Производство кранов: технологии и материалы, цены и конкуренция

Производство кранов: технологии и материалы, цены и конкуренция
Надбавки к пенсиям. Россия и Белоруссия: объединение экономик? Рост цен на жильё. Школьное питание. Капризы погоды
Пенсии будут расти? Когда и на сколько поднимутся социальные выплаты?
Сергей Лесков: Хватит кормиться за счёт нефти и газа - переработанных останков всяких мамонтов и диплодоков. Это оскорбительно для страны!
Татьяна Кулакова: Хотя на городском транспорте и низкие тарифы, мы всё равно много платим за проезд – своими налогами
Владимир Жарихин: Лукашенко понимает, что Беларусь, может, и нужна Западу, но Лукашенко ему не нужен
Чем более запутана система для потребителя услуги, тем легче управленцу проводить решения, которые ему выгодны
Прежде всего должен быть утвержден сбалансированный рацион питания школьников. В этом вопросе нельзя ставить во главу угла деньги
Сергей Хестанов: Если не собирать усиленно налоги, а оставить деньги людям или бизнесу, они распорядятся ими с большей пользой для экономики
Личное мнение: Владимир Малахов
Цены на недвижимость в России растут вдвое быстрее, чем по всему миру
Гости
Алексей Ярцев
заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России
Пётр Вагин
генеральный директор Челябинского механического завода

Рубрика «Промышленная политика». Ведущая Марина Калинина и ее гости рассказывают о производстве автомобильных, гусеничных и специальных кранов. Технологии, материалы, цены, конкуренция с мировыми брендами и по традиции практическая экскурсия по цеху.

Марина Калинина: Здравствуйте. Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». Каждый вторник в половину седьмого по московскому времени мы рассказываем о предприятиях, работающих в нашей стране, и не только рассказываем, но и показываем сюжеты об этих заводах.

И сегодня поговорим о машиностроении. Я побывала в Челябинске на Челябинском механическом заводе, он производит автомобильные, гусеничные и специальные краны знаменитой марки «Челябинец», известной во всей стране. У меня в гостях сегодня – Петр Юрьевич Вагин, генеральный директор Челябинского механического завода. Здравствуйте, Петр Юрьевич.

Петр Вагин: Здравствуйте.

Марина Калинина: И Алексей Евгеньевич Ярцев, заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России. Здравствуйте, Алексей Евгеньевич.

Алексей Ярцев: Добрый день.

Марина Калинина: Давайте смотреть сюжет, а потом будем беседовать в студии с моими гостями. Ну и конечно, ждем ваших звонков и сообщений.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Ну, действительно, берет гордость за то, что производятся такие машины замечательные, что они по всей стране работают. И сегодня, между прочим, в России День машиниста крана – с чем мы, собственно, всех поздравляем.

Вопрос, который я хотела вам, уважаемые телезрители, сегодня задать: работать на заводе – это круто? Вот такой вопрос. Пишите «да» или «нет». В конце эфира подведем итоги и посмотрим, как вы относитесь к рабочим профессиям, как вы относитесь к заводам и предприятиям, которые в нашей стране находятся.

Ну а мы пока перейдем в студию к беседе. Вы считаете, на заводе работать круто, Петр Юрьевич? Вы же с 27 лет там работаете.

Петр Вагин: Я уже другой профессии не представляю. И для меня это просто уже моя жизнь. Вся жизнь посвящена заводу, поэтому для меня круто. Я считаю, что если это предприятие инновационное, если оно развивается, если есть лидеры, если есть команда, то работать на заводе – это круто.

Марина Калинина: Супер! Смотрите, давайте вернемся в 97-й год, когда вы пришли на завод. Ведь ситуация была очень плачевная: люди не получали зарплату, причем по несколько месяцев, времена были тяжелые. И вы не только не платили зарплату работникам, потому что не из чего было платить, но вы и себе зарплату не платили. Как из этой ситуации вообще удалось выкарабкаться и на сегодняшний день создать такое предприятие, какое оно есть сейчас?

Петр Вагин: Ну, это вопрос же не только к Челябинскому механическому заводу, так было по всей стране.

Марина Калинина: Ну, естественно, естественно. Мы сейчас просто говорим конкретно. А вообще, конечно, так было по всей стране.

