Константин Чуриков: Поговорим о травле, которую почему-то сейчас все стали называть резко буллингом. Ксения Сакурова: Ну да. Речь о детских конфликтах, которыми займутся в Госдуме, как мы и говорили. В Комитете по просвещению создадут рабочую группу, которая должна будет разработать законопроект против травли в учебных заведениях. Константин Чуриков: Ну, эксперты полагают, что для эффективной профилактики необходимо прямо в законе прописать само понятие, травля-то понятно, что такое, они хотят прописать, что такое буллинг, а также ответственность за действия, связанные с психическим и физическим давлением на школьников и, кстати, на учителей тоже. У нас в студии Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 города Москвы, академик Российской академии образования. Евгений Александрович, здравствуйте. Евгений Ямбург: Добрый вечер. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Евгений Ямбург: Здравствуйте, добрый вечер, здравствуйте. Константин Чуриков: Вот к этой теме как-то уже давно все вот подходят с разных сторон и никак не подойдут, а тем временем, я не знаю, я вот про себя расскажу, я забрал ребенка из школы, потому что там троечники какие-то, двоечники замучили, знаете. Евгений Ямбург: Да. Константин Чуриков: Не за тем приходишь в школу, чтобы от кого-то что-то выслушивать. Евгений Ямбург: Верю, да. Можно говорить, да? Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Ну, что я могу сказать? Вот это вечная проблема, он всегда был, есть и будет, я вас расстрою. Когда мне говорят, что в Советском Союзе травли не было, – простите, фильм «Чучело» про что вообще-то? Если вы посмотрите, например, «Повелитель мух», и повесть, и роман ровно про это. И в этой ситуации ну как, так сказать, было, есть и будет. Только сегодня в значительной степени из школьных стен это переместилось в интернет, ну потому что в школе камеры, все это наблюдают. А какая, собственно говоря, разница? Причины травли... Ну, во-первых, надо понимать, что самый простой способ сплотиться в банде, в тоталитарном государстве – это против кого мы дружим на самом деле. Поводом может быть все что угодно. Скажем, у ребенка пластины на зубах, он получает кличку «саблезубый», его все начинают, значит, дразнить. Или, скажем, у него восточный разрез глаз, он получает прозвищу «узкопленочный», ну и т. д., и т. д. Поэтому наивно думать, что нужен какой-то закон, – здесь нужна очень мощная система работы. И не думайте, что в школах можно создать такую, знаете, стерильную атмосферу. Понятно, что сегодня родители озабочены тем, чтобы ребенок был в безопасности, безопасность сегодня даже важнее, чем обучение. Но как это делать, это отдельная тема для разговора. Константин Чуриков: Вы меня простите, вы сказали про разрез глаз, ну вот я... Это из реальной жизни сегодня, да? Евгений Ямбург: А как же. Константин Чуриков: Потому что я, честно говоря... Вот мы учились тогда, вторая половина 1980-х гг., учились в классе разные дети, разных национальностей, у нас даже в мыслях не было, чтобы пошутить можно было на эту тему или как-то так обозвать. А сейчас, видимо, общее место, да? Евгений Ямбург: Ну, общее место. Но еще раз говорю, миллион причин может быть. Есть дети... Даже в детском саду один все время лошадка, а другой наездник. Тут это все надо очень внимательно наблюдать с самых ранних вещей. А тем более невротизм и так сегодня нарастает, и нужно понимать, что по сути дела здесь проблемы очень серьезные, мы ими занимаемся скорее по поверхности. Ну вот, скажем, у нас если брать данные Союза педиатров, а я работаю и с больными детьми в клиниках, и со здоровыми, у нас реально здоровых только 12,5% детей, и на первом месте у нас психоневрология. Константин Чуриков: Вот это вот, да? Евгений Ямбург: Поэтому что удивляться? Мы лидируем в количестве суицидов детских и травли тоже. Константин Чуриков: Слушайте, столько в интернете сидеть, сколько они сидят, в эти игралки играют, это ж... Тут умом тронешься. Евгений Ямбург: Значит, опять журналистская поверхность, извините, я вам говорю прямо, как старый учитель, как академик. Константин Чуриков: Да, давайте. Евгений Ямбург: Нигде в мире не доказано, исследования