Продукты с истекающим сроком годности - на благотворительность

Гости
Юрий Борисов
директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли
Константин Стрельцов
руководитель департамента аналитики ТИАР-Центра

Иван Князев: И тема у нас вот какая. Торговые сети хотят передавать продукты с истекающим сроком годности на благотворительность. Логика – ну, не выбрасывать же! А чтобы дело пошло, просят власти освободить такие «подарки» от НДС и налогов на прибыль, иначе не выгодно.

Тамара Шорникова: Сегодня у нас ежегодно супермаркеты выбрасывают на свалку почти 700 тысяч тонн продовольствия. Что оказывается на свалке или, в редких исключениях, на переработке? В основном, 30% – мясо, рыба; 25% – торты, бакалея, колбаса и мясные деликатесы; 40% – фрукты и овощи. Все это, в принципе, можно было бы отдать, например, малоимущим, а не отправлять по истечению срока годности на ту же свалку. Но нужно ли такое, такие «подарки»?

Иван Князев: Действительно, стоит ли продукты с истекающим сроком годности отдавать населению? А вот сами мы готовы их брать? И какой интерес во всем этом у торговых сетей? Спросим у наших экспертов.

Тамара Шорникова: А у вас спросим: возьмете ли вы продукты с истекающим сроком годности – да или нет? Все просто. Пишите нам и звоните нам, конечно, в прямой эфир.

Иван Князев: В конце обсуждения подведем итоги.

Тамара Шорникова: А сейчас поговорим с Юрием Борисовым, директором по развитию Ассоциации компаний розничной торговли. Юрий Алексеевич, здравствуйте.

Юрий Борисов: Добрый день.

Иван Князев: Здравствуйте, Юрий Алексеевич.

Юрий Борисов: Здравствуйте.

Иван Князев: Что говорят торговые сети? Они сколько, во-первых, денег хотят за все это, если они будут бесплатно отдавать то, что они и так выбрасывают? И если они выбрасывают, то как? Утилизируют? Сколько на это тратят? И так далее.

Юрий Борисов: Ну, под словом «выбрасывание» и имеется в виду утилизация. Строго говоря, эта процедура прописана в нормативных актах, она достаточно жестко регламентирована. И конечно, она стоит денег, потому что есть затраты на вызов ветеринарных специалистов, которые составляют соответствующие акты на продукцию, которая утилизируется. Часть продукции с истекшим сроком годности уходит на корм животным, часть утилизируется на специальных полигонах. Вот такая реальность.

Иван Князев: Сколько на это денег уходит?

Юрий Борисов: На это денег уходит, наверное, достаточно много. Хотя вы называли цифры, и у меня определенные сомнения есть по этим цифрам, их надо проверять.

Иван Князев: Ну, это официальные источники, мы их называли. Можем потом свериться.

Юрий Борисов: Да, официальные источники, но разные методики существуют. С этим надо серьезно разбираться. На мой взгляд, цифры несколько завышенные.

Иван Князев: Хорошо, простой вопрос: почему бесплатно сейчас не отдают?

Юрий Борисов: Потому что действующим налоговым законодательством предусмотрена уплата с этой бесплатной передачи налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Помимо этого, на самом деле у нас нет инфраструктуры сейчас в стране, необходимой для этой бесплатной передачи на благотворительные цели. Там, где и хотели бы это делать, это достаточно сильно затруднено, потому что…

Первое – нужны регламенты оценки годности этой продукции, даже с учетом того, что ее срок годности не истек, с тем чтобы не нанести вред потребителям. Второе – нужна транспортная инфраструктура для передачи благотворительным организациям, логистическая инфраструктура, даже скорее так. И третье – эти вопросы с налогообложением такой благотворительности нужно решать на уровне Налогового кодекса.

Вот три основных фактора, которые сейчас исполнение хорошего и благого пожелания затрудняют.

Тамара Шорникова: Ну смотрите. Это хорошее и благое пожелание, мне кажется, правительство может как-то положить в долгий ящик как раз из-за того, что супермаркеты просят льготы. А это значит, что бюджет недополучит каких-то налогов.

Юрий Борисов: Супермаркеты не просят льготы. Супермаркеты просят благотворительность исключить из налогообложения. Это не льгота.

Тамара Шорникова: Но это неуплата налогов в бюджет, если освободят от НДС, от налога на прибыль.

Юрий Борисов: Конечно.

Тамара Шорникова: Соответственно, правительству это не выгодно.

