Марина Калинина: Ну что, а мы приступаем к обсуждению первой темы сегодняшнего эфира. Поговорим о дорогах платных и общественном транспорте бесплатном. Собственно, почему мы эту тему взяли? Дмитрий Лысков: Минтранс выступил с оригинальной идеей: общественный транспорт можно сделать ну совершенно бесплатным, по планам министерства, уже через 15 лет. Но! Заплатить придется за проезд по большинству дорог общего пользования, причем автомобилистам. Марина Калинина: Давайте несколько цифр. Сегодня самый дорогой общественный транспорт в Москве – одна поездка обходится где-то в 55–57 рублей, в зависимости от способа оплаты. Дорогие метро, автобусы и трамваи в Санкт-Петербурге – от 36 рублей стоит поездка до 41 рубля. А самые низкие тарифы в этом году в Красноярске, Уфе и Воронеже. К примеру, в Воронеже всего за 23 рубля можно проехать на общественном транспорте. Дмитрий Лысков: И еще немного цифр. Протяженность дорог в России составляет более 1,5 миллиона километров, из них платных автострад всего 1,5 тысячи километров, или 0,1%. Стоимость проезда, к примеру, по трассе М4 «Дон» в зависимости от времени суток и способа оплаты на легковом автомобиле обойдется в 624 рубля, ну, от 624 до 1 325. Проезд по платной дороге из Москвы в Петербург – от 842 рублей. Марина Калинина: И начнем обсуждать эту тему с нашим первым экспертом – это Андрей Мухортиков, член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Андрей Вячеславович, приветствуем вас. Андрей Мухортиков: Добрый вечер. Дмитрий Лысков: Андрей Вячеславович, для начала давайте попробуем разобраться, что подразумевается под термином «общественный транспорт» в данном случае. Автобусы? Андрей Мухортиков: Скорее всего, автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Дмитрий Лысков: А маршрутки? Андрей Мухортиков: Маршрутки – это транспорт, конечно, общественный, но… В принципе, вся эта идея, вы знаете… Дмитрий Лысков: Просто есть у нас еще электрички, такси. Входят ли они в возможные бесплатные средства транспорта? Андрей Мухортиков: Вы знаете, по идее, да, все это входит. Но у нас и каршеринг тоже считается в какой-то степени общественным транспортом. Но пояснения не было. Дмитрий Лысков: Хорошо. В таком случае следующий вопрос: а поезда, самолеты? У нас просто очень большая страна, понимаете, далеко не везде есть трамваи, троллейбусы, да и автобусы встречаются… Марина Калинина: Да и дороги есть не везде, давайте будем честными. Андрей Мухортиков: Я бы вообще начал с другого. А почему Минтранс федеральный переходит на региональный уровень? У нас платность дорог на территории городов и на территории субъектов федерации – это в компетенции регионов и муниципалитетов. Цены и тарифы на общественный транспорт формируются муниципалитетом. Участвует во всем этом огромное количество субъектов: и власть, и перевозчики, и частные компании… Марина Калинина: Андрей, а давайте я вас прерву буквально на пару минут, потому что очень плохо вас слышно. Давайте мы вас перенаберем по телефону. А пока посмотрим небольшой репортаж. «Как относитесь к идее Минтранса сделать бесплатный проезд в общественном транспорте за счет внедрения платного проезда по дорогам на личных автомобилях?» – такой вопрос наши корреспонденты задавали в разных городах нашей страны. Давайте посмотрим, что из этого получилось, какие ответы давали люди. ОПРОС Марина Калинина: Мнения разделились. Сейчас будем обсуждать этот сюжет, в частности… Вернулся к нам наш спикер. Дмитрий Лысков: Да, к нам возвращается Андрей Мухортиков, член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Андрей Вячеславович, как вы нас слышите? Андрей Мухортиков: Да, слышу вас хорошо. Марина Калинина: И мы вас хорошо слышим. Дмитрий Лысков: Итак, вы начали нам рассказывать о вмешательстве Минтранса в региональные проблемы, если я правильно понял. Андрей Мухортиков: Да, совершенно верно. Тарифы на проезд в общественном транспорте – это компетенция регионов. А платность