Марина Калинина: Следующая тема тоже связана с детьми, и вот почему. Костя. Константин Чуриков: Губернатор Белгородской области поручил отменить домашние задания для школьников. Эту практику он назвал «плохой многолетней привычкой, которая травмирует детей и родителей». По словам Евгения Савченко, всю домашнюю работу, все домашние задания надо делать все-таки в школе, как это, в общем-то, и реализовано в некоторых учебных заведениях Белгородской области. Марина Калинина: Хотим спросить у вас, уважаемые телезрители: отменить домашние задания в школах или нет? Ответьте нам, пожалуйста, на SMS-портал – пришлите «да» или «нет». Буквально через 14–15 минут подведем итоги. Пишите. Константин Чуриков: Ну а к нам сейчас присоединяется по телефону директор школы «Дмитровский» имени Героя Советского Союза Кислякова (Москва) Вера Нилова. Вера Андреевна, здравствуйте. Вера Нилова: Здравствуйте, здравствуйте. Константин Чуриков: Ну, сама идея, в принципе-то, не новая. Периодически звучат такие вопросы: надо или не надо задавать столько домашки? Ваше мнение, скажите, дети от этого поглупеют, если они перестанут делать домашнюю работу, или нет? Вера Нилова: Вы смотрите, вопросов же здесь два. Стоит или не стоит задавать? И сколько стоит задавать? Вопросы здесь очень важные. Смотрите, есть много разных мнений. Так вот, мое личное мнение как профессионала: рекомендуемые задания для выполнения дома либо в каких-то коворкингах учениками, как в московских школах, может быть, преследуют несколько целей. Ну, во-первых, повышают их некие предметные знания. Во-вторых, не секрет, что все мы, взрослые, сейчас очень заняты. Взрослые, оцените пользу общения с ребенком во время выполнения домашнего задания – это раз. Вы же общаетесь со своим личным ребенком. У вас это совершенно ценное время, когда ваш ребенок еще в вас нуждается. Представляете, пройдет совсем чуть-чуть времени – и вы ему меньше, может быть, будете нужны. Марина Калинина: Вера Андреевна, это да. Но, смотрите, сейчас такая тенденция у учителей… Я не обобщаю, это не у всех, но очень часто бывает так, что учитель не разбирает тему на уроке и говорит: «Вот этот параграф вы разберете дома. Вот этот пример вы разберете дома. Ну и еще стихотворение выучите дома». Родитель, придя с работы, или едет в машине, или в метро, или после работы думает: «Так, мне надо сделать домашние задания. Мне надо сделать домашние задания». И так 11 лет. Вера Нилова: Не соглашусь. Мы с вами сейчас берем какие-то крайности. Здесь речь идет уже о качестве образования в школе – это раз. Что касается, например, московских школ, то сейчас широко распространена Московская электронная школа. И даже если по каким-то причинам ребенок пропускает ребенок, во-первых, он может подключиться дистанционно. А во-вторых, со всеми материалами он может ознакомиться в Московской электронной школе. Это то, что значительно упрощает выполнение рекомендуемых заданий. Марина Калинина: С родителями, видимо. Константин Чуриков: С родителями. Вера Андреевна, вот вы говорите, что каким-то образом совместное выполнение домашнего задания как-то укрепляет семью, дети с родителями взаимодействуют. Слушайте, но ведь есть много других важных вопросов, по которым хочется с ребенком поговорить. Вера Нилова: Один очень важный фактор: если домашние задания не становятся Голгофой для семьи. Это такие крайности, в которые мы сейчас пытаемся вдаваться, а это не нужно. То есть домашние задания для ребенка, рекомендуемые задания для выполнения дома должны носить, естественно, посильный характер. Это очень важно. Должна быть регламентирована нагрузка, которая ясно прописана и по объемам, и по качеству. Должен идти качественно, как в каждой московской школе, учебный процесс в школе. И даже если ребенок пропустил, еще раз повторюсь, он имеет возможность зайти в Московскую электронную школу, как и родитель, который имеет доступ в электронный журнал