шли, что именно это из интернета. Более того, во многом через эти стрелялки-игралки снимается агрессия. Нет, это не только в интернете. В интернете много гадости, но как и в жизни, там не было бы гадостей и т. д. Поэтому это наивно полагать, что это именно интернет и какие-то враги нам это... Константин Чуриков: Слушайте, ну у меня ребенок рассказывает, они там все сидят на переменах, они все, понимаете, киберспортсмены в свои 11–12 лет, они все в этих телефонах, у них общий чат матерный, там только матом, там по-другому вообще, понимаете, не самовыразиться. Ксения Сакурова: Это он осваивает новую профессию, Константин, что ты, киберспортсменом станет. Евгений Ямбург: Слушайте, это опять лента, кружево, ботинки, все в одну кучу. Начнем с того, что киберигры – да, это другое поколение, и на самом деле эти киберигры очень много развивают. Вот возьмите, сегодняшний сварщик, профессия сварщик, это не кочегары и не плотники, это не в маске, это вот этим джойстиком нужно делать 66 этих движений. Это совершенно нормальные вещи, мы приветствуем киберигры. Более того, вот я водил свои медицинские классы на операцию, там не было больного – там сидела врач за роботом, и он работал руками и ногами, это как органист, понимаете, это новая реальность, ее бояться не нужно. Константин Чуриков: Они не в органисты, они в блогеры пойдут, Евгений Александрович. Евгений Ямбург: Тоже ничего плохого в этом не вижу, если за это их не будут сажать. Ксения Сакурова: Коллеги, давайте к теме все-таки вернемся. Евгений Александрович, вы сказали, что нужна система, должна быть системная работа. Евгений Ямбург: Да. Ксения Сакурова: А эта система возникнет, если не будет законодательной базы? То есть вот сейчас, может быть, это какой-то первый кирпичик в основание этой самой системы? Евгений Ямбург: Ну, ради бога, чем бы дитя ни тешилось, депутаты, дай бог, пусть будет база, ха-ха. Но я вам хочу сказать о другом. Понимаете, какая вещь, в основном законодательная база построена на запретах: запретить, не пущать, TikTok – это вредно... Братцы, ну уйдут они в другие закрытые сети, понимаете, Америку можно открыть, закрыть нельзя (это метафора, разумеется). Но умные учителя используют это в мирных целях. Я уже видел прекрасных учителей, которые в режиме TikTok за 1,5 минуты делают правила русского языка или математики. Другой учитель физкультуры, там насадка на эти, и они измеряют себе давление, пульс, регулируют эти вещи; учитель географии измеряет горы... Понимаете, ну смешно уходить от прогресса, надо использовать, а не бояться. А законодательство – оно все время «тащить и не пущать», «запретить», а запретный плод – он сладок, вот о чем речь. Константин Чуриков: А нам учительница пишет в чате с родителями, что «просьба отпустить детей попозже, придут специалисты с педагогического института по навыкам soft skills», «с педагогического института», вот так, да. Евгений Ямбург: Ну и, господи, ради бога, пусть придут. Константин Чуриков: Давайте сейчас мы подключим к нашей беседе Яну Лантратову, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по просвещению. Яна Валерьевна, здравствуйте. Яна Лантратова: Здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Константин Чуриков: Яна Валерьевна, вот мы как раз хотим узнать о контурах работы над этим законопроектом, как это все будет организовано. И в принципе вот в СМИ фигурирует постоянно это слово «буллинг», хотя есть слово «травля», почему вот решено, если верить как раз публикациям в «Коммерсанте», именно заниматься переводом буллинга на русский язык, прописать, что это такое? Яна Лантратова: Вы знаете, прежде всего я хочу сказать, что проблема, конечно, серьезная, в последнее время увеличивается количество детских суицидов и травли в школах. И здесь мы не спорим, что проблема есть. Роскомнадзор, если говорить об интернете, закрыл за год 500 тысяч группа с опасным контентом, и эта проблема будоражит множество людей. Но я согласна с уважаемым коллегой Евгением Александровичем о том, что, конечно, одним законопроектом этот вопрос невозможно решить. Мы говорим о том, что должна быть некая система. И вопрос детской безопасности, он же очень