правда, надежда на то, что с осени начнется некая стабилизация Олег Мосеев: По новым автомобилям все грустно. Потому что цены сильно выросли, а покупательная способность у населения упала. Автомобиль не является предметом первой необходимости, поэтому рынок продолжает сокращаться. В этом году мы ожидаем очередное сокращение. Уже четвертый год подряд. Есть, правда, надежда на то, что с осени начнется некая стабилизация. Оксана Галькевич: В связи с чем у вас такая надежда? Олег Мосеев: Есть расчеты по емкости рынка. Сейчас продажи существенно меньше, чем потенциальная емкость рынка. Плюс разворот динамики по рынку автомобилей с пробегом говорит о том, что рынок начинает постепенно восстанавливаться. Потому что до этого по рынкам автомобилей с пробегом также шло снижение. Меньшее, чем по новым, но снижение было. У нас есть прямая корреляция с несколькими сопредельными. Как только начинают расти  автомобили с пробегом, через полгода начинают расти новые. С нефтью у нас вообще прямая зависимость. Есть такое агентство "АвтоСтат", они любят показывать десятилетние графики, где кривая продажи автомобилей наложена на кривую цены нефти. Стопроцентное совпадение. Ну и падать рынок начинает, когда начинают падать продажи недвижимости. Как только недвижимость начинает проседать, через полгода автомобильный рынок рухнет. Константин Чуриков: То есть к вам может приехать автомобилист, который решил избавиться от своего автомобиля, и его не устроит предложенная цена, то есть та сумма, которую он получит за продажу вам этого автомобиля. Такое бывает? Олег Мосеев: Такое бывает. Если человек готов самостоятельно продавать автомобиль и по какой-то причине не договорился с дилером… А договор – это же многоходовая история. Если вы хотите поменять автомобиль с пробегом на новую машину, то важна не только цена, по какой вы сдаете свой автомобиль, важна цена, по которой вам продадут новый, важна страховка, дадут вам там скидку или не дадут, допоборудование дадут, не дадут - для потребителя важно получить итоговый результат. Он может долго упираться, пытаться дороже продать свой автомобиль с пробегом, а на новую машину ему скидку не дадут. Константин Чуриков: Тут есть возможность регулировать. Олег Мосеев: Поэтому продвинутые дилеры играют этим. Понятно, что без продажи новых машин официальный дилер существовать не может. Оксана Галькевич: А вот Юрий из Московской области спрашивает нас: "Почему авто не продают сами немцы, китайцы, японцы и т.д.?". Это действительно какая-то специфика нашей страны, что есть продажи через дилеров - "trade in", а есть рынки огромные, мы помним их по 1990-м годам". Олег Мосеев: Юрий, 60% автомобилей в Германии продаются из рук в руки. Так же в Америке. Константин Чуриков: Иначе у нас не было бы этих перегонщиков, которые пригоняют… Олег Мосеев: Перегонщики покупают машины не только у физических лиц. Хотя значительную часть и у физических лиц. Но сейчас этих машин уже нет практически, потому что нет смысла везти. Машины, которые проданы внутри России, стоят значительно дешевле, чем перевоз их из Европы. Девальвация рубля сильно перекосила рынок и новых автомобилей, и автомобилей с пробегом. Пока еще спред между ценой на новую машину и на аналогичную с пробегом еще не восстановился до нормального уровня. Автомобили с пробегом недооценены сейчас. Но это будет еще год или два длиться. Константин Чуриков: Поскольку есть немного времени, поговорим про опасность покупки подержанного автомобиля через интернет, с рук и так далее. Если вы не можете проверить историю автомобиля, то вы можете купить какой-нибудь восстановленный автомобиль, где нарушена геометрия кузова или имеются критические недостатки Олег Мосеев: Если вы не можете проверить историю автомобиля, то вы можете купить какой-нибудь восстановленный автомобиль, где нарушена геометрия кузова, или имеются критические недостатки. Константин Чуриков: Угнанный ранее автомобиль можно купить. Олег Мосеев: Вы можете купить угнанный автомобиль с перебитыми VIN-ами. Можете купить автомобиль, который находится в залоге у банка. Сейчас большинство банков не забирают ПТС. А по надобности можно и дубликат получить. Константин Чуриков: И в этом случае человек оказывается крайним. Олег Мосеев: Да, к сожалению, так устроено законодательство, что если банк будет изымать этот залог, то человеку, который купил такой автомобиль, нужно идти не в банк, а к тому, кто продал и требовать деньги назад. А, сами понимаете, "физик" с "физиком" будет судиться до бесконечности. В конце концов, вы можете купить арестованную машину. Муж с женой разводится. Жена или муж подали на арест имущества. Потому что автомобиль продается без согласия супруга. Оксана Галькевич: Вы знаете, я думаю, что еще не одна беседа вам предстоит на эту тему по разъяснениям и попыткам убедить наших российских автовладельцев, потому что пишут и пишут нам о том, что если вообще никаких издержек для владельца нет, то зачем вся эта движуха. Вот еще человек нам пишет: "Велик бы купить, какой там автомобиль?". Константин Чуриков: Движуха. Велик. У нас в студии был Олег Мосеев – вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры", говорили о рынке подержанных авто. Спасибо. Олег Мосеев: Спасибо.