Юрий Борисов: Правительство должно для себя определиться, что для него выгоднее. Потому что и есть другие программы, с нашей точки зрения, более правильные и более эффективные. Это программа так называемых продуктовых марок. Они уже несколько лет дискутируются. С нашей точки зрения, они гораздо более эффективные, чем передача продуктов с уже истекающим сроком годности на благотворительность.

Иван Князев: А можно уточнить? Вы говорите про благотворительные организации и так далее. А нельзя их просто раздавать? Супермаркет открывается в 8 утра. Вот без пятнадцати приходите и забирайте. Или нужно куда-то обязательно…

Юрий Борисов: А ведь налоговая служба потребует подтверждения того, что эти товары переданы на благотворительность. Из существующего положения…

Иван Князев: Чеки выдавайте. Взял бесплатно – чек.

Юрий Борисов: Вы знаете, да, у нас онлайн-кассы подключены к централизованным специальным сервисам Федеральной налоговой службы. В чеках не предусмотрено сейчас отражение этой функции. Конечно, это было бы здорово, но по-любому это потребует переделки программного обеспечения, а это тоже затраты.

Иван Князев: Понятно, понятно.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем…

Юрий Борисов: Я хочу сказать, что хорошая идея с благотворительностью, но она нуждается в хорошей проработке, чтобы устранить те препятствия, о которых я сказал. И опять же, с нашей точки зрения, программа продовольственной помощи для малоимущих была бы гораздо более эффективной.

Иван Князев: Да, спасибо.

Тамара Шорникова: Юрий Борисов, директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли.

Сейчас послушаем нашего телезрителя. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Как вас зовут?

Тамара Шорникова: Представьтесь, да. Откуда вы?

Зритель: Валерий из Санкт-Петербурга.

Тамара Шорникова: Как относитесь к такой идее?

Зритель: Ну, хорошо отношусь. Мы с женой на пенсии. Срок продлили, и вышла минимальная пенсия у меня. Жена – инвалид второй группы. Хорошо относимся, потому что все дорожает, денег практически не хватает, все такое.

Иван Князев: Понятно, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Кстати, Тамара, Москва и Московская область провокационный вопрос задают: «А вы, ведущие программы, товары себе возьмете?» Отвечаю за себя, за Тамару не знаю. Я возьму. Меня иногда даже супруга ругает за то, что я приношу, где один день остался. Так что возьмем, не переживайте.

Тамара Шорникова: Ну, опять же – какие продукты? Например, молоко, рыбу – страшно. А спички – какая разница, казалось бы?

Давайте слушать телезрителей и спрашивать, соответственно, тот же самый вопрос задавать. Зинаида с нами на связи. Зинаида, перезвоните.

Иван Князев: Тогда переходим к нашему следующему эксперту. С нами на связи Константин Стрельцов, руководитель департамента аналитики «ТИАР-Центра». Здравствуйте, Константин.

Константин Стрельцов: Добрый день.

Тамара Шорникова: Можно сначала несколько SMS, которые просто сыплются к нам? Многие, конечно, говорят: «Да, взяли бы, потому что цены недоступные».

Вопрос: не выстроится ли тогда, например, если, как Ваня предлагает, раздавать бесплатно такие продукты, отдельная очередь в магазине за этими бесплатными продуктами с истекающим сроком годности, а все остальное останется лежать на полках?

Константин Стрельцов: В любом случае продукты с истекшим сроком годности – это отходы. Ритейлеры несут ответственность за утилизацию этих отходов, и это является для них бременем.

Иван Князев: Знаете, отходы отходами, Константин, а Новосибирская область пишет: «Инвалид второй группы. Пенсия – 10 тысяч. Продукты возьмем и в ноги даже поклонимся».

Константин Стрельцов: Да, конечно, надо понимать, что ежегодно образующийся объем твердых пищевых отходов – это 17 миллионов тонн. Мы оценили в нашем исследовании, что калорийная ценность этих продуктов – это годовой рацион для 30 миллионов человек. То есть образующиеся пищевые отходы – это почти неограниченный источник для помощи нуждающимся нашей страны.

И эти поправки, которые сейчас обсуждают ритейлеры, необходимость их давно назрела и перезрела на самом деле, потому что эти пищевые отходы – не только упущенная возможность помочь нуждающимся, но также нагрузка на экологию, потому что пищевые отходы выделяют метан, они выделяют токсические вещества. То есть наши мусорные проблемы в России, которые сейчас обсуждаются, – это следствие именно пищевых отходов в составе ТКО. То есть не пластик, не металл, не бумага…

Тамара Шорникова: Об этом много спорят, Константин. А вот наши телезрители тоже спорят. Пишут многие, что это унизительно.

Иван Князев: «Это стыд и срам!» – говорят.

