Противостояние: Россия – Запад
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/protivostoyanie-rossiya-zapad-59745.html Константин Чуриков: Изо дня в день убеждаемся в том, что не просто не любят – ненавидят Русь-матушку в большинстве стран Запада. Прямо как у Пушкина в «Клеветникам России»:
Для вас безмолвны Кремль и Прага.
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага –
И ненавидите вы нас.
Вот примеров этой ненависти все больше, а в некоторых случаях кажется, что уже просто срывает резьбу у некоторых. Вот прямо сейчас о самых показательных событиях и явлениях за последние сутки.
В эфир сначала приглашается Владимир Козин, член-корреспондент Российской академии военных наук. Владимир Петрович, здравствуйте.
Владимир Козин: Приветствую вас.
Константин Чуриков: Владимир Петрович, давайте начнем с сегодняшнего заявления. Вот с чего начался мой день, это я увидел заявление премьера Польши Матеуша Моравецкого о том, что, я сейчас процитирую: «Русский мир – это раковая опухоль, которая представляет смертельную угрозу для всей Европы, поэтому недостаточно поддерживать Украину в ее военной борьбе с Россией. Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию».
Владимир Петрович, как к этому относиться? Я понимаю, что есть там историческая какая-то вражда, еще что-то, но, когда звучат такого рода заявления, я подчеркиваю глагол «искоренить», как к этому относиться?
Владимир Козин: Ну, во-первых, не давать в эфир вот такие заявления разных премьеров, президентов Польши и других стран-членов НАТО. Во-вторых, надо искоренить варварство, русофобию среди всего Североатлантического содружества, Трансатлантического альянса в лице НАТО. Студия?
Константин Чуриков: Так, хорошо, а как это сделать, Владимир Петрович?
Владимир Козин: Очень просто.
Константин Чуриков: Я понимаю, что идет специальная военная операция, она должна закончиться, привести, естественно, к победе. Но как переубедить?
Владимир Козин: Очень просто, очень просто – использовать каналы информационно-разъяснительной работы не только в нашей стране, у нас она очень широко ведется, а те каналы, которые вещают, обращены на зарубежную аудиторию, на многих языках по всем каналам телевизионным, радио, и мало используется интернет. Вот скажите, пожалуйста, каким образом наши официальные заявления от Министерства иностранных дел Российской Федерации, от Министерства обороны по интернет-каналам распространяются на западную аудиторию, ну через интернет, через обычную электронную почту? Наверное, вы не ответите на этот вопрос, но он очень важный, потому что могут блокировать телевизионные каналы, радиопередачи, но интернет пока не блокируется.
Константин Чуриков: Да, но могут блокировать те же YouTube-каналы, могут блокировать те же самые записи в одной соцсети, которая у нас уже признана экстремистской, но ее используют на Западе, например, просто если они не нравятся по своей фактуре владельцам этой сети или там неким людям в Вашингтоне.
Владимир Козин: Я еще раз повторяю: есть электронная почта, она никем пока не блокируется – почему она не используется? Вы по электронной почте в приложении можете направлять напечатанные тексты, видеоматериалы, аудиоматериалы, что хотите, с разъяснением нашей позиции. Позиция...
Константин Чуриков: Соглашусь, Владимир Петрович. Но я как пользователь, например, я не буду доверять пришедшему какому-то сообщению с какого-то...
Владимир Козин: На здоровье, не доверяйте хоть 100 килограммов, но она все равно будет доходить. Через некоторое время исправите свою глупость и будете доверять.
Константин Чуриков: Нет, понимаете, ну мне приходят, приходили разные сообщения от той пропаганды, знаете, из-за границы приходили, и что, я должен этому верить? Я это брал и удалял.
Владимир Козин: Давайте сделаем так. Я вам пришлю, я каждый день делаю такие сообщения, дайджесты информационные. Давайте я вам пришлю просто в качестве примера лично вам, ну или вашей редакции.
Константин Чуриков: Давайте. Как это может выглядеть? Давайте, очень интересно.
Владимир Козин: Они все на английском языке неслучайно, на русском я ничего не пишу.
Константин Чуриков: Ну понятно, да.
Владимир Козин: Просто, повторяю, хватает вполне материалов, все каналы радио, телевидения, печатные средства, все есть. Давайте, пусть редактор передаст вашу электронную почту...
Константин Чуриков: Да, просто интересно, конечно-конечно, давайте.
Владимир Козин: Вы сегодня увидите.
Константин Чуриков: Очень хорошо, это важно.
Теперь обратимся все-таки на северо-запад. Вот у нас открылось такое направление нашего беспокойства, я по поводу Финляндии, по поводу того, что страна, как и Швеция, собирается, кажется, собирается вступить в НАТО. Как быть сейчас с этой проблемой?