дорог на территории городов и субъектов федерации – это тоже компетенция регионов. И участвует во всем этом огромное количество субъектов: и местные органы власти, и органы власти субъектов федерации, и дорожники, и множество частных компаний. Каким образом Минтранс России собирается все это «подружить» – непонятно. Далее возникает вопрос: а зачем? То есть вообще какие цели у этого вмешательства? Дмитрий Лысков: Вот это один из интереснейших вопросов. Марина Калинина: Да. Зачем? Почему вообще эта идея возникла? Зачем? Андрей Мухортиков: Это главная непонятность. Если есть где-то, на территории каких-то отдельных городов проблема с пробками, то ее там надо решать. Москва та же достаточно успешно решает. Если где-то есть проблема, то надо ее там и решать. У меня складывается впечатление, что здесь, как говорится, как те генералы, которые всегда готовятся к прошедшей войне. Звучал в инициативе 2035 года, да? То есть – через 15 лет. Дмитрий Лысков: Ну да. Андрей Мухортиков: Но через 15 лет, скорее всего, уже электротранспорт будет сильно развит. То есть давление на экологию (а именно экология была одним из факторов, который звучал) уже таким сильным не будет. Далее. Беспилотные системы тоже достаточно быстро развиваются. Соответственно, у нас, скорее всего, через 15 лет будет кататься на дорогах огромное количество гибридов такси и каршеринга, беспилотников, которые фактически тоже являются общественным транспортом. Дмитрий Лысков: Андрей Вячеславович, я попробую предположить одну из мотиваций Министерства транспорта. Вообще говорят, что амортизация дорожного покрытия – это очень дорогое удовольствие. Вот проехала тысяча машин – ремонтируй дорожное полотно. И никуда от этого не деться. Понятно, что если вместо тысячи личных автомобилей проедет десять автобусов, то такого урона дорожному покрытию они не нанесут. Соответственно, бюджетная экономия. Ну и я логично предполагаю… Может быть, вы меня поправите. Разве Московская область не будет счастлива, если Минтранс перераспределит средства и буквально выделит Московской области огромные средства для оплаты того же самого общественного транспорта? Андрей Мухортиков: Вы знаете, если провести референдум, спросить у людей: «Может быть, отменить налоги?» – наверное, 90% проголосуют «за». Но это к управлению государством и к экономике никакого отношения не имеет. То есть надо разделять госуправление и популизм. Тут вопрос возникает, что десятки миллионов автомобилистов, соответственно, окажутся обложены дополнительным налогом. И тот гипотетический положительный эффект, который будет нести для части людей бесплатный проезд в общественном транспорте, будет за счет автомобилистов. Дмитрий Лысков: Правильно. А автомобилистов, соответственно, запретить. Я читаю SMS, которые нам поступают: «Когда пенсионерам Ленобласти сделают бесплатный проезд в электричках?» Люди возмущаются. И я понимаю, люди хотят ездить в общественном транспорте бесплатно. К тому же огромная бюджетная экономия. Что же тут неправильного-то? Андрей Мухортиков: А неправильно здесь то, что резко снижается качество жизни миллионов и даже десятков миллионов человек. Ту мобильность, которую дает личный транспорт, никакой общественный транспорт ее, к сожалению, не заменит и заменить не сможет. Речь не идет ведь только о поездках с работы на работу в часы пик. Речь идет в принципе о том, чтобы сделать дороги платными. Марина Калинина: Ну смотрите, такая история получается, что вроде как бесплатно – это хорошо. Но получается, что за это кто-то должен платить. Опять же платят автомобилисты. Но автомобилисты и так платят и транспортный налог, и акцизы на бензин, и еще вот это. Ну как? Если государство это предлагает… Андрей Мухортиков: Будет еще четвертый налог. Причем он может перекрыть по своей стоимости все предыдущие, потому что общественный транспорт – это дорого. И сейчас у нас практически нет общественного транспорта, который бы самоокупался, везде