Противостояние: Россия – Запад
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/protivostoyanie-rossiya-zapad-62826.html
Марианна Ожерельева: Начинаем дневной выпуск.
Безусловно, сейчас все внимание приковано к Самарканду, где стартует саммит ШОС. Но мы обсудим и другие события, потому что Армения и Азербайджан договорились о перемирии, есть такое сообщение. Давайте все, что происходит сегодня на карте мира, обсуждать вместе с экспертом.
На связи со студией сейчас Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке. Виктор Николаевич, здравствуйте.
Виктор Литовкин: Здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Чуть позже тогда поговорим о том, что происходит в Самарканде и к чему ведет данная встреча, саммит ШОС.
Давайте об Армении и Азербайджане. Итак, достигнуто некоторое перемирие, ну и, как было сказано у нас в выпуске новостей, в Ереване неспокойно. Как вы считаете, вот у этого внутреннего, так скажем, военного конфликта есть какие-то внешнеполитические акторы?
Виктор Литовкин: Безусловно есть. Надо помнить, что есть Турция, которая поддерживает Азербайджан и у которой с Арменией очень напряженные отношения, до сих пор не заключен договор о границе и все остальные договора с Арменией у Турции. Турция, конечно, провоцирует Азербайджан, но Азербайджан не надо и провоцировать, он и сам готов на какие-то шаги.
Есть американское посольство в Ереване, самое большое посольство на территории СНГ, которому, конечно, не нравится то, что Армения дружит с Россией и на территории Армении находится российская военная база. Но в Армении понимают, что если Россия уйдет из Армении, то Армении недолго существовать как независимому государству. Поэтому, несмотря на всякие противоречия между оппозицией в Армении и правящим кланом, там никто не говорит о выводе российской военной базы, кроме одиозных каких-то политиков, которые таким образом набивают себе политический капитал.
Но ситуация действительно сложная. Надо понимать, что на Кавказе ведь складывалась эта ситуация веками, потому что там что ни перевал, что ни речка, там разные народности селились, и провести границу, как того требует сегодня Азербайджан, чтобы отделить один народ от другого, практически невозможно. Ну вот Нагорный Карабах юридически принадлежит Азербайджану, юридически, но в Нагорном Карабахе живут в основном армяне, в определенных... И куда их девать? Потому что они понимают, что, если они вернутся в Азербайджан, им придется оттуда уйти. Но они веками там живут, там монастыри армянские, христианские, православные и т. д.
Поэтому это очень сложная проблема, очень сложная. И как ее решить... Ну вот мы решали ее 30 лет и до сих пор окончательно не решили. Поэтому конфликты, они будут...
Марианна Ожерельева: Виктор Николаевич, можно ли сказать, что вот эту лодку сейчас кто-то расшатывает все-таки? Мы же говорим о том, что одномоментно, с разницей в несколько месяцев, в разных точках и Старого Света, и в Центральной Азии также вспыхивают те или иные локальные конфликты, вот эти замороженные постсоветские конфликты. Это сейчас очередное раскачивание лодки? Я еще апеллирую к тому, что было в Казахстане, вспомните, не так давно. Или же ну так случилось, просто совпадение?
Виктор Литовкин: Нет, я думаю, что это, безусловно, раскачивание лодки, безусловно, потому что это попытка ослабить Россию со всех сторон...
Марианна Ожерельева: А, вот такая цель.
Виктор Литовкин: ...со стороны Соединенных Штатов и их сателлитов и вассалов. Безусловно так. Потому что Соединенным Штатам не нужна Россия, не нужен Китай как соперники за мировое господство, хотя ни Китай, ни Россия за мировое господство не сражаются, не конкурируют с Соединенными Штатами, но не позволяют Соединенным Штатам стать гегемоном на планете. Вот это, конечно, бесит правящие круги в Соединенных Штатах, и республиканцев, и демократов, и т. д., они предпринимают различные усилия, чтобы этого не допустить, чтобы у них не было конкурентов. Это и против России продолжается, и против Китая, как мы знаем, тоже.
Марианна Ожерельева: Ну, раз заговорили о противостоянии Запада в отношении России и также Китая, давайте обсудим вот эту встречу такую ожидаемую в Самарканде, Си Цзиньпин и Владимир Путин проведут двусторонние переговоры, затем они будут трехсторонними. Почитала американскую прессу, она достаточно любопытна, потому что там говорят чуть ли не о том, что, значит, повторение чуть ли не прямо не Ялты, новый какой-то миропорядок может быть объявлен.
