Профессии будущего: пилот квадрокоптера и специалист по 3D-технологиям

Эти кадры снял инженер пожарной безопасности Александр Блинков. «Его университеты» не оставили без работы в родном Волгограде - в строительной компании он получил запись в трудовую книжку, но с мечтой о профессии, которой не существует... она не совпадала.

Александр Блинков, пилот квадрокоптера: «Всё начиналось с маленького игрушечного квадрокоптера, к которому я изолентой приматывал китайскую копию GO PRO и летал у себя во дворе».

Когда двор стал тесен, Александр затеял видеопроект «Волгоград сверху», который вмиг полюбился не только землякам - город, известный по большей части своей военной историей, он показал таким, каким его не увидишь в туристических путеводителях.

Александр Блинков, пилот квадрокоптера: «Этот коптер из Китая, он стоит около полумиллиона рублей, но это всего лишь необходимый минимум для качественной аэросъемки».

Ролики волоградца заметили московские киношники и пригласили летать здесь - снимать фильмы, клипы, торжества. Специалистов с таким оборудованием в Москве не больше двадцати, говорит Александр. Все – самоучки, вместо книг - форумы в интернете и инструкции к дронам. Других источников информации у операторов высокого полёта нет - не учат такому в институтах. Максимум - на курсах.

Александр Блинков, пилот квадрокоптера: «Ошибок было очень много, они были очень дорогие, но объясняют они очень доходчиво. Один из первых серьёзных крашей - это врезался в заводскую трубу».

Такая ошибка стоит не одну сотню тысяч рублей. Дорог и аппарат, и оптика. Более того - даже безобидная прогулка в парке может влететь в копеечку - каждый раз оператор рискует быть пойманным полицией или охраной.

Для того, чтобы показать мир глазами птиц - самой птицы недостаточно. За пять суток до планируемого полёта оператор должен уведомить Росавиацию и полностью расписать маршрут. И это не единственный документ.

Например, нужны разрешение на использование воздушного пространства, разрешение на съёмку. И подавать эти бумаги нужно заранее. А всё почему? Потому что непонятно, кто перед нами - оператор или пилот? Александр и сам не знает, кто он по профессии.

Александр Блинков, пилот квадрокоптера: «Сейчас я вообще как преступник тут! Ха-ха! Полный круг ада не удалось пройти ни разу, пытаемся что-то собрать, хотя бы чтоб было что-то. Часто власти идут навстречу и по возможности упрощают эту процедуру».

За такую вынужденную беспечность порой приходится платить 5 тысяч штрафа, но с учётом стоимости одного часа работы - в среднем пять тысяч рублей - риск не в убыток.

Михаил Голубев, главный конструктор компании-производителя 3D-принтеров: «Чтобы придумать что-то новое, существующих знаний недостаточно - приходится всегда что-то изобретать. Опыт - сын ошибок трудных, вариантов нет».

Выпускник Бауманского университета Михаил Голубев ничем кроме времени не рискует - в инновационном центре Сколково он с коллегами готовит к массовому производству настольный 3D-принтер. Детали, которые раньше можно было отлить только из металла, этот аппарат напечатает из легкого и прочного композита. Материала из пластика и углеволокна – последний, как и 3D-печать, когда-то был технологией будущего.

Михаил Голубев, главный конструктор компании-производителя 3D-принтеров: «Центральный научно-исследовательский институт спецмашиностроения, который в Хотьково, они в своё время разработали волокно, но не было путей применения его, поэтому эта идея осталась лежать на полке до того момента, как мы стали заниматься композитной 3D-печатью».

Массовое производство принтеров стартует в сентябре. Печатать будут, например, вот такие кронштейны для автомобилей. Компаний, подобных этой, в России не больше двадцати. Но даже такое количество наши университеты не могут обеспечить специалистами. Дефицит кадров постоянный. Нет одной единственной 3D или, как еще говорят, аддитивной технологии - их десятки, а значит навыки нужны разные.

Федор Антонов, генеральный директор компании-производителя 3D-принтеров: «Во многих вузах сейчас начинают открывать магистратуры по аддитивным технологиям. В Московском политехе, я знаю, они планируют открывать такую магистратуру. В Томском политехе, в МИСИСе, но честно говоря, пока мне не очень понятно, насколько эти программы могут адекватно соответствовать запросу рынка, потому что рынка как такового нет».

По словам основателя компании - выпускника механико-математического факультета МГУ Фёдора Антонова, токари, фрезеровщики и операторы станков стране ещё будут нужны. Если 3D-печать и вытеснит традиционные технологии, то не в ближайшие тридцать лет. А пока Фёдор и его коллеги готовят специалистов сами.

Анна Тарубарова, Евгений Величко и Антон Пахомов, ОТР.