Продажи водки упали

Гости
Максим Черниговский
аналитик алкогольного рынка, кандидат экономических наук
Владислав Кислицын
эксперт по самогоноварению компании «Русская дымка»

Петр Кузнецов: Еще одна в этом часе.

Оксана Галькевич: И вот какая. Вот говорят, что, друзья, ничего не меняется в нашей жизни, да нет, ха-ха, меняется, да еще как. Иногда у нас, знаете, прямо скрепы с грохотом падают. Смотрите, что у нас с водкой-то в стране происходит. Что происходит? Ее стали меньше пить.

Петр Кузнецов: Не просто меньше пить стали, а ее меньше стали даже производить.

Оксана Галькевич: Ого.

Петр Кузнецов: На 4% уже с начала этого года.

Оксана Галькевич: Ну и, кстати, это ведь зависит от того, как считать, потому что другое агентство, другие аналитики посчитали, что падение у нас аж на 8% произошло, отследили при этом покупки примерно 20 тысяч российских домохозяйств. Падение продаж крепкого алкоголя аналитики объясняют мерами государственного регулирования, мол, взвинтили акцизы, слишком они высоки, а потом еще и рекламы сейчас у нас нигде нет, запрещено. Вот так-то, вот и все, не покупают люди, пить перестали.

Петр Кузнецов: Давайте посмотрим по сторонам, уважаемые телезрители, по друзьям, соседям. Что скажете, можете мы стали употреблять и, главное, злоупотреблять?

Оксана Галькевич: А еще интересно было бы вас спросить, друзья, не только меньше ли стали пить, а меньше ли стали гнать, ну то есть в смысле...

Петр Кузнецов: В смысле, не утекла ли в тень?

Оксана Галькевич: Да нет, собственного производства. Да, в тень как раз, собственного производства алкоголя меньше ли стали делать? Может быть, как раз в этом месте убывает, а где-то там прибывает? Вот расскажите нам об этом.

Петр Кузнецов: Ждем, ждем историй, звонков в прямой эфир, как всегда, SMS-сообщений, всегда рады.

Максим Черниговский с нами на связи, генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка». Максим Зиновьевич, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Максим Черниговский: Здравствуйте. Очень рад вас слышать и видеть.

Петр Кузнецов: Пройдемся по цифрам, повод же есть, инфоповод, информационный повод. В чем дело? Почему меньше?

Максим Черниговский: Ну, вы знаете, я вам честно скажу: информационный повод, на мой взгляд, такой, в общем, слабенький. Почему? Потому что, действительно, вот за первые 8 месяцев текущего года объем продаж водки сократился по сравнению с прошлым годом на 4% и по сравнению с позапрошлым годом на 8%. Но что я хочу сказать? В общем, тенденция снижения объемов продаж и, соответственно, объемов производства водки происходит, на моей памяти, в Российской Федерации уже на протяжении последних 10 лет.

То есть с чем это связано? Это связано с тем, что основная целевая группа потребителей водки – это люди, скажем так, ассортиментные предпочтения, вкусовые предпочтения у которых сформировались еще в период Советского Союза, когда действительно водки очень много пили, тогда еще, в Советском Союзе. Эта целевая группа по вполне понятным физическим законам становится с каждым годом все меньше и меньше, соответственно, потребителей водки становится меньше. Ну и это все приводит к тому, что снижаются объемы продаж крепкого алкоголя, в первую очередь водки, и растут объемы продаж слабоалкогольных напитков, в первую очередь это пиво, ну и винодельческой продукции.

Действительно, за последние 2 года вот эта тенденция снижения увеличилась, но она увеличилась, ну, про объективную причину я сказал, в первую очередь по субъективным причинам. Дело в том, что реальные доходы у населения падают, соответственно, наши граждане ищут, скажем так, более дешевые заменители продукции, это не только в сегменте водки, это на всем потребительском рынке, и находят эти заменители, если говорить о крепком алкоголе, значит, в сегменте нелегального рынка. Приведу только один пример: в интернете купить канистру 5-литровую, подчеркиваю, псевдоводки можно за 600–800 рублей, а минимальная розничная цена легальной водки на сегодняшний день в Российской Федерации 243 рубля. То есть разница составляет, если говорить о ценовой разнице, где-то 3–4 раза, понимаете. Конечно, это...