серьезный. Это не законопроект о буллинге, нельзя запретить буллинг... Евгений Ямбург: Да-да. Яна Лантратова: Я согласна, что травля была. Да, сейчас новый интернет, новые каналы коммуникации, новые формы, онлайн-стримы, в которых происходит буллинг, все это меняется, и действительно бывают факты суицида поэтому. Но здесь вопрос системы. Очень многие эксперты писали о том, что у нас нет законодательного закрепления понятия «буллинг». Кто-то говорит о том, что у нас, и это, кстати, говорят педагоги, о том, что да, нас раньше учили определенным образовательным программам, но там не было понятия, что такое цифровая безопасность, как быть педагогам в новых реальностях. И безусловно, вопрос новых программ переподготовки тоже остро стоит. Евгений Ямбург: Да. Яна Лантратова: Вопрос системы. Например, опять-таки, извините, но защита детей, безопасность в школах, что школы должны охранять все-таки лицензированные, например, сотрудники Росгвардии... Потому что частные охранные предприятия, они что могут сделать? Они могут нажать на тревожную кнопку и ждать, пока приедут сотрудники, а эти минуты могут стоить детской жизни, это тоже вопрос детской безопасности. Вопрос создания психологических служб, совершенствования кадров, вопрос профилактических систем, и мы в эфире ОТР уже говорили о запуске проекта «Дети в интернете», который собрал серьезных профессионалов, которые выезжают в регионы России, работают с учителями, с родителями, с подростками, с сотрудниками систем профилактики, за счет которой нам удалось уже остановить 16 детских суицидов и 4 нападения. Константин Чуриков: Яна Валерьевна, насколько я понимаю, обсуждение этого очень важного вопроса еще впереди, еще будет собираться рабочая группа. Можно ли вас попросить использовать площадку ОТР, вот здесь в эфире мы с удовольствием дадим вам возможность тоже высказаться, собрать разные мнения, чтобы в этом споре родилась какая-то истина, возможно, это поможет при создании законопроекта. Яна Лантратова: Спасибо. И прошу также экспертов, уважаемого Евгения Александровича и коллег, присоединяться к... этого вопроса, помочь нам, законодателям, вместе с вами найти пути выхода из этой ситуации, потому что проблема острая, ее нужно решать системно, и одним законопроектом... Евгений Ямбург: Да, конечно. Константин Чуриков: Спасибо большое, Яна Валерьевна. Ксения Сакурова: Спасибо. Константин Чуриков: Яна Лантратова, депутат Государственной Думы, первый зампредседателя Комитета по просвещению. Спасибо. Евгений Ямбург: Вы знаете, вот сон в руку. Дело в том, что рано утром, с утра у вас в 09:30, я на парламентских чтениях буду лично у вас там, и будем разговаривать. Но опять давайте разведем переменные, как говорят в математике. Да, охрана важна, но вы не поставите у каждой школы Росгвардию, не будет этого никогда. И я объясняю: стреляет не ружье, стреляет голова прежде всего. И если... Вот я просто хорошо знаю эти истории, которые связаны и с керченским стрелком, и с казанским, и, слава богу, с журналистами договариваются, их больше, этих случаев, но это очень заразительно, поэтому их не пиарят. Я вам должен сказать, что ведь это дети, имеющие серьезные проблемы в развитии. И то, что мы в 1990-е гг. создали службу сопровождения, ее разрушили, разгромили по ведомствам: медицина отдельно, педагогика отдельно... А должна работать команда, и врач, и психоневролог, и психиатр, и клинический, и т. д. Что этому мешает? Даже не отсутствие денег, послушайте, это ваш вопрос, законодательный, надо решать немедленно, 4 года мои предложения там висят, хотя есть протокольное поручение Матвиенко. Врач не может быть по вызову на острые случаи, он должен быть внутри, заниматься профилактикой, отслеживать детей вместе с дефектологами и т. д. Но врач, который работает на территории школы, теряет все преференции: выслугу лет, ветерана труда. Какая разница, на какой территории работает врач? Мы, московский комплекс, полулегально это сохранили, но хватит уже полулегально. Поэтому, знаете, каждый должен заниматься своим делом. Да, безопасность, но ведь какая разница... Ну хорошо, оружие не будут продавать, но оружием может стать нож, топор, все