есть бюджетные субсидии. То есть хотят переложить это все на автомобилистов. Ну, с точки зрения качества жизни людей, это очень плохая инициатива. Дмитрий Лысков: Андрей Вячеславович, скажите, пожалуйста… Дороги платные, по которым мы все перемещаемся так или иначе, ну, они объективно качеством лучше, да? А вдруг бесплатный транспорт окажется по качеству примерно как бесплатные дороги? Андрей Мухортиков: Такой риск вполне возможен. То есть когда не будет альтернативы, соответственно, у перевозчиков будет гораздо меньше стимула заботиться о качестве своего транспорта. Сейчас они конкурируют друг с другом и с личным транспортом, стараются делать какие-то услуги дополнительные, вайфай, я не знаю, более комфортный подвижной состав. А так стимула будет значительно меньше, если будут введены какие-то тарифы за проезд. Социальные риски на самом деле совершенно не просчитаны. То есть вообще министерству следовало бы начать немножко с другого – им бы следовало не просто, так сказать, голую идею запускать, а дать все выкладки, расчеты, обоснования, провести конференцию и дальше запустить экспертное и общественное обсуждение не идеи как таковой, а именно всех деталей. Марина Калинина: У нас есть звонок из Архангельской области. Мы работаем в прямом эфире. Я напомню, что нам можно позвонить, написать. Александр сделал это первым. Александр, здравствуйте. Слушаем ваше мнение. Зритель: Здравствуйте. Мое мнение по общественному транспорту. Я был бы, допустим, не против. Я думаю, что и моя семья была бы не против, если бы общественный транспорт ходил бесплатно. Но опять же – платные дороги. Если бы было качество дорог изумительное, то, возможно, да, автомобилисты бы платили за это. Наше государство, ну, правительство уже неоднократно говорило о том, что нужно повысить, так скажем, немножко топливо в цене и отменить транспортный налог… Марина Калинина: Об этом уже много лет говорят, но что-то как-то воз и ныне там. Ни то, ни то не отменяется. Зритель: Да. Этого все-таки не происходит. На данный момент… Допустим, я живу в Архангельской области, где у нас проходит автотрасса, которая сейчас совсем недавно перешла в федеральное значение. Я могу сказать: А-215. Она находится, честно говоря, в очень ужасном состоянии. Это грунтовка. И асфальт, который где-то даже ремонтируется, где есть асфальтовые участки… Знаете, это выкидывание на ветер народных денег. Идет дождь, снег, а ее ремонтируют. Дмитрий Лысков: Александр, все-таки вы за бесплатный общественный транспорт и платные дороги или против? Зритель: Я за бесплатный общественный транспорт, но платные дороги, если они будут соответствовать качеству. Дмитрий Лысков: Вот! Это, наверное, один из принципиальных моментов. Марина Калинина: Спасибо за ваш звонок. Ну смотрите. Андрей, вы с нами еще? Андрей Мухортиков: Да-да. Марина Калинина: Мы же и так платим за платные дороги сейчас. И общественный транспорт у нас не бесплатный. Андрей Мухортиков: Совершенно верно. Я скажу больше: мы все с вами, автомобилисты, мы платим и за бесплатные дороги, потому что в цене топлива заложены акцизы и налоги. У нас есть транспортный налог, у нас есть оплата шлагбаума за платные дороги. У грузовиков еще есть «Платон» – опять-таки за проезд по всем как бы бесплатным дорогам. То есть, по сути, плата уже есть. Деньги идут целевым образом в дорожные фонды, а из дорожных фондов, соответственно, строятся, реконструируются и обслуживаются дороги. Это как бы и так уже есть. То есть непонятно, зачем нужна еще и эта инициатива. У меня на самом деле такое предложение. Если у людей есть такая идея, то почему бы им не провести эксперимент? Но только не с вводом платности дорог, а взять и сделать в каком-то городе, в одном, в двух или в трех, попробовать сделать общественный транспорт бесплатным. Ну, речь не про Москву, а речь про какие-то не очень большие города. И посмотреть, как это отразится на экологии. Посмотреть, как это отразится на