и в Московскую электронную школу, и ознакомиться с тем материалом, который ребенок… Константин Чуриков: Но это мы немножко уходим от темы. И еще короткая ремарка, смотрите. Ну, в вашей школе тоже есть предмет «Окружающий мир», да? И периодически, например, за день до сдачи этой работы учительница задает – из шишечек сделать поделку. Вот у меня вопрос… Марина Калинина: А проекты? Константин Чуриков: Проекты, да. Это же все родители делают, лепят. Понимаете? Вера Нилова: В два часа ночи: «Марья Ивановна, Марья Ивановна! А вы спите? А мы – нет. Мы делаем поделку к празднику осени». Нет, совершенно не так. Есть творческие работы, проектные работы, но это работы по желанию выполняются обучающимися. В предмете «Окружающий мир» на начальном уровне образования вся основная работа, в том числе предметная, с предметным материалом, она проводится в школе, естественно, и должна проводиться в школе. Рекомендательный характер может носить работа, может быть, как общая мыследеятельность или рассуждения с родителем. Но делать поделку из шишек… Во-первых, я думаю, что это все-таки уровень не начального общего образования, а скорее дошкольного. Константин Чуриков: Да нет, Вера Андреевна, это типичный уровень. Марина Калинина: Да нет, вы ошибаетесь, к сожалению. Константин Чуриков: Просто, может быть, в школе «Дмитровский» имени Героя Советского Союза Кислякова этого нет, но в принципе практика широко распространена. Спасибо большое за ваш комментарий. Вера Нилова, директор этой школы, была у нас на связи. Марина Калинина: И послушаем комментарий нашего зрителя, Валерий нам дозвонился из Белгородской области. Валерий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Слушаем вас. Зритель: Мне приятно было слушать, конечно, директора школы, но она рассуждает действительно издалека, берет что нужно и что не нужно, даже невозможно ее понять. Я пенсионер, у меня внуки, дети. Я их учил, я помогал делать домашние задания. Мое мнение: надо уменьшить домашние задания, но задавать домашние задания именно для детей, а не родителей. И второе. Сейчас очень тяжело нам бороться, когда дети чиновников учатся за рубежом. Многие не понимают сущность вопроса… Константин Чуриков: Спасибо, спасибо за ваше мнение. Марина Калинина: Спасибо, спасибо. Константин Чуриков: Архангельск пишет: «Отменить эту вредительскую программу!» Иркутск: «Домашку надо делать». В общем, мнения «за» и «против» самые разные. Наталья Киселева, учитель математики, заместитель министра образования Московской области, к нам присоединяется. Наталья Александровна, здравствуйте. Наталья Киселева: Добрый день, уважаемые коллеги. Добрый день всем телезрителям и слушателям, всем участникам сегодняшнего эфира. Марина Калинина: Наталья Александровна, как вы считаете, это правильно или нет – отменить домашние задания? Наталья Киселева: Вы знаете, у нас в последнее время какая-то тенденция категоричности – мы или «за», или категорично «против». Мне не очень понятно, почему мы должны или отменять полностью домашние задания, или полностью поддерживать, что обязательно должны быть домашние задания. Во всем должен быть баланс, на мой взгляд, и в образовании тоже. Марина Калинина: Какой, с вашей точки зрения, должен быть баланс? Наталья Киселева: Вы знаете, по поводу того, что я сейчас немножечко услышала в выступлениях предыдущих участников диалога. Естественно, всю жизнь, сколько я помню себя, наверное, и мои родители еще помнят, начальная школа – это борьба родителей за тех, кто лучше лепит, рисует, клеит. Ну, так было всегда. Константин Чуриков: Танцует. Наталья Киселева: Да-да-да. То есть всегда это есть по поводу этих поделок. И всегда родители так или иначе эти соревнования устраивают между собой. Здесь, наверное, в диалоге семьи и в школы возможно переломить ситуацию так, чтобы в большей степени дети сами делали домашние задания, потому что эти родительские красивые поделки, по