Оксана Галькевич: Слушайте, Максим Зиновьевич, вы знаете, вы когда вот такие, когда я слышу подобные такие данные, меня все время удивляет: это где предел у людей постоянно на себе пробовать что-то неизведанное, местами страшное? Кто его знает, что там в этом литре, который куплен в интернете? Вот не боятся же люди, а. Где пределы-то этой «любознательности»?

Петр Кузнецов: Сарафанное радио, я думаю: сосед купил, пьет, нормально; пришел, попробовал, значит, и я буду брать.

Оксана Галькевич: Ну, вон, там в одном сибирском городе «Боярышник» тоже вот так вот пили-пили, а потом все это не очень здорово закончилось.

Петр Кузнецов: Кстати, вряд ли у этих людей цель чрезмерное употребление алкоголя, у тех, кто покупает. И во-вторых, те, кто его гонят, там же не о промышленных масштабах речь идет.

Максим Черниговский: Я полностью с вами согласен.

Петр Кузнецов: Это для быта.

Максим Черниговский: Да. Дело в том, что Российская Федерация на сегодняшний день занимает одно из первых мест по количеству смертельных случаев от потребления вот этого псевдоалкоголя. Каждый год в нашей стране погибает около 12 тысяч граждан, зафиксированные случаи, от потребления вот этой спиртосодержащей дряни, это с одной стороны. И про Красноярск вы совершенно справедливо вспомнили, прошло 3 года, когда псевдо-«Боярышник»

Оксана Галькевич: Там Иркутск, по-моему, был только...

Петр Кузнецов: Иркутск, Иркутск, да.

Максим Черниговский: Да, прошу прощения, в Иркутске, конечно, когда от псевдо-«Боярышника» погибло, по-моему, 77 наших граждан. Это все, к сожалению, существует в Российской Федерации. Действительно, предела... Не знаю, что нужно еще сделать, для того чтобы люди не приобретали через тот же интернет вот эту псевдоалкогольную продукцию. Я как специалист, который работает на алкогольном рынке больше 20 лет, я уже, честно говоря, не понимаю.

Но одна из причин, вы знаете, в том, что у нас законодательство, касаемое розничного оборота алкогольной продукции, носит, ну как вам сказать, характер чисто запрещающий, понимаете, а запретный плод, как известно, в нашей стране сладок. Понимаете, нужно на самом деле пытаться переориентировать общество в первую очередь на что? – на здоровый образ жизни, как это было во времена Советского Союза, сделать... Чтобы все, что связано с потреблением алкоголя, стало немодным, это с одной стороны.

И что самое главное, нужна серьезная розничная реформа на алкогольном рынке, а именно полностью исключить продажи алкогольной продукции из обычной розницы, как это было, кстати, опять-таки во времена Советского Союза, потому что алкоголь продавался только в специализированной рознице. И полностью всю продажу алкоголя перенести вот в ту самую специализированную розницу, сейчас это называется алкомаркетами. Почему? Потому что, конечно, это не дело, когда...

Оксана Галькевич: Так они у нас сейчас параллельно развиваются, собственно, в чем проблема-то? Есть и то, и это на рынке.

Петр Кузнецов: И вот-вот онлайн разрешат.

Максим Черниговский: Вот очень плохо, что есть и то, и то. Я еще раз повторю: во времена Советского Союза в магазинах молоко, хлеб, мясо, рыба, даже пиво не продавалось, то есть это...

Оксана Галькевич: Но пили-то больше, Максим Зиновьевич, пили-то больше.

Максим Черниговский: Это спорно, объясню опять-таки почему. Потому что мы с вами ориентируемся на цифры, касаемые легального оборота, понимаете. А вот по данным Росалкогольрегулирования, только в сегменте крепкого алкоголя до 30% – это нелегальный объем, понимаете. То есть высчитать этот нелегальный объем совершенно невозможно. То есть когда наши эксперты берут, считают и говорят: «Ну так что, Россия по потреблению алкоголя в пересчете на абсолютный алкоголь во второй десятке», – это да, но мы опять-таки ориентируемся на легальный оборот, понимаете, а если присовокупить нелегальный оборот, так мы в первой тройке.