что угодно на самом деле, да? Хорошо, не на территории школы, за пределами, за забором в лесу, который рядом. Поэтому стреляет не ружье, стреляет голова. И поэтому... Теперь ведь нам придется это восстанавливать. Разрушали сколько лет уже, с начала девяностых, столько же лет придется сейчас это восстанавливать. И в этой ситуации, вы абсолютно правы, педобразование из рук вон плохо сегодня. Кстати, источником буллинга может быть учитель и директор школы. Константин Чуриков: Кстати, вот, поддерживаю. Евгений Ямбург: Кстати. Когда я разбираю эти случаи, пишут со всей страны, директриса вырвала серьгу из уха этого ребенка, за то, что девочка с разноцветными... Меня интересует, не какие у нее волосы, а что у нее в голове, понимаете? Это опять осколки этой совковой психологии, и здесь источником буллинга, травли может быть кто угодно. Родители, господи боже мой, они затравили симпатичную учительницу, которая позволила себе на соревнованиях «моржей» в закрытом купальнике... Константин Чуриков: В закрытом купальнике, плаваешь в купальнике, да что тут такого? Евгений Ямбург: Да, «она развращает» – ну это же, простите, ханжество совковое, вонючее просто ханжество. Константин Чуриков: Ну да. Евгений Ямбург: И вот кого они лишили? Она прекрасно занимается репетиторством, и они лишили хорошего... Константин Чуриков: Нет, вас, учителей, тоже надо защищать, потому что, конечно, сейчас все чем-то возмущены, все такие вообще стали возмущенные по поводу и без повода. Евгений Ямбург: Ну ведь это изоляция наложила дополнительный психоз, страхи-страхи-страхи, понимаете, наведенные страхи, это надо иметь в виду. Выздоровление быстрым не будет, не бывает быстрых решений в педагогике, но двигаться в этом направлении надо. Ксения Сакурова: Давайте мы подключим наших зрителей тоже к беседе. Наталья из Саратовской области с нами на связи. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Извините, пожалуйста, у меня такой вопрос. Я хотела бы задать ведущим и... Константин Чуриков: ...Евгению Александровичу. Ксения Сакурова: ...Евгению Александровичу, да. Зритель: ...Евгению Александровичу. У нас такая проблема, суициды в школах. Дети в школах, ученики, учителя как-то причастны к этому. У нас три школы, в которых совершены суициды. В 4-й школе произошла трагедия, когда ребенок, ох, с коктейлем Молотова в школу пришел, подпалил школу, ребенок пострадал, в Москве делали девочке операцию, она осталась без глазика, травма ребенку на всю жизнь... Константин Чуриков: Наталья, компетентные органы занимаются этой историей? Что произошло после этого? Зритель: Ну, дело в том, что у нас три детских суицида, разные, один в карьере, другой в школе, в одной и в другой школе, и СК до сих пор не может... Ксения Сакурова: А это все в одно время, за одну неделю, месяц, год? Зритель: Нет-нет-нет, это на протяжении года получилось. Ксения Сакурова: На протяжении года. Константин Чуриков: В течение года. Зритель: Вот в этом году, год уже прошел, как ребенку до сих пор, как бы сказать, до сих пор ничего не вынесли, почему он... Константин Чуриков: Расследование стоит на месте. Евгений Ямбург: Да. Зритель: Расследование стоит на месте. Константин Чуриков: Наталья, оставьте, пожалуйста, свои контакты нашим продюсерам, мы попробуем сделать запрос, узнать, в чем дело, потому что мы так не можем сейчас, не зная истории, говорить. Спасибо. Евгений Ямбург: Да. Можно пару слов по поводу суицидов? Вот, уважаемые коллеги, тоже проблема древняя. И я вам должен сказать, что когда вот смотришь блоги вот этих людей, которые или суицид, или они кого-то там подожгли и т. д., видишь, как накапливалась ненависть по отношению к тем, кто унижал их аж в начальной школе, понимаете? И как правило, у этих детей очень серьезные нарушения, там опухоль мозга, которая вовремя не выявлена, и т. д. Теперь по поводу суицида. Не бывает школ благополучных, и моя, как и любая другая школа, ничего не гарантировано. Вот я привожу пример. У меня несколько лет назад одна девочка совершила попытку суицида. Ну, пресса писала, что ЕГЭ, – какое там к черту ЕГЭ, когда это 10 класс, нет там никакого ЕГЭ. Причина банальная, это юношеская трагедия, ушел