Владимир Козин: Без «кажется» – вступят.
Константин Чуриков: Вступят.
Владимир Козин: Вступят, 16 мая подадут заявки на вступление в НАТО, и в июне этого года на саммите НАТО в Мадриде и Швецию, и Финляндию примут. Раз были сделаны заявления, и глава государства, и премьер-министр в Финляндии, министр иностранных дел в Швеции – все говорили о том, что вопрос решен.
Константин Чуриков: Вступят и пусть вступают?
Владимир Козин: У них подавляющее большинство населения поддерживает, поэтому у них, как говорят, руки развязаны, могут делать что вздумается.
Константин Чуриков: Так. Владимир Петрович, для Российской Федерации это большая проблема сейчас?
Владимир Козин: Ну конечно, большая, раз наше военно-политическое руководство говорит, что создается новая угроза, натовская машина еще ближе приблизится к нашим рубежам, теперь уже с североевропейского направления, я имею в виду и Швецию, и Финляндию. Уже появились голоса о возможности блокады двух проливов, которые ведут из Балтийского моря в сторону Северного моря и дальше в Атлантику, но это не два отдельных в смысле, он один за другим, это Каттегат и Скагеррак, это проливы между Данией с одной стороны и Швецией и Норвегией с другой стороны.
Комбинированная военная угроза в виде противоракетных систем, в виде самолетов-носителей ядерного оружия, т. н. самолеты двойного назначения, которые принимают участие в операции «Балтийское воздушное патрулирование», куда входят Литва, Латвия, Эстония и потом присоединилась Польша. Ну и силы общего развертывания с тяжелыми вооружениями, т. е. весь, извините, джентельменский набор для наступления. И кстати говоря, по натовской формулировке это средства передового базирования, forward-basedassets.
Константин Чуриков: Владимир Петрович, мы можем сейчас каким-то образом нарушить планы Финляндии?
Владимир Козин: Нет, не можем. Они подают заявление, НАТО их примет, причем Йенс Столтенберг, нынешний генеральный секретарь альянса, уже говорил: если, например, сегодня Финляндия и Швеция подадут нам, руководству НАТО, соответствующее заявление о приеме, мы завтра примем их по упрощенной процедуре. Потому что даже если разбираться в истории, то Швеция и Финляндия, они уже давно стали привилегированными партнерами альянса. Это не моя формулировка, это формулировка бывшего генерального секретаря альянса, нидерландца Яаапа де Хооп Схеффера, который руководил блоком с 2004-го по 2009-е гг.
Константин Чуриков: Так, хорошо, вернее плохо, вступают в НАТО. Дальнейшие действия России? Что может, что просится в качестве реакции?
Владимир Козин: Естественно, будет усилена группировка ВМФ России на военно-морской базе в Балтийске, это Калининградская область, напомню, кто не был еще в этом городе Балтийск. Это Кронштадтская военно-морская база, более известное место. Это усиление средств противоракетной обороны, ну и, естественно, наступательные вооружения, которых так боятся в НАТО, «Искандеры» в Калининградской области, в Ленинградской области, может быть, Республика Беларусь еще что-то разрешит разместить дополнительно. То есть адекватная угроза с той стороны получит двукратную, трехкратную угрозу с российской стороны, все будет по-честному.
Константин Чуриков: Владимир Петрович, вообще, в принципе вот этот вот северо-западный и западный фланг, Прибалтика, Финляндия, т. е. у нас какая-то получается целая, знаете, такая вот линия угроз. Я сейчас хочу про Латвию пару слов сказать, где совершенно недопустимые, на наш взгляд, события разворачиваются: это снос, предполагаемый снос вот этого памятника освободителям, это уголовные дела, заведенные на людей, которые участвуют...
Владимир Козин: Я знаю, да.
Константин Чуриков: Сейчас можно показать эту картинку.
Владимир Козин: Не задавайте кучу вопросов в одном...
Константин Чуриков: Я зрителям, я зрителям хочу показать картинку. Я знаю свою работу, Владимир Петрович, как вы свою, так и я свою.
Владимир Козин: Трудно сконцентрироваться. Давайте по началу.
Константин Чуриков: Хорошо. Вопрос, вопрос к вам. Значит, нестабильная ситуация также и в Прибалтике, тоже акты против нас. Во что все это может вылиться?
Владимир Козин: Ну, во-первых, я до сих пор удивляюсь, почему Российская Федерация до сих пор не решила эту проблему, снос памятников. В каком ключе? Ну, это заранее известно, когда они собираются демонтировать, поскольку принимают решения или местно, или на общегосударственном уровне органы власти и управления каждой конкретной страны, где памятники нашим воинам уничтожаются. Россия могла бы просто забирать их себе, не дожидаясь, когда их разломают экскаваторами, крюками, еще чем-то таким. Забирать просто себе. У нас земля большая, территория большая, мы могли точно такие же памятники ради их сохранения разместить на российской территории, и наше население только бы приветствовало. А мы взираем только на слом этих памятников и все, это явно недостаточно.
