Иван Князев: А они действительно падают, эти продажи, причем стремительно падают. В России обрушился рынок продаж легковых авто, по итогам сентября -22%, даже больше, почти 23%. Марина Калинина: 23% почти. Иван Князев: Да. Продажи «АвтоВАЗа» и вовсе упали на 51%. Давайте посмотрим графику, как и что продавалось у нас с начала июля. В июле этого года -6,5%, в августе уже -17%, там продали 114 тысяч автомобилей, в сентябре, как уже сказали, -22,6% меньше продано авто. Марина Калинина: Ну вот еще что любопытно: «АвтоВАЗ» продал всего 17 189 автомобилей, это за сентябрь этого года, это -51%. Что будет с автомобильным рынком дальше? Не получится ли так, что придется в очередь вставать, как в СССР, если вы помните? Спросим у экспертов. И вам хотим задать вопрос – покупали ли вы машину в этом году? Какую и за сколько? Расскажите нам. Антон Шапарин с нами на связи, вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте. Антон Шапарин: Да, приветствую вас. Марина Калинина: Что происходит? Почему так резко все падает, спрос? Антон Шапарин: Происходит очень понятная история. Люди, которые пошли, ажиотажно пошли на фоне слухов о дефиците автомобилей, пошли покупать на свои кровные или даже на кредитные деньги машины. И, столкнувшись с откровенным давлением со стороны дилеров, которые начали принуждать фактически покупать допоборудование, резко повышали цены, и отпускные реальные цены на многие автомобили увеличились почти на миллион, а в некоторых случаях даже более, люди, конечно, на фоне ажиотажа, с одной стороны, похватали, а с другой стороны, у нас есть прослойка людей, которые думают, перед тем как делают, и они, собственно, увидели, что, раз уж на рынке ажиотаж, значит, мы повременим с покупкой нового автомобиля, значит, мы дождемся скидок от дилеров, дождемся успокоения рынка, дождемся, пока вот этот вот хайповый период пройдет. Поэтому, собственно, здесь самые, значит, горячие головы уже все купили и с рынка ушли по сути дела, а самые вменяемые потребители ждут, пока рынок снова устаканится. Никакого особого дефицита в мире-то нет, это в Россию многие модели поставляются в меньших количествах, чем им стоило бы поставить. Вопрос в том, что значимость нашего автомобильного рынка для многих автопроизводителей невелика. Мы снижаемся, с нашего рынка выводят модели новые, с нашего рынка, собственно, уходят целые автопроизводители, и поэтому вот такая динамика. И я на самом деле, хоть мы и ратуем за максимальный рост автомобильного рынка, но в такой ситуации, когда возникает настолько жуткий перекос и дилеры ведут себя подобным образом, я все-таки считаю, что лучше спрос размазать, значит, во времени и получить достаточно ровные, без вот таких скачков, продажи, чем переживать периоды бурного всплеска, аномальной прибыльности, а потом, собственно, класть зубы на полку и закрываться. Иван Князев: Ага. Антон Шапарин: И дилерам на самом деле в идеале, собственникам, которые хотели максимальную прибыль зафиксировать, им надо было бизнес продавать где-то месяц или два назад, когда еще все было на хаях, что называется, на коне были дилеры. Сейчас ситуация меняется, и я прогнозирую очень тяжелую ситуацию для многих из них, они столкнутся с драматическим падением продаж, они столкнутся с тем, что люди перестанут, окончательно перестанут им доверять, потому что те варварские методы, с которыми они продавали автомобили, они потребителю… Иван Князев: …надоели. Антон Шапарин: …абсолютно наглядно показывают, что он здесь никому не нужен, нужно извлечь из него максимум и до свидания. Иван Князев: Так им и надо, в общем, я правильно понимаю, Антон? Особо жалеть их не стоит. Антон Шапарин: Да. Иван Князев: Подождите, только единственное, секундочку, я немножко запутался. У нас спрос упал или все-таки дефицит, предложение упало? Антон Шапарин: У нас упал спрос, машин продали меньше. Иван Князев: Просто говорят о том, что дефицит машин сохранится до конца года, эксперты говорят. Антон Шапарин: Дилеры по привычке пытаются рассказать, что… Ну, понимаете, у нас есть эксперты, которые напрямую аффилированы с дилерами. У нас по некоторому ряду моделей действительно есть определенная нехватка, их просто мало отгружают. Но по другим моделям никакого