от нее мальчик. Она еще не знает, что мальчик как автобус, один уходит, другой приходит и т. д. Все эти поучения не имеют значения. Но когда мы ее направили работать волонтером, а у меня есть школа при клинических больницах, где смертельно больные девчонки, преодолевая, я не знаю, боль, химиотерапию, они сдают экзамены и т. д. Когда она увидела этих девчонок, которые борются за жизнь, собственные проблемы – такая ерунда! Все в сравнении. Вот говорят, что больному нужен здоровый, – на самом деле здоровому нужен больной, они нас мудрее делают. А пришел бы я, им сказал: вот надо жизнь ценить, это нельзя... Понимаете, вот это называется в психологии деятельностный подход. Я непрофессионалам говорю: это вот, знаете, как в хорошем рассоле огурец просоленный. Надо создавать такие условия, где они зреют и все становится на свои места. Константин Чуриков: Евгений Александрович, но для этого надо быть специалистом в своем деле, и не просто, так сказать, неравнодушным, а реальным профессионалом, понимаете. Потому что, извините, что делают многие ваши, не хочу никого обидеть, правда, честно, коллеги? Они просто сидят и ждут каких-то распоряжений сверху провести какую-то, значит, экскурсию патриотической направленности, очередную какую-то бессмысленную олимпиаду, вот, я не буду даже называть, сейчас кто-нибудь обидится, и т. д. Ну вы знаете, пришел запрос, туда-то поехать, что-то сделать. Это не имеет никакого смысла и к образованию не имеет никакого отношения, это же все показуха. Евгений Ямбург: Да, я с вами совершенно согласен. Я вам скажу: педагоги такие же разные, как и журналисты вообще-то, тем более у нас кастинг не проводится, это массовая профессия. А вот насчет профессионала – руками и ногами голосую. Каждый должен заниматься своим делом. Сегодня новость: председатель Следственного комитета Бастрыкин призвал отказаться от Единого государственного экзамена и вернуться к советской системе. Господи боже мой, ну Крылов просто! Это счастье, когда сапожник тачает сапоги, а пирожник пирожные. Ну, его завели, там профессура, я понимаю и т. д., занятый человек, у него есть проблема организованной преступности, наркотрафика. Что он сюда полез? А я объясню. Профессуре очень это выгодно, потому что на самом деле, если мы вернемся к советской системе, значит, приезжайте, ребята, сюда, мы вас выучим, но это завуалированная форма взятки, и огромная часть талантливых детей со всей страны сюда не сможет приехать, понимаете? И т. д. И поэтому ЕГЭ – это медицинский факт, он был, есть или будет в любой стране, понимаете? Константин Чуриков: А как вы думаете, Евгений Александрович, вот родители больше поддержат вас или Александра Ивановича в этом вопросе? Евгений Ямбург: Вы знаете, родители... Ведь очень много разных сообществ. Я смотрю родительские чаты, есть которые кричат, что это безобразие, надо отменить, это перегрузка. Я прошу прощения, я ведь учился в советской школе и ей обязан, там много было хорошего, не все там было плохо, врали только много по идеологическим предметам. Мы сдавали восемь экзаменов в школе, а потом мы шли в вуз и сдавали там еще четыре экзамена – это не была перегрузка? А сейчас, когда ребенок может сдать ЕГЭ, причем он вариативный, ведь очень здорово, если вы физик-математик, вы сдаете повышенную математику, если вы гуманитарий, вы сдаете облегченную математику и не паритесь. Поэтому в этой ситуации одни родители здравые, а другие... Их столько сейчас, родительских сообществ, и каждый кричит свое. У меня нет репрезентативной выборки по стране, но я как профессионал говорю, что значительная часть поддержит меня, другие будут против говорить: «Вот раньше был...» Константин Чуриков: Я лично, когда увидел это заявление сегодня, вы меня простите, подумал: ну наконец-то, хоть кто-то! Евгений Ямбург: Да... Константин Чуриков: До этого, кстати, он сказал, что нужно детей вытащить из интернета, чтобы они там всякую чушь и дрянь не смотрели, и я тоже, извините, как родитель «за». Евгений Ямбург: Слушайте, в интернете... Замечательно, но это популистское высказывание непрофессиональное. Я говорю, я не учу Бастрыкина заниматься следствием, упаси бог, я не учился на это, понимаете? А звучит это очень красиво. Но в интернете столько же гадости, как и в жизни. Ксения Сакурова: Ну, это да. Константин Чуриков: Но это не значит, что мы должны ее, так сказать... Ксения Сакурова: Это отражение нашей жизни. Константин Чуриков: ...