Антон Алфимов: В завершение нашей программы поговорим о страшилках, которые гуляют по интернету. Пользователи обратили внимание, что ежедневно в соцсетях появляются десятки (зачастую – фейковых) историй, на которые, несмотря на их не первую свежесть, клюют тысячи доверчивых пользователей. О чем может идти речь? Ольга Арсланова: Есть определенный список самых популярных историй, которые мы сейчас в том числе будем вспоминать вместе с нашим гостем. К нам пришел генеральный директор агентства SNMG Денис Терехов. Денис, здравствуйте. Денис Терехов: Здравствуйте. Добрый вечер. Ольга Арсланова: Я как участник родительских чатиков, которые в детских садах заводят, часто в школах, с последним таким фейком столкнулась. Денис Терехов: Героин в жвачках, да? Ольга Арсланова: Героин, кокаин. У нас был героин, кокаин и спайс в жвачках. Денис Терехов: Вы понимаете, какое чудовищное незнание материала, те, кто рассылают. Это не жуют, насколько я знаю. Ольга Арсланова: И вы знаете, что началось? Мамы были в ужасе. А кто-то даже сказал, что есть официальные доказательства. Ведь об этом же написала Российская газета. Это тот случай, когда онлайн-страшилка уже вышла в офлайн. Антон Алфимов: Видимо, там сидят такие же мамы, как и в чатиках. Ольга Арсланова: У меня вопрос: что это – отсутствие памяти (ведь эта страшилка уже гуляла как-то), незнание школьной программы по химии (потому что говорят, что все эти препараты)… Денис Терехов: Как-то по-другому надо принимать, насколько мы слышали. Ольга Арсланова: Либо это в принципе очень высокая внушаемость и высокий уровень стресса и тревоги у людей. Что это? Денис Терехов: Я считаю, что это просто перерождение городских легенд образца 20-30-летней или даже 50-летней давности. Мы же помним, как в нашем детстве, когда еще никаких социальных сетей и интернета не было, была история про книжку, которую ты открываешь – там бомба взрывается, потому что какие-то американские шпионы подложили… Ольга Арсланова: О том, что люди с черной кожей дают жвачку, а в жвачке… Денис Терехов: А после Олимпиады-80 сожгли все постельное белье, потому что там эти самые чернокожие спортсмены привезли какую-то заразу. Или красная пленка, такая штука была. Заряжаешь фотоаппарат, фотографируешь девчонку – а она голая. То есть в нашем детстве было много разных смешных городских легенд. А мы сейчас с помощью социальных сетей не передаем их из уст в уста, а просто пересылаем в чате. Другое дело, что взрослые люди должны понимать, что это скорее истерия. Как только начался этот кризис на Ближнем Востоке, там была информация о том, что какие-то смертницы едут в Москву и точно все знают от знакомых милиционеров это. Ольга Арсланова: До сих пор некоторые. До кого только сейчас дошло… Денис Терехов: То есть они до сих пор едут, видимо, оттуда. Слава Богу, что не приехали. Я думаю, что в этом ничего удивительного нет. Это, конечно, в первую очередь незнание и желание друг друга запугать, а в основе лежат не интернет-коммуникации, а, конечно, наше с вами желание передавать из уст в уста различные слухи, сплетни и страшные истории из детства. Антон Алфимов: Но все-таки, если мы говорим о социальных сетях, многие ведут свои блоги изо дня в день все-таки с определенной целью – нарастить какую-то аудиторию. Или я не знаю. Ольга мне сегодня рассказывала, что мошенники каким-то образом тоже могут пользоваться какими-то такими вещами. Вот практическое применение у подобных историй есть? Денис Терехов: Здесь есть, конечно, нюанс, когда, например, я слышал одну историю, когда в отношении одного торгового центра, например, возникала новость о том, что якобы там из детских комнат воруют детей, у них вырезают органов, потом детей возвращают. То есть как-то очень быстро, видимо, эту операцию проводят. Ольга Арсланова: Через пару часов. Денис Терехов: Родители отдали ребенка в детскую комнату, чтобы самим пойти, погулять, что-то купить, а потом они приходят через два часа – ребенок уже без