дефицита, собственно, во-первых, нет. Во-вторых, часто и по тому, что типа считается дефицитом, дефицит создают, как в Советском Союзе: хочешь из-под полы? – из-под полы все есть, просто дороже. Иван Князев: Ага. Антон Шапарин: Не по фиксированной цене. Марина Калинина: Понятно. Иван Князев: Это уже совсем другая история. Антон Шапарин: Так что здесь все от дилеров зависит. Марина Калинина: Антон, ну смотрите, вот такая недальновидная политика дилеров, они же не могут не понимать, что люди просто за те цены, которые они создают в совокупности за все это допоборудование и т. д., и т. д., и машины сами дорожают, что люди просто не будут покупать и все. На что они будут жить, дилеры? То есть почему у них такая позиция? То есть просто хапнуть сейчас, а дальше посмотрим? Антон Шапарин: Понимаете, алчность, она же не просто так в числе смертных грехов перечислена наряду с убийством, например. Это очень серьезная болезнь, я бы сказал. И они решили, что нужно заработать все возможные деньги, выдавить из потребителя каждый рублик, каждую копеечку, которая из него еще выдавливается, а дальше хоть трава не расти. Про планирование речи не идет, про выстраивание отношений с потребителем, как у всех дилеров во всем мире, речи не идет. Нужно ограбить фактически, а потом, собственно, мы как-нибудь… Как-нибудь кривая да вывезет, вот такой русский авось вместо разумного бизнесового планирования. Иван Князев: Наш такой любимый российский фокус. Спасибо большое. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Марина Калинина: Подожди, давай Наталью послушаем. Иван Князев: Отпустим уже Антона Владимировича… Марина Калинина: Нет-нет, давай не будем отпускать. Иван Князев: Нет? Антон Шапарин: Ха-ха-ха! Марина Калинина: Ха-ха-ха! Антон Шапарин: Я с вами. Иван Князев: Хорошо. Марина Калинина: Еще поговорим. Наталья из Санкт-Петербурга с нами на связи. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Хотела поделиться и согласиться с вашим коллегой, который выступал сейчас. У меня сестра хотела купить автомобиль. Так как это у нас средний, совсем даже ниже среднего достаток, она выбирала автомобиль примерно в миллион рублей. По интернету получается, это либо Kia Rio, либо Renault, вот. Но когда она приходит в салон и ей навязывают кредиты и допоборудование, и это получается 1,5 миллиона рублей. В итоге она осталась без автомобиля. Марина Калинина: Ага. Так вопрос в чем? Зритель: Нет, не это не вопрос, а просто подтвердить, что она не может приобрести сейчас автомобиль, то есть заявленная стоимость в 1,5–2 раза выше… Я неправильно, наверное, сказала это… Марина Калинина: Понятно. Зритель: Поэтому придется чего-то ждать, неизвестно. Антон Шапарин: Есть практический совет. Марина Калинина: Да, давайте, Антон, если можете помочь, помогите. Антон Шапарин: Конечно могу. Понимаете, на вторичный рынок тоже бессмысленно идти сейчас, потому что там, конечно, с отставанием, но тоже такое ценовое ралли произошло, и цены вниз поползут абсолютно точно. Сейчас я бы не рекомендовал ничего покупать. Если машина нужна срочно, то есть нет возможности подождать, я бы взял машину по подписке на какие-нибудь полгода, пока оно все устаканится, вы будете ездить на новом автомобиле, потом его отдадите, собственно, компании, у которой по подписке его взяли, можно это сделать и у автопроизводителя, и другие игроки на рынке есть. Собственно, вы его вернете и спокойно себе купите без этой адской переплаты новый автомобиль, а дилеры, собственно, поймут, кого они обидели, – они обидели потребителя прежде всего, а так делать нельзя. Иван Князев: Антон, еще один звонок от Ирины из Воронежа, не отпускаем мы вас пока сейчас. Ирина, здравствуйте. Марина Калинина: Ирина, здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте, приветствую вас. Я хотела поделиться опытом покупки машин, в Воронеже в том числе, я и в Москве покупала сыну машину. Дело в том… Вы меня слышите, да? Марина Калинина: Да-да-да, говорите, пожалуйста. Зритель: Дело в том, что мы просто отказались от покупки машин, и у меня вот четверо моих знакомых, которые тоже отказались. Просто такая наглость дилеров всех шокирует. С менеджерами общаться просто невозможно, они представляют, что царь и бог, все. Ты пришел, они тебе навязывают такие допы… То