Производители продуктов уменьшают упаковку, сохраняя прежнюю стоимость товара
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/proizvoditeli-produktov-umenshayut-upakovku-sohranyaya-prezhnyuyu-stoimost-tovara-57385.html
Марианна Ожерельева: Как-то время не очень хороших новостей и событий. Сейчас тоже с негативным оттенком будет сообщение.
Итак: упаковка мельчает. Из-за издержек производители уменьшают объем товаров на фоне скачка цен. Итого на 5 – 50 граммов уменьшится вес сладостей, кофе, молочных продуктов, макаронных изделий. А вот пиво уже продается в банках по 0,43 литра. Пишет об этом «Коммерсант».
Виталий Млечин: Ну, в случае с пивом, может, это и неплохо, на самом деле.
Марианна Ожерельева: Ну, кто-то не досчитается, будет недоволен. Таким образом производители пытаются сохранить свою рентабельность, говорят они.
Виталий Млечин: Рост цен на продукты уже вызвал шквал критики со стороны наших сограждан. А теперь еще и за те же деньги, получается, будем покупать меньший по весу товар.
Так ли это, и чем могут обернуться такие эксперименты производителей – давайте обсудим. Заметили ли вы, что цены растут, а при этом вес товара, который покупаешь, уменьшается?
Марианна Ожерельева: Количества мало.
Виталий Млечин: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира.
5445 – короткий номер для ваших СМС-сообщений.
С нами на связи сейчас Петр Бобровский – председатель технического комитета «Упаковка» Росстандарта.
Здравствуйте.
Петр Бобровский: Доброе утро.
Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Петр Игоревич, а, вообще, имеют самостоятельно сегодня производители право – вот так вот оно законом закреплено – менять вес? При этом цена товара сохраняется, она же не стала меньше.
Петр Бобровский: Ну, здесь, на самом деле, это такая достаточно давняя история по поводу того, значит, если я вижу похожую бутылку, то в ней всегда должен быть литр или если я вижу пачку, похожую на ту пачку масла, где когда-то было 200 грамм, что в ней всегда должно быть 200 грамм.
Дело в том, что действительно (вы об этом уже сказали), что издержки у производителей тоже увеличиваются, поэтому часть производителей выбирает именно снижение количества товара, который остается на полке, для того чтобы сохранить ту цену, которая привычна.
Ну, проще говоря, если вы раньше, допустим, жарили яичницу, и вы ее могли продать за 30 рублей, то если ингредиенты подорожали, то вы понимаете, что теперь вы ее должны продавать за 40 рублей. И вы уже жарите ее уже там не из трех яиц, например, а только из двух, но продаете по-прежнему за 30, потому что боитесь, что клиенты не будут ее покупать за 40.
Виталий Млечин: Это понятно. Что касается все-таки каких-то стандартов, может быть, законодательных норм…
Марианна Ожерельева: Весовых именно. Да.
Виталий Млечин: Есть ли какие-то критерии?
Петр Бобровский: Законодательно это очень сложно отрегулировать, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Есть добровольные стандарты, которые определяют, скажем так, сколько должно быть в определенного размера упаковке, и там в основном они посвящены тому, что не следует делать упаковку, ну, скажем так условно, в два раза больше, чем у вас там товара (без такой необходимости). Если нет никакой необходимости, то не нужно делать какую-то гигантскую коробку, в которой будет лежать, условно, одна конфета. Они вот об этом.
Но отрегулировать, скажем так, все многообразие товаров и сказать, что вот точно в этой бутылке или в этой коробке, или в этой пачке должно быть точно столько-то (без относительно существующих обязательных требований и так далее) только для того, чтобы было приятно определенной части потребителей – к сожалению, пока такие попытки на законодательном уровне не увенчались успехом. Потому что есть масса других параметров, которые нужно соблюдать.
И, скажем так, эстетическая проблема с тем, что часть потребителей недовольны, что вот в этой бутылке, значит, почему-то оказалось меньше, ну, производитель, он… Здесь понимаете еще важно отметить, что надо четко разделять: если производитель вам написал, что там 450 грамм, или там 0,45 литра, или 0,9 литра, он честно вам об этом сказал, то даже если его упаковка похожа на ту, которую когда-то вы видели, и там было 500 грамм, то здесь, с точки зрения закона, производитель абсолютно ничего плохого не сделал. Он честно об этом сказал, что – да, уважаемый потребитель, я могу вам продать за эту цену сейчас только 0,45. А другое дело, если он об этом не написал, то тогда это введение в заблуждение. И вот эти вещи необходимо четко разделять.
В тех случаях, когда производитель все честно сказал – значит, он закон не нарушил. Если он пытается ввести в заблуждение потребителя, тогда есть у нас компетентные государственные органы, которые за этим следят и таких производителей за это наказывают.
Марианна Ожерельева: То есть что? Покупаешь гречку, видишь написано 900 граммов, то есть идешь к весам и взвешиваешь, да? Проверяешь.
Петр Бобровский: Да. Если там оказалось 850, а не 900 – это нарушение. Но если вам… вы когда-то видели на этой полке, что когда-то (условно говоря, год назад) там был килограмм гречки, и вам показалось, что этот пакет похож, но производитель вам точно написал там, что 900 грамм, то в этом случае никакого нарушения нет.
