Противостояние Россия-Запад. Обстрелы Запорожской АЭС. Расширение НАТО
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/protivostoyanie-rossiya-zapad-obstrely-zaporozhskoy-aes-rasshirenie-nato-61977.html Тамара Шорникова: Россия запросила на 11 августа заседание Совбеза ООН из-за атак Киева на Запорожскую АС. В ночь на 7 августа Киев нанес удар по атомной электростанции из системы залпового огня «Ураган». Как сообщили власти Энергодара, осколки и ракетные двигатели упали примерно в 400 метрах от действующего энергоблока, в зоне поражения оказался район сухого хранилища отработанного ядерного топлива, а также пост автоматизированного контроля радиационной обстановки.
Если все-таки случится катастрофа, она будет серьезнее, чем на Фукусиме, чем трагедия после взрыва на Чернобыльской АС. Что будет дальше? О главных международных новостях поговорим вместе с Владимиром Шаповаловым, политологом, заместителем директора института истории, политики МГПУ. Здравствуйте.
Владимир Шаповалов: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Владимир Леонидович, вот в четверг будет заседание Совбеза ООН. Как вы думаете, будут ли какие-то конструктивные решения на этом заседании, или рассчитывать на это не приходится?
Владимир Шаповалов: Рассчитывать на это безусловно не приходится, поскольку за Украиной, позицией Украины стоит западное сообщество, которое, конечно, будет всячески блокировать российские инициативы. При этом нужно обратить внимание на несколько моментов, которые с моей точки зрения являются очень важными и символичными.
Во-первых, атаки украинской стороны на Запорожскую атомную станцию происходят ровно в годовщину первого и единственного применения атомной бомбы американцами, это Хиросима и Нагасаки. Как раз тот момент, когда весь мир скорбит о жертвах мирных жителей в этих двух японских городах, украинцы при поддержке Соединенных Штатов совершают данные провокации. Это первый момент.
Второй момент: давайте посмотрим, как освещается в западной прессе данное событие. Я имею в виду не Хиросиму и Нагасаки, а атаку Украины на Запорожскую атомную станцию. Здесь мы видим абсолютно комфортное для украинской стороны, комфортную версию. Версий несколько. Первая, что это Россия сама обстреливает Запорожскую атомную станцию. Версия вторая – вы все врете, никаких обстрелов нет. Версия третья – если обстрелы со стороны Украины и есть, то они вызваны исключительно тем, что Россия расположила свои военные части, военные объекты прямо на территории атомной станции. Поэтому украинская сторона просто вынуждена будет наносить удары по атомной станции, чтобы, так сказать, бороться с Россией, и за это ответственность все равно будет на России. Вот такие версии существуют в западной прессе. Это данный момент.
Следующий момент. Когда начиналась специальная военная операция, в западной прессе стоял крик относительно того, что Россия сейчас нанесет удар по Запорожской атомной станции, по Чернобыльской атомной станции, и что будет Армагеддон. Ну такая информация была просто абсолютным мейнстримом во всех западных СМИ. Сейчас же тишина и никакой, так сказать, информации о том, что Украина наносит удары, абсолютно нет. Хотя Россия никаких ударов по атомным станциям не наносила и не собирается наносить.
И наконец еще один момент, на который мне хотелось бы обратить внимание – это момент, связанный с грязной бомбой так называемой, и вообще с ядерным оружием. Накануне специальной военной операции в 2021 и в 2022, да, собственно, все последние 30 лет украинские лидеры очень активно обсуждали необходимость превращения Украины в ядерную державу, необходимость возрождения статуса ядерной державы, создания украинского ядерного оружия.
В последнее время (ну понятно, что сейчас Украина не способна к созданию ядерного оружия), в последнее время очень много шла речь о так называемой грязной бомбе – и в 2021, и в 2022 украинские политики взахлеб обсуждали то, как Украина будет создавать так называемую грязную атомную бомбу, и как будет использовать ее против России.
Вот, собственно, все эти позиции, которые я сейчас изложил, они о чем свидетельствуют? Они свидетельствуют, во-первых, о том, что Украина намеренно бьет по Запорожской атомной станции. Во-вторых, что делает она это не самостоятельно, а, так сказать, в связке с Соединенными Штатами, и возможно, что по указке Соединенных Штатов, для которых в общем-то даже если произойдет какая-то катастрофа Запорожской атомной станции, как мы понимаем до американцев все-таки далеко, до Соединенных Штатов. И эта проблема индейцев, а не шерифа, это проблема Украины, это проблема России, это проблема Европы, но не Соединенных Штатов.
