Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». По вторникам, в 14:30, мы рассказываем о российских предприятиях, которые производят абсолютно разную продукцию. И предприятия разные – от маленьких до очень крупных. Сегодня поговорим о рынке металлоконструкций, о производстве металлоконструкций совершенно различного назначения на примере компании «Точинвест», которая находится в Рязани. У меня в гостях сегодня Александр Жукаев – это председатель совета директора компании «Точинвест». Здравствуйте, Александр Александрович. Александр Жукаев: Здравствуйте. Марина Калинина: И Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты России. Дмитрий Николаевич, приветствую вас. Давайте посмотрим сюжет небольшой, который снял мой коллега Денис Демешин в Рязани об этом предприятии, а потом поговорим. СЮЖЕТ Марина Калинина: Вот такой получился сюжет о вашем предприятии. Александр Александрович, тут, конечно, не была перечислена вся продукция, которую вы выпускаете, потому что ее очень много. Расскажите, что еще вы делаете. И почему вы решили именно так диверсифицировать производство? Насколько это выгодно? Вот эти филиалы – удобна или неудобна такая схема? Александр Жукаев: Спасибо большое. Вы действительно посмотрели одно из самых современных предприятий сегодня. Оно одно из самых современных по двум причинам. Там, где выпускается продукция, металлоконструкции, все линии автоматизированные. В России нет ни одного такого предприятия, где 100% автоматизации выпускаемой продукции. Это первое. И второе. Предприятие либо завод по цинкованию металлоконструкций, где тоже побывала ваша съемочная группа, таких заводов в мире всего около 30, причем в развитых странах. Марина Калинина: А, в мире даже? Александр Жукаев: Да, в мире. Это завод-автомат. Два преимущества. Он может управляться с одного компьютера в автоматическом режиме – это первое. И второе – вся система химподготовки закрыта капсулой, то есть люди с химпроцессом не соприкасаются. Это характеристика этих двух предприятий на рязанской площадке. А вообще мы пошли на диверсификацию. Когда в 2010 году было принято решение, что же мы будем выпускать для дорожной отрасли, помимо дорожных ограждений (а в 2010 году выпускали только их). Сегодня «Точинвест» – это группа компаний, которая сосредотачивает в себе восемь предприятий и несколько промышленных площадок, в том числе и в Курганской области. То есть на сегодня мы являемся крупнейшими производителями металлоконструкций для дорожной инфраструктуры. Мы пошли в энергетику. В Курганской области, в городе Шадринске мы выпускаем всю продукцию, металлоконструкции для энергетического комплекса страны. Железная дорога и многое-многое другое. Я обращаюсь к коллеге. Очень приятно, что именно его сегодня пригласили, потому что он у меня был в гостях буквально три-четыре года назад. Я думаю, он наверняка скажет, что изменилось на предприятии, а что – нет. Ну а и в дальнейшем я хотел бы еще остановиться на том, каким образом мы развивались и с чьей помощью мы строили такие красавцы-заводы. Марина Калинина: Дмитрий Николаевич, ну рассказывайте. Просто хочется в целом поговорить об этом рынке, об этой области – о металлоконструкциях. Насколько он развивается? Насколько предприятия стремятся туда этим заниматься? Дмитрий Курочкин: Действительно, Сан Саныч прав, мы хорошо знаем предприятие. Кстати, мы меньше были – два года назад, мы были в 2019 году. Но, несмотря на это, для меня краткий фильм, который мы сейчас только что увидели, был очень познавательным, потому что даже за это короткое время появилось много нового. Ну, уже не говоря о том, что мы и тогда видели далеко не все – все-таки это восемь компаний. Но, действительно, радует то, что не просто одно из самых современных производств, причем высокотехнологичных, но и очень динамично развивается. Мы это, повторяю, знаем очень хорошо, поскольку предприятие является активным членом Рязанской торгово-промышленной палаты, и мы работали по линии Фонда развития промышленности. То есть нам приходилось погружаться в тематику тех проблем, над которыми руководство предприятия работает. И мы должны сказать, что достаточно впечатляющие результаты. Но при этом, конечно же, оно сталкивается в его деятельности, я