большому счету, никому не нужны. И чему мы учим наших детей, когда родители делают за них домашние задания и вот такие поделки, проекты и так далее? Мы учим детей фактически обманывать уже на уровне начальной школы, потому что дети же понимают, что это не они сделали, а родители за них. Константин Чуриков: Что еще интересно в этой инициативе? Это то, что мы забываем про старшеклассников. Я не понимаю, как в старших классах отменить домашние задания. Это куда же потом дети эти поступят? Наталья Киселева: Да. На самом деле очень интересно было несколько лет назад… Все же равняются у нас на систему образования Финляндии, считая ее одной из прогрессивных. И пошла тенденция, что в Финляндии отменяют домашние задания. Это на самом деле оказалось совершенно неправдоподобной историей, то есть мифом, придуманным кем-то. В Финляндии также задают домашние задания, как и во многих других странах. Согласна я с комментариями, что, возможно, дозировка и вариативность нужна в домашних заданиях. И здесь, конечно же, в большей степени интереснее будет, когда домашнее задание будет творческое для ребенка, а не прорешивание примеров. Потому что мне, например, как учителю не интересно проверять списанные из ГДЗ ребенком три, пять или десять страниц номеров. Я в этом не вижу смысла – красиво переписывать из ГДЗ, из готовых домашних заданий. А сейчас к каждому учебнику это есть. Фактически мы нивелируем ценность домашних заданий на этом уровне, когда ребенок просто сидит и переписывает вместе с родителями. Элемент творчества – да. Вариативность – однозначно, конечно, потому что здесь можно предлагать ребенку делать осознанный выбор, предлагая несколько вариантов домашнего задания, выбрать самому, что ты хочешь: или на «четыре», на «пять», или объем такой-то, или творческое задание, или просто решать какие-то задания из учебника. Вот этому нужно учить. И фактически здесь, может быть, единство семьи и школы в том, чтобы научить детей учиться через эти домашние задания, научить их самостоятельности. Константин Чуриков: Вы знаете, пока судя по тому, что мы получаем через SMS-портал, у нас учатся не дети, а родители. Марина Калинина: Родители и бабушки с дедушками. Константин Чуриков: Тут одна мама нам пишет, она уже три года не работает, делает уроки. Вот ради этого человек не работает. «Задают столько, что приходим из школы и делаем до 11 вечера». В общем, какой-то ад. Наталья Киселева: Мне интересно другое. Интересно, а вот эта мама, которая не работает и делает уроки три года, она своему ребенку какую приносит пользу, если она за него делает уроки? Константин Чуриков: Я думаю, она еще заодно борщи варит. В общем, вопрос очень интересный. Спасибо вам большое. Наталья Киселева, учитель математики, у нас была на связи, заместитель министра образования Подмосковья. Марина Калинина: Ну а сейчас у нас на связи Татьяна из Ростовской области. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ни в коем случае нельзя отменять домашние задания! Это детей дисциплинирует. А так они вообще все будут расхлябаны. Представьте, едут в транспорте, идут в поликлиники, и люди говорят такие вещи! А потом вот так получается, что бьют детей и прочее, с самого детства, с садика. Обязательно! Ни в коем случае эту программу нельзя отменять! Наоборот, надо как-то ее улучшать, как-то надо детей дисциплинировать. Иначе – беда, и все. Константин Чуриков: Да, спасибо большое. Марина Калинина: Мне кажется, что все-таки это не детей дисциплинирует, а родителей дисциплинирует по большей части. Константин Чуриков: Давайте мы сейчас подведем итоги опроса. Мы же вас спросили: надо ли отменить домашние задания в школах? Марина Калинина: Большинство – 52% – считают, что надо отменить. Ну а не согласны с этим, соответственно, 48%. Константин Чуриков: Напомним, что пока эта инициатива касается только Белгородской области. Посмотрим, что будет дальше. А у нас пока следующая тема.