Точно так же, как удар американцев по Хиросиме и Нагасаки не был проблемой для Соединенных Штатов. Не надо забывать о том, что США единственная держава, единственная страна, которая применила ядерное оружие в мировой истории. Сейчас Украина как, так сказать, сателлит Соединенных Штатов, пытается сделать нечто подобное в отношении своих собственных сограждан.
Тамара Шорникова: Владимир Леонидович, президент Украины Владимир Зеленский в видеообращении к народу заявил о планах Украины вернуть под контроль Крым. По его словам, военный конфликт должен завершиться там же, где и начался – в Крыму. При этом были разные этапы переговоров мирных между Россией и Украиной, и был момент, когда Киев предлагал Москве внеблоковый статус Украины, а также отказ от стремления вернуть Крым и Донбасс военным путем. Что изменилось?
Владимир Шаповалов: Я думаю, что в данном случае ничего не изменилось, и на заявления Зеленского не нужно вообще обращать никакого внимания, на это заявление прежде всего. Это не более чем инфо-шум. Не нужно воспринимать слова Владимира Зеленского как констатацию факта, как стратегию поведения. Это просто попытка…
Тамара Шорникова: Но возможно, как вполне конкретные военные планы?
Владимир Шаповалов: Это скорее попытка отчитаться перед спонсорами, то есть перед Соединенными Штатами, которые требуют успеха, хоть каких-то успехов в противостоянии с Россией, потому что у американцев на кону выборы. Это очень серьезно. Это очень серьезно! Дошло, как мы знаем, даже до того, что покусились на частную собственность – провели, так сказать, выемку документов у бывшего президента США Трампа. Давайте представим себе, насколько серьезные проблемы у демократов, что впервые в истории Соединенных Штатов нарушена неприкосновенность жилища бывшего президента.
А уж Украина с ее проблемами – это тем более, и конечно для Соединенных Штатов очень важно, чтобы те колоссальные ресурсы, которые они дают Украине они хотя бы как-то работали. Необходима реляция об успехах. Поскольку успехов нет, Зеленский пытается скормить спонсорам уже который месяц миф о том, что Украина будет предпринимать контрнаступление – это одна идея. И вторая идея – что Украина вернет Крым и соответственно все потерянные территории, что, конечно, никак не соответствует никакой действительности.
Тамара Шорникова: Есть пока проблемы со связью, будем снова набирать нашего эксперта. Вы присылаете нам сообщения. Вот Самарская область: «Категорически нельзя допустить присоединения Швеции и Финляндии к НАТО, это угроза нашей национальной безопасности». Об этом чуть позже в эфире поговорим. Есть связь, да, восстановили? Да, Владимир Леонидович, слышите нас?
Владимир Шаповалов: Да-да-да, я вас прекрасно слышу.
Тамара Шорникова: Раз уж затронули эту SMS, этот отклик на одну из наших тем, давайте к ней перейдем. Итак, президент США Джозеф Байден подписал протоколы о присоединении Швеции и Финляндии к НАТО. Ну расскажите немного о процедуре. Такие протоколы должны подписать, наверное, все участники альянса. Каковы перспективы на вступление этих двух стран в НАТО?
Владимир Шаповалов: Да, с точки зрения, собственно, процедуры, которая существует сейчас в НАТО, так же она стандартная для многих организаций международных, необходима ратификация данного решения всеми странами-участниками альянса. На сегодняшний день таких стран 30. В том числе две страны Северной Америки – это Соединенные Штаты и Канада, и европейские страны, включая Турцию.
Вот с Турцией как раз будут проблемы, поскольку мы видим, что проблемы уже начались на стадии, так сказать, обсуждения на саммите НАТО. Немножко удалось эти проблемы сгладить, но не до конца, и сейчас турецкая сторона очень активно сигнализирует о том, что Турция не подпишет данное решение. Поскольку с точки зрения Турции Швеция и Финляндия не выполнили всех договоренностей, которые были достигнуты с Турцией.