бы сказал, потому что оно именно в ряду таких наиболее инновационных и прогрессивных, в нем видны и многие проблемы, которые сегодня есть. Марина Калинина: Вот сейчас об этом и будем говорить. Тут уже пишут нам зрители. В общем, вопрос в студию: «На сколько процентов подорожала продукция за последние полгода?» И опять же – цена, цена, цена. «Откуда цена на металлопродукцию выросла в три раза?» – это из Нижегородской области сообщение. Что сейчас происходит на рынке металла? Мы уже много раз об этом говорили, но тем не менее. Это же очень большая проблема. Александр Жукаев: Да, это большая проблема. Марина Калинина: У вас непосредственно с металлом связано производство. Александр Жукаев: Все-таки мы начнем как – сверху вниз? Марина Калинина: Давайте, Александр Александрович, с вас. Дмитрий Курочкин: От земли. Александр Жукаев: Хорошо. Что касается рынка металла, то последние три года он дорожает. В конце прошлого года, конечно… Марина Калинина: В декабре же вообще какой-то скачок был. Александр Жукаев: Да, скачок сначала был на 40%, а сейчас по многим типам металла доходит и до 100%. Вообще, чтобы все понимали, когда любой товар дорожает либо компонент товара дорожает свыше процента инфляции, то это всегда проблема. Я сейчас не буду о глобальных вещах рассуждать, потому что у каждого своя правда. Одни говорят, что нужно завоевывать международный рынок сейчас – как говорится, очень удачная ситуация. Но я бы хотел, чтобы все-таки металлурги находили этот внутренний баланс между внешним рынком и внутренним рынком. Еще раз повторюсь, что касается нашего предприятия, то к чему это приводит? Первое. Любой цикл строительства дороги существует порядка двух-трех лет. То есть сначала идет проектирование, потом этот проект проходит госэкспертизу, где формируется в том числе и цена. Мы, металлисты, как нас иногда называют, выходим на дорогу самыми последними. Конечно, когда лихорадит ценовая политика и когда не могут понять, откуда можно взять денег, и ждут, что же делать все-таки государству… В принципе, что сейчас и происходит на этих крупных проектах, когда государство пытается договориться с металлургами, чтобы цена оставалась та же при крупных поставках. Но есть еще и другие объекты. Вот что это влечет для предприятий, если, я еще раз говорю, опять не касаться глобальной политики? Во-первых, срыв сроков – это раз. Второе, началась опасная тенденция – снижение металлоемкости. Чтобы снизить цену на продукт, все начали изобретать… Марина Калинина: Меньше металла? Александр Жукаев: Да, меньше металла. Но, понимаете, эта грань очень тонкая. Эта грань очень тонкая почему? Потому что в конечном итоге можно досоревноваться до такой степени, что барьерные ограждения уже не будут выполнять те функции, для которых они предназначены. А они предназначены, во-первых, сохранить жизни людей. Это вторая проблема. Третья проблема, о которой мы пока еще не задумываемся, но с которой, я думаю, в следующем году нам придется столкнуться. Дело в том, что когда растет цена на металл, у нас повышается себестоимость продукции, растет оборот. И совместно с этими всеми информационными процессами получается, что «оборотка» превышает 2 миллиарда рублей. Это один из основных показателей для малого и среднего бизнеса. И если мы эту цифру перешагнем, в следующем году те льготы, которыми пользуется малый и средний бизнес, мы их просто-напросто не получим. Об этом пока еще вслух не говорят, но это уже сейчас нужно обозначать. Марина Калинина: Дмитрий Николаевич, а что в целом? Вот конкретный пример конкретного завода понятен. Почему не получается договориться с металлургами? Ну да, с металлургами, кто металл выпускает. Дмитрий Курочкин: Ну, прежде всего я должен сказать, что, конечно, это не проблема одного предприятия и даже не одной отрасли. Мы в Торгово-промышленной палате России получаем едва ли не еженедельно письма не только о промышленников, но и от строителей, от энергетиков, которых напрямую задевает эта проблема резкого роста цен на металл. На прошлой неделе мы даже участвовали в обсуждении этой темы в Государственную Думу с участием наших ключевых министерств, представителей бизнеса. Сейчас мы работаем как раз над выработкой тех предложений, которые позволят… Марина