Психолог Ольга Савская: У многих обладателей кредитных карт есть ощущение – это мои деньги. И они тратят их не думая
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/psiholog-olga-savskaya-u-mnogih-obladateley-kreditnyh-kart-est-oshchushchenie-eto-moi-dengi-i-oni-tratyat-ih-ne-dumaya-58312.html
Мария Карпова: Эксперты считают, что основная причина таких безумных трат по кредитным картам... Какая? Психологическая. В голове это у нас сидит.
Петр Кузнецов: Психологическая?
Мария Карпова: Да. Около 20% людей, обращающихся к психологам или к психотерапевтам, не умеют выстраивать финансовый поток, поэтому и залезают в долги. Из этой ямы вылезти уже очень сложно, если вы туда залезли, даже психотерапевт вас оттуда уже не вытащит, поэтому работать нужно на опережение, чтобы всего этого не допустить. Но здесь, конечно же, без помощи специалиста не обойтись.
С нами на связи финансовый психолог Ольга Савская, сейчас она скажет, как в эту яму не попасть.
Петр Кузнецов: Ольга, здравствуйте!
Ольга Савская: Здравствуйте!
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, как вовремя понять, что я живу не по средствам?
Мария Карпова: Как не попасть в яму?
Ольга Савская: Смотрите, в первую очередь нужно понимать, что такое кредит и что это деньги вообще чужие, вы их берете в рассрочку, их нужно отдавать. Извините, это не работает так, что «я отдам это через полгода». Когда человек получает деньги, например, – вы сейчас начали говорить про кредитные карты – есть ощущение у большинства людей, что «это уже мои деньги», они тратят их не думая.
Кредит, по сути, может играть в плюс, может играть в минус. В плюс – это когда «я понимаю, что я беру деньги – я их приумножаю, у меня уже есть расчеты, что я вложу в бизнес, что-то с ними сделаю, и они принесут мне прибыль».
Второе – когда берут рассрочки, понимая, что «я не хочу отдавать за айфон 100 тысяч сейчас, мне лучше взять на 10 месяцев, чтобы это для меня было незаметно, – это абсолютно нормально, и я рассчитываю, что я могу спокойно рассчитаться. Деньги есть, но лучше в рассрочку, чтобы не замораживать деньги».
И третье – это когда люди берут кредиты, не думая вообще о последствиях: ни о том, как они будут платить, смогут ли они закрыть этот кредит. И когда кредитные карты начинают тратиться на все, не задумываясь о том, что эти деньги нужно возвращать, потом люди сталкиваются с тем, что нужно платить.
Некоторые берут кредиты, например, ипотеки, еще потому, что каждому хочется, чтобы у него был свой дом. Но мы, к сожалению, не застрахованы от того, что может происходить вообще в жизни человека: может семья распасться, с работы могут уволить и все что угодно.
Но самое главное: нужно уметь действительно управлять своими финансами, планировать. Многие люди не владеют финансовой грамотностью с точки зрения вообще распределения денег, на что они тратятся. Вы знаете, я даже сталкивалась с некоторыми людьми, которые сначала тратят, а потом понимают, что у них огромные долги, и не понимают, что с этим делать, потому что изначально они не понимают, «сколько я трачу на еду», «сколько я трачу на развлечения», «сколько я трачу на семью» – не учитывают все расходы.
Мария Карпова: Так как эту привычку в себе выработать, чтобы все это учитывать? Вот буквально записывать каждые расходы, и потом, в конце, не знаю, дня, недели смотреть, «что я потратил и сколько»?
Ольга Савская: В идеале должен быть бюджет, и в течение месяца вы расписываете, это можно и по карте отследить. Сейчас удобно: есть различные сервисы для того, чтобы можно было отследить, куда уходят деньги. И вы планируете, вы уже понимаете, что «столько мне нужно на еду», «столько я могу потратить в этом месяце на одежду», «столько я могу потратить на что-то еще».
И в идеале, когда люди планируют вперед на год. Если мы касаемся обычных людей, средний уровень достатка, в идеале нужно просчитывать, потому что можно столкнуться с тем, что потом просто не остается денег, нечем платить, а кредит... Еще раз скажу, что самое главное касаемо кредита и рассрочек: люди думают, что «это мои деньги и мне их возвращать как будто бы и не нужно, я отдам потом как-то», и в следствие этого они набирают кредитов, один за другим.
Плюс еще есть проблема у многих людей – есть термин «шопоголизм», когда скупают все. Есть проблема, когда для людей покупка – это эмоция, и они находят возможность, им нужно просто потратить деньги, чтобы получить какие-то эмоции. Кто-то тратит безумные деньги на ту атрибутику, которая «мне нужна», потому что для них это статус и им нужно, чтобы их приняли. Например, последние деньги тратят на айфоны, на какую-то дорогую сумку брендовую.
Петр Кузнецов: Да, пуховик какой-нибудь.
Ольга Савская: Потом сидят и плачут, что у них денег нет.
Петр Кузнецов: Ольга, кстати, вот нам наши телезрители про бедность пишут очень много на СМС-портале. Но я рискну предположить, что здесь не совсем в бедности дело, потому что вот он разбогатеет, этот человек, предположим, что начнет получать на 100 тысяч больше, он же продолжит жить все равно непосредственно, просто вместо айфона, например, на смену придет «БМВ», например. Просто поменяются приоритеты. Даже нет, поменяются – это ладно, но вместо айфона просто будет игрушка дороже и все.
Ольга Савская: Если человек привык тратить деньги и раскидываться ими налево-направо, это должно либо что-то плохое произойти, чтобы он одумался, либо он задумался и пошел куда-нибудь учиться, либо работать психологом, чтобы научиться выстраивать свой финансовый поток.
Поэтому чаще всего человек расточительный, неважно, сколько у него денег, он абсолютно все так же, можно сказать, проиграет. Знаете, на самом деле, шопоголизм, вот эта безрассудная трата, ее можно сравнить с игроманией, когда человек не может остановиться: он тратит-тратит деньги, все скупает и думает, что все будет хорошо.
Мария Карпова: Ольга, вот если бы я пришла – я не могу не спросить – к вам на консультацию, я бы задала такой вопрос про себя, меня очень волнует, правда. Я, например, сейчас хочу купить какую-то дорогую вещь, потом понимаю, что где-то мне придется ужаться: может быть, даже в столовой меньше денег потратить, не знаю, к косметологу не сходить лишний раз, себя лишу в ближайшие пару недель. Это правильный подход или это тоже уже какая-то проблема?
Ольга Савская: Вы знаете, у меня вопрос: а зачем вам эта дорогая вещь? Что она вам даст? Что такого она вам даст?
Петр Кузнецов: Сейчас мы выясним, что же это такое.
Ольга Савская: Перед подружками покажете? Вот что это даст? Понимаете, любая дорогая вещь – люди приобретают ее не просто так, они приобретают для чего-то.
Петр Кузнецов: Хорошо, Ольга, а, например, путешествия? Мария вот в путешествие отправиться хочет.
Ольга Савская: Смотрите, очень важно ставить цели. Что такое цели? Цели на год, цели на месяц. Из этого вы уже рассчитываете сумму, которая вам необходима, которую вы можете выделить. Путешествие дает эмоции. Здесь нужно еще рассчитывать, какое путешествие, просчитывать все расходы и возможности, потому что некоторые делают так: они лучше потратятся на путешествие, они съездят куда-то, но потом более-менее спокойно живут. Вы же понимаете, что тратить последние деньги на путешествия, если есть проблема с тем, что продукты не на что купить, это неразумно.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, Ольга, это только для нас характерна такая поведенческая модель потребления и жизнь не по средствам? Это именно про русского человека?
Ольга Савская: Знаете, это про мировое вообще, на самом деле. Потому что потребление позиционируется везде. Давайте посмотрим более глобально: у нас постоянно идет реклама, что «тебе нужно это купить», что «у тебя обязательно заболит», есть позиционирование рекламы, что «тебе нужно обязательно это взять», различные соцсети, которые нас как будто бы, знаете, программируют, что «тебе нужно купить это платье», «тебе нужно купить эту машину».
И у нас срабатывает один из инстинктов... На самом деле, все три срабатывают: безопасность, иерархия и половой инстинкт. Половой инстинкт про то, что включает конкуренцию: «я хочу быть лучше», «я хочу доказать кому-то, что я соответствую этому уровню», и люди все это покупают для того, чтобы показать статус, что «я достоин, это мой статус».
Петр Кузнецов: Подсадили нас, в общем. Как только кредиты появились, так и нас подсадили.
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Спасибо! Ольга Савская, финансовый психолог. Попытались мы начать слезать с этой иглы.