Петр Кузнецов: «Разводили ли вас телефонные мошенники?» – Да, нет, 5445, еще успеете проголосовать и рассказать свою историю. Наиля Бирарова с нами, психолог, на связи. Здравствуйте! Мария Карпова: Здравствуйте, Наиля! Наиля Бирарова: Здравствуйте, Мария, Петр, дорогие телезрители! Мария Карпова: Наиля, почему мы такие доверчивые, особенно когда нам звонят мошенники? Наиля Бирарова: Мне кажется, мы так любим обманываться, мы так хотим верить в сказку. У нас настолько наше мышление заточено на то, что существуют чудеса. И сейчас в предновогоднее время – это вообще актуально. Психика так устроена, что мы склонны доверять, мы очень доверчивые. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, самый действенный способ же, правильно мы понимаем, что это какой-то штраф, это угроза блокировки, т.е. они пускают в ход негативный сценарий. Очень мало случаев, когда да, вы выиграли миллион рублей и дальше просьба пройти по ссылке или перевести стартовую сумму для того, чтобы этот миллион получить. Это все время запугивания, стресс? Наиля Бирарова: Вообще продажа существует в двух вариантах: это либо, когда продавец бьет на боль и страх, либо, когда он продает радость, счастье, какое-то приятное впечатление. Конечно, на страхе и на боли продается больше и быстрее. Потому что человек вгоняется в испуг, у него усыпляется бдительность, он совершенно теряет контроль и самоконтроль. И под воздействием вот этого негативного фона, он совершает какие-то действия, чтобы эту боль скинуть, т.е. он делает что-то на самом деле, чтобы защититься и быть в окружении безопасности. Петр Кузнецов: Вот! Наиля, давайте разберем на конкретном примере. Сейчас Любовь из Красноярска с нами на связи, как мы понимаем, увы, с не очень хорошей историей. Мария Карпова: Любовь, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Вот я тоже так думала. Накануне была передача про мошенников и у меня прямо мысль такая, что уж меня-то никогда не разведут! Я такая бдительная. И вот так получилось, что я утром только глаза продрала и мне вот такая, что: «У вас снимают деньги!» Конечно, меня оторопь взяла. «А мы вам поможем». Петр Кузнецов: И все? И дальше по их схеме пошли действовать, да? Зритель: Я отключилась от них и позвонила на номер 900. Связалась с оператором, она говорит: «Нет, у вас все хорошо, все в порядке». Потом они мне перезванивают. Я говорю: «Нет, все в порядке. Никто у меня ничего не снимает. Вы чего? Вы, наверное, мошенники?» Они говорят: «Да нет! Это благодаря нам у вас не сняли деньги. Но нам надо сделать так, чтобы у вас вообще никогда даже не пытались это делать». Вот такая история была. Мария Карпова: И что, и все-таки, сколько сняли, Любовь? Они сначала 3900, потом 7000, в общей сложности они сняли 14 тысяч. Мария Карпова: Да. Очень обидно! Петр Кузнецов: 14 тысяч рублей. Зритель: Но это еще не все. Это было накануне моего дня рождения. 72 года. Я поверить до сих пор не могу. Год назад я встречала свой день рождения за пустым столом. Мария Карпова: Любовь, нам очень жаль, что так случилось, действительно! Спасибо за историю! Наиля, вот скажите, почему все-таки на конкретном примере? Петр Кузнецов: Поначалу же все было хорошо! Мария Карпова: Все было хорошо. Не поверила, да. Сказала, что мошенники. И все-таки опять. Наиля Бирарова: У них есть определенная схема действия. У них есть определенный алгоритм, инструктаж и порядок воздействия. Дело в том, что есть техники НЛП – нейролингвистического программирования, когда мгновенно внедряется информация в мозг и интегрируется программа страха. И на этой функции человек действует неадекватно, т.е. он в данный момент находится в таком легком состоянии аффекта, он не способен здраво мыслить. И на это бьют продажники и мошенники. Просто Любовь у нас находится в элегантном возрасте, плюс ко всему у этих людей есть страх, связанный с пандемией, а это фоном все время считывается. Плюс ко всему возрастной, потому что есть моментики, и таких людей очень легко подчинить своей воле. Если бы мы научились сразу мгновенно отсекать и швырять трубки и понимать, что банк будет звонить конкретно с телефона банка. Или если это мошенник и, допустим, мне позвонили на домашний телефон, перезвонить и перепроверить информацию. «Да, я вас услышала, ваша фамилия, имя, отчество, я перезвоню в банк и узнаю. Поговорю со своим менеджером». То есть получается, что мы верим первому встречному! Вот он сказал – это истина в последней инстанции. Как так? Это нужно обязательно перепроверить. Любая операция с деньгами требует перепроверки – вот это важно запомнить! И не нужно их дослушивать. Если мы даем им возможность договорить, конечно, нас разведут на деньги. Потому что у них есть определенный механизм. Петр Кузнецов: Так, в том то и дело, Наиля! Мы просто в этот момент, если бы понимали, что именно они, конечно, мы не будем с ними говорить. А мы-то их слушаем почему? Потому что мы до конца не уверены: официальный сотрудник или нет. Наиля Бирарова: Представитель банка всегда звонит с банковского телефона. Он никогда не звонит с каких-то непонятных номеров. Это, во-первых. Они всегда представляются по своей должности и по своей фамилии, имени, отчеству, все. Значит, раз вы чувствуете, что сейчас будет отжим денег, надо перезвонить в банк и спросить: «У вас работает такой-то? У меня действительно сейчас махинация?» То есть себе запретить в ту же секунду кому-то сливать свои деньги. Вот этот момент очень важно запомнить! Даже если мне страшно, и я вся трясусь. Петр Кузнецов: Супер! Прекрасно, спасибо за совет! Наиля Бирарова, психолог. Остается подвести итоги нашего опроса. Расспрашивали вас: «Разводили ли вас телефонные мошенники?» 79%, почти 80%, сказали: «Да, разводили». Активно действуют. Петр Кузнецов: Что подтверждает общую статистику, увы. Это ОТРажение-1, Мария Карпова. Мария Карпова: Петр Кузнецов, ОТР, до завтра! Петр Кузнецов: До завтра! Оставайтесь с нами! Не выключайте просто, ОТРажение-2 и 3 впереди.