Калинина: Но какие-то подвижки есть вообще? Есть выход из этой ситуации? Какой он может быть? Может быть, госзакупки этого металла, а потом распределять между предприятиями каким-то образом? Дмитрий Курочкин: Нет, ну здесь на самом деле решений много, есть целый набор инструментов. Это могут быть и пошлины. Касательно возврата НДС – можно ввести дифференцированную шкалу. Более того, есть примеры, когда в Индии и в Китае вообще отменяли возврат НДС металлургическим компаниям, когда они с аналогичной проблемой столкнулись. Но речь не о копировании чьего-то опыта. Повторяю, набор мер у государства есть, с одной стороны, достаточно большой. С другой стороны, надо понимать, что, например, для металлургии неприемлемы те методы, которые были найдены совсем недавно, например, для регулирования цен в зерновой области или в нефтянке. Там совершенно принципиально другая ситуация. И над этим Минпромторг работает. Сейчас, насколько я знаю, вышли на ряд предложений, в том числе на предоставление ряда скидок госкомпаниям. Ведь речь идет о том, что этот рост цен на металл привел не просто удорожанию продукцию, а к массовому срыву многих контрактов по госзакупкам, по гособоронзаказу. Это действительно дестабилизировало ситуацию везде. Об этом даже президент на Петербургском экономическом форуме говорил. Он сказал, что есть известные инструменты для того, чтобы нивелировать эту ситуацию. Повторяю: здесь должен быть точечный подход. И на металлургах я бы не концентрировался, потому что, естественно, металлурги повышают цены, потому что растет спрос на руду, из которой они этот металл производят, и так далее. Нужно понимать, что тогда администрировать нужно всю цепочку, а это уже гораздо сложнее. Если уж говорить о металлургах и машиностроителях, то мы одними из первых два года назад на нашем выездном заседании Совета по промышленному развитию, проводили специально двухдневное, вели диалог между машиностроителями и металлургами, где эта тема поднималась очень активно. Но вообще в целом нужно сказать, что нужно проблематикой ценообразования заняться, тарифообразования. Вот мы, например, на площадке ТПП проводили в свое время уже целых три всероссийских конференции, посвященных проблеме ценообразования и тарифообразования. Более того, мы разработали проект федерального закона соответствующего, мы проект государственной концепции разработали, обобщили… Марина Калинина: Ну да. Только что-то не двигается ничего. Дмитрий Курочкин: Ну да, у нас тогда не получился диалог с нашими органами власти, и как-то эту тему отодвинули. Хотя она, безусловно, она одна из важнейших и требует действительно комплексного решения, потому что, повторяю, сейчас же ведь растут цены практически на все. Марина Калинина: Да на все – от сахара до металла. Александр Александрович, а вы как производственник, человек, который непосредственно на заводе, вот вы какой бы выход из этой ситуации могли бы видеть для себя? Александр Жукаев: Вы знаете, все-таки надо пытаться договариваться. Почему? Потому что… Вот у нас со всеми металлургическими комбинатами существует постоянный диалог. Я могу больше сказать. Вот взять, допустим, «Северсталь». Мы сейчас говорим, что нужно пойти по пути снижения металлоемкости. А можно пойти по другому пути, когда, допустим, выпускать специальную сталь, марку стали, которая существует на всем европейском рынке, когда, допустим, для цинкования это будет намного дешевле. Вот такие попытки с «Северсталью» у нас уже сложились. Это первое. Второе. С «Северсталью» мы договариваемся о формульном ценообразовании. С «Северсталью» мы договариваемся о режиме открытого склада, когда металл находится на нашей площадке, и нам не нужно его заказывать, ждать месяц. Но результат формульного ценообразования – мы уже понимаем, какая будет цена. Точно так же, допустим, и Липецкий комбинат пошел навстречу, стал выпускать сталь для производства водопропускных труб для той же дорожной отрасли. До этого момента мы эту сталь получали только в Австрии. Хотя, допустим, с тремя комбинатами разговаривали, в том числе на федеральном уровне. С одной стороны, они тоже правы, потому что они говорят: «Мы не понимаем емкости рынка». Но мы, дорожники, с другой стороны, понимаем, что за этим будущее. Это