почки. Я молчу о том, что такая полостная операция довольно долго должна и готовиться, и проводиться. Вряд ли ребенок без почки будет так же весело играть в комнате с игрушками. Но, тем не менее, якобы эту новость запускали конкуренты этого торгового центра. Я в это готов поверить. Я даже готов поверить в то, что кто-то в это поверил на самом деле и даже трафик упал. Но в целом я думаю, что это просто от нашей дремучести возникает. То есть здесь искать какого-то доктора Зло, который сидит где-то в тайной берлоге и из ненависти к людям все это сообщает, чтобы люди боялись выйти на улицу, я в это отказываюсь верить. Хотя, с другой стороны, когда, помните, была тоже довольно резонансная публикация о серии самоубийств, где якобы одни молодые люди в Вконтакте других молодых людей к этому склоняли, я допускаю, что злые 15-летние подростки так жестоко издеваются над несчастными 11-летними подростками. Я в это готов поверить. Но речь идет, опять же, скорее об единичных случаях. И вряд ли это носит какой-то спланированный характер. Хотя не исключено, что какой-то сумасшедший человек мог это сделать. Ребенка лишился – и хочет всему миру отомстить. Антон Алфимов: По этой истории была большая публикация где? Ольга Арсланова: Много где. Но началось с "Новой газеты". Антон Алфимов: В "Новой газете". Действительно большой материал. Расследование провели журналисты. Не просто… Ольга Арсланова: Я же специально зарегистрировались в нескольких этих группах и выяснила, что никаких злых взрослых дядей, которые сидят в Соединенных Штатах Америки и уничтожают… Это были обычные подростки, которые действительно спекулировали на этой теме. Привлекательно это все – мистика, самоубийства и так далее. Денис Терехов: В ответ на эту публикацию вышло довольно много публикаций в том же самом Вконтакте о том, что изначально все эти группы были игры в реальность. То есть это такой новый уровень квеста. Одно дело – когда вы идете на квест, вас запирают в комнате 4 человека и вы там ходите… Антон Алфимов: И вы знаете, что с вами ничего не произойдет. Денис Терехов: Да, что с вами ничего не будет. Самое страшное – кто-нибудь выскочит из под какой-нибудь барной стойки, импровизированного бара и страшно закричит на нерусском языке. Это самое страшное, что может случиться. Действительно, квесты, когда играют в реальность, они пожестче. И там действительно подростки друг друга заставляют делать разные задания. Насколько я понимаю, там действительно какая-то группа людей… Это довело до абсурда, вплоть до того что выходи вечером куда-нибудь сверху и прыгай. Хотя, опять же, мои знакомые, которые в эту историю погружались… Наверное, не очень корректно коллег критиковать. Сказали, что там все подряд в одну кучу свалили. И историю про китов, и историю про проснись в какое-то время, и самоубийства. Это все разные истории. Просто все свалили в одну кучу. А лучше давайте Вконтакте закроем. Точно. Дети все будут сидеть дома, читать книжки и играть в деревянные игрушки, прибитые к полу. Антон Алфимов: Если бы этим заинтересовались депутаты Государственной Думы, я думаю, что… Денис Терехов: Все к этому идет. Ольга Арсланова: Да. И запретить социальные сети и чатики тоже. Пока еще такая идея не возникла. Еще одна страшилка, о которой, слушайте, даже люди с медицинским образованием иногда говорят, что вот эти иглы, зараженные какой-нибудь болезнью и которые… Была же какая-то, по-моему, даже жалоба. Не очень психически здоровый человек, который в Москве на какую-то иглу напоролся в метро. Антон Алфимов: И заразился спидом. Ольга Арсланова: А потом записочка: "Вы заражены". Это вообще что? Это имеет под собой хоть какую-то почву? Денис Терехов: По этому поводу есть такой анекдот. Как один мужик пришел в баню, помылся, забыл полотенце. Озирается, видит надпись: "Уважаемые посетители, шторами не вытираться!". "О, а это мысль!". Я думаю, что это из этой же серии. Я допускаю, что это могло родиться как городская легенда, но потом