Противостояние: Россия — Запад
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/protivostoyanie-rossiya-zapad-62448.html Марианна Ожерельева: Что же, начинаем.
ВСУ обстреливают окрестности Запорожской АЭС. Об этом заявили в Пентагоне – что, кстати, удивительно. На соответствующем брифинге представитель Минобороны США заявил следующее, цитата: «Есть вероятность, что это так. Украина хорошо осведомлена о потенциальных последствиях удара по АЭС и делает все возможное, чтобы этого не произошло». Американцы даже предлагают на время отключить все реакторы на Запорожской АЭС. Тем временем миссия МАГАТЭ, которую так долго ждали, уже приехала в Киев и готовится выехать на Запорожскую АЭС во главе с генеральным директором организации. Об этом сообщает CNN.
О развитии ситуации поговорим сейчас с политологом. На связи со студией Игорь Шатров, руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития. Здравствуйте.
Игорь Шатров: Здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Ситуация у нас отчасти простая и непростая. Значит, кто прибыл? Вот какой сбалансированный состав, как заявили в МАГАТЭ. Представители Польши, Сербии, Литвы, Китая, Франции, Италии, Иордании, Мексики, Албании. Нет там России, США и Великобритании. Насколько вот такая сбалансированная история позволит навести баланс сил на самой Запорожской АЭС?
Игорь Шатров: Ну, надежда на то, что международная организация будет работать как международная организация, а не как организация, действующая в интересах какой-то отдельной группы стран, коллективного Запада в частности, остается, всегда остается. Там присутствуют представители стран, которые свою объективность неоднократно демонстрировали.
Марианна Ожерельева: Это кто?
Игорь Шатров: Ну, в частности Китай, например. Поэтому я думаю, что в данном случае время покажет. Но дело в том, что этой делегации еще добраться надо до Запорожской АЭС, а вот в этом, мне кажется, сейчас самая большая проблема.
Марианна Ожерельева: То есть вы правда считаете, что могут быть какие-то провокации? В Киев прилетели, а до АЭС могут не доехать?
Игорь Шатров: Ну, сегодня в 6:50 утра начались первые обстрелы Запорожской АЭС. Ну неужели предполагается, что чиновники международного ранга под обстрелами будут двигаться в сторону Запорожской атомной электростанции? Неужели вы думаете, что они между обстрелами начнут двигаться? Ну, условно…
Марианна Ожерельева: Нет, полагаю, что обстрелов просто не будет. Вот как сказал Песков… У него был утренний брифинг, такой колл-брифинг, где он сказал: «Надеемся, что все-таки специалисты доедут до места, несмотря на обстрелы». Может быть, все-таки другая сторона примет какие-то решения не провоцировать сегодня?
Игорь Шатров: Ну, тогда нам с вами надо разобраться, а зачем они это делали до последнего момента и сегодня это делают. Чего они хотят добиться? Что показать? Или они все-таки какого-то результата добиваются, а не просто демонстративно показывают свою беспардонность и безнаказанность? Я думаю, что они добиваются какого-то результата. Я думаю, что они хотят, чтобы делегация МАГАТЭ зафиксировала начавшуюся катастрофу на Запорожской атомной электростанции, которую они всячески стремятся именно вызвать, создать своими обстрелами.
Марианна Ожерельева: Игорь Владимирович, в одном из эфиров мы с вами обсуждали проблематику того, что сегодня большинство международных организаций находятся под управлением американцев, в той или иной степени. Применительно к МАГАТЭ – надо ли сегодня ждать какого-то действительно такого нейтрального статуса? Вы ранее уже сказали, что наличие такого количества стран вроде как дает возможность, что действительно нейтральный статус будет соблюден и какие-то расследования (для чего они туда и приезжают) будут подтверждены некими фактами? А здесь факты могут искажаться? Или все-таки МАГАТЭ стоит верить? Конечно же, ожидаю сообщений, что это может быть очередная показуха, как могут подумать телезрители, обычные граждане.
Игорь Шатров: Ну, большие надежды на то, что там действительно сбалансированная такая делегация, мы возглашаем, слишком большие надежды. Я просто боюсь, что не о чем будет говорить, потому что это не произойдет, этого не случится. Ну смотрите, смотрите. Ведь я тоже, наверное, на чем-то основываясь, не только на предположениях.
Марианна Ожерельева: Да, поясните.