Петр Вагин: Просто шли на работу и делали свою работу. И постепенно-постепенно решали одну задачу, потом – другую задачу, третью. И постепенно-постепенно мы наладили… Ну, в 98-м на самом деле ситуация-то резко изменилась, то есть мы стали достаточно конкурентоспособными, потому что произошло некое изменение курсовой разницы, и для нас открылись новые горизонты – это Казахстан, это Узбекистан, это Куба. Поэтому очень много своей продукции мы отгрузили за границу – и тем самым постепенно наладили ситуацию. Первый раз мы начали вовремя выплачивать зарплату в 2002 году. То есть мы пять лет выбирались – и выбрались.

Марина Калинина: Ну, это, в общем, в том числе и ваша заслуга. Я просто видела, что вы ходите по заводу, общаетесь с рабочими и так далее.

Алексей Евгеньевич, хотела у вас спросить. Вот этот пример – он насколько на сегодняшний день показателен для России? То есть заводы на сегодняшний день все-таки восстанавливаются? Какая ситуация вообще сейчас в этой машиностроительной отрасли складывается?

Алексей Ярцев: Марина, на самом деле…

Марина Калинина: Понятно, что многие погибли, но все-таки сейчас как?

Петр Вагин: На самом деле с чего бы я хотел начать этот диалог сегодня? Мы посмотрели сейчас с вами сюжет о заводе. Я уже не первый раз у вас на передаче. Очень приятно и внутренняя гордость за вот такие предприятия. Видя, что в стране есть заводы… А многие задают вопрос: «Есть ли у нас промышленность?» Есть. Мы все сегодня убедились в очередной раз.

Марина Калинина: Я уже третий год об этом говорю, но есть все-таки телезрители, которые в это не верят.

Алексей Ярцев: Да. Здесь Петр Юрьевич комментировал, он сказал… На самом деле, мне кажется, он заведомо умолчал о своем вкладе в развитие завода. Он сказал: «Мы просто делали». Как я уже говорил когда-то, вот такие заводы машиностроительные (строительно-дорожная, коммунальная техника), их ведут лидеры, лидеры, у которых глаза горят. Вот Петр Юрьевич скромно сказал: «Ну, мы просто делали». Нет, он пришел, он решал. У него были четкие бизнес-кейсы, как выйти на экспортные рынки, как заплатить зарплату людям. И он их успешно решал. И таких примеров на самом деле в отрасли на сегодняшний день большое количество.

Марина Калинина: У нас есть звонок из Тюмени, Нина нам дозвонилась. Нина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Да, слушаем вас. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Я хотела бы задать такой вопрос. Предприятие выпускает технику «Челябинец». Мне так стало приятно, что у нас все-таки в России существуют предприятия, которые производят нужную для страны технику. Так хотелось бы узнать, это государственное предприятие либо частное?

Марина Калинина: Спасибо за вопрос. Петр Юрьевич?

Петр Вагин: На самом деле предприятию 78 лет, и оно в свое время относилось к Минэнерго. Оно прошло приватизацию. И на сегодняшний день это смешанное частно-государственное предприятие с блокирующим пакетом государства. Остальные акционеры – это бывшие работники или нынешние работники предприятия.

Марина Калинина: Понятно. Идем дальше. По поводу конкуренции – что сейчас происходит в этой отрасли?

Петр Вагин: Ну, у нас очень жесткая конкуренция.

Марина Калинина: Конкуренция внутри страны или конкуренция с зарубежными поставщиками этой техники?

Петр Вагин: Ну, у нас, во-первых, внутри страны достаточно сильные игроки и достойные игроки. И плюс, конечно же, конкуренция со стороны Китая серьезная.

Марина Калинина: То есть по-прежнему они остаются?

Петр Вагин: Ну, в меньшей степени уже сейчас, но еще есть, еще чувствуем. Я говорю про свой завод…

Марина Калинина: Как вы боретесь с этим?

Петр Вагин: Я просто говорю про свой завод, потому что я, кроме автомобильной техники, делаю гусеничную технику и специальную технику. И Китай меня больше волнует и в тяжелых автомобилях, в гусеничной технике и в специальной. Они на самом деле не дремлют. Они прямо стоят около границы и только ищут повод или хороший тендер, чтобы зайти и забрать тендер – тем самым оставив нас без работы.