действительно какие-то психически неуравновешенные люди могли действительно такие вещи начинать втыкать. Я уж не знаю, правда там все это заражено каким-то СПИДом или чем-то еще, или просто это иголка… Самое страшное, что будет – это небольшой нарыв и так далее. Мы об этом не знаем наверняка. Но не исключено, что действительно подобная истерия может приводить к тому, что кто-то скажет "о, а это мысль!" и начнет эту историю повторять. Но в большинстве случаев, конечно, это скорее всего просто бесконечные пересылки друг другу каких-то вот этих сообщений. Ольга Арсланова: Вообще удивительно, что люди боятся жвачки с наркотиком, боятся игл с ВИЧ, но при этом не боятся, например, каких-то серьезных болезней, выступая в группах диссидентов прививочных, вич-диссидентов и так далее. То есть такое ощущение, что люди боятся несуществующего, а существующее часто не замечают. Денис Терехов: Я совершенно с вами согласен. Они боятся каких-то мифических жвачек с наркотиками, но при этом дети у них гуляют неизвестно до скольки и неизвестно где на улице. Где можно всяких жвачек… И просто какой-нибудь нехороший человек может тебя куда-нибудь уволочь. Просто проще ведь бояться какой-то совершенно вербализированной конкретной проблемы. А еще когда она так ярко визуализирована – жвачка. Еще когда тебе какую-то картинку показали. Позже выяснили, что это была просто какая-то жвачка, которую можно правда купить на AliExpress, и она не имеет никакого отношения (по крайней мере вот эта конкретная жвачка вот этого отдельно взятого бренда) к наркотикам. Просто там какой-то веселый парень нарисован. Явно он чем-то обширялся, - могут сделать вывод большие специалисты в области профилактики наркомании. Опять же, все это происходит от отсутствия креатива, я бы так сказал. Люди ничего сами придумать не могут. Поэтому они ведутся, если так можно выразиться, на такую общественную истерию. То, о чем вы говорили по поводу блогеров, вы знаете, популярные блогеры на этом себе популярность не делают. Они как раз делают популярность на таком контенте, что называется, оригинальном. Как известно, есть совершенно пугающая цифра: 95% всего контента в Интернете – это репосты. Вот как раз люди, которым нечего написать, вот они радостно репостят вот эту дурь, по-другому это не назову, и забивают вот этим контентом свои бессмысленные блоги. Ольга Арсланова: То есть они таким образом пытаются к себе внимание… Антон Алфимов: Я бы не говорил… Денис Терехов: Они пытаются просто хоть как-то хоть чем-то наполнить свою ленту. Они сами ничего придумать не могут и наполняют ленту вот таким однотипным тупым контентом из групповых чатов разных мамских форумов. Антон Алфимов: Я как раз не говорил о блогерах, тем более об известных, а о владельцах небольших групп и сообществ. Я просто как раз вспомнил вот эту историю про китов и во сколько они просыпаются. 4:20. И как раз один из владельцев группы объяснял, что он всего лишь таким образом набивал себе трафика, не более того. Денис Терехов: Это тоже может быть такой способ – сесть на популярную тему… Есть такое модное слово – ситуативный маркетинг. Сесть на какую-то тему, которая сейчас популярна и как-то ее отрабатывать. Самый известный пример – это когда после выхода игры "Pokemon Go" все начали их ловить. Сбербанк у себя в отделениях покемонов поселил, еще какая-то сеть магазинов, в которые, мне кажется, только пенсионеры ходят, тоже каких-то покемонов предложила ловить. То есть сесть на тему – это хороший способ. Другое дело, что подобные истории живут не очень долго. Они живут от недели до месяца. Кто сейчас про покемонов вспомнит? Ольга Арсланова: Это еще и вопрос об уровне критического мышления у среднего пользователя интернета и, вероятно, среднего россиянина. Антон Алфимов: И окружающая обстановка, мне кажется, бесконечно важна, потому что я сейчас как раз вспоминаю эту историю о том, как вертолеты разбирали на Красной площади какой-то каток. Ольга Арсланова: Да, там