Тамара Шорникова: С одной стороны, благотворительность, экологию улучшаем. А с другой стороны, почему нельзя часть хорошей продукции отправлять на ту же благотворительность, пусть даже без НДС, без прибыли, но хорошей и качественной продукции?

Константин Стрельцов: Конечно, это тоже была бы хорошая идея. На самом деле я не вижу ничего зазорного вообще в целом… Мое поколение не видит ничего зазорного в том, чтобы одеваться в секонд-хенде, брать какие-то, возможно, уже не очень кондиционные продукты. При этом мы понимаем, что они в целом безопасные.

Иван Князев: Константин, у вашего поколения это, наверное, тренд какой-то модный, а у большинства жителей страны это, наверное, необходимость все-таки. Знаете, что мне хотелось спросить? А мы все-таки не потравим ли наш народ? В Роспотребнадзоре за голову не схватятся, когда люди травиться начнут? Или все-таки будет какая-то безопасная история?

Константин Стрельцов: Ну смотрите. Сейчас мы обсуждаем именно передачу продуктов с истекающим сроком годности, то есть не с истекшим, но с истекающим. Надо понимать, что сейчас сроки годности определяются с большим запасом, то есть чтобы на сто процентов в течение этого срока продукт был безопасным.

Тамара Шорникова: А как это проконтролировать? Два дня осталось до того, как молоко испортится. Два дня оно будет ехать до своей благотворительной организации. А там, естественно: «Ну, раз привезли, то давайте раздадим».

Иван Князев: Нужно успеть выпить, получается, за эти два дня молоко.

Тамара Шорникова: Кто и как будет контролировать?

Константин Стрельцов: Как раз сейчас это стало возможным благодаря мобильным сервисам. Сравните просто с рынком такси, насколько сократился холостой пробег таксистов благодаря мобильным приложениям. То есть сейчас есть умные алгоритмы, которые позволяют оптимизировать всю эту логистику и направить сразу таксистов туда, где будет спрос. Алгоритм заранее знает, где будет спрос, на уровне всего города проектирует загрузку таксистов, поэтому удалось добиться выдающихся преимуществ и в экономике, и в экологии.

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Иван Князев: Ну понятно. Да, спасибо, спасибо вам большое. Константин Стрельцов был с нами на связи, руководитель департамента аналитики «ТИАР-Центра».

Послушаем несколько звонков.

Тамара Шорникова: Светлана, слушаем. Здравствуйте, вы в эфире.

Иван Князев: Это Светлана?

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Светлана, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Ваше мнение. Коротко.

Зритель: Ну зачем? Не надо.

Иван Князев: Понятно.

Зритель: Нет, ну можно все брать, я согласна, потому что очень дорогие цены. А то, что срок годности… Ну, ты же знаешь, что берешь. И еще бывает, что срок годности закончился, а продукт еще нормальный. Используй его сразу, и все.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: И Галину следом послушаем. Галина?

Зритель: Самара вас беспокоит. Меня зовут Галина.

Иван Князев: Здравствуйте.

Зритель: У нас «Пятерочка» прямо напротив моего дома. Пенсионеры все выходят, мы знаем, во сколько часов, и разбираем в упаковках хлеб разнообразный, молочные продукты, где не истекший срок, день-два. Все разбираем. Кефир, зерновые все в коробках заводских. Срок хранения истек, месяц-два.

Иван Князев: Это где у вас так выбрасывают?

Тамара Шорникова: Самара, да?

Иван Князев: В Самаре?

Зритель: Они вывозят, ничего не выбрасывают. Они прямо тележкой вывозят в металлических решетках к мусорным ящикам.

Иван Князев: И аккуратненько складывают, да? А вы забираете?

Зритель: И мы все берем. Грузчик стоит, смотрит и говорит: «Разбирайте, быстренько собирайте».

Иван Князев: Вот вам и утилизация, а мы тут обсуждаем… Фактически это уже происходит. Да, спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Давайте подведем итоги опроса. Но сначала все-таки пара эсэмэсок, очень много их к нам приходит. «Если бы торговые сети снижали цены, то и выбрасывать бы не пришлось, мы бы и так покупали». Просроченными продуктами предлагает накормить Госдуму Сергей из Ивановской области. Приморский край: «Я бы взяла. Собаке без разницы».

Иван Князев: Спрашивали у вас: возьмете ли вы продукты с истекающим сроком годности? Возьмут – сказали 83% наших телезрителей, а «нет» – соответственно, 17%.

Тамара Шорникова: Переходим к следующей теме.

Что мешает торговым сетям это делать?