и простота, с точки зрения производства дорожных работ. Это и использование этих труб методом гильзования для ремонта малых мостов. Это отдельная федеральная программа будет. И эта проблема действительно назрела во всех регионах. Поэтому я еще раз повторю, что лучше, конечно, договариваться. Если договариваться не удастся, то тогда уже понятно, что будут методы жесткого администрирования со стороны государства. Марина Калинина: По поводу транспортировки – ведь это тоже большая часть стоимости продукции. Вот с этим как? Александр Жукаев: Здесь тоже… Марина Калинина: Тоже проблема? Александр Жукаев: Тоже проблема. Это тарифы, которые растут, в первую очередь на железнодорожные транспортировки. Чтобы вы понимали, допустим, цена того же щебня, который используется в дорожном строительстве, составляет 75%. Марина Калинина: Щебня? Александр Жукаев: Щебня. Я на примере щебня. И таких примеров приводить можно очень много. Ну и плюс, соответственно… Марина Калинина: А что, с дорожниками нельзя договориться тоже? Александр Жукаев: С дорожниками? Марина Калинина: Да. Александр Жукаев: Ну, это прерогатива железной дороги уже, а не дорожников. Дорожники дороги делают, ремонтируют. И они поставляют на те или иные объекты как раз строительные материалы – будь то щебень, будь то песок, будь то металл. Марина Калинина: Еще одна проблема – это ГОСТы. Вот с ними как? Как часто они меняются? И как приходится под них подстраиваться? Сколько это занимает времени? И сколько денег туда приходится вкладывать? Александр Жукаев: Это действительно проблема. Я начал говорить о заводе цинкования. К сожалению, вы увидели только маленький процесс, но мы пошли уже в том числе в цинкование методом термодиффузии. Если раньше это была прерогатива только Швейцарии, они выходили на российский рынок и предлагали свои услуги по цинкованию методом термодиффузии, то сейчас у нас уже два предприятии в России производят эти линии. У нас две такие линии установлены на Рязанском заводе цинкования. К сожалению, съемочная группа туда не прошла, потому что сюжет был направлен немножко на другие цели. Но мы не можем эту продукцию поставлять для дороги, допустим, в качестве оцинкованных элементов методом термодиффузии, потому что это либо запрещено, либо не предусмотрено ГОСТами. Проблема в чем? Когда мы перешли на технический регламент Таможенного союза, с 16 сентября 2016 года он начал действовать… У нас что касается дорожной отрасли – существует порядка 171 регламента. Все, что касается слова «дорога» – 761. Все, что касается… Марина Калинина: А зачем так много? Александр Жукаев: Все, что касается вообще описания материалов для дорожной отрасли – это 2,5 тысячи. Вот чтобы вы понимали, на сегодняшний день через Технический комитет Росавтодора (Федерального дорожного агентства) проходит и выпускается порядка 50–60 ГОСТов всего лишь. Это очень мало. И не потому, что они плохие, а потому, что, к сожалению, не успевают обрабатывать и перерабатывать эти ГОСТы. Более того, во времена Советского Союза ГОСТы должны были пересматриваться раз в пять лет. А теперь умножьте всю эту махину. И сколько нужно времени для того, чтобы существующая нормативная база наконец-то помогала нам, а не тормозила развитие дорожной отрасли? Марина Калинина: Дмитрий Николаевич. Дмитрий Курочкин: Это серьезная тема. На самом деле когда это все переносится на уровень уже наднациональный (я имею в виду Евразийский экономический союз), нам два года назад даже пришлось создать специальную рабочую группу, которая бы обеспечивала защиту интересов наших предприятий. Ну, прежде всего речь идет об обрабатывающей промышленности. В рамках как раз тех процессов, которые происходят в евразийской интеграции, мы активно ведем диалог и с Минпромторгом, и с Евразийской экономической комиссией, и, что очень важно, с нашими коллегами из торгово-промышленных палат стран Евразийского союза. Мы тоже создали определенные структуры, которые эту работу координируют. Но это действительно требует большого количества времени и иногда тормозит все те процессы, которые у нас идут. Я имею в виду эффективность производства, конкурентоспособность (то, о чем мы говорили). Если такой взрывной рост цен, то вся эта конкурентоспособность, когда