Оксана Галькевич: Ну подождите, Максим Зиновьевич...

Петр Кузнецов: Максим Зиновьевич...

Оксана Галькевич: А они там не гонят, да, можно сказать, вот эти свои там... ? Мы одни «специалисты»?

Максим Черниговский: Вы понимаете, гнать можно по-разному. Конечно, маргинальные личности, которые пьют спиртосодержащие жидкости...

Петр Кузнецов: И в разных масштабах, объемах.

Максим Черниговский: ...они есть во всех странах мира. Но вот одна только опять-таки цифра: в прошлом году в 2 раза было куплено больше самогонных аппаратов, чем в 2019 году.

Оксана Галькевич: А вот, кстати...

Максим Черниговский: Возникает вопрос, куда вся эта продукция девается.

Оксана Галькевич: А вот, кстати, и косвенная возможность как-то оценить объемы потребляемого.

Петр Кузнецов: Пандемия еще...

Оксана Галькевич: У нас звонок есть из Приморья.

Петр Кузнецов: Максим Черниговский, спасибо, генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка». И Евгения из Приморья сейчас послушаем.

Максим Черниговский: Да, спасибо вам, до свидания.

Оксана Галькевич: Да. Здравствуйте, Евгений.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Евгений. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Да-да, здравствуйте.

Ну, мое мнение такое, что сейчас в магазинах люди перешли на другой вид алкоголя, такой как пиво. В «Светофорах», «Магнитах», не знаю, вот таких доступных магазинах...

Петр Кузнецов: ...много дешевого пива.

Зритель: ...цена на пиво от 35 рублей 0,5 бутылка. Ну конечно, люди берут, мусор выкидывают, там чисто мешки забиты этими пластиковыми бутылками. Наверное, вот это проблема самая главная.

Оксана Галькевич: Ага. Интересно, вот, значит, чем объясняются статистические экзерсисы.

Петр Кузнецов: Ну, так или иначе вот она, программа деалкоголизации населения, происходит смещение все-таки от крепкого к слабому. Может быть, она в этом и заключается?..

«Как поменялись ваши алкогольные предпочтения?» – опрос людей на улицах различных городов.

Оксана Галькевич: А у нас на связи еще один эксперт...

Петр Кузнецов: Нет, сейчас мы посмотрим.

Оксана Галькевич: А, мы посмотрим, да, сейчас стрит-ток.

ОПРОС

Петр Кузнецов: Вот, вот! И не только этот человек. «А как там самогон?» – Орловская область иронизирует. «Самогон рулит», – как будто бы отвечает тут же телезритель из Ставропольского края. «Продажи водки упали, зато продажи самогонных аппаратов поднялись», – свою статистику приводит Рязанская область.

Оксана Галькевич: Ну, на этом месте, друзья, мы должны все-таки вам напомнить о том, что употребление крепкого и некрепкого алкоголя вредит вашему здоровью.

Петр Кузнецов: Вашему здоровью.

Оксана Галькевич: Поэтому все-таки держите себя в руках.

Петр Кузнецов: Да-да-да. Но Владислав Кислицын, эксперт по самогоноварению так или иначе, компания «Русская Дымка», сейчас с нами на связи. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Владислав Кислицын: Здравствуйте. Рад слышать, рад видеть.

Оксана Галькевич: А давайте какой-нибудь...

Петр Кузнецов: Какие цифры с той стороны?

Оксана Галькевич: Вот я тоже хотела бы про цифры поговорить. Давайте какой-то арифметикой попробуем заняться. Вот человек покупает самогонный аппарат. В принципе какие аппараты в стране были проданы, какого, я не знаю, объема, мощности «самогоногонения», тоже примерно понятно. Как в связи с этим на выходе задача оценить объемы выпущенного в год алкоголя, ну или в месяц, не знаю? Никто не пытался прикинуть?

Владислав Кислицын: М-м-м... Это очень сложно посчитать. Мы можем как-то для себя посчитать статистику, сколько продается самогонных аппаратов различного класса.

Оксана Галькевич: Ага.