Константин Чуриков: И последний вопрос про наше южное направление. Вот сегодня Сергей Лавров, министр иностранных дел, в Душанбе встречался с нашими партнерами, с нашими друзьями и сказал, что многие пытаются сегодня, американцы, страны НАТО, пытаются просто вбить клинья между Российской Федерацией и ОДКБ, ЕАЭС и т. д. Как этому противостоять? Потому что, понимаете, противник очень хитер и мы должны быть еще хитрее.
Владимир Козин: Против лома нет приема, только таким образом с нашей стороны...
Константин Чуриков: Спасибо.
Владимир Козин: ...где лом – это орудие с нашей стороны. Никаких клиньев тогда не получится со стороны Североатлантического союза.
Константин Чуриков: Хорошо, спасибо, Владимир Петрович, за ваши ответы. Владимир Козин, член-корреспондент Российской академии военных наук, человек военный, поэтому будем теперь задавать короткие вопросы.
Сейчас мы приглашаем в эфир уже политолога – Валерий Журавель, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. Валерий Петрович, здравствуйте.
Валерий Журавель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Валерий Петрович, вот интересно, каким образом мирные, спокойные (я все к Финляндии) финны, такие уравновешенные, флегматичные, вдруг в какой-то короткий срок, по данным каких-то опросов, в последнее время резко захотели в НАТО? Вот как может произойти такой переворот? Или их накачали какой-то специальной информацией? Как это произошло, скажите, пожалуйста?
Валерий Журавель: Да, для меня это тоже было неожиданностью, потому что, анализируя деятельность, сотрудничество между Россией и Финляндией за последние 5 лет, к примеру, мы убеждаемся в том, что сложились соседские отношения в первую очередь в торгово-экономической области. Вот у нас работают более 400 компаний финских, работают достаточно эффективно, налажено взаимодействие с местными органами власти, с бизнесом, все это решается.
С другой стороны, мы знаем, что в Финляндии специально для русских, как говорится, построены специальные магазины, где они могут отовариваться, провести свободное время и т. д., и т. д., и таких примеров достаточно много. Мы часто слышали о встречах президента Владимира Путина иСаулиНийнисте, где они обсуждали самые разные вопросы, двусторонние отношения, на арктическом направлении, и всегда находили общие знаменатели, для того чтобы это сотрудничество продолжалось.
И вот изменение позиции президента Финляндии в этих условиях выглядит чрезвычайно, ну не до конца понятным, не до конца понятным. Конечно, эксперты нашего уровня все это дело связывают с операцией, которая проводится на территории Украины. Но, мне кажется, этого недостаточно. Вот часто называют, и вы уже называли, проценты, которые очень сильно росли, к примеру...
Константин Чуриков: Да, приведите пример, потому что я помню, что сильно выросли, а на сколько, я не помню в конкретных числах.
Валерий Журавель: Я могу назвать, я подготовил эти цифры. В 2017 году в Финляндии «за» было 19%, «против» – 53%, а вот 26 февраля этого года уже 50%. 9 мая – это 76% населения страны, «против» было 12%.
Значит, я пытался задать вопрос, почему такое произошло, такой всплеск, кроме того, что мы уже сказали. И я вот хотел бы нашим слушателям предложить вот такой вариант о том, что здесь значительную роль сыграли партии, политические партии Финляндии. Это «Социал-демократическая партия», «Партия финнов», «Национальная коалиционная партия», «Центристская партия» и т. д. Все эти партии, значит, возглавляют женщины, и вот они смогли мобилизоваться так и найти те слова, которые население страны услышало и вот высказало вот такое желание быстро вступить в НАТО.
Константин Чуриков: Как интересно, Валерий Петрович, т. е., получается, финны доверяют партийным женщинам, которые возглавляют эти объединения, эти партии.
Я думал, что это все через СМИ пришло. Потому что, если так посмотреть европейские каналы, тот канал, который у нас вещал, сейчас уже не вещает, ну там просто, понимаете, каждый выпуск... Ну, во-первых, там новости без перерыва, там в каждом выпуске о том, какие мы плохие, какие там все они хорошие, понимаете. И мне кажется, что СМИ – это самое такое массовое оружие, нет?
Валерий Журавель: Ну, я тоже придерживаюсь этой мысли. Мы не исключаем деятельность средств массовой информации, они свое дело делают по определенным программам, направлениям. И это, в общем-то, сливается в такое решение, к которому они сейчас, к сожалению, к большому сожалению, пришли. Потому что в этих условиях, на мой взгляд, Финляндия много чего потеряет.