А как вы считаете, действительно сегодня стоит говорить о том, что лидеры двух стран, России и Китая, смогут что-то предопределить? И там прямо сказано в американской прессе, в ряде источников, что как будут действовать эти государства без влияния США и их союзников. Первое – возможна ли сегодня такая действительность, в которой убирается роль Америки и их сателлитов, как вы ранее сказали? И можно ли говорить о новом миропорядке вообще?
Виктор Литовкин: Безусловно, новый миропорядок выстраивается...
Марианна Ожерельева: А он кем строится?
Виктор Литовкин: Это многоголовый, так скажем, миропорядок, в котором будут не только Соединенные Штаты, Россия и Китай, есть Индия, есть другие страны, которые претендуют на ведущую роль на планете. И Россия, и Китай поддерживают многоплановый, многоголовый миропорядок. Это только не нравится Соединенным Штатам. И конечно, Россия и Китай будут делать все и на всех возможных площадках, и в Организации Объединенных Наций, и в т. ч. в БРИКС, в т. ч. в ШОС, для того чтобы утвердить вот эту многоплановую ситуацию на Земле.
Но я понимаю, вы тут, предваряя наш разговор, говорили о военном союзе между Китаем и Россией.
Марианна Ожерельева: Да.
Виктор Литовкин: О чем Соединенные Штаты, кстати, тоже в прессе очень часто говорят, педалируют эту тему.
Марианна Ожерельева: Совместные военные учения.
Виктор Литовкин: Я думаю, что военного союза между Россией и Китаем не будет. Почему? Потому что, во-первых, и Россия, и Китай самодостаточные государства, которые способны решить свои проблемы безопасности в одиночку, это раз. Но мы понимаем, что есть ситуации, когда в одиночку решать эти проблемы нельзя, тем более что мы на международной арене практически действуем согласованно, в один голос, и в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций, и я уже называл другие организации, где мы едины в своих взглядах. Но дело в том, что Си Цзиньпин говорил о том, что Россия и Китай – стратегические партнеры, которые будут действовать спина к спине, вместе защищать свои интересы и вместе защищать мировой порядок. Мы так и будем поступать.
У нас очень хорошие военные, военно-технические связи между Китаем и Россией. Если есть время, я могу привести много примеров. Например, последние учения «Восток-2022», у нас там 50 тысяч наших войск было и примерно 2 тысячи с лишним китайских войск. Это не единственные учения, где китайские Вооруженные силы принимают участие. Так было и на учениях «Центр-2019», так было и на учениях «Запад-2020», и «Юг-2021». И это постоянный такой обмен воинскими контингентами. У нас даже в рамках ШОС есть антитеррористический центр, проводятся учения, китайские войска регулярно принимают участие на территории России, на территории Казахстана и других центральноазиатских республик.
Так же как и мы вместе с китайскими кораблями проводим учения в Японском, Охотском море, наши самолеты летают вокруг Японии, что очень сильно раздражает Японию, и даже проходят в проливах между островом Хоккайдо и Кюсю, что тоже раздражает и Японию, и их союзников Соединенные Штаты. Так что мы вместе сотрудничаем в военной области, но говорить о военном союзе, я думаю, несколько преждевременно.
Марианна Ожерельева: Хорошо, Виктор Николаевич, если не военный союз... Мы очень много говорим о расширении политических и экономических связей. Вспоминается то, что было в феврале, когда очно встречались Путин и Си Цзиньпин в рамках Олимпиады в Пекине. Была фраза, очень много заголовков: Россия и Китай – партнерство без границ. На сегодняшний момент все-таки одна часть, то, что мы видим в СМИ, китайские компании не так уж и охотно сегодня занимают нишу ушедших западных компаний, потому что боятся санкций Запада; другая сторона говорит, что да, как же, расширение, сейчас китайские компании придут, все будет хорошо, и автопром, и мобильные устройства. А правда где?
Виктор Литовкин: Ну, правда посередке, как всегда. Дело в том, что у китайских компаний очень тесные связи с Соединенными Штатами. Около 800 миллиардов долларов ежегодный товарооборот между Китаем и Соединенными Штатами. Китайские активы находятся в банках Соединенных Штатов. Долги Соединенных Штатов, максимальные долги, я сейчас не назову цифры, но держат китайские банки, долги американские.
Конечно, китайским фирмам, тем более производство многих американских компаний, в т. ч. и производство смартфонов американских, на территории Китая. И китайским фирмам, конечно, невыгодно прерывать вот это сотрудничество с американскими фирмами, поэтому они стараются избежать вот этих санкционных давлений, тем более что в Соединенных Штатах принят соответствующий закон о противодействии врагам Соединенных Штатов и т. д. Поэтому они, конечно... Наш товарооборот с Китаем около 200 миллиардов долларов, сравните 800 миллиардов и 200 миллиардов долларов...