позволять демонстрировать, правильно? Евгений Ямбург: Слушайте, ведь, понимаете, запреты... Научите пользоваться интернетом, пусть учитель будет навигатором, понимаете, и покажет, что там есть замечательного, я про это и говорю, в том же TikTok и т. д. и не боится... Понимаете, мне говорят: «Вот урок устарел», – ну ребята, колесо еще старее, попробуйте без него. Константин Чуриков: Евгений Александрович, вы когда в последний раз были в TikTok, вы меня извините? Евгений Ямбург: А? Ну, вы знаете, я ведь не вылезаю, я смотрю это все. Константин Чуриков: Серьезно? Евгений Ямбург: Конечно. И меня это не только не пугает, это надо использовать в мирных целях. Константин Чуриков: Мы сейчас примем звонок, я попробую открыть TikTok. Ксения пока примет звонок. Ксения Сакурова: Тамара с нами на связи из Астрахани. Тамара, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я по поводу травли. Сейчас вот слушаю вашу передачу. Да, у меня вот был такой опыт, я хочу сказать. Все-таки травля детей в школе зависит от родителей. Почему такие дети стали жестокие? Вот что в семье у них творится, то они выносят потом на своих сверстников. И учителя немножко в этом тоже, как говорится, способствуют, они кого-то слишком превозносят, кого-то, наоборот, принижают из детей. А дети сейчас у нас очень продвинутые, они все это понимают и все чувствуют. Евгений Ямбург: Да. Зритель: И поэтому, приходя домой, они все это высказывают, все это говорят. Я вот считаю это так, только оттого, что... Евгений Ямбург: Слушайте, замечательное, умнейшее высказывание. Константин Чуриков: Да, спасибо большое. Евгений Ямбург: Вы знаете, умнейшее высказывание, спасибо вам (я не знаю, коллега вы или нет). Я хочу прокомментировать. Я с вами согласен и обеими руками голосую. Ведь что такое родители? Если они только контролируют, сделал уроки, не сделал, какие отметки и т. д. Вот ребенок, девочка ходила-ходила в школу, и вдруг она не хочет идти, она бледная. Надо же разговаривать, так не бывает. Значит, началась какая-то травля в интернете, да? Ну вот я вызываю однажды такую девочку, она в любой школе, поверьте, тем более девочки еще более злые, чем мальчики, они, извините, и дерутся злее в этом возрасте, да-да, агрессивнее. Так вот, я говорю: «Ты знаешь что? Как писал Есенин, «При тяжелых ударах, когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым – лучшее в мире искусство». Если ты не обращаешь внимания, тебя скучно травить. Но когда у тебя опущенное лицо, бледное и т. д., это же кайф для этих вот злыдней, травителей и т. д.» Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Теперь по поводу, значит, родителей и не только родителей. Понимаете, какая вещь, вот хотите вы, не хотите, вы прежде всего родители, и надо быть всегда на стороне ребенка. И с учителем тоже ведь сегодня получается так, что многие учителя вникают в эту ситуацию. И здесь есть очень жесткие вещи. Вот я два примера приведу, вопиющих примера в своей собственной школе. Константин Чуриков: У нас буквально полминутки. Евгений Ямбург: Да-да. Вот девчонки там вывели в лес девочку. Нет, они ее не били, они заставили ее лизать сапоги и снимали это на гаджет, вот, и принесли это в школу. У нас другие традиции в школе: пришел класс, сказал: «Мы с ними не войдем в один класс, гоните к чертовой бабушке!» – я их исключил. Но за что ее травили? Она какую-то кофточку прожгла и парфюм дорогой, а когда она приносила кофточку, говорила маме «подарили», кто у нас чего-то дарит? Где была мама? Понимаете? Константин Чуриков: Конечно, все сложно. Спасибо большое. Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 Москвы, академик Российской академии образования. Я вот TikTok открыл... Вы знаете, к сожалению, нет таких роликов на данный момент, которые можно было бы показать, потому что с матом люди... Ксения Сакурова: Я тебе потом покажу хорошие. Константин Чуриков: К вопросу о TikTok. Спасибо.