есть вот машину в первоначальной комплектации взять невозможно, просто сказали, что их нет и они уже приходят с допами, вы нигде их не возьмете. Иван Князев: Ну а какие, расскажите нам, какие допуслуги навязывают? Зритель: Ну как вам сказать? Там какие-то… Антон Шапарин: Ой, я могу вам рассказать в подробностях, если хотите. Марина Калинина: Да, давайте. Зритель: Ну да, вот там человек расскажет подробности. Иван Князев: Давайте, хорошо. Спасибо вам, Ирина. Антон Шапарин: Да, все очень просто. Никакие… Машины приходят от автопроизводителя в какой-то комплектации, комплектации бывают, конечно, разными, а дилеры туда устанавливают сигнализацию, укладывают коврики, ставят решетку защитную в радиатор, то есть навешивают допоборудование. И часто говорят потребителю, что это она такая пришла, на самом деле нет. У них есть отдельный отдел, который допы продает и который, собственно, сейчас увеличил цены драматически, то есть продавать коврики по цене… Марина Калинина: …машины. Антон Шапарин: …крыла Boeing – это норма для них сейчас. Так что наша как потребителя единственная сейчас стратегия – это подождать или взять машину по подписке, если нет варианта другого. Или обратиться… Не у всех дилеров такая вакханалия, есть те, кто не проторенная дорожка так называемая, я бы сказал, то есть есть марки, которые на нашем рынке почему-то не поднимают, например французы или американцы, Cadillac, например, Volvo, там не происходит такого у дилеров безумия, как у, например, Toyota, куда все приходят, или Hyundai. Вот там, да, дилерам и менеджерам, которые вот так с потребителем общаются, я бы рекомендовал, конечно, уходить работать в охранники, единственное, что они должны делать, – нажимать на кнопку шлагбаума. Иван Князев: У нас эта ситуация тогда на сколько растянется? Хорошо, если мы сейчас все, потребители, немножко притормозим… Антон Шапарин: А она заканчивается уже. Иван Князев: Заканчивается, да? Антон Шапарин: У нас мы же видим падение продаж – это прямое следствие такого поведения. Люди не готовы терпеть такое обращение к себе и будут отказываться от покупки. И вот сейчас мы уже видим вот эти 22,5%, которые упали, то ли еще будет. И скоро рынок, собственно, изменится, мы увидим адекватное поведение дилеров, которые снова будут приходить за клиентом… Иван Князев: Просто в нашей стране на это рассчитывать, конечно, так не особо приходится, скидки ждать – дело неблагодарное, но может быть… Антон Шапарин: Они будут, поверьте мне, им нужно будет продавать автомобили… Иван Князев: …если они хотят вообще выжить и остаться на рынке. Антон Шапарин: …чтобы получать колоссальные бонусы, например. Марина Калинина: Анатолий из Екатеринбурга на связи. Анатолий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня вот вопрос такой. Я вот с города Екатеринбург, зовут меня Анатолий. Два месяца пытался приобрести себе автомобиль. В общем, ситуация такая. Приходишь к дилерам, конкретно «Тойота Центр», а цена изначально 2 месяца назад была 2 миллиона 360 тысяч рублей, 2 миллиона 58 тысяч. Приходишь, тебе навязывают, грубо говоря, сначала допы. Сначала было вроде как-то более-менее до 150–180, то есть это у них стоит защита двигателя и типа там пленка какая-то на капот натянута, сигнализация, и говорят, вот это стоит 150–180 тысяч рублей, хотя на рынке… Марина Калинина: Анатолий, у нас просто время ограничено, пожалуйста, конкретнее. Зритель: Да-да-да. Вот, получается, грубо говоря, мало того, что они навязывают вот эти 200 тысяч рублей, так еще и цены. Допустим, та же самая защита в магазине стоит 5–7 тысяч рублей, та же самая сигнализация стоит 15 тысяч рублей, а они ее продают за 45–50. В итоге получается, купить это невозможно… Марина Калинина: Да, понятно. Зритель: …и продают только максимальные комплектации, которые выходят запредельными… Марина Калинина: Понятно. Иван Князев: Спасибо вам большое. Марина Калинина: Ну, как Антон сказал, будем надеяться, что вся эта вакханалия скоро закончится. Антон Шапарин: Ну конечно, закончится, законы рынка никто не отменял. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, был с нами на связи. Говорили мы о том, какая ситуация сейчас на автомобильном рынке, почему упали продажи и что в связи с этим нам стоит делать.