Константин Чуриков: Так, хорошо. Как-то сейчас можно на это воздействовать политическим путем, я не знаю, еще каким-то путем? Отдалить хотя бы это решение?
Валерий Журавель: Ну, здесь вот мой коллега выступал, здесь у нас...
Константин Чуриков: Ну, он военный эксперт, а вы политолог, поэтому, может, у вас своя точка зрения.
Валерий Журавель: Да, сроки здесь очень маленькие. Ну вот сегодня состоялась беседа, переговоры с нашим президентом, я думаю, Владимир Владимирович тоже Саули Нийнисте задал вопрос, почему так быстро, зачем это и т. д.
Константин Чуриков: Хотите, можем сейчас вот, кстати говоря, что вокруг да около ходить – вот есть запись того, что президент в свое время говорил, еще в 2016 году, когда встречался с президентом Финляндии, он тогда предельно ясно изложил реакцию Москвы на подобное развитие событий...
Валерий Журавель: Да, я помню.
Константин Чуриков: Давайте сейчас зрителям покажем.
Владимир Путин, президент РФ, 1 июля 2016 г.: Мы приняли решение и реализовали его, отвели от границ Финляндии все наши Вооруженные силы на глубину 1 500 километров. Кстати говоря, мы это делаем исходя из нейтрального статуса Финляндии. Представьте себе, что Финляндия вступит в НАТО, – это значит, что финские войска уже перестанут быть независимыми, перестанут быть суверенными в полном смысле этого слова: они станут частью военной инфраструктуры НАТО, которая в одночасье окажется на границах Российской Федерации. Как вы думаете, мы так и будем дальше действовать, на 1,5 тысячи [километров] отвели войска наши, так они там и останутся, что ли? Перефразируя высказывание одного из моих финских друзей, мог бы сказать, что организация НАТО, наверное, с удовольствием бы воевала с Россией до последнего финского солдата. Вам это нужно? Нам нет, мы не хотим, ну а вы сами решайте, что вам нужно.
Константин Чуриков: Вот это было 6 лет назад. Теперь вот я с вами побеседовал, побеседовал с уважаемым господином Козиным, и, по-моему, ясно, что ничего не понятно.
Валерий Журавель: Да, ситуация абсолютно, конечно, непонятная, потому что нынешний уровень между нашими странами достаточно высок. Вот здесь упоминалось, Сергей раньше говорил о поезде «Аллегро», который постоянно функционирует, полмиллиона человек ежегодно ездят...
Константин Чуриков: Фирменный поезд «Лев Толстой» ездил в Хельсинки, в столицу Финляндии.
Валерий Журавель: Да-да-да. Все это понятно. И самое интересное, я вот уже про бизнес говорил, который в России, он налажен, все получается и т. д. Ну, я хотел бы вот запустить такой свой фейк, ха-ха, свое мнение...
Константин Чуриков: Давайте, запустите, ха-ха, у нас две минуты.
Валерий Журавель: В средствах массовой информации еще не было. Значит, в больших событиях, событиях общенационального масштаба, есть какой-то личностный момент, хотим мы того или нет и т. д., потому что вот президент так быстро изменил свое мнение. Значит, к концу нынешнего 2022 года завершается второй 6-летний период президента Нийнисте, завершается он. Значит, по информации, которую мы имеем, сейчас сложилось достаточно нормальное такое деловое сотрудничество с премьер-министром Санной Марин. И вот здесь как бы он достойно завершает свою политическую карьеру...
Константин Чуриков: Да как же достойно? Смотрите, в НАТО вступает. Для них, может быть, достойно, для нас вообще недостойно.
Валерий Петрович, подождите, если он сейчас уходит... У меня вот последний вопрос, и будем считать, что пока можно сделать паузу. Вот он сейчас уйдет, страна вступит при нем в НАТО – следующий президент сможет страну из НАТО вытащить? Можно из НАТО выйти? Войти-то можно, выйти из НАТО можно?
Валерий Журавель: Я думаю, что выйти из НАТО будет чрезвычайно сложно, потому что уже в ближайшее время после вступления начнется освоение территории Финляндии и Швеции соответствующей военной инфраструктурой. Это все будет делаться постепенно, но этот процесс будет происходить. С другой стороны...
Константин Чуриков: Да, спасибо, спасибо, Валерий Петрович! Валерий Журавель, ведущий научный сотрудник Института Европы Российской академии наук.
Ситуация очень напряженная, действительно, вот видите, сложно разобраться, сложно понять, как на это реагировать, трудно предположить, что будет дальше. Ну что, будем наблюдать.
Через две минуты продолжим, будем говорить о битве за урожай.