Попытаться как-то это отрегулировать, к сожалению, очень сложно, потому что не все люди готовы, скажем так, платить больше. Кто-то, может быть, по тем или иным причинам предпочтет купить пусть 0,45, но по прежней цене. Потому что у него просто недостаточно денег, для того чтобы покупать по повышенной цене.
Марианна Ожерельева: Звонок.
Виталий Млечин: Да. Узнаем, что думают Лидия из Воронежа.
Лидия, здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я на примере кофе. Вы понимаете, упаковка кофе, я имею в виду саму емкость стеклянную, она стоит приличных денег (стоимость самой банки кофе составляет). И каждый раз придется нам намного переплачивать. То я купила – за 95 граммов заплатила (там плюс упаковка), а это мне, понимаете, придется каждый раз переплачивать за упаковку стеклянную. Лучше уже пусть как-то там эти 5 граммов, ну вы понимаете, не отнимают. Все равно нам придется дороже переплачивать каждый раз за эту тару.
Виталий Млечин: Спасибо большое.
Кстати, Петр Игоревич, нам действительно многие пишут про то, что чем меньше товара в упаковке, тем больше количество упаковок произведенных. Вот с этой точки зрения? Ну, для производителя вряд ли это проблема.
Петр Бобровский: Здесь, на самом деле, проблема достаточно сложная. С одной стороны, действительно, есть такое мнение, что вот давайте делать как можно крупнее упаковку, потому что вот мы за нее… как вот как раз телезрительница сказала: «Вот я… почему я должна за банку платить?»
А с другой стороны, есть масса людей, которым не нужно, например, там пять килограммов картошки, например, в сетке. Ну не нужна она им. Или 50 килограмм мешок сахара. Он тоже… Куда им 50 килограмм? Если он, например, этого сахара расходует (он или она), скажем, один килограмм за полгода. Понимаете?
И поэтому с этой точки зрения, если мы уберем то разнообразие форматов упаковки, различной фасовки, которая у нас сегодня есть на полках магазинов, то мы таким образом создадим проблемы для большой части потребителей, потому что они не найдут ту продукцию в том объеме, который они могут себе позволить финансово и, в принципе, которая им нужна. И таким образом, скажем, получится, что мы, по сути дела, выбрасываем какую-то значительную часть продуктов. Потому что если вам не нужно 50 килограмм мешок сахара, но вы можете купить только 50 килограмм, получится, что тогда у вас этот сахар пропадет.
Марианна Ожерельева: Тут-то хотя бы право выбора есть у вас. Вот что важно. А когда известный бренд, как раз таки ты к нему привык и приходишь в магазин и, услышав, например, эту новость сейчас в рамках программы «ОТРажение», ты смотришь, и там уже было 400 грамм, а сейчас 360 грамм – вот это, мне кажется, неправильно. Что тот или иной бренд не уведомляет потребителя о том, что цена-то осталась той же самой, а платит он за меньшее количество товара. Вот что важно.
Тут у меня право выбора – 5 картошек я возьму или 5 килограммов. А здесь я не знаю – я привыкла покупать этот кофе. А, действительно, он дорожает, а емкость уменьшается.
Петр Бобровский: Но, к сожалению, каждый изготовитель, он выбирает сам свою стратегию коммуникации с потребителем. Но, опять же, подчеркну, что у нас есть, и их, поверьте, достаточно – обязательных требований к большинству товаров. Они очень подробные, очень четкие, включая там требования к читаемости, к четкости нанесения букв на этикетке.
И если производитель вам честно написал о том, из чего состоит его товар, какова его масса, объем и так далее (в соответствии с этими требованиями), то… ну, да, наверное, можно говорить о том, что вот, к сожалению, издержки производителя выросли, он не может вам больше продать условный литр или условные 200 грамм за ту цену, к которой вы привыкли. Но с другой стороны, он пытается, опять же, сохранить какую-то свою клиентскую базу.
И все-таки надо помнить, что каждое предприятие – это тоже мы с вами. Мы же все где-то работаем. Поэтому на тех предприятиях тоже работают какие-то люди. Если у них вдруг перестанут покупать их продукцию, просто из-за того, что они будут настаивать, чтобы каждый потребитель по-прежнему покупал килограмм или литр, и не отступят от этого ни на шаг, то это, в общем, тоже будет иметь определенный негативный эффект, поэтому…
Виталий Млечин: Понятно.
Марианна Ожерельева: Спасибо.
Виталий Млечин: Спасибо большое.
Марианна Ожерельева: Петр Бобровский – председатель технического комитета «Упаковка» Росстандарта – был на связи.
Виталий Млечин: Буквально два сообщения. Одно из Ростовской области: «Заметили: купила пачку макарон – на пачке написано 500 граммов, дома взвесила – оказалось 450».
Это нарушение.
Марианна Ожерельева: Да. Это нарушение.
Виталий Млечин: Вот за это можно, соответственно, на это можно жаловаться. И производителя накажут. Так не должно быть.
А из Воронежской области: «Покупаю шоколад – раньше было 100 граммов, теперь – 85, но по той же цене».
А кофе просто надо меньше пить.
Марианна Ожерельева: Согласна. А шоколада больше есть.