Промышленная политика: Гжельский кирпичный завод
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/promyshlennaya-politika-gzhelskiy-kirpichnyy-zavod-39663.html Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика», в которой мы рассказываем о российских предприятиях, показываем продукцию, которую они производят, показываем людей, которые там работают.
И сегодня поговорим о производстве кирпича. Павел Новиков у меня сегодня в гостях, директор компании «Гжельский кирпичный завод». Здравствуйте, Павел.
Павел Новиков: Добрый день.
Марина Калинина: И Андрей Скибо, заместитель главы администрации Раменского городского округа Московской области. Андрей, приветствую вас.
Андрей Скибо: Здравствуйте, Марина.
Марина Калинина: Мы съездили на Гжельский кирпичный завод, который как раз находится в Раменском районе, сняли репортаж. Давайте посмотрим, а потом поговорим.
СЮЖЕТ
Марина Калинина: Вот такой получился сюжет о предприятии, о людях, о работниках.
Вы знаете, когда я была на заводе, мы снимали, сотрудник, который с нами ходил и везде нас провожал по цехам, он рассказал такую историю из своей жизни. Когда он был маленький, его бабушка, которая работала на старом Гжельском кирпичном заводе, она ему все время говорила: «Вот будешь плохо учиться – пойдешь работать на кирпичный завод». В итоге он пошел, так получилось.
Ну смотрите. Условия работы тогда и условия работы сейчас – они совершенно разные. То есть тогда она ему говорила как назидание, как наказание. Вот как удалось добиться, построить эти новые цеха, совершенно новые с нуля?
Павел Новиков: Безусловно, в советские годы было очень много ручного труда. Предприятие, как и сейчас, было градообразующим. Естественно, физический труд был основой для всех перемещений, механизмов было мало, все происходило физическим трудом.
Сейчас предприятие хоть и работает с меньшим количеством сотрудников, но полностью автоматизировано, труд больше интеллектуальный, профессиональный, то есть нет никакой черной работы практически. Этот завод строился с нуля по самому последнему слову техники. Не осталось ни корпусов старых, никаких сетей, все сделано заново. Поэтому сейчас…
Марина Калинина: Меня удивило, что действительно столько молодежи там работает.
Павел Новиков: Я недоговорил. Сейчас это не наказание, а наоборот – можно даже сказать, комплимент для местных жителей, которые все-таки назидают. Надеюсь, что в скором времени сделаем модернизацию еще раз – и еще более престижно будет трудиться на Гжельском кирпичном заводе.
Марина Калинина: В общем, рабочие будут чай пить просто, приходить на работу и общаться.
Павел Новиков: Ну, будем стараться все для этого делать.
Марина Калинина: Андрей, скажите… Я просто хочу не зацикливаться именно на Раменском районе, а как-то пошире развернуть эту картинку, но вас хочу как пример привести. Вот что делает район для того, чтобы производители оставались, чтобы они вкладывали, чтобы они строили? Ведь этот завод можно было, в принципе, если старое здание снесли, то его можно было бы в любом другом месте, собственно говоря, построить.
Андрей Скибо: Понятно, Марина. Естественно, необходимо сказать о том, что район изначально, еще в советские времена был промышленно развит. Наши градообразующие предприятия, такие как РПЗ и РПКБ, – это мировые бренды, скажем так, в узком сегменте производства оборудования для летательных аппаратов. Они были основой города и основой промышленности. В 2000-х годах к нам пришли известные иностранные компании, например: Ehrmann, Hochland, Pilkington, Sibelco. И мы очень гордимся этим промышленным потенциалом.
Что нужно делать для этого? Нужно просто работать, нужно слышать инвесторов, нужно их поддерживать, причем на всех уровнях. Полномочия муниципалитета не так велики, как может казаться. Мы власть, да, но не все мы можем решить, скажем, все проблемы инвесторов либо существующих предприятий промышленных. Однако мы можем донести свою позицию и до региональных властей, и до федеральных властей – и тем самым инвесторам помогать. А когда они чувствуют поддержку, чувствуют помощь, то, естественно, они остаются и развиваются.
Павел недаром сказал, что на Гжельском кирпичном заводе планируется модернизация производства. То есть люди, которые начали здесь работать и почувствовали, что они нужны району, нужны их рабочие места, нужны их товары, они продолжают это делать.
Марина Калинина: Пишут наши зрители сообщения: «Ваш бы опыт – да на всю Россию», – это из Свердловской области такое сообщение пришло.
Андрей Скибо: Очень приятно. Спасибо.
Марина Калинина: Смотрите. А насколько вы самостоятельны в принятии решений в конкретном своем районе? Или все равно то, что спускается сверху, вы не можете против этого идти? Или как? Или вы, например, хотите какую-то льготу дать производству, и вам это нужно согласовывать? Или вы можете сами принять такое решение на местном уровне? Как это происходит? Я без понятия.
