Виталий Млечин: Продолжаем программу «ОТРажение», как и обещали. Оксана Галькевич: Ну вот, друзья, как и обещали. Вы знаете, Псковская область не самая гигантская, конечно, в нашей стране, но и она вполне впечатляет своими масштабами. Например, соседей своих впечатляет: по площади она вполне сравнима с Эстонией, даже несколько больше, да и до других прибалтийских государств, в общем-то, недалеко. Виталий Млечин: Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – 10,5 тысяч километров, протяженность железнодорожных путей – больше тысяч километров. Все железнодорожные линии, правда, не электрифицированы, на тепловозной тяге и преимущественно однопутные. Электрификацию предполагают начать в 2024 году. Оксана Галькевич: В Пскове также открыт международный аэропорт, мы о нем уже рассказывали в нашем большом фильме. Для среднемагистральных пассажирских и грузовых самолетов в прошлом году он перевез 107 тысяч пассажиров. Это в 2 раза больше, чем в 2020