Владислав Кислицын: Многие из них, единожды купленные, используются один-два раза и пылятся на полках, то есть это не значит, что на них гонят. А из других аппаратов, наоборот, гонят много и с удовольствием. Поэтому тут нет прямой корреляции. Но я хочу сказать, что несмотря на сезонные колебания, то есть когда-то сезон, когда-то не сезон, лето – сезон отпусков, от года к году действительно спрос и интерес к самогонным аппаратам растет.

Петр Кузнецов: А можно... У меня вопрос как все-таки человека скорее непьющего – а их что, разрешено, да, продавать? Это все легально?

Владислав Кислицын: Да, безусловно.

Оксана Галькевич: Паспорт...

Петр Кузнецов: По паспорту, по паспорту? Как кальяны.

Владислав Кислицын: У нас разрешено продавать самогонные аппараты, у нас разрешено изготавливать самогон.

Петр Кузнецов: Понятно. А вот можно ли говорить все-таки, пусть даже и с такими объемами, объемы и затраты на все это дело, на приобретение, на сырье, о бизнесе на продаже самогона? Или это несерьезно все-таки? Гонят для себя, для соседей, для друзей под большой праздник?

Владислав Кислицын: Это не только несерьезно, это еще и уголовно наказуемо в нашей стране, поэтому мы изготавливаем напитки для себя, для застолья с друзьями и радуемся этому факту. Бизнес на самогоне – это не вариант.

Оксана Галькевич: То есть даже соседу, Петь, понимаешь, соседу предлагать нельзя купить чекушечку за 100 рублей – это уже сразу повод сообщить куда надо.

Владислав Кислицын: Это уже сразу, поэтому... Если сосед, то это просто дружеское соседское застолье.

Оксана Галькевич: Понятно.

Петр Кузнецов: То есть самогоноварение не сказывается, не особо сильно сказывается на легальном алкогольном рынке?

Владислав Кислицын: Безусловно, сказывается. То есть, насколько я понимаю, тема была про водку...

Петр Кузнецов: ...которой стало меньше.

Владислав Кислицын: Водка – это такой утилитарный напиток, который используется для того, чтобы быстро и эффективно достичь опьянения.

Оксана Галькевич: Ага.

Владислав Кислицын: Если же говорить про самогон, мы экспериментируем со вкусами, с рецептами, с ароматами, мы точно знаем, что мы получаем и из чего мы получаем, чего не всегда можно сказать о напитках, которые есть в продаже. Поэтому, я думаю, интерес к самогону связан с вот этими двумя вещами. Во-первых, мы контролируем рецепт, контролируем сырье, мы знаем, что и как мы сделали. А во-вторых, мы получаем не скупую водку, которая годится только на то, чтобы достичь опьянения в максимально короткие сроки, мы получаем вкусные, ароматные напитки по своему вкусу, желанию. Это хобби, это творческий полет.

Оксана Галькевич: Да, слушайте... Но профессор Преображенский рассказывал о том, что это еще и другим, иным способом может быть использовано.

Скажите, а вот если мы не можем оценить, так скажем, объемы выпускаемого самогона на домашних вот этих вот станциях, то портрет человека, который приобретает такой аппарат, каков? Ну, например, возраст средний. Почему спрашиваю? Потому что статистическое вот это падение потребления и продаж, может быть, можно объяснить тем, что у нас молодежи меньше в последнее время стало? Соответственно, молодежь меньше употребляет крепкого, на-на-на. Это более взрослые люди покупают аппараты, чтобы гнать? 30 секунд.

Владислав Кислицын: Ну вот, по моим ощущениям, да. Мне 42, соответственно, от 40 и выше, я считаю, это самая целевая аудитория.

Петр Кузнецов: И вряд ли алкоголики прямо конкретные такие.

Владислав Кислицын: Люди перестают быть алкоголиками, приобретая самогонный аппарат, потому что это хобби, которое требует и осмысленности, и осознанности.

Петр Кузнецов: И творческого подхода, как еще ранее было сказано. Спасибо. Владислав Кислицын, эксперт по самогоноварению компании «Русская Дымка».

Оксана Галькевич: Так, друзья, меньше творчества – больше внимания своему здоровью. Еще раз напомним, это вредно употреблять алкоголь.

Петр Кузнецов: Вредно, вредно, вредно.

Не вредно смотреть «ОТРажение». Мы продолжим через пару минут.

(данные Росстата). Люди взялись за здоровье или за самогонные аппараты?