Игорь Шатров: Откройте телеграм-канал украинского «Энергоатома» – и что вы найдете, что 28-числа они опубликовала? Они опубликовали карту ветров на 29–31 августа, на которой… и информацию о том, что в случае возникновения катастрофы на Запорожской атомной электростанции осадки будут перемещаться следующим образом. Так вот, вы можете не поверить (и вообще какой здравомыслящий человек в это поверит, даже если эта карта напоминает метеорологическую), но на этой карте показано, что все какие только можно осадки выпадут только на территории Запорожской и Херсонской областей, ДНР, ЛНР, а также Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область – территория Российской Федерации. А никаких осадков не будет ни на Украине, ни в Западной Европе.
Вот для чего эта карта была опубликована буквально позавчера? Если мы найдем с вами ответ на этот вопрос, то вполне возможно, что мы найдем и ответ на вопрос: чего, по крайней мере хотели, Украина и Киев официальный добиться приездом этой делегации? Почему они допустили сейчас приезд?
Мне кажется, они довольно четко уже отстрелялись по объектам Запорожской атомной электростанции, везде у них прямо намечено, у них пристрелялись, намечены нужные ориентиры, и они готовы просто в последний момент ударить в такой степени, чтобы это вызвало ну просто серьезные повреждения: попасть или в хранилище отходов, твердых ядерных отходов или, как они продемонстрировали это вчера, они попали в крышу хранилища топлива, уже свежего топлива, то есть в крышу этого склада. Ну, я думаю, что осталось недолго ждать.
Не хочется, чтобы это случилось, но они все делают для того, чтобы это случилось, чтобы делегация занималась не изучением ситуации с обстрелами и безопасностью на Запорожской атомной электростанции, а констатировала факт ядерной катастрофы.
Марианна Ожерельева: Игорь Владимирович, а вот делегация что там делает? То есть это специалисты, которые проверяют, откуда стреляют? Какие работы они проводят? И почему мы возлагаем какие-то надежды на то, что с их приездом что-то может измениться? Вот человеческим обычным языком поясните.
Игорь Шатров: Нет, мы возлагаем надежды только потому, что надеемся на то, что есть здравый смысл, что есть мировое сообщество, которое не хочет войны, что есть объективная реальность и понимание угрозы, действительно катастрофы. Ну, мы рассчитываем просто на здравомыслие людей. Я не знаю, действительно, а почему мы вообще на что-то рассчитываем?
Марианна Ожерельева: Нет, я к чему? Просто когда они туда ехали, очень многие телеграм-каналы обошла прекрасная фотография: стоят крепкие мужчины из МАГАТЭ. Это как в лучших традициях блокбастеров американских. И ты понимаешь, что то ли они там в круг как-то встанут. А что они сделают? То есть хочется понимать, когда ты это видишь и когда заявляют, что они приедут… И это все ждали и говорили, российская сторона говорила, что надо, чтобы поскорее они доехали. Доехали, приехали. А что делать-то будут?
Игорь Шатров: Ну, вы же видите, это шоу. То есть даже эта фотография этих крепких мужчин – это элемент такого шоу. Что они должны были делать? Они должны были оценить безопасность всех объектов этой станции. Наверное, они должны определить, с какой стороны ведутся обстрелы. Но вряд ли среди них есть специалисты именно этого профиля, все-таки они имеют отношение к ядерной энергетике, а не к следственным действиям касаемо обстрелов и так далее. Ну, я тогда не знаю, для чего они еще там.
Просто они демонстрируют внимание международной общественности к этой ситуации. И они, насколько я помню, намеревались оставить там несколько человек для постоянного контроля за этой безопасностью. Ну, наверное, да, вот условие там оставить заложников в руках Киева и сказать Киеву: «Вы понимаете, там наши люди находятся», – наверное, они готовы были таким образом рискнуть.
Но, опять же, получится ли у них это? Я вообще не понимаю. Действительно, все развивается каким-то странным образом. И делегация уже вроде бы в Киев приехала, но ничего не меняется. То есть сегодня… Ну неужели сегодня нельзя было прекратить обстрелы? Значит, хотят чего-то другого. Понимаете, если кажется все нелогичным, то, скорее всего, применима другая логика. Просто действует другая, не понятная нам с вами логика. Ну, в какой-то своей логике они действуют.
Марианна Ожерельева: Нам пишут из Приморского края: «Не переживайте, делегация доедет и посмотрит, кто стреляет». Есть и такие мнения.
Игорь Шатров: Ну, еще раз я этому человеку из Приморского края скажу, что там не специалисты вот этого уровня, там специалисты по ядерной безопасности, а не по определению направления обстрелов.
Марианна Ожерельева: Игорь Владимирович, идем дальше. Такое отчасти не то чтобы точное признание, но, может быть, оговорка некая: «Да, допускаем, что ВСУ обстреливают окрестности Запорожской АЭС». Один из представителей Министерства обороны США на брифинге сделал такое заявление. Но отметил также, что это все в ответ. А еще была оговорка, что как бы они понимают всю серьезность. Как вы считаете, все-таки американцы каким-то образом меняют мнение? Или это такая игра слов, немножко запутались в этих словах, и все?
