Психолог Андрей Зберовский: У оптимиста более развиты интеллектуальные способности
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/psiholog-andrey-zberovskiy-u-optimista-bolee-razvity-intellektualnye-sposobnosti-57995.html Иван Князев: Я, кстати, тоже немножко размялся, потому что шея с утра болит.
Кстати, друзья, кизомба – мы тут, пока вы смотрели и делали зарядку, почитали, что это такое – это современный городской популярный парный танец, а также музыкальный жанр. Музыка кизомбы возникла как смесь музыки традиционной ангольской сембы и Карибского зука из-за похожести ритма. В общем, это какой-то экзотический танец.
Тамара Шорникова: Любой танец хорош, если помогает вам поднять настроение, поэтому танцуйте, пойте вместе с нами, звоните к нам в прямой эфир и отвечайте, участвуйте в нашем СМС-опросе «Кому легче жить: оптимистам, пессимистам?» Кстати, посмотрите.
Иван Князев: Вау, у кого стакан на половину полон? У тебя полон, у меня на половину пуст уже.
Тамара Шорникова: Мы недавно обсуждали, кто тут оптимист. Мне кажется, все очевидно. Кому легче живется: оптимистам или пессимистам? Сейчас спросим у нашего гостя. Психолог у нас в студии Андрей Викторович Зберовский. Здравствуйте!
Андрей Зберовский: Доброе утро!
Иван Князев: Здравствуйте, Андрей!
Тамара Шорникова: Конечно, с одной стороны, вроде здорово не обращать внимания на проблемы, не расстраиваться по пустякам и уж тем более стараться как-то максимально уверенно проходить сложный период времени. С другой, если ты будешь улыбаться каждый день, кажется, подумают, что ты немножечко... того.
Андрей Зберовский: Во-первых, легче живется тем, кто сейчас смотрит нашу прекрасную телепередачу, где у двух ведущих практически полные стаканы, как я вижу, поэтому правильный выбор с утра. Но если говорить серьезно, то для оптимиста важно наличие многовариантности жизни. Уже само слово «оптимист» и слово «оптимальный» предполагают наличие выбора.
В этом плане у оптимистов, как показывает наблюдение у нас, психологов, когнитивные, то есть интеллектуальные, способности обычно развиты больше. То есть человек должен накидать в своей голове несколько вариантов развития событий и сказать: «О! Там есть очень неплохой или несколько неплохих». То есть в этом плане у оптимиста всегда есть запасные ходы, запасные варианты решения.
И когда ты знаешь, что у тебя есть несколько вариантов, то, конечно, у тебя настроение становится лучше. А когда настроение становится лучше, это мобилизует человека на преодоление любых совершенно трудностей. И в этом плане, напоминаю, известная такая шутка, что даже если лягушку съел аист, у лягушки все равно есть, по меньшей мере, два варианта выхода в этой ситуации.
Тамара Шорникова: Мне кажется, что с обывательской точки зрения как раз наоборот. То есть у оптимиста один вариант – все будет хорошо, а пессимист – это человек, который все время беспокоится, тревожится, он же все время как раз просчитывает «а если вот так пойдет не по плану, а если вот так», то есть, наоборот, прокручивает эти варианты.
Иван Князев: Наоборот подготовлен ко всяким сложным событиям.
Андрей Зберовский: Да, но, на самом деле, пессимист останавливает свою альтернативность: «ну там тоже будет плохо», а оптимист проматывает дальше. То есть у него хватает, что называется, процессора для понимания иных вариантов, и он говорит: «Ну тут, может быть, было сначала трудно, а потом-то все равно будет хорошо».
Поэтому оптимист, он заглядывает как бы дальше, любая трудность для него – это начало преодоления, начало движения к лучшему. У меня вот бабушка всегда говорила, что у пессимиста у палки два конца, у оптимиста у палки два начала. То есть уже оптимистично звучит.
Тамара Шорникова: Да. С другой стороны, тоже сейчас много, мне кажется, из каждого утюга, про позитивное мышление, «думаю позитивно» и т. д. Если ты вдруг начинаешь что-то там бубнить с утра, пришел не в том настроении, тебя сразу записывают в токсичные люди, поменьше с тобой надо общаться и т. д. «Ты что-то не очень позитивный». Но ведь до этого на многие годы как раз вы, ваши коллеги рассказывали: нужно проживать все эмоции, негативные эмоции тоже хорошие, их нужно пропускать через себя, не копить внутри, чтобы потом не страдать от инсульта, инфаркта и т. д.
Андрей Зберовский: Даже негативные эмоции можно проживать по-разному совершенно. Вот мой, в свое время, учитель говорил, что пессимист плачет в жилетку психолога, а оптимист в декольте норовит поплакать. То есть в этом плане проживать можно по-разному. Можно проживать, застревая в проживании этом, в переживании, а можно, соответственно, переживать, просто набрасывая новые ходы для движения в будущем.
В этом плане мы, психологи, всегда говорим, что какие бы ни были трудности, в истории человечества их было огромное количество, но всегда выходит солнце, солнце всегда встает. И в этом смысле солнце – это прекрасный такой инструмент оптимизма. И в этом плане сама по себе человеческая природа такова, что мы оптимисты. В ходе эволюции выживали всегда именно оптимисты, потому что животные, если мы будем говорить о животных, всегда реалисты, у них нет многовариантности.
Мы всегда рисуем будущее. До тех пор, пока человек рисует будущее, он даже самые большие трудности, с которыми столкнется, будет воспринимать просто как промежуточный этап движения к лучшему. И вот эта позиция, только она, на самом деле, движет историю, только она поднимает людей по утрам и отправляет на работу, потому что мы – оптимисты.
Тамара Шорникова: Я представила: «Да не съест меня этот мамонт, все будет хорошо».
Андрей Зберовский: «Конечно, мы его окружим и съедим сами».
Иван Князев: Давайте послушаем, что думают наши телезрители. У нас Наталья на связи. Наталья, здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте!
Иван Князев: Кому легче живется: оптимисту или пессимисту, и почему?
Зритель: Конечно, живется легче оптимисту, вот я для себя такой вывод сделала. И в самых сложных ситуациях я всегда верю в том, что у каждого человека есть выбор: либо раскиснуть, либо радоваться жизни и принимать решения. Я сочинила такое стихотворение для себя, когда была сложная ситуация, и оно мне помогает. Я хочу поделиться с вами.
Иван Князев: Давайте.
Зритель: Я открыла утром глаз – дремлет мой энтузиазм. Я его ногой толкнула: «Эй, давай-ка, шевелись. Видишь, я уже проснулась, так и ты давай взбодрись! Позови меня с собою и давай творить, вершить! Скажем проще: улыбайтесь, ведь с улыбкой легче жить!»
Иван Князев: Спасибо вам большое, Наталья!
Андрей Зберовский: Однозначно, правильно. Очень важно, что специалисты и физиологи давно выявили прямую закономерность связи оптимизма и иммунитета человека. Дело в том, что гормон оптимизма, серотонин, имеет большое значение при функционировании нашего иммунитета человеческого. И имея оптимистичное настроение на каждый день, люди в разы меньше болеют. А в разы меньше болеют, значит, дольше живут. И безусловно, в этом плане прямая связь между оптимизмом и долголетием, потому что пессимисты долго не живут, а оптимисты, они по своей природе долгожители.
И вы знаете, тоже не могу не рассказать свою такую шутку о том, что пессимист спрашивает «сколько я буду жить?» у кукушки, а оптимист спрашивает у дятла, который будет стучать, собственно говоря, до скончания века, и это будет заряжать человека хорошим, бодрым, позитивным настроением. Потому что, на самом деле, наступает весна, она никуда никогда не отложится, она наступает, люди скоро выйдут на улицы, будут гулять, поля будут засеяны новым зерном, будет новый урожай. И в этом плане у нас, оптимистов, никогда ничего не остановится.
Иван Князев: Как в песне: «А что будет завтра? – А завтра будет апрель. – А вы уверены? – Да, потому что уже пропела свирель». Давайте посмотрим, что все-таки еще думают наши телезрители на тему «Кому легче живется: оптимисту или пессимисту?» Из Новосибирска отвечали, Рязани и Самары.
ОПРОС
Иван Князев: «Сегодня самый лучший день в моей жизни!» – пишет телезритель из Нижегородской области. Из Пермского края: «Все, что нас не убивает, делает сильнее». «Надо радоваться малым», – это из Краснодарского края. Из Мордовии: «Спасибо вам, ведущие, вы поднимаете настроение». Из Дагестана: «Оптимисты делают мир лучше», а из Пермского края еще одно сообщение: «Пофигистам легче жить», – подпись «оптимист». Интересно.
Вот смотрите, что нам прислали в чате в Ватсапе: «Легко живется, когда тебя подкармливают», – подпись «Сергей». Вот такого замечательного зверька нам прислал. Явно же оптимистичное фото, такой довольный, подкармливают его.
Андрей Зберовский: Я хочу сказать, что пища духовная подкармливает нас не меньше, чем прекрасные коврижки. В этом плане оптимист – это человек, который питается духовной пищей, и она его мотивирует, она заставляет улыбаться, заставляет быть доброжелательней и одновременно активней.
Потому что, на самом деле, только будучи доброжелательным, ты вовлекаешь в свое действие, в свою деятельность других людей. Им просто приятнее с тобой взаимодействовать. Пессимизм – это всегда путь в одиночество, а в одиночку какие-то сложные большие дела не сделаешь, больших целей не добьешься. Поэтому оптимизм – это коллективизм, а в нашей духовности, в нашей культуре все-таки больше коллективизм. Поэтому мы коллективисты и оптимисты!
Тамара Шорникова: Ну если все будут оптимистами, у вас же не будет клиентов, потому что как только люди начинают грустить, думать о своих проблемах, они приходят к вам.
Андрей Зберовский: Оптимист всегда знает, что будут пессимисты и нам, психологам, работы хватит.
Иван Князев: Андрей, а можно вопрос? А как научиться быть оптимистом? Если все время как посмотришь, что-то как-то «да ну, да нет, ну не хочется...» Вроде и хочется быть жизнерадостным и улыбаться, а как-то не всегда так...
Тамара Шорникова: Но жизнь возвращает тебя на место.
Иван Князев: Да. Как научиться этому?
Андрей Зберовский: На самом деле, оптимизму мы учимся еще в школе. Почему? Потому что, во-первых, как показывает исследование филологов, большая часть слов в языках – это слова оптимистичные, непессимистичные. Поэтому когда мы изучаем родной свой русский язык и любой язык в мире, в любой стране, мы больше получаем слов оптимистичных.
Ну а самое главное – учебник истории. Любая история в любой стране – это всегда учебник оптимизма, потому что любые войны заканчиваются, любые кризисы заканчиваются, везде идет прогресс, технологии, люди становятся добрее, позитивнее. Я бы сказал, что человеческая история – это время постоянного увеличения количества и процента оптимистов.
Тамара Шорникова: Хорошо. Сейчас тревожное время, действительно. Есть какая-то пару-тройка советов как быстро себя из тревоги вытащить? Вот не застрять в этом страхе, в том, что сейчас что-то плохое происходит, завтра будет еще хуже.
Андрей Зберовский: Есть три простых совета. Во-первых, всегда нужно вспоминать о каких-то трудностях, которые были в вашей жизни. Мы не можем жить без трудностей, они явно были, но раз мы с вами разговариваем, значит, мы их явно преодолели. Поэтому вспоминаем трудности и гордость за самих себя, когда мы это преодолевали – это раз.
Второе: важно быть на контакте именно с теми людьми в своем окружении, среди родственников, кто является оптимистом, то есть надо заряжаться, соответственно. И третье: нужно помнить об ответственности за своих близких, потому что если мы будем пессимистами, то мы будем заряжать наших близких, детей, бабушек, дедушек, родителей, коллег пессимизмом, что, естественно, будет плохо на них отражаться.
Поэтому уверенность в себе, прикосновение к другим оптимистам и ответственность за настроение вокруг нас – вот эти три фактора должны нас взбадривать, как бы трудно нам не было.
Тамара Шорникова: Спасибо!
Иван Князев: Спасибо вам большое! Андрей Зберовский, психолог, был с нами на связи. Вот итоги нашего опроса «Кому жить легче: оптимисту или пессимисту?» – за оптимистов проголосовали 70% наших телезрителей, за пессимистов, соответственно, 30%. Но вот еще очень интересное СМС: «Чем дороже сахар в магазине, тем меньше ожирения и диабета», – явно же оптимист написал.
Тамара Шорникова: Мне кажется, фантазер.
Иван Князев: Может быть, фантазер. Мы продолжим в следующем часе, оставайтесь с нами.