Андрей Скибо: Марина, у нас вертикаль власти выстроена очень хорошо. И сказать, что мы не можем выполнить какое-то решение, которое принято наверху, – естественно, так нельзя. Все решения проводятся в жизнь. И вы правильно говорите, что они проводятся сверху вниз. То есть в конечном итоге выполняем эти решения мы.
По поводу льгот. У нас не так много возможностей, потому что вы же понимаете, что это все связано с бюджетом. Сколько есть в бюджете денег на те или иные цели – столько мы и можем потратить. Но, например, региональные меры поддержки, которые есть в Московской области, они достаточно велики. То есть инвестор, придя в область, может получить без торгов участок земли, если у него хороший инвестиционный проект.
Также очень широкие меры поддержки на уровне федерации. Я знаю, что у Минпромторга есть программы. Фонд развития промышленности – есть такой государственный фонд, который дает дешевые деньги для инвестиционных проектов.
Поэтому кто ищет, тот всегда найдет. Нужно просто поискать, поспрашивать. Даже на нашем местном уровне мы уже можем сопроводить выше, выше и выше – и в конечном итоге найти оптимальное решение для инвесторов и для действующих предприятий.
Марина Калинина: Павел, ну расскажите, какие льготы есть сейчас у вас. И чего, может быть, вам еще хотелось бы?
Павел Новиков: После запуска нашего предприятия мы были освобождены на три года от имущественного налога. И эти деньги нам позволили дооснастить предприятие. Мы их не просто сэкономили, не на прибыль потратили, а реинвестировали обратно в производство. Поэтому это очень большое подспорье.
Сейчас тоже изучаем вопрос по Фонду развития промышленности, пока знакомимся с документами. Но мы видим, что реально получить под 5% годовых эти деньги можно. Сейчас будем формировать заявку и будем над этим работать. Я думаю, что все реально.
Марина Калинина: Молодежь к вам идет, это понятно. Вот смотрите. А подготовка кадров как осуществляется? Вы на заводе их готовите? Вот как вы сотрудничаете для того, чтобы и какую-то кадровую политику проводить, и готовить этих специалистов? Они же нужны.
Павел Новиков: Можно я отвечу?
Марина Калинина: Да, конечно.
Павел Новиков: Нам в этом плане очень сильно повезло. У нас есть сосед – профильный университет, гжельский. И подавляющее большинство наших сотрудников там отучились. Я так понимаю, что не всем так может повезти.
И есть второй вариант – это, конечно, выращивание своих кадров. У нас есть сотрудники, которые учились или учатся в профильных вузах. Поэтому, конечно, растить своих надо по-любому и пользоваться этими знаниями в обмен на какие-то перспективы для сотрудников, предоставление им каких-то льготных кредитов, возможно.
Марина Калинина: А у вас такие программы есть, да?
Павел Новиков: Мы оплачиваем жилье, да, всякие дополнительные курсы повышения квалификации. Да, это мы делаем.
Марина Калинина: Ну хорошо, вузы – понятно. А вот именно рабочие профессии – как с этим обстоит дело? Есть какие-то колледжи, которые готовят специалистов? Без рабочих рук-то никуда.
Андрей Скибо: Конечно, Марина. Павел немножко сказал высшую точку, что есть. А там еще есть техникум. И если молодой человек хочет, то он может этот колледж-техникум закончить на среднем специальном и, в принципе, уже идти и работать либо на Гжельский кирпичный завод, либо там же есть рядом завод по производству оконных профилей Rehau, наверняка вы слышали такое название. Но может поступить и в университет.
Однако же на территории, по крайней мере, нашего района также существует несколько средних специальных учебных заведений, которые готовят специалистов. Естественно, нужно сказать о том, что для каждой отрасли специалиста не подготовишь. То есть там преподаются общие специальности, которые потом дорабатываются, скажем, дотачиваются уже на производстве. Потому что любое производство сейчас – это применение станков с ЧПУ, это какие-то механосборочные работы.
Марина Калинина: Но ведь эти станки тоже иногда ломаются, их надо чинить. И не все станки с ЧПУ.
Андрей Скибо: Механосборочные работы. Конечно, конечно. И этих механиков обучают в этих средних специальных образовательных учреждениях.
Марина Калинина: У нас есть звонок, Геннадий нам дозвонился. Геннадий, здравствуйте. Забайкальский край. Геннадий, здравствуйте. Говорите, пожалуйста.