Игорь Шатров: Ну, во-первых, само слово «окрестности» должно смущать. То есть они обстреливают на окрестности ядерной, атомной электростанции, а они обстреливают саму атомную электростанцию. Ну какие же это окрестности, если попадают снаряды в крыши зданий, где находятся отходы, вернее, топливо находится, если снаряды попадают, ложатся на расстоянии 10, 20, 30 метров от хранилища ядерных отходов? И так далее, и так далее.
То есть обстреливаются объекты атомной электростанции, объекты инфраструктуры атомной электростанции, объекты, обеспечивающие работу атомной электростанции. Мы же знаем прекрасно, что и другие объекты, находящиеся по соседству – это и тепловая электростанция, и, по большому счету, гидроэлектростанция в Каховке – они, по большому счету, имеют в целом отношение к этому энергетическому узлу, поэтому любой из них может повлиять на работоспособность атомного объекта.
Я думаю, что ничего они не оговорились, а продолжают свою политику – не видеть очевидного. Вот почему они не хотят видеть очевидного – я еще могу понять. Они сидят у себя там за океаном и предполагают, что никакие ядерные осадки на их голову не выпадут. А вот почему этого не замечают европейцы и сами украинцы – меня это удивляет!
Марианна Ожерельева: Вот давайте об этом, да, о европейцах, потому что… Тоже из утреннего брифинга Пескова. Он сказал, что происходящее сейчас – это набор иррациональностей, граничащих с безумием. И здесь не только энергокризис, не только ситуация с отменой русской культуры, некая такая русофобия, а вообще в целом подход к тому, что американские компании сегодня получают отчасти выгоду, а европейцы все больше уходят под их крыло. Но почему, например, той же Сербии или Венгрии удается оставаться и частью Большой Европы, и при этом не включать санкции в отношении Российской Федерации? Почему кто-то может, а остальные поддались настолько серьезно?
Игорь Шатров: Ну, все зависит от степени зависимости, от бюджета Брюсселя, например, от каких-то подачек, которые Брюссель дает той или иной стране. Венгрия чувствует свою меньшую зависимость.
Например, почему вроде бы более богатая, казалось бы, Польша так яро выступает с антироссийских позиций, вроде бы в унисон с Брюсселем? Ну, она как раз напоминает Брюсселю о том, что ей просто необходимы деньги на поддержание того уровня, который был задан изначально. А мы же знаем, что Польша выступала долгие годы такой витриной Евросоюза для восточноевропейских стран. Сейчас это финансирование закончилось, и Польше нужны деньги. Польша таким образом зарабатывает деньги.
Венгрия старается по одежке протягивать ножки, живет больше за свои и даже свою энергетическую безопасность обеспечивает самостоятельно. Как мы знаем, там и отдельные договоренности с «Газпромом» есть, и закупки нефти Венгрия сама производит. То есть она нашла возможность сама решать свои проблемы и не претендует на какие-то более серьезные позиции в Евросоюзе, вот поэтому и получается. Но это Венгрии так просто не сойдет, подождите. К сожалению, мы видим, что Евросоюз не прощает такого.
Марианна Ожерельева: Додавят?
Игорь Шатров: Конечно, он найдет какую-нибудь возможность. Ну да, не получилось не дать прийти к власти еще раз премьер-министру Орбану и его партии. В этот раз не получилось, а в следующий раз получится. Ну, я думаю, они даже не будут ждать следующих выборов, а они будут искать какие-то внутренние проблемы, чтобы вызвать недовольство граждан и свергнуть Орбана. Я думаю, что будет такая история. Ну, либо они будут искать что-то в рамках уставных документов Евросоюза, чтобы каким-то образом финансово наказать тем не менее Венгрию, какой-то необходимый транш не выдать, ну и еще какие-то другие рестрикции ввести.
Венгрия поплатится за свою самостоятельность. Но это не означает, что Венгрия тем не менее прогнется. Я думаю, что такую позицию, которую занимает действующий премьер-министр, многие венгры поддерживают. Поэтому все зависит от того, хватит ли у них сил отстаивать…
Марианна Ожерельева: Выстоять.
Игорь Шатров: Да, выстоять.
Марианна Ожерельева: Спасибо, Игорь Владимирович, спасибо огромное. Игорь Шатров, руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог, был с нами сейчас на связи.
Кстати, сегодня в Праге встречаются главы МИД Евросоюза, обсудят возможный запрет на выдачу россиянам виз. Дмитрий Песков уже тоже прокомментировал, он сказал, что на это решение будут контрмеры, если все-таки оно состоится.