наполняемости, на пробках. То есть, по идее, это должно стимулировать людей пересечь, собственно говоря, на общественный транспорт. И если этот эксперимент успешен, то можно его развить на другие регионы. А у нас почему-то пытаются сразу: «А давайте сразу всех насильно за три дня счастливыми сделаем». Дмитрий Лысков: Вы знаете, как ни удивительно, мне кажется, люди поддержат. Потому что я опять же читаю поступающие к нам сообщения… «Извините, но вы обсуждаете то, чего никогда в этой стране не будет», – пишут нам люди, явно с намеком на то, что таких хороших вещей никогда не случается. Ну почему? Случаются. Как раз яркий пример Минтранс предложил. Не вижу никаких сложностей. Единственное, что я не очень понимаю… Мы так долго боролись за собираемость как раз оплаты, мы ставили турникеты, мы переводили транспорт на рыночные рельсы. Получается, что все это время, с точки зрения Минтранса, мы шли не в ту сторону? Андрей Мухортиков: Ну, получается так. Но на самом деле я очень сомневаюсь, что экономически все это просчитано. То есть я подозреваю, что для того, чтобы сделать бесплатным весь общественный транспорт, включая каршеринг, такси, электрички и так далее, понадобится такой объем платы с автомобилистов, что это просто чревато будет какими-то волнениями, бунтами, если не сказать больше. То есть фактически может быть парализована свобода перемещения миллионов человек. Дмитрий Лысков: Андрей Вячеславович, спасибо вам огромное за исчерпывающий комментарий. Ну а мы приветствуем в нашей студии еще одного нашего уважаемого эксперта – Сергея Кузина, руководителя общественной организации «Центр помощи автомобилистам». Сергей Валерьевич, вы с нами? Сергей Кузин: Да. Добрый вечер. Марина Калинина: Ну что, опять на автомобилистов хотят повесить очередные платы? Сергей Кузин: Как всегда. Дмитрий Лысков: Мы сейчас слышали о том, что чуть ли не бунты автомобилистов могут произойти в связи с таким нововведением. Как полагаете, не слишком ли это преувеличение, и не слишком ли большое? Сергей Кузин: Я думаю, что то, что мы сейчас с вами обсуждаем – это просто фантазия Министерства транспорта. Марина Калинина: Ну ничего себе фантазия! Министерство транспорта над этим же работало (и не один месяц, наверное), для того чтобы выдать этот проект. Сергей Кузин: Да. И еще много-много времени они будут работать. К сожалению, им стоило бы поработать над качеством общественного транспорта, над тем, чтобы в регионах те нормы, которые приняты, хотя бы эти нормы соблюдались. А лучше доработать эти нормы, чтобы граждане могли в комфортных условиях перемещаться в общественном транспорте. Также поработать над тем, чтобы колоссальные деньги, которые выделяются на реконструкцию дорожной сети, не закапывались без толку. То есть Министерству транспорта есть чем заниматься. А вместо этого они нам предлагают такую фантастичную инициативу. Дмитрий Лысков: Сергей Валерьевич, я вообще несколько удивлен тем, что вы говорите, что Министерству транспорта нужно заняться развитием общественного транспорта. Я-то думал, что вы будете сейчас отстаивать как раз автомобилистов и говорить, что больше дорог, хороших и разных. Как же так? Сергей Кузин: Ну смотрите. Мы проводим такие опросы у нас в регионе, в Нижегородской области. И большинство автомобилистов с радостью бы отказалось от личных автомобилей, если бы они смогли свои производственные вопросы решить на общественном транспорте, то есть быстро приехать из точки А в точку Б, удобно, комфортно. Сейчас в регионах личный автомобиль – это, к сожалению, не роскошь, а необходимость. Без него просто невозможно приехать туда, куда нужно. И если бы у нас был надлежащий общественный транспорт, большинство людей от личного автомобиля с радостью бы отказались. Марина Калинина: Вот смотрите. Я бы хотела вернуться все-таки к налогам, которые платят автомобилисты, а это и акцизы, и транспортный налог. Например, эти налоги платят как в Тверской области, так и