Тамара Шорникова: Ну а сейчас переходим к обсуждению международных важных новостей, вместе с Владимиром Шаповаловым будем их обсуждать – это политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ. Виталий Млечин: Владимир Леонидович, здравствуйте. Владимир Шаповалов: Здравствуйте. Виталий Млечин: Владимир Леонидович, хотели у вас спросить, собственно говоря, когда итоги референдумов будут реализованы, но вот только что пришло сообщение от Дмитрия Пескова, что завтра в 3 часа дня. Скажите, пожалуйста, казалось, что сначала должен Совет Федерации рассмотреть... Владимир Шаповалов: Нет, это стандартная процедура. Хочу обратить внимание, что сразу же после того, как были подведены итоги, началась вчера с утра информационная атака со стороны наших противников, связанная с тем, что якобы Россия не пойдет на включение в состав четырех новых субъектов, или отложит этот вопрос, или каким-то образом будет действовать иначе, порционно и т. д. Это были информационные вбросы, которые, конечно, направлены исключительно на создание определенных настроений неуверенности, паники и т. д. Точно так же до этого была информационная атака относительно того, что никаких референдумов нет и не будет. Что касается вчерашней информационной атаки, апеллировали к тому, что вот смотрите, а как же было с Крымом, а там все было сразу, все решения принимались сразу, а сейчас они принимаются не сразу, какая-то пауза возникла. Один из ваших коллег-журналистов даже сегодня утром написал «рекламная пауза». Я думаю, что это абсолютно некорректно в отношении судеб людей, которые в едином порыве пришли на избирательные участки, вот этот наш журналист известного издания так, так сказать, оттачивает свое остроумие. Это некорректно, нехорошо, мне кажется. На самом деле мы видим стандартную процедуру, она проходит не один день, она включает в себя несколько этапов, несколько шагов. Сначала в Москву, так сказать, приехали представители, руководители Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также Запорожской и Херсонской областей. Они сейчас находятся в Москве, в Российской Федерации. И соответственно, начинается процедура, она начинается с подписания договора, потом будут в соответствии с процедурами решения, которые принимает законодательная власть, и окончательные решения, которые должны быть подписаны президентом. Это стандартная процедура, точно так же было в ситуации с Крымом и Севастополем, т. е. никаких новаций здесь нет, все идет по плану. Тамара Шорникова: Что касается дальнейшей работы, эти регионы теперь становятся частью страны, соответственно, должна быть проделана определенная работа в области выравнивания общих законов, общего бюджета и т. д. Какие здесь алгоритмы? Владимир Шаповалов: Да, вы знаете, это действительно так. Нужно признать, что регионы находятся в разной ситуации. Если Донецкая и Луганская народные республики, которые еще 8 лет назад де-факто стали независимы от Украины, в значительной степени, не полностью, но в значительной степени развивались все это время по пути унификации в плане законодательства и правоприменительных практик в разных сферах с Россией, в Херсонской и Запорожской областях, конечно, нужно проделать серьезный путь. Но несмотря на то, что ситуация разная, тем не менее работа предстоит большая. У нас уже есть хороший прецедент, это крымская история и севастопольская история. Ровно по тому же самому плану мы будем развивать, я думаю, эти процессы и сейчас, притом что уже за прошедшее время, за последние месяцы проделана достаточно большая работа. Тем не менее то, что сейчас предстоит, – это колоссальная работа по приведению в соответствие норм законов, будет принято огромное количество нормативной базы, сформированы на основании этой нормативной базы органы власти как субъектов федерации, так и муниципалитетов, в полной мере соответствующие российскому федеративному устройству. Будет принято множество подзаконных актов, иных действий. Эта колоссальная работа, конечно, будет проводиться, я уверен в этом, на основании очень тесной кооперации вновь создаваемых субъектов, федеральной власти и действующих российских регионов. Уже сейчас есть огромная, колоссальная помощь от отдельных российских регионов, и эта помощь, которую мы можем даже назвать словом «шефство»... но я бы не употреблял этот термин, а «взаимодействие», взаимодействие, взаимопомощь... я думаю, что она будет сейчас нарастать, и лучшие практики регионального государственного строительства, которые существуют в Российской Федерации, будут применены и на освобожденных территориях. Виталий Млечин: Владимир Леонидович, президент Турции Эрдоган заявил, что «хотел бы, чтобы референдумов не было», но, по его мнению, «этот вопрос нужно решать дипломатическим путем». А какой вопрос решать? Уже же вроде решили люди. Владимир Шаповалов: Я не знаю, какой вопрос господин Эрдоган собирается решать дипломатическим путем. Позиция Эрдогана хорошо известна: Турция не признает Крым, не признает Севастополь частью Российской Федерации, Турция не признает и освобожденные территории частью Российской Федерации. Давайте не будем забывать о том, что Турция – член НАТО, это раз, и второе, что у Турции есть свои интересы, которые достаточно сильно не совпадают с интересами России. Поэтому сейчас Эрдоган обозначил ту позицию, которая всем нам хорошо известна. В то же самое время Россия всегда находила возможность вести диалог с Турцией по другим вопросам, не по вопросам суверенитета российской территории. Конечно, здесь мы позицию Турции не будем учитывать, так же как не будем учитывать позицию какого-то иного государства, Турция здесь не исключение. Мы будем учитывать, первое, интересы Российской Федерации, и, второе, даже, наверное, более важно второе, чем первое, – это волеизъявление народа освобожденных территорий. Вот, собственно, то, что будет входить и входит в учет мнений, все остальное в данном случае для нас не важно. Что касается позиции Эрдогана, то здесь она направлена на эксплуатацию той роли, которую Эрдоган пытается навязать миру, – это роль некоего посредника... Виталий Млечин: Вот-вот, он же все время делает, несколько раз делал заявления, что хотел бы добиться встречи Путина и Зеленского. Он недавно беседовал с Зеленским, сейчас пришла информация из Кремля, что готовится беседа президента Путина с Эрдоганом. Вот как это все сочетается? Владимир Шаповалов: На самом деле это исключительно интерес максимизации политического влияния Турции. Эрдоган уже давно заявляет о том, что Турция должна быть шестым постоянным членом Совбеза ООН. Он пытается из Турции сделать великую державу, великую региональную державу, и конфликт в данном случае он воспринимает как удобную, так сказать, площадку, для того чтобы усилить свои позиции, усилить влияние турецкого государства. Надо признать, что некоторые инициативы и действия Эрдогана в этом направлении, например зерновая сделка, имели определенный успех. Не сказать, что это успех, так сказать, полный, потому что мы считаем, что зерновая сделка – это такой очень большой обман мира со стороны Запада... Но тем не менее, все-таки у нас была надежда, что зерно, о котором идет речь, действительно пойдет нуждающимся, а не западным странам, поэтому была заключена эта сделка. Но я хочу в этой связи сказать, что Эрдоган пытается использовать конфликт как окно возможностей для Турции, как окно возможностей для повышения статуса Турции, а статус посредника в тех или иных конфликтах – это очень значимая позиция. И в силу того, что остальные западные страны никоим образом посредником быть не могут, даже те, которые формально считаются нейтральными, такие как Швейцария, потому что они, и Швейцария в т. ч., недружественная страна в отношении России, участник конфликта, которая ввела огромное количество санкций... Фактически в западном сообществе существуют только две страны, которые в той или иной степени могут рассматриваться не как нейтральные государства, но как государства, мнение которых мы, может быть, в какой-то степени можем учитывать, – это Турция и Венгрия. Вот в этом смысле позиция Эрдогана попытаться, так сказать, воспользоваться этой ситуацией и усилить свою позицию в мировой политике. Тамара Шорникова: Владимир Леонидович, Россия созовет заседание Совета Безопасности ООН в связи с ситуацией вокруг ниток «Северного потока», об этом накануне заявил официальный представитель МИД России Мария Захарова. Сегодня новости приходят: в НАТО собираются проводить расследование, правда, не очень понятно, что собираются расследовать, учитывая, вот сообщение свежее из Кремля, в Кремле указали на то, что в районе аварии на газопроводе «Северный поток» в Балтийском море находилось гораздо больше военных аппаратов НАТО, нежели российских, т. е. кому как не им знать в большей степени, что же там произошло. Как вы оцениваете ситуацию? Владимир Шаповалов: Здесь, я думаю, оценка абсолютно однозначна. Еще 2 года назад, когда шло строительство «Северного потока – 2», возникали очень серьезные риски того, что Соединенные Штаты в попытке блокировать строительство пойдут на диверсии. Это было известно, в т. ч. российским специальным службам, о том, что Соединенные Штаты не остановятся перед подрывом нашей трубы или наших кораблей, которые участвуют в строительстве. Высокая степень вероятности этого существовала. Поскольку дальше ситуация пошла по иному треку и строительство все-таки завершилось, но ввод в эксплуатацию не завершился, американцы его блокировали разными способами, сейчас американцы вернулись к тому же самому плану А, т. е. ликвидировать уже окончательно, навсегда эту трубопроводную сеть. А почему? Потому что тем самым ставится точка в сотрудничестве, во всяком случае они так уверены, в экономическом сотрудничестве России и Западной Европы, России и Германии, и этим убивается сразу несколько зайцев. С геополитической точки зрения предотвращается ситуация, при которой Западная Европа, в частности Германия, может стать потенциальным партнером и союзником России в дальнейшем. А с геоэкономической точки зрения Западная Европа, в частности Германия, становится естественной вместо соперника США подчиненной страной по отношению к США. Поскольку до этого европейская экономика была достаточно конкурентной из-за дешевого российского газа, теперь это все закончилось раз и навсегда, и вместо дешевого российского газа европейская экономика будет покупать дорогой американский газ. На этом Европа будет беднеть, а Америка будет богатеть, вот, собственно, и вся история. Никакого здесь второго, третьего смысла, никаких инопланетян, неизвестных существ, которые взорвали, тут искать не нужно. Вопрос в частностях, не в заказчике, а в том, кто конкретно это реализовал. Реализовали это американские спецслужбы, или, может быть, они поручили это сделать своим польским товарищам или каким-то еще... Я думаю, что, если проводить действительно объективное расследование, в конце концов это станет известно. Виталий Млечин: Спасибо вам большое за ваш анализ, за ваше мнение. Владимир Шаповалов, политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ, был с нами на прямой связи. Тамара Шорникова: Через несколько секунд будем говорить о росте цен на одежду и экипировку для военных. Почему это произошло?