Марина Калинина: Ну а как вы с этим боретесь? Без работы тоже не хочется оставаться.

Петр Вагин: Ну, во-первых, мы занимаемся с Минпромторгом серьезнейшим образом законодательными некими ограничениями, потому что есть нюансы, как всегда. Если разрешенная масса в России ограничена, то в Китае не ограничена. И Китай не соблюдает наши нормы.

Марина Калинина: Вот бессовестные!

Петр Вагин: Ну, почему бессовестные? Они не будут ради 100 единиц перекраивать свою промышленность. А нас заставляют законодатели этим заниматься. Поэтому мы говорим: «Давайте по-честному. Если для нас такие правила, то давайте правила такие же введем для Китая». Но это непросто. То есть это надо законодательно постепенно-постепенно актами закреплять, чем и занимается как раз…

Марина Калинина: А в чем собственно проблема? Все в бумаги эти упирается? То есть это просто процесс такой растянутой, специфика изменения законодательства?

Алексей Ярцев: Ну конечно, для принятия любого документа необходима доказательная база. Подготовить нормативно-правовой акт, соответственно, рассмотреть, согласовать, принять. Да, это все равно бюрократический процесс, он удлиняет принятие акта. Но в любом случае мы шаг за шагом двигаемся и достигаем каких-то определенных результатов.

Вот здесь я бы хотел тоже прокомментировать по поводу того, что мы занимаемся ограничениями. Я бы не сказал, что мы занимаемся ограничениями. Я бы сказал, что мы больше смотрим с точки зрения научного прогресса, развития перспективных разработок, стимулирования спроса на продукцию отечественных предприятий, отечественного машиностроения.

Поэтому я бы сказал, что у нас больше позитивного с точки зрения стимулирования спроса, нежели каких-то регуляторных и заградительных мер. Поэтому, соответственно, как я и сказал, в любом случае любой документ – это процесс согласования, процесс доказательства. Но на этом рынке игроки должны быть все равно, поэтому никого конкретно мы запрещать и ограничивать не будем, одну или другую компанию.

Марина Калинина: То есть равные условия для всех участников отрасли?

Алексей Ярцев: Равные условия для всех.

Петр Вагин: Я слово неправильное подобрал – не ограничения, а то, чтобы у нас были одинаковые условия работы.

Марина Калинина: То есть какие-то правила игры, которые для всех равные?

Алексей Ярцев: Они должны быть понятны, прозрачны и, соответственно, должны исполняться всеми игроками этого рынка.

Марина Калинина: Много очень сообщений нам по поводу того, что… Спрашивают: весь кран, все компоненты, которые туда входят, – это российское производство, или что-то все-таки приходится за границей закупать?

Петр Вагин: Ну смотрите, кран состоит из 4 600 единиц. Как уже сказал начальник цеха, это гаечки, условно, до шасси автомобиля. Поэтому из 4 600 единиц все не могут быть пока российского производства, какие-то вещи мы берем импортного производства – ну, в силу того, что мы не можем просто на рынке в России найти достойный продукт по определенной цене определенного качества.

Марина Калинина: Ну а вот эта работа, которая ведется с теми поставщиками, с которыми вы сейчас работаете, различных деталей, компонентов и так далее – насколько она тесная? И насколько вы друг друга понимаете? Есть ли какие-то проблемы в этом плане?

Петр Вагин: Проблемы всегда есть. Дело в том, что…

Марина Калинина: Грустно сказал Петр Юрьевич.

Петр Вагин: Нет, дело в том, что… Вы понимаете, вы сейчас ближе к импортозамещению. Об это вы хотите поговорить?

Марина Калинина: Я хочу поговорить о том, чтобы наши краны делались только здесь.

Петр Вагин: Вы понимаете, вопрос – не закидать деньгами. Это вопрос серьезный.

Марина Калинина: Нет, знаете, чтобы давать работу другим предприятиям, которые те же болтики и винтики делают. Понимаете, там же тоже рабочие места и так далее.

Петр Вагин: Болтики и винтики наши делают.