Марианна Ожерельева: Конечно.
Виктор Литовкин: Это в основном, если не считать военно-техническое сотрудничество, это в основном сырьевое сотрудничество, когда мы поставляем газ, мы поставляем нефть в Китай, ну и т. д. Поэтому, конечно, китайские компании ведут себя достаточно деликатно и в отношении нас иногда обидно. Но тем не менее это реальность, с ней надо считаться.
Но вот визит Си Цзиньпина в Самарканд, первый раз за последние 2 года он покинул территорию Китая для встречи с нашим президентом в т. ч., – это большой показатель того, что Китай на нашей стороне. И несмотря на нашу специальную военную операцию на Украине, которую Китай официально не поддерживает, это происходит. Я думаю, что это такая моральная поддержка все-таки нашей специальной военной операции на Украине существует. В Китае понимают, что мы воюем не с Украиной, на Украине мы воюем с Соединенными Штатами и НАТО, конечно, на территории Украины, к сожалению, жизнями украинских военнослужащих, жизнями украинского населения.
Марианна Ожерельева: Давайте, раз вы заговорили о событиях на Украине, я вспомню цитату премьера Венгрии Орбана. Он сказал, что «события на Украине – это конец западного господства, а в дверь постучится многополярный миропорядок». Это то, что сказал господин Орбан. А из Пензенской области нам пишут: «Для нового миропорядка еще слишком рано, процесс еще только зарождается, через 3–5 лет видно будет, чья возьмет».
Виктор Николаевич, а сегодня этот многополярный мир выстраивается на основе именно военных каких-то действий? И насколько военное развитие событий на Украине предопределяет некие будущие контуры этого миропорядка?
Виктор Литовкин: Ну, мы знаем, что события на Украине революционные: или мы победим, или не будет России, уже неоднократно мы слышали это на самом высоком уровне. Поэтому, безусловно, нам надо победить на Украине и закончить вот это кровопролитное сражение с НАТО и Соединенными Штатами нашей победой.
Да, новый миропорядок будет выстроен после нашей победы, безусловно. И то, что сегодня происходит в Европе, которая опускает кирпичи на свои ноги, образно говоря, когда объявляет нам санкции, пытается договориться о низкой цене на нашу нефть, на наш газ и т. д., – все это говорит о том, что Европа теряет свою субъектность, она и так давно ее потеряла с вступлением большинства, абсолютного большинства стран Европы в НАТО, где они потеряли свой суверенитет и субъектность свою европейскую.
Но я думаю, что Европа и дальше пойдет ко дну, но возвысится Россия, возвысится Китай, возвысятся другие страны. И вот хорошо, что есть в Европе некоторые государства вроде Венгрии, которые могут доказать свою субъектность и свой суверенитет в решении тех или иных вопросов. Но не всех: понятно, что Венгрия является членом Европейского союза, членом НАТО и она не может быть абсолютно свободной в принятии решений во всех вопросах. Ну вот так же пока и Белград, Сербия является таким независимым государством и тоже не все может решить самостоятельно, потому что огромное давление со стороны Соединенных Штатов испытывает, со стороны натовских государств. Даже Швейцария уже не независимое государство.
Но процесс идет, и посмотрим, чем он закончится. Я думаю, что доминирование Соединенных Штатов прекращается и оно будет прекращено. Говорят, 3–5 лет, но я думаю, что на сегодняшний день уже доминирования Соединенных Штатов нет, есть две страны, которые никак не подчинятся доминированию Соединенных Штатов, – это Россия и Китай. Да, будет больше таких стран, я думаю, что и Индия, Саудовская Аравия, Египет и другие государства, конечно, Иран, которые, безусловно, будут независимы в принятии своих решений и своей политики. Про Северную Корею я тут умалчиваю.
Марианна Ожерельева: Спасибо, Виктор Николаевич! Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке, сейчас был с нами на связи. Мы говорили о происходящем в мире.
Несколько сообщений. Калининградская область считает, что Китай не на нашей стороне, а на своей. Из Пензенской области повторяют нам, что все-таки миропорядок – это устройство будущего, посмотрим, чья возьмет. Одни считают, что все-таки Америка продолжает рулить, все идет по их сценарию, другие же говорят, что победа на всех линиях будет за нами. Ну и из Владимирской области советуют России и Китаю все-таки наращивать сотрудничество.
Оставайтесь с нами, потому что дальше поговорим о внутренних проблемах. Что происходит с нашей экономикой? На что в ближайшие 3 года потратят бюджетные деньги?