есть каток. Антон Алфимов: Разбирали. Автомобилисты, увидев военные вертолеты на Красной площади, дофантазировались до того, власть в нашей стране перешла к премьер-министру, а глава администрации президента в генеральском мундире врывался, въезжал в Кремль. Ольга Арсланова: Они шутили. Вопрос действительно в уровне критического мышления. У нас люди так привыкли доверять в принципе любому источнику информации, будь то телевизор или социальные сети, или, я не знаю, газета "Правда", или это абсолютно нормально и весь мир в это верит, и мы не какие-то тут особенные? Денис Терехов: Вы же знаете выражение "По телевизору зря не скажут"? Ольга Арсланова: Конечно. Денис Терехов: Сейчас это выражение, мне кажется, в большей степени должно применяться к социальным сетям, потому что последние опросы общественного мнения показывают, что как раз доверие к классическим каналам коммуникации падает, а доверие к так называемым народным корреспондентам растет. Ведь на самом деле когда вы читаете какое-то сообщение в соцсетях, этого вы не интернет читаете, это вам не какой-то темный ящик говорит. Это вам говорят как будто бы конкретные люди. А к конкретным людям, конечно, доверие всегда выше, чем к кому-то абстрактному. Даже я вспомню историю 5-летней давности, когда для одного московского магазина проводили рекламную компанию, основанную на дискуссиях в соцсетях. Они замеряли ответы на вопросы "как вы узнали об этом спецпредложении?". Им сказали: "Друзья рассказали". То есть не в интернете они об этом узнали, а им друзья рассказали. Это ведь друзья в соцсетях там говорят. Пусть через чат, пусть через какое-то сообщение публичное, но, тем не менее, это вот так. Поэтому и доверие выше. Ольга Арсланова: То есть люди доверяют конкретному человеку по большому счету? Денис Терехов: Вот мы с вами поговорили, скажут - "точно в жвачке что-то лежало". Ольга Арсланова: Да что вы! Денис Терехов: Конечно, доверие мне больше, чем по телевизору вам что-то скажут. Ольга Арсланова: Я уже знаю официальный комментарий МВД. Они говорят – ни одной жалобы не было. Никто не обращался. Антон Алфимов: Вообще надо всегда смотреть источники. Мне кажется, когда приходят такие сообщения. У них всегда идет какая-то длинная родственная связь. "Об этом рассказала жена мужа моей подруги, - что-нибудь такое. Денис Терехов: "А он из милиции. Он точно знает". Антон Алфимов: Да. Обязательно это знакомая. Ольга Арсланова: Ладно. И вы говорите о том, что эти вещи относительно безобидные. Кроме каких-то страхов, тревоги и определенного стресса. Но бывают случаи, когда люди на таком страхе, на жалости разводят на деньги. То есть различные псевдоблаготворительные вещи. Кому-то нужно помочь. И так далее. Это рабочие схемы? Люди действительно так хорошо зарабатывают на таком мошенничестве? Денис Терехов: Я думаю, что уже нет. Я прекрасно знаком с уважаемым Митей Алешковским, который у вас до этого был в эфире. И мы с ним обсуждали пару раз эту историю. И он считает, что сейчас настало время профессиональных благотворителей. Потому что абсолютно девальвирована благотворительность в чистом виде. Потому что сейчас никто уже не хочет забирать котят, щенков, помогать каким-то людям, потому что слишком часто люди… знаете, как в сказке про "Волки, волки!", мальчик орал "Волки, волки!". А когда волки случились, никто ему не помог. Слишком много было историй, когда были ненастоящие благотворители. То есть в этом смысле сейчас помогать такому неверифицированному человеку (хотя очень жалостливая может быть фотография) уже не будет. Опять же, история из моей жизни. Мои сердобольная жена и маленький ребенок нашли 4 или 5 лет назад каких-то щенков на дороге. И вот я включил всю страшную машину SMM своего агентства, чтобы щенков пристроить. Все известные блогеры про это написали. Мы сняли ролик. Ролик набрал много просмотров. И думайте, сколько щенков мы пристроили через это? 0. Всех раздали по знакомым. Потому что все расшарили ролик, все