Марина Калинина: Ну понятно.

Петр Вагин: Но дело в том, что, кроме вопроса технологического производства, необходимо, еще раз говорю, определенное качество за определенные деньги. Иногда бывает несоразмерность качества и денег. Поэтому мы очень много делаем для того, чтобы… Мы делаем технические аудиты на предприятиях, иногда поправляем наших поставщиков, потому что лучше брак найти в их технологическом цикле, чем нежели у себя уже на приходе. Поэтому мы стараемся, мы развиваем. У нас целая программа принята развития наших поставщиков.

Но есть проблема культуры, скажем так, комплектации в России, потому что многие говорят: «А и так пойдет!» Мы говорим: «Как так пойдет? Вопрос же… Не я купил, а кто-то купит же. И потом это сломается. И мы потом с тобой вместе побежим на север далекий и будем там как-то эту штуку лечить. Давай лучше здесь это сделаем». Многие говорят: «Да у нас и так все хорошо». Ну, это вопрос сознания. Поэтому вопрос очень сложный, многогранный, но мы этим занимаемся.

Марина Калинина: Алексей Евгеньевич, развитие производства компонентов в России вообще в целом для строительно-дорожного машиностроения, для строительного машиностроения – что с этим сейчас обстоит? Как продвигаются дела в Минпромторге? Какие программы под это?

Алексей Ярцев: Ну, на самом деле здесь легко ответить на вопрос сразу же, сходу. Вот смотрите. Когда мы строим дом, у нас есть что-то главное, самое главное. Я сразу же отвечу на этот вопрос. Что самое главное? Это фундамент. Так и компоненты для любой машины, для любой продукции, производимой нашими машиностроителями, – это фундамент. И Министерство промышленности и торговли давно наблюдает за этой ситуацией, давно вмешивается в ситуацию с нехваткой каких-либо компонентов, разнообразными способами стимулируя производство тех или иных видов компонентов.

Здесь что самое сложное и самое главное? В мире, например, если говорить о гидравлических компонентах, существует ряд производителей, ну, четыре-пять основных и крупнейших производителей, и они производят унифицированную линейку. И их используют, да, из-за эффекта масштаба их используют. А наши производители порой изобретают собственный продукт, и к этому продукту нужно какое-то специальное решение – например, гидравлический насос со специальным решением. И вот очень сложно посадить, например, тех же крановщиков…

Как мы сказали, у нас большое количество крановых заводов, мощных и серьезных. Это и «Ивановская марка», это и Клинцовский, и Галичский, и Челябинский машиностроительный завод – большое количество. Вот их нужно посадить всех вместе, чтобы они договорились, что они покупают унифицированный продукт. Вот это самая большая проблема – один продукт на всех. Тогда будет развитие и кооперация с нашими производителями. То есть нашим производителям не надо будет четыре продукта производить разных, им нужно будет производить один продукт.

Ведь на что сейчас ссылаются производители компонентов? Они говорят: «Вот у нас проблема. Мы готовы производить, но возьмите партию – 500 штук». А коллеги с крановых заводов говорят: «Нам не нужна партия из 500 штук. Мы можем взять 100 штук». И вот это тонкая грань, когда и производители компонентов, и производители конечной продукции должны договариваться – тогда и будет появляться мультипликативный эффект.

Марина Калинина: То есть спрос и предложение не совпадают фактически, да? То есть одним невыгодно производить мало, а другим невыгодно закупать много.

Алексей Ярцев: Много, да. То есть здесь нужно найти тонкий баланс – чем мы и занимаемся на самом деле и с крановыми производителями, и с производителями строительно-дорожной и коммунальной техники – для того чтобы найти этот баланс, посадить всех за стол переговоров и дальше, соответственно, идти вместе, рука об руку, не покидая друг друга на долгий период. Тем самым мы сможем завоевать рынок наш отечественный с нашей российской техникой.

Но при этом… Вот вы говорите: «Что делает Министерство промышленности и торговли?» Мы занимаемся не только договорными отношениями, сажаем одних и других за стол переговоров. Конечно, мы стимулируем спрос. Ведь у нас есть определенные документы, определенные нормативно-правовые акты, которые говорят, что в случае если ты используешь определенный набор российских компонентов, то ты получишь, грубо говоря, субсидию. Если ты не используешь этот набор, то ты не получишь субсидию. Тем самым мы стимулируем и рынок компонентов, развиваем его, и наших производителей подталкиваем к переходу на использование отечественных компонентов.