Зритель: Я хотел бы вот такой вопрос задать. Почему-то у нас в Забайкалье, в городе Чите такой же завод кирпичный, но у нас зарплата… Вот тут сказали, что зарплата в Московской области – 60 тысяч. Мне бы хотелось узнать… А у нас даже 30 тысяч нет зарплаты. Почему? Они в убыток платят работникам? Или у них есть еще какая-то прибыль, а у нас ее нет? Вот этот вопрос меня затронул.
Марина Калинина: Спасибо, спасибо за ваш звонок. Павел.
Павел Новиков: Ну, я могу Геннадию только одно сказать…
Марина Калинина: «Приезжайте работать в Гжель»?
Павел Новиков: Приезжайте к нам, да. Ну, может быть, это некорректно будет, но… Мы делаем на самом деле инновационные продукты, про которые 10–15 лет назад в России практически не знали. Это опыт больше Европейского союза. Этот продукт позволяет делать низкую себестоимость с качественными теплотехническими характеристиками, с марочной прочностью. Поэтому здесь есть возможность немного, но зарабатывать, держаться наплаву, платить зарплаты, платить налоги, обеспечивать минимальную наценку. Да, сейчас не сильно можно зарабатывать, рынок такой не очень, но в целом работать можно.
Поэтому, Геннадий, нужно смотреть вперед, делать новые продукты, внедрять. И самое главное – мало сделать хорошую вещь, ее нужно еще и уметь продавать. Поэтому – удачи вам! Ну и приезжайте к нам.
Марина Калинина: Кстати, очень много сообщений. Вот из Хабаровского края, например: «Здравствуйте. Посмотрел сюжет о кирпичном заводе в Гжели. Скажите, пожалуйста, что нужно, чтобы устроиться к вам на работу? Какое нужно образование? Или вы всему можете обучить на месте? О себе: трудолюбив и обучаем, 40 лет».
Павел Новиков: На сайте Гжельского кирпичного завода есть адрес, куда можно присылать резюме. Присылайте.
Марина Калинина: Спрашивают: «Берете ли вы на работу 60-летних?»
Павел Новиков: Последний человек, которого мы взяли, на грани – 59, если я не ошибаюсь. Он директор по производству. Он у нас с 1 ноября, по-моему, работает. Вот ему сейчас столько лет. Так что мы социально ответственные.
Марина Калинина: Ну смотрите. Оборудование у вас хорошее, кирпичи у вас симпатичные. Ну, я с женской точки зрения. Мне понравились.
Павел Новиков: Красивенькие?
Марина Калинина: Резные, красивенькие. А что для людей делается? Ну, людям не всегда понятно, что… Ну, вы платите налоги – они, естественно, поступают в бюджет, и вроде как для людей потом что-то делается в районе. А вот именно… Ну не знаю. Может быть, кирпич дешевле продать? Может быть, вокруг дома строите из того же кирпича, чтобы не были какие-то покосившиеся избенки? Хотя бы как-то в этом плане ведется такая работа?
Павел Новиков: Ну естественно, да, у нас многие сотрудники покупают. Все, кто строятся, могут приобрести кирпич по льготной цене. Многие покупают даже в рассрочку. Мы идем навстречу, безусловно, в этом проблем нет. Все, кто хочет, обращаются. И никому еще не отказали.
Марина Калинина: Почему вы еще не весь город застроили красивыми домами из кирпича?
Андрей Скибо: Марина, у нас очень красивый город. Приезжайте, мы вам покажем.
Марина Калинина: Я знаю.
Андрей Скибо: Тут необходимо… Ну, не буду углубляться в специфику строительства и государственных закупок, муниципальных закупок. Только скажу, что нельзя из конкретного кирпича заказать себе здание, потому что есть конкурсные процедуры, которые определяют поставщика, а уже он определяет, из чего он будет строить. Главное, чтобы характеристики совпадали.
Я хотел бы добавить вот что по поводу того, что жители не ассоциируют себя с Гжельским кирпичным, что он им приносит какую-то пользую.
Марина Калинина: Вообще с промышленностью.
Андрей Скибо: И вообще с промышленностью.
Марина Калинина: Ну как? Какие-то деньги куда-то пошли.
Андрей Скибо: Есть предприятие, еще и дымит иногда. Но на самом деле необходимо сказать, что все, что делается в районе в социальной сфере, да и в Московской области, и в Российской Федерации – все делается на бюджетные средства. А бюджетные средства, чтобы все понимали (ну, вы наверняка понимаете), – все это складывается из налогов, которые платят наши предприятия. И поэтому чем больше рабочих мест мы создадим, чем больше инвестиций мы привлечем, тем лучше будет жизнь в каждом конкретном населенном пункте и в конкретном районе. Поэтому говорить здесь о том, что они оторваны от реальности и от нашего общества, совершенно нельзя.