в Московской, к примеру. И они должны тратиться на расширение дорожной сети, на качество дорог, которые строятся. Вы сами сказали, что на это выделяются огромные деньги. Но в Тверской области как не было дорог практически, так и нет. А в Московской области по-другому. Но и те, и те люди платят транспортный налог, чтобы ездить по хорошим дорогам. Может быть, как-то в эту сторону повернуться все-таки? Сергей Кузин: Абсолютно верно. Я про это тоже сказал. Необходимо, чтобы, во-первых, распределялись бюджеты на строительство и ремонт дорог хотя бы согласно либо протяженности, либо… Сейчас у нас в Москве и в Московской области все более или менее хорошо, а в большинстве регионов все весьма плачевно. И эту ситуацию, конечно же, нужно менять. А менять ее можно только на федеральном уровне. То есть распределение ресурсов у нас происходит в Москве. Марина Калинина: Давайте послушаем мнения Юрия, из Московской области как раз он нам дозвонился. Юрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: Юрий, Московская область. Ну что сказать? Хотел высказать мнение на простой вопрос: хорошая инициатива или плохая? Все зависит от конкретных цифр. Если будет плата автомобилистам небольшая, то, наверное, идея неплохая. Плюс правильные маршрутные транспортные пути, поскольку есть такие места, даже в Москве и в Подмосковье, где на трех оленях не доедешь. Вот и весь ответ. Дмитрий Лысков: Юрий, мы только что слышали как раз, что в Московской-то области все более или менее, а вот в других регионах… А с вашей точки зрения, как в Московской области? Зритель: Ну, с дорогами хорошо, да, дороги хорошие. Но вот насчет транспортной доступности на общественном транспорте – ну, тоже не везде и не всегда. Плюс надо же возить что-то тяжелое на дачу. То есть все зависит от того, сколько будет стоить. Я сам и автомобилист, и, так сказать, пользуюсь общественным транспортом. Марина Калинина: Юрий, скажите, если бы у вас была такая возможность, вы бы отказались от автомобиля в принципе и пересели бы на общественный транспорт, если бы он был бесплатным? Зритель: Я и на платный пересаживаюсь всегда, если не везу что-нибудь тяжелое, ну или место, от которого мне придется идти до конечной точки, будет километров пять. Дмитрий Лысков: Марина, это просто что-то удивительное! Я был уверен, что сегодня все будут говорить: «Дайте наконец автомобилистам возможность ездить!» Слушайте, нас долго убеждали, что автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения. И вот только в последние годы, по большому счету, ну, в последние десятилетия это действительно стало возможным. Так нет, все хотят пересесть на общественный транспорт! Я сегодня просто в недоумении. Марина Калинина: Спасибо, Юрий. Давайте подведем некий итог. Сергей Кузин у нас по-прежнему на связи. Сергей? Сергей Кузин: Да. Марина Калинина: Вот что будет дальше с этой инициативой, с вашей точки зрения? Так она и заглохнет после того, как опять в Минтрансе поработают какое-то время над ней? Или это все будет доведено до какого-то уровня? Сергей Кузин: Я думаю, что она медленно сойдет на нет. Мне видится, что эта инициатива нужна, чтобы прощупать почву: а готовы ли автомобилисты еще раскошелиться? Я бы порекомендовал Министерству транспорта заняться организацией качественных, пусть платных, но все-таки таких продуманных транспортных схем для общественного транспорта в крупных городах. У нас колоссальные проблемы. У нас сейчас в часы пик транспорта общественного не хватает, весь транспорт битком. И даже если он станет вдруг завтра бесплатным, то все равно люди в очень плохих условиях в нем перемещаются. И с этим нужно, конечно же, срочно что-то делать. То есть у Министерства транспорта огромное количество первоочередных задач. Марина Калинина: Спасибо. Дмитрий Лысков: Спасибо большое за участие в нашей программе. Марина Калинина: Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам». Ну а мы вернемся через несколько минут.