залайкали сообщение, все плакали, все сказали: "Какие же вы молодцы!". Только щенков никто брать не хотел. Поэтому абсолютно девальвирована эта жалость. И поэтому сейчас действительно помогать могут только профессионально умеющие помогать. Те, кому ты доверяешь. Вот я доверяю Алешковскому, дам ему денег и доверю ему за себя помогать тем, кому это нужно, а не просто, абстрактно прочитав сообщение о какой-то очень несчастной семье, я в эту семью побегу. Помимо лени, существует еще чудовищный кризис доверия к подобным историям. Антон Алфимов: Если с кризисом, тем не менее, огромное количество пользователей жалуются, что они звонили по каким-то указанным телефонам, чтобы перевести 100-200 рублей неважно на что, ребенку, которому требуется помощь. В итоге оказалась исключительно мошенническая схема. Просто списывались деньги по звонку. Денис Терехов: Я ровно об этом и говорю. Поэтому сейчас люди скорее не будут звонить, чем будут звонить даже по самой душещипательной истории на самого несчастного ребеночка на фотографии. Сейчас скорее всего просто никто звонить не будет. То есть чем дальше, тем меньше подобных, как мне кажется, случайных, ситуативных звонков происходит. Ольга Арсланова: А есть какие-то понятные определенные группы людей, которые больше склонны верить таким страшилкам про жвачки, террористов, почки и иже с ними? Денис Терехов: Я думаю, что с каждым поколением мы становимся циничнее и циничнее. То, что вызывает умиление и слезы у моей мамы, наверное, уже не вызывает умиления и слез у меня. То, что вызывает умиление и слезы у меня, наверное, не вызовет это умиление у моей дочери. То есть я думаю, что чем дальше, тем у нас шкура все толще и толще нарастает. То есть, с одной стороны, наши дети погружены в такое колоссальное информационное буйство. То есть они абсолютно окружены различной информацией. Они, например, не видят разницы между социальными сетями, где все публично, и мессенджерами, где все персонально. Вот моя дочь 8-летняя не видит разницы между этим. Ведь Viber, Whatsapp и Vk – для нее это одно и то же. Но, с другой стороны, конечно, у них с детства за счет подобных историй, когда тебя системно обманывают, у них прививка к благотворительности и к жалости. К сожалению, мне кажется, такое происходит. Антон Алфимов: Но, тем не менее, как вам кажется, какая-то опасность есть у таких проявлений? Как известно, наше государство часто любит охранять нас от ненужной информации. А здесь народ волнуется. 13 террористов едут в Москву с жвачкой. Денис Терехов: Как вы прекрасно знаете, если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят. Поэтому, конечно, наверное, не следует колоться во все иголки, которые торчат черт знает откуда. Я далеко от мысли, что их кто-то специально втыкает, но если вы отправляетесь в ночью в какой-нибудь темный район Москвы гулять, наверное, вы должны отдавать себе отчет, что вас там могут побить. Если вы туда не ходите сами. Это не то, что ночью нельзя гулять по темным районам Москвы. Конечно, можно. Никто вас бить там не должен. Но вы должны этот риск оценивать. То же самое, например, с этим парнем, который ловил покемонов в храме. То есть, наверное, не надо его за это осуждать. Но он ведь прекрасно понимал, на что он идет. То есть просто очень часто, провоцируя какую-то возможную беду, получаем то, что получаем. Я никак не оправдываю маньяков и насильников, которые по улицам бегают. Просто мы должны сами немножко думать о тех рисках, которые могут возникать. И, наверное, надо объяснить детям, что не нужно брать жвачки на улице у незнакомых людей. Хотя, скорее всего, не будет ничего. Возможно, люди из самых благих намерений будут жвачки давать. Но береженного бог бережет. Я какие-то банальности говорю, наверное, но ничего другого придумать, честно, не могу. Антон Алфимов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Антон Алфимов: Это был Денис Терехов, генеральный директор агентства SNMG ("Социальные сети"). Спасибо.