предприятие реализует огромное количество инвестиционных проектов, работает над внедрением современных технологических процессов, а потом вдруг – раз! – все это нивелируется тем, что рост цен. Сейчас, например, многие машиностроительные предприятия жалуются, что сейчас себестоимость уже иногда превышает отпускную цену, которая планировалась. Ну о какой конкурентоспособности мы можем говорить? Это действительно огромная проблема. Повторяю, что это те проблемы, которые должно, конечно же, регулировать государство. И мы пытаемся здесь тоже свою роль активную сыграть. Но ситуация достаточно напряженная. Марина Калинина: Александр Александрович, у нас время бежит незаметно, остается мало. Еще важный вопрос. Вы же вкладываетесь постоянно в предприятие, вы постоянно развиваетесь, вы инвестируете, у вас и филиалов много, и так далее, и так далее, и сотрудников больше тысячи человек. Как с кредитами? Сейчас банки как себя ведут? Александр Жукаев: Я бы не рассматривал так узко эту проблему. Дело даже не в кредитах. Дело в помощи со стороны государства. Мы первое предприятие в Рязанской области, которое воспользовалось всей системой льгот, которые существуют… Марина Калинина: Всей системой? Александр Жукаев: Всей системой льгот. Это уникальный случай, поверьте. И федеральными льготами, и региональными льготами. Марина Калинина: Многие просто даже не знают, что у них есть эти льготы. То есть они вроде как есть, но так все это сложно, завуалировано – в общем, ничего не понятно. Александр Жукаев: Вы знаете, парадокс заключается в том, что в свое время многие не верили, что это возможно. А потом, когда мы это уже осуществили, сейчас мне приходится, в принципе, эти льготы доводить уже и на парламентских слушаниях, и на совещаниях непосредственно в Правительстве Рязанской области, и на федеральном уровне, потому что это реально. Система льгот очень большая. Я не буду перечислять, как говорится, все законы, но ими реально пользоваться. И благодаря этому… Вы видели предприятие, которое современное, оборудовано современным образованием. Это все через систему этих льгот – и региональных, и федеральных. Я законы не буду перечислять, потому что это неинтересно и утомительно. Марина Калинина: Не надо. Дмитрий Курочкин: Мы тоже работаем как на федеральном, так и на региональном уровне, потому что у нас торгово-промышленные палаты есть практически в каждом городе и промышленном центре. Действительно, иногда удивляет. С одной стороны, есть большая группа предприятий, которые активно используют эти меры господдержки. Хотя не являются универсальными. Кому-то они подходят, а кому-то – нет. Ну, тем не менее. Марина Калинина: Каждый выбирает для себя. Дмитрий Курочкин: Да. Но здесь очень многое, конечно же, зависит от активности и разворотливости, если хотите, самих предприятий. Ну, с тем же Фондом развития промышленности, с которым «Точинвест» активно работает, уже одиннадцать программ есть, сейчас двенадцатая запускается. То есть даже на протяжении этих шести с лишним лет, когда фонд работал, уже сделано немало, новые инструменты введены, более льготные ставки вводятся. Тем не менее, повторяю, многие люди или не знают, или не верят. Это по-прежнему еще является проблемой. Марина Калинина: Просто получить льготы? Или действительно помучиться пришлось? Буквально в двух словах. Александр Жукаев: Вы знаете, дело в том, что мы уже тоже над этим работаем. Мы говорим на каждом уровне, что немножко сместить нужно планку. Почему? Потому что система анкетирования, чтобы предприятие подошло под эти льготы, она довольно жесткая. Но я вас уверяю, что правительство и региональное, и федеральное всегда идет навстречу, если видит, что предприятие хочет, если видит, что предприятие действительно развивается. Ну, есть определенные выходы из сложившейся ситуации. Марина Калинина: Спасибо. Из Нижегородской области прочту сообщение: «Новый современный завод, выпускающий продукцию мирового класса. Больше бы таких предприятий! И лучших дорог России». Спасибо, что вы сегодня были со мной: Александр Жукаев, председатель совета директоров компании «Точинвест», и Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты России. Ну а прямо сейчас – производственные портреты компании «Точинвест».