Марина Калинина: Еще такой вопрос – по поводу безработицы в регионе вообще, в вашем конкретном районе. Предприятий достаточно много. Проблема безработицы стоит у вас как-то остро, не остро, я не знаю?
Андрей Скибо: Нет, вы знаете, у нас уже давно не стоит проблема безработицы. У нас она минимальная – на уровне 1%. То есть это те люди, которые либо не определившиеся, скажем так, либо просто по каким-то своим причинам не желают устраиваться на работу. Там речь идет о трех сотнях человек. Поэтому с таким калейдоскопом предприятий, которые существуют на территории района, безработицы нет.
Есть другая проблема, и мы с ней боремся, пытаемся бороться, – это близость к Москве. Много людей, Павел не даст соврать…
Марина Калинина: Едут в Москву?
Андрей Скибо: Да, едут в Москву, потому что Москва предлагает более конкурентоспособные зарплаты. Несмотря на среднюю заработную плату у них… Сколько там? 46 тысяч. Москва может…
Марина Калинина: 63 500.
Андрей Скибо: А, 63 тысячи. Москва может предложить больше, намного больше – так, что это оправдает поездки.
Павел Новиков: Да, есть такая проблема. И текучка вот именно в среднем менеджменте и персонале есть. Действительно, ротация идет, периодически уходят люди. Ну, человек ищет где лучше. Мы только приветствуем эти амбиции.
Марина Калинина: Последний вопрос вам задам. У нас время, к сожалению, заканчивается, буквально две минутки осталось.
Мы на этой неделе проводим опрос среди зрителей по поводу того, что бы они могли считать национальной идеей. Вот вы как представитель бизнеса и вы как представитель администрации буквально по полминутки – что могло бы быть, с вашей точки зрения, национальной идеей? Ну, естественно, просто как для обычных людей, которые живут в России.
Андрей Скибо: Я бы сказал: если все будут работать и заниматься своим делом, то все у нас будет хорошо. Вот как-то так. Может быть, не сильно сформулированная, но идея о том, что если не искать чего-то сверхъестественного, а работать, строить свой дом, растить свое дерево, то у всех будет счастье. Вот примерно так.
Марина Калинина: Павел, а вы как считаете?
Павел Новиков: Мне кажется, Андрей тут просто не оставил мне козырей. На самом деле, действительно, надо начать с малого и стремиться вперед, вкладывать в себя, вкладывать в свое здоровье, вкладывать в своих детей, в родителей, в близких – и тем самым создавать блага себе. И окружающие так же будут делать. Ну, это и есть национальная идея – добиться благоденствия.
Марина Калинина: А давайте немножко порассуждаем. А почему у нас так не получается? Вроде бы все всё понимают, а не получается!
Павел Новиков: Почему не получается? Получается.
Марина Калинина: Ну не знаю. Не у всех получается.
Андрей Скибо: Получается, но не у всех. Видимо, люди хотят все и сразу, а так не бывает в этой жизни. Ну, много таких примеров: «Хочу все и сразу!» Даже те же молодые специалисты, которые выходят из университетов, они хотят зарплату…
Марина Калинина: А они приходят и говорят: «Мне, пожалуйста, 100 тысяч».
Павел Новиков: Это стандартная ситуация.
Марина Калинина: «А что вы умеете?» – «Да, в общем-то, я как-то…»
Андрей Скибо: «Да я выпускник». Поэтому все сразу не бывает. Начни с себя! Наверное, эти два слова – начни с себя! – вот это будет национальная идея.
Марина Калинина: А почему не начинаем-то с себя? Вроде бы все на поверхности лежит. Вы как думаете?
Павел Новиков: Мне кажется… Я не согласен, что не начинаем. Начинаем. Если бы не начинали, у нас бы не было определенных достижений, так бы и стояли на месте десятилетней давности. Поэтому – начинаем. Может быть, ускорение надо придавать, но это другой вопрос.
Марина Калинина: Вот хорошее слово – «ускорение». А какие перспективы? Что в ближайшее время? Какие планы у завода?
Павел Новиков: Мы очень бы хотели быстро сделать модернизацию, наладить вопрос с сырьем, сделать новые продукты еще более прочными, более теплыми, более экономичными и более красивыми.
Марина Калинина: Спасибо вам большое. Андрей Скибо, заместитель главы администрации Раменского городского округа Московской области, и Павел Новиков, директор Гжельского кирпичного завода. Спасибо вам большое.
Ну и как всегда, в завершение рубрики «Промышленная политика» – производственные портреты. Сегодня это, напомню, Гжельский кирпичный завод.
На этом дневной блок программы «Отражение» подошел к концу. А вот какие темы обсудят мои коллеги вечером.