А касались эти договоренности очень чувствительных для Турции проблем, в частности проблем с курдскими боевиками, которые имеют по сути карт-бланш, серьезные возможности для своей деятельности в Швеции и Финляндии. И вот с этой точки зрения позиция Турции состоит в том, что согласие Турции на вступление Швеции и Финляндии в НАТО, которое было обозначено в рамках саммита НАТО – это скорее декларация о намерениях, которая станет реальностью. То есть Турция даст согласие только в том случае, если Швеция и Финляндия пойдет навстречу Турции и продемонстрирует в своей реальной политике желание следовать турецкому ультиматуму.
Тамара Шорникова: Владимир Леонидович, коротко, хочется разобраться вот в чем. Понятно, что международная политика – это большие шахматы, и порой высказывания тех или иных лидеров – это не всегда отстаивание исключительно своих собственных интересов, это еще и возможность продемонстрировать другой стране свое лояльное отношение.
Как вам кажется, вот в заявлениях Турции именно по Финляндии и Швеции, Турция активно против сейчас этого, против вступления этих стран в НАТО, потому что действительно на кону собственные интересы Турции? Или в определенный момент это был реверанс в нашу сторону, поддержка определенная российского президента? И в связи с этим хочется понять, насколько принципиальной будет Турция в этом вопросе.
Владимир Шаповалов: Ни в коем случае это не нужно рассматривать как поддержку нашего президента или России. Здесь 3 основания. Первое – курдская проблема действительно для Турции, ее внутренней и внешней политики, является очень важной, ключевой.
Второй момент – Турция стремится заявить о статусе великой державы, по крайней мере регионального лидера и альтернативного Соединенным Штатам центра силы в НАТО и в коллективном Западе. И эту позиция Турции постоянно и сосредоточенно проводит, и в общем-то не отступает ни на шаг, фактически именно это является ключевым.
Что касается российско-американских отношений, то здесь очень интересна позиция Турции, которая стремится быть, так сказать, третьей силой в этих отношениях и активно взаимодействует не только с Западом и с той же Украиной, но и с Россией. И вот эта позиция, которая в том числе выражается вот в этом желании быть посредником, Турция очень активно эту идею проводит, это так же укрепляет вторую позицию - турецкие претензии на роль регионального лидера в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке.
Как известно, Турция даже заявляет о том, что она должна быть шестым постоянным членом Совбеза ООН. С моей точки зрения это, конечно, претензия чрезмерная для Турции, но тем не менее она достаточно четко показывает, так сказать, желание Турции повысить свой статус в мировой политике.
Вот это желание оно и диктует и позицию Турции в конфликте Запада и России, и позицию Турции в отношении членства в НАТО Швеции и Финляндии, и позицию Турции в отношении санкционного режима. Я напоминаю, что Турция – единственная страна НАТО, которая не ввела санкции против России. И это не из любви к России никоим образом, а из стремления позиционировать себя в качестве независимого от Соединенных Штатов центра силы.
Тамара Шорникова: И коротко. Уже есть комментарии от российской стороны, что если все-таки Финляндия и Швеция будут в НАТО представлены, то наш ответ будет адекватно жестким. Каким он может быть? Это речь идет об усилении военного присутствия на сопредельных территориях или что это?
Владимир Шаповалов: Да, вне всякого сомнения, наш ответ будет адекватным. Нужно понимать, что включение Швеции и Финляндии в НАТО автоматически означает распространение на Швецию и Финляндию натовской инфраструктуры, а это существенная часть российской границы.
И конечно российский ответ будет связан с усилением российской военной инфраструктуры в данном регионе, и конечно, жители Швеции и Финляндии должны понимать, что они становятся пешками в конфликте между Западом и Россией. И конечно, если будут агрессивные действия НАТО со стороны Швеции и Финляндии, то конечно российские ракеты получат в качестве, так сказать, направления Швецию и Финляндию.
Эти территории, кстати, в свое время жители Западной Европы, в частности Западной Германии в 1970-е годы очень хорошо это понимали, и там было большое пацифистское движение против размещения американских ракет на территории этих стран. К сожалению, сейчас жители Европы, в частности жители Швеции и Финляндии утратили чувство реальности. И создается ощущение, что не политики, ни общественность этих стран, ни граждане до конца не понимают, сколь серьезную…
Тамара Шорникова: Возможных последствий. Да. Спасибо. Владимир Шаповалов, политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ. Обсуждали Международные новости. Через пару минут перейдем к нашим, начнем с главных новостей – коронавирус.