Марина Калинина: Понятно. У нас есть еще один звонок – из Волгограда. Валентина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Слушаем вас.

Зритель: Я отвечаю на вопрос, который вы задали по телевидению: «Работать на заводе – круто или не круто?» Да. Это не только круто, но и почетно. Я работала на ремонтно-механическом заводе, на тракторном, и у нас был замечательный рабочий класс, который интеллигенты, они грамотно выполняли свою работу. И такие производства надо развивать – не только в Челябинске, но и по всей стране.

Марина Калинина: Спасибо большое за ваш звонок. Вот придется вам расширяться – не только в Челябинске, но и по всей стране.

Смотрите. Какая помощь государством сейчас оказывается вам – субсидии, льготное кредитование и так далее, и так далее? И вообще по отрасли, вы же с коллегами общаетесь. Без чего сейчас не обошлось бы?

Петр Вагин: Ну смотрите. Начнем с того, что на сегодняшний день, на мой взгляд, эффективен был льготный лизинг, который стимулировал. То есть для того, чтобы произвести, ума много не надо. Надо продать. И продать то, что хотят покупатели. Поэтому помощь в приобретении с льготой достаточно дорогого и серьезного продукта – на мой взгляд, вот эта программа была очень и очень эффективная.

Второй вопрос – это субсидирование пилотных партий. Тоже на самом деле это помогло Челябинскому механическому заводу запустить новую линейку наших автомобильных и гусеничных кранов и позволило нам вывести достаточно быстро на рынок (потому что еще надо приучить клиента к нашей продукции), быстро вывести продукт на рынок, и он завоевал… А там целое «сарафанное радио». То есть кто-то один купил, поговорил. «Ну, как тебе?»

Марина Калинина: И понеслась.

Петр Вагин: И понеслось. На самом деле мы чувствуем этот эффект. И благодаря Минпромторгу как раз два года такого яростного и высокого всплеска продаж и производства, это видится и по статистике нашей. Я считаю, что благодаря именно субсидированию пилотных партий.

Марина Калинина: Хотелось бы о кадрах поговорить вообще в принципе в промышленности. У вас достаточно молодой коллектив. Есть, конечно, люди уже более старшего поколения, но все-таки молодежь идет – и это радостно. Как вы их привлекаете и каким образом заманиваете этих молодых, энергичных и красивых ребят?

Петр Вагин: Ну, к сожалению…

Марина Калинина: Или есть все-таки проблема?

Петр Вагин: Проблема большая, на самом деле очень большая. Дело в том, что поколение Next или Z, как его сейчас называют, оно достаточно прагматичное. Они говорят: «Ребята, нам надо сразу 50 тысяч. Мы ничего не умеем, но мне надо, и все». Поэтому нам приходится держать достаточно высокий уровень зарплаты. Ну, плюс нас подталкивает именно промышленность Челябинской области и наше окружение из других отраслей с достаточно высоким потенциалом. Плюс мы постоянно проводим обучение и смежным специальностям, и MBA. А у нас есть люди, которые заканчивают с помощью предприятия какие-то серьезные высокие институты.

Ну, это целая политика социальная, которую ведет как раз директор по персоналу. И без этого сейчас уже не обойтись. То есть даже так. Мотивация – она не только в зарплате, конечно, но очень серьезнейшим образом молодое поколение смотрит на зарплату.

Марина Калинина: Ну что, время пролетело просто незаметно.

Петр Вагин: Все?

Марина Калинина: Придется вам еще к нам приезжать в Москву, и вам, Алексей Евгеньевич, приходить.

Итак, итоги голосования. Спрашивала я вас: круто ли работать на заводе? 73% сказали, что круто; не согласились 27%. Так что большинство все-таки за заводчан.

Спасибо большое. Петр Вагин, генеральный директор Челябинского механического завода, и Алексей Ярцев, заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России. Ну а прямо сейчас – производственные портреты работников Челябинского механического завода.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски