Противостояние: Россия - Запад
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/protivostoyanie-rossiya-zapad-65101.html
Тамара Шорникова: Начнем с дел военных. Подключаем эксперта к разговору – Александр Михайлов, руководитель Бюро военно-политического анализа. Здравствуйте, Александр Евгеньевич.
Александр Михайлов: Здравствуйте, Тамара, добрый вечер.
Тамара Шорникова: Да. Александр Евгеньевич, вот президент Украины поделился в видеообращении к журналистам: по его мнению, спецоперация, какие-то действия могут закончиться в 2023 году. Видеообращение есть на сайте газеты Politico. Как вам такие сроки? Насколько они для вас выглядят реалистичными?
Александр Михайлов: Вообще тот военный конфликт, который мы наблюдаем на Украине, он действительно сложнопредсказуем в своих вот временны́х рамках хотя бы потому, что участников этого конфликта гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. То есть, с одной стороны, это вроде как, с внешней точки наблюдателя, это вроде как военный конфликт России с Украиной, но на деле мы понимаем, что это противостояние давно назревало между НАТО и Россией. И те военно-технические тенденции, которые предоставили России возможность в т. ч. оппонировать НАТО на поле боя, сейчас вылились на территории Украины, к сожалению для украинцев, это было решение украинских властей допустить такую ситуацию, вооружить свое государство зарубежным оружием и прописать в числе основных своих противников ближайшего соседа в виде России. Поэтому здесь говорить о том, что конфликт закончится в 2023 году...
Дай бог, чтобы были подписаны какие-то бумаги, чтобы официально, условно говоря, хотя бы можно было провести какую-то линию разграничения, если, конечно, сторона, оппонирующая нам, выполнит главное условие, которое связано с разоружением Украины, т. е., собственно, с формированием нового государства с нейтральным военным статусом, т. е. которое не будет стремиться к вступлению в НАТО либо другие военные блоки и тем более не будет стремиться к воссозданию ядерных вооружений. То есть вот эти основные параметры, которые могут лечь на стол как переговорная база, тогда, возможно, в 2023 году и произойдет то самое подписание.
Но, к сожалению, нам нужно, чтобы еще та сторона, коллективный Запад, подтвердили эти намерения, потому что без их визы все эти документы будут опять же филькиной грамотой, потому что Украина как нарушала договоренности, так может их нарушать и дальше, пока куратор сверху, так сказать, не прикажет... Тут вопрос такой.
Тамара Шорникова: На видеообращение Зеленского отреагировала официальный представитель МИД России Мария Захарова. По ее словам, открытые данные об оружейных контрактах США свидетельствуют о том, что Вашингтон намерен «подогревать боевые действия на Украине как минимум до конца 2025 года, а это они сами планируют исходя из тех документов, которые ни от кого не скрывают». Накануне президент говорил о том, что специальная военная операция может быть долгой.
Связано ли это вот как раз с этими данными? Все же что может быть решающим фактором, по-вашему, влияющем на как раз сроки?
Александр Михайлов: Если говорить о решающем факторе для стороны противника, то, на мой взгляд, это вооружения, т. е. насколько хватит поставленных пусковых установок, тяжелых артиллерийских установок, систем залпового огня и боеприпасов к ним для воюющей стороны, ну то есть для ВСУ, и насколько те логистические пути, которые есть в распоряжении украинской стороны, будут действительно работать и будут функциональны в зимний период боевых действий. То есть если, по сути, доставка к линии фронта со стороны Украины боеприпасов, материально-технического обеспечения, т. е. зимнего обмундирования, ГСМ, продукты и т. д., конечно же, оружие, вооружения и боеприпасы к ним, будут прекращаться или как-то прерываться, то вряд ли группировка сможет полноценно, эффективно обороняться либо проводить какие-то тем более наступательные действия.
Что же касается западной стороны, для них тоже есть некий Рубикон, ведь вооружения-то заканчиваются, уже начинают истощаться национальные арсеналы стран Европы. И это тоже не бесконечная история, потому что это штучный товар, эти вооружения, т. е. тяжелые системы, артиллерия, бронетехника, они исчисляются где-то десятками, где-то сотнями, но они в ежедневном порядке утилизируются на территории Украины.
Посмотрите даже вот на крайнее заявление представителя Минобороны, уничтожаются пусковые установки HIMARS те самые хваленые, на которые делалась наибольшая ставка Запада, ежедневно уничтожаются ракеты к ним, которыми пытаются пробить нашу противовоздушную оборону. В ежедневном режиме уничтожаются склады с вооружениями и более-менее современные вооружения, те же самые современные противолокационные ракеты, уничтожаются радары для установок контрбатарейной борьбы очень дорогостоящие американского производства... То есть ежедневно американский налогоплательщик, по сути, теряет там сотни миллионов долларов, которые просто утилизируются.
Поэтому эта история не бесконечная, она максимум на несколько месяцев, и дальше либо Украину оставят воевать с тем, что у нее есть, и на этом вся история поддержки прекратится, останутся только голословные заявления, либо придется принуждать, вот если этот режим сохранит свое влияние, режим Зеленского, к переговорам и к разоружению этой страны и к дальнейшим административным реформам по смене политического курса.
Тамара Шорникова: Александр Евгеньевич, вот мы как-то привыкли, и часто слышно от экспертов, что как раз оружие заканчивается, что рядовые налогоплательщики страдают от такой активной помощи Украине, и тем не менее, с другой стороны, наверное, хорошо зарабатывают продавцы, производители оружия, это тоже определенные поступления в бюджет. Если планы, возвращаясь к словам Марии Захаровой, до 2025 года, значит, проект прибыльный.
Александр Михайлов: А я напомню, кстати, то, что изначально в истеблишменте США звучали заявления о том, что они готовы тянуть этот военный конфликт до 2030 года, т. е. расписывались огромные, многомиллиардные транши на счета оборонных корпораций американского ОПК. И мы сейчас видим, как вот эти десятки миллиардов долларов конвертируются, во-первых, в вооружения... но вооружения американские всегда были по завышенной цене, они очень дорогие... и, во-вторых, там всегда действовала и действует система бонусов и бенефитов для лоббистов. А лоббисты у ОПК там наиболее серьезные. Это вообще самая политически поддерживаемая отрасль в американской промышленности, традиционно торговцы оружием, вообще производители вооружений и продавцы оружия, которые действуют практически на всех мировых рынках, они отстаивают свою позицию как первого продавца оружия планеты, США у нас на первом месте и занимают это место уже десятилетиями, т. е. никто не может их пока подвинуть с этого пьедестала...
Но Россия очень уверенно соревнуется с теми государствами, которые занимают вторые и третьи позиции, т. е. регулярно обходят их по масштабам поставок вооружений, по количеству прибыли от поставок вооружений. И естественно, стимулирует оборонно-промышленный комплекс России собственный гособоронзаказ, потому что Россия модернизирует собственные вооружения, обновляет новыми комплексами и системами собственную армию. Конечно, вообще когда вы производите все виды вооружений на своей собственной базе, это очень непростая история, таких государств по пальцам пересчитать на планете. Собственно, мы в этом плане сейчас, и спецоперация это показывает, даже если возникают какие-то военно-технические недостатки, они очень быстро замещаются новыми изделиями, т. е. и производство быстро становится на поток, и конструкторская школа хорошо работает уже по новым, инновационным проектам... Поэтому в принципе сама по себе спецоперация стимулирует отечественный ОПК к более уверенной модернизации, так сказать, и техническому обновлению.
Ну а противник, естественно, не спит. Давайте не забывать, что оборонный бюджет США в разы, а то в 10–15 раз порой превышает российский, если по разным данным его просчитывать, ежегодно увеличивается на 30–40 миллиардов долларов и будет увеличиваться и дальше, судя по перспективам войны США и Китая и вообще другим его геополитическим интересам. Так что лоббисты потирают руки, все ходы расписаны на 10 лет вперед, т. е. все вот эти войны и военные конфликты, их сценарии лежат на столе в администрации в Белом доме, и каждый новый глава государства, приходящий на этот пост, открывает папочку и начинает реализовывать эти сценарии. Потому что они прекрасно понимают, что и официальный заработок для США, и черный заработок для лоббистов, для «серых» корпораций и компаний, которые участвуют в этом трафике, настолько огромный, что ради него можно пожертвовать жизнью украинцев, ну и ряда других, сирийцев, ливийцев, кого американцы в последние годы прилюбляют, афганцев, иракцев... Лишь бы не себя, лишь бы не американцев.
А оружие, знаете, еще имеет свойство продаваться, даже очень залежавшееся. Вот сейчас конфликт на Украине показывает, что в интересах Украины выгребают сейчас советские вооружения 1960–1970-х гг., боеприпасы к ним, которые полвека срока годности, давно просроченные. Почему? Потому что другого вооружения уже просто не хватает. Поэтому это ликвидный товар, и американцы понимают, сколько бы они его ни произвели, все войны будущего все равно проглотят эти арсеналы и очень за хорошую цену. Потому что где-то вот за 10–15 лет минувших оружие, допустим, стрелковое или вот вооружения сухопутного бойца подорожали в среднем на 500–700%. То есть тот самый автомат Калашникова, который на черных рынках стоил 150–200 долларов, сейчас стоит 1000–1500 и выше, и это только Калашников, что говорить о вооружениях более серьезного характера, тем более современных комплексах с программным обеспечением и т. д.
Тамара Шорникова: Александр Евгеньевич, по поводу возможных ограничений, новых санкций, которые могут затронуть и наши вооружения. Глава Еврокомиссии раскрыла содержание девятого пакета санкций против России. По словам Урсулы фон дер Ляйен, одним из новых ограничений как раз станет запрет экспорта в Россию деталей для производства беспилотников как напрямую, так и через возможных поставщиков из третьих стран. Это как-то осложнит производство?
Александр Михайлов: Ну давайте не забывать то, что западные санкции, вообще накладываемые Западом санкции, по сути, касаются только тех государств, которые вовлечены в ось этого коллективного Запада. Поэтому, в общем-то, учитывая реалии сегодняшнего дня, мы и так с ними практически ничем не торгуем на военно-техническом уровне. У нас остались партнеры из крупных игроков, ну Турция, еще несколько государств, кто с нами ведет подобные диалоги, из государств НАТО. И по сути, уже практически основные вот такие мосты коммуникаций в этом отношении у нас с ними разрушены.
Но, учитывая то, что, знаете, технологии не стоят на месте, у нас есть военно-техническое партнерство со странами Ближнего Востока, с Китаем, с Индией и т. д. У нас есть, во-первых, и возможности для покупки технологий, каких-то готовых уже проектов, для, допустим, использования в своих целях, либо создание совместных изделий в коллаборации с другими ОПК. Вот мы вместе с индусами помогали им создавать сверхзвуковую крылатую ракету Brahmos, например, таких примеров на самом деле десятки. Мы с разными государствами ведем совместные проекты и можем вести их и дальше и будем вести.
Поэтому нам очень сложно санкциями Запада на поставки каких-то запчастей для беспилотников помешать нам их производить. Тем более что практически все, что нужно для беспилотников, сегодня производится внутри Российской Федерации. Конечно, у нас есть и возможности для сборки, так сказать, на местах, что называется, мы заказываем детали более недорогого характера в странах, у которых налажены производственные линии, здесь собираем подобные изделия, те самые беспилотники расходного порядка, которые нужны в большом количестве, более дешевые модели.
Но не только беспилотники, потому что сейчас в этом направлении работают и частные компании, которые производят снаряжение для военнослужащих, экипировку, какие-то дополнительные изделия, специальные технические изделия, позволяющие модернизировать боевые возможности. Поэтому в этом направлении, конечно, будет работать как отечественный оборонпром, так, собственно, и будет продолжаться военно-техническое сотрудничество с нашими партнерами. У нас очень широкие связи в этом направлении, мы в военно-техническом сотрудничестве, по сути, с половиной планеты обладаем связями, около 70 государств, которые вовлечены с нами в эти отношения.
Поэтому России есть с кем общаться, с кем обмениваться военно-техническими проектами, скажем так, и получать необходимые, даже если нам пригодятся какие-то изделия со стороны, мы всегда можем найти поставщиков для этого. Но на самом деле наш оборонпром в общем и целом справляется с поставленными задачами. Вот даже недавний доклад министра обороны свидетельствует о том, что в принципе все необходимые потребности группировки, которые заявлены на осенний период, закрыты поставщиками со стороны Минобороны. Я думаю, в зимний период боевых действий Минобороны не подведет своих бойцов и обеспечит их всем необходимым.
Тамара Шорникова: ФСБ задержало в Севастополе двух россиян, которые подозреваются в государственной измене и шпионаже в интересах Службы безопасности Украины, СБУ. Полагают в ФСБ, что задержанные передавали Киеву информацию об объектах ведомства и Минобороны. Если говорить о работе внутри страны, о дополнительной защите и инфраструктурных объектов, и населения, какая здесь нужна степень реагирования, по-вашему?
Александр Михайлов: Нельзя сказать, что наши спецслужбы и органы правопорядка не работают либо как-то не обращают на эти вещи внимания. Наоборот, на мой взгляд, меры безопасности повышены уже. Все эти 9 месяцев мы наблюдаем усиление, ну вот я своими глазами наблюдаю усиление на федеральных трассах, вот КПП, контрольные пункты ГИБДД усиливаются. Собственно, на ЖД-вокзалах, в аэропортах вы увидите гораздо больше сейчас вооруженной охраны, т. е. гораздо более серьезно подходят к досмотру предметов сейчас на рамках на всей транспортной логистике по всей стране, я много езжу и постоянно с этим сталкиваюсь, досмотры с марта месяца очень сильно усилились, по два-три раза заставляют сумку проводить и т. д.
В каком-то смысле, я думаю, есть задача такая коллективного характера, и эта задача не то что государства, а социальная, т. е. мы сами все должны осознать, что живем в очень непростое время. Это, знаете, очень напоминает мне времена конца 1990-х гг. и первую половину 2000-х гг., когда была очень острая террористическая угроза в столице, в Петербурге, в Ростове, в Воронеже, в ряде других городов, в Волгограде, происходили известные события, террористические акты. И вот тогда вот эти повышенные меры были, во-первых, заметны со стороны силовых структур, было больше досмотров, проверок.
С другой стороны, люди сами по себе были более сосредоточенными, наверное. Я вот помню вот эти жуткие времена, когда были подрывы домов, когда люди, москвичи, самостоятельно ходили в оцепление вместе с органами МВД, мы были курсантами, сами в оцеплениях стояли. То есть когда люди самостоятельно принимают решение о том, что нужно быть бдительными. Вышел в подъезд, увидел незнакомую сумку – позвони, поинтересуйся. Не бойся выглядеть дураком, хуже, когда человек прошел мимо подозрительного предмета и, что называется, пошел дальше, не задумываясь о последствиях. Последствия могут быть.
Опять же, незнакомая машина, которая паркуется в ваших дворах, непонятные номера, особенно если двор у вас закрывается каким-то шлагбаумом. Опять же смотреть за тем, какие аккаунты добавляются в ваши личные соцсети, кто-то, возможно, мониторит вашу личную жизнь, ваш социальный график и т. д. То есть сейчас нужно быть бдительными во всех отношениях.
Ну и, конечно же, надеяться на наши органы правопорядка. Понятно, что сейчас у них вдвойне больше работы, плюс военная спецоперация во многом оттягивает силы представителей ряда силовых структур, как и армии, у нас работают представители всех силовых ведомств. Поэтому каждый гражданин России сейчас должен быть гораздо бдительнее, чем раньше, а от бдительности каждого зависит безопасность каждого из нас.
Тамара Шорникова: Спасибо. Александр Михайлов, руководитель Бюро военно-политического анализа.
Подключаем к разговору еще одного эксперта – Андрей Бакланов, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор Высшей школы экономики. Здравствуйте.
Андрей Бакланов: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Андрей Глебович, конечно же, хочется начать со свежей новости, обмен заключенными между Россией и США, обменяли Москва и Вашингтон Бриттни Грайнер на Виктора Бута. Россиянин Виктор Бут, напомню, отбывал наказание в Америке за торговлю оружием, гражданка США Бриттни Грайнер была осуждена в России за контрабанду наркотиков. Обмен состоялся в аэропорту Абу-Даби. Долго шел подготовительный процесс, как говорят эксперты.
Вот такой резонансный обмен, по-вашему, может говорить о том, что не все каналы взаимодействия между Россией и Америкой прерваны, работа ведется по обсуждению каких-то важных аспектов?
Андрей Бакланов: Ну, по обмену. Вы знаете, мне как-то, честно говоря, не очень просто нравится, как это все сейчас обставляется, в т. ч. в наших средствах массовой информации, перебор определенный. Мы же не разведчика обмениваем, мы не разобрались до конца в природе, было ли правонарушение, мы только говорим и говорили о том, что отношение к ведению дела было безобразное, совершенно неприемлемое со стороны Соединенных Штатов Америки, поэтому встал вопрос об обмене нашего гражданина, но не более чем. Я думаю, что здесь устраивать из Бута какого-то национального героя совершенно неприемлемо. Я хотел бы сделать своим коллегам-журналистам как член Союза журналистов просто замечание в этом отношении как старший товарищ, мне это не импонирует. Надо все в меру, все эти вещи, делать.
Теперь в отношении каналов связи. Каналы связи по серьезным вещам, конечно, есть, они ведутся. Ну вот на экспертном уровне сегодня только я получил приглашение от американских коллег по ближневосточной тематике, проговорить на экспертном уровне. То есть жизнь продолжается, и, естественно, каналы связи между теми государственными службами, между кем они должны быть, они имеют возможность быть продолженными. Но общий, конечно, климат является очень тревожным, очень негативным. Я думаю, конечно, сообща сейчас надо все делать, вести дело к тому, чтобы вернуть хотя бы к минимально приемлемому, цивилизованному уровню наши взаимодействия прежде всего с Соединенными Штатами Америки. Пока это не просматривается.
Тамара Шорникова: Да, Андрей Глебович, что интересно в истории с обменом? Во-первых, и Бриттни Грайнер, и Виктор Бут были помилованы президентами Байденом и Путиным. Очень долго действительно, я не зря с этого начала, велся переговорный процесс, неоднократно говорилось, заявлялось, что Америка не пойдет на какие-то невыгодные для себя решения по Виктору Буту, не отдаст его и т. д. Именно сейчас, когда наши отношения, я имею в виду между странами, нельзя назвать ни хорошими, ни теплыми, ни конструктивными, этот обмен происходит. Может ли это о чем-то говорить? Почему наконец-то пошли на, мне кажется, компромисс какой-то?
Андрей Бакланов: Вы знаете, это вопрос не столько наших взаимоотношений, на чем сейчас как раз в основном внимание и фиксируется, а это больше вопрос, связанный с резонансными вещами внутри общества, в частности американского общества. Это готовность пойти навстречу и готовность принять те условия, которые мы выдвигали обмена. Это результат определенного обострения ситуации внутри общества Соединенных Штатов Америки и необходимость высшего руководства что-то такое сделать резонансное, на позитиве, что-то они вроде бы могут сделать и т. д. Поэтому я напрямую не стал бы это связывать с состоянием наших двусторонних отношений, которые по-прежнему являются на неудовлетворительном уровне.
Тамара Шорникова: Девятый пакет санкций вводится против России. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен раскрыла, что в нем. Этот пакет включает санкции против почти 200 физических и юридических лиц, это будут компании, связанные с российскими Вооруженными силами, военнослужащие, депутаты Госдумы и сотрудники правительства. Пакет также вводит ограничения на экспорт нескольких категорий российских товаров, в частности, товаров двойного назначения и электроники, запрещает вещание четырех российских телеканалов, вводит новые ограничения для горнодобывающего сектора, включая запрет на новые инвестиции. Как вы оцениваете новые санкции в отношении России? Что можете сказать о возможном потенциале для дальнейших каких-то рестрикций?
Андрей Бакланов: Ну, вы знаете, я подыскивал слово, для того чтобы как-то охарактеризовать очень кратко вот этот пакет санкций. Я бы назвал это вымученным пакетом санкций, потому что видно уже, что никакого нового качества в санкциях достичь Запад не может. Речь просто идет о таком механическом расширении тех направлений, по которым рестрикции вводились раньше. Раньше они не подействовали каким-то таким образом, на что рассчитывал Запад, на нашу экономику, на нашу решимость, и сейчас он тоже не подействует. В общем-то, работают больше, конечно, для галочки, показывают, что «нет-нет, мы все правильно делали» перед своим общественным мнением западным, что «мы будем наращивать давление» и т. д.
Но мне кажется, что в принципе скисли как-то, настроение, по-моему, упало у тех, кто вот этими санкциями занимается. Судя по некоторым таким вещам, например, как планка, которую предложили в качестве требования, до какого уровня может быть продажная цена нашей нефти, судя по всему, они подтягивают какие-то силы людей, которые более профессионально подготовлены. Но это все равно не меняет сути дела. Ничего нового принципиально, что бы изменило ситуацию, они предложить не могут. В принципе вся эта политика заходит в неизбежный тупик.
Тамара Шорникова: Еще одну новость хотелось бы с вами обсудить. В Германии, как уже известно, раскрыт заговор с целью свержения существующего строя. Честно говоря, проект не кажется каким-то потенциально успешным, арестованы 25 членов сторонников праворадикальной организации «Граждане Рейха», проходят обыски сейчас, всего по делу проходят 52 обвиняемых. Кажется, как-то маловато для свержения строя, но тем не менее якобы заговорщики всерьез планировали взять штурмом Бундестаг, арестовать депутатов, затем отключить свет по всей стране, свергнуть правительство и захватить власть.
Опять же, в связи с этой новостью интересны не какие-то сумасшедшие мысли радикально настроенных людей, а момент, в который все это происходит. Вот, например, если посмотреть на общественные настроения в Германии, согласно недавнему опросу, примерно треть немцев считает, что их политическая система никуда не годится, мол, никакая это уже не демократия, вся она должна быть решительно изменена.
Вот возникновение именно сейчас вот таких странных проектов по свержению строя и общие настроения в Европе могут говорить о том, что мы сможем такие же новости получать и из других стран в ближайшее время? Ну или если не какие-то сумасшедшие планы по свержению строя, то как минимум массовые демонстрации и т. д.? Можно говорить о том, что те, кто сейчас правят европейскими странами, не устраивают все больше и больше населения? Или все-таки вам кажется, что это какое-то исключение из правил и не очень достойно обсуждения?
Андрей Бакланов: Нет, я думаю, ваш вопрос абсолютно резонный, потому что, естественно, явно совершенно, судя по тому, что было сейчас выложено, их, что называется, спецслужбы вели, действовали они, по-видимому, не очень профессионально, поэтому вели их, по-видимому, давно. И можно было комфортно выбрать любой момент для вброса вот этой новости, выбрали данный момент.
Я думаю, он выбран не случайно, потому что надо как-то отвлечь внимание от вот этой вот, что ли, безысходности политики санкций, на что начинает уже обращать внимание население, и растет такое раздражение. И тоже нужно было что-то такое вбросить, что нет, государство вроде бы еще работает, способно что-то такое делать, что-то профилактировать и т. д. Да, это попытка каким-то образом повысить, что ли, представление населения о том, что государство все-таки нужно и те люди, которые управляют, вроде бы как и на уровне, включая специальные службы. Это попытка такой реабилитации, я думаю, вот так можно воспринять то, что произошло.
Тамара Шорникова: Возвращаясь к санкциям, Венгрия вновь выступила против введения новых антироссийских санкций. Ее позиция может заблокировать принятие девятого санкционного пакета. Как вам кажется, долго ли Венгрия будет в одиночестве? Можно ли ждать, что и другие страны, которые наконец-то поймут, что санкции больно бьют прежде всего по их экономике, например Франция, также начнут блокировать введение новых рестрикций каких-то?
Андрей Бакланов: В этом направлении развиваются события, но я думаю, что еще какой-то достаточно продолжительный период времени будет та картина, которую мы наблюдаем в настоящее время. Венгрия как-то стоит особняком, она более жестко требует соблюдения и уважения интересов национальных. Остальные вот по-разному реагируют. Рассыпается в принципе былое такое, что ли, единство противостоящих нам стран.
Но я думаю, что не надо нам думать, что в самое ближайшее время произойдет какая-то серьезнейшая передвижка и правящие круги изменят свой подход. Пока они еще будут цепляться за эту линию, пробовать доказать, что «нет, мы были правы». Потому что если признать ошибки, то это будет, конечно, вести неизбежно к вопросу о том, что такие ошибки не прощаются, надо их людей менять. А они не хотят уходить от своих позиций, для многих это не только цель жизненная, но и определенная кормушка.
Тамара Шорникова: Спасибо. Андрей Бакланов, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор Высшей школы экономики. Обсуждали международные новости.
Через несколько минут будем рассказывать о лучших волонтерских проектах со всей страны в нашей традиционной по четвергам рубрике «Национальная премия «Гражданская инициатива»». Вы уже можете рассказывать нам о своих волонтерских проектах или о проблемах, которые хотите подсветить, как в SMS, готовьтесь, набирайте наш телефонный номер, ну и, конечно же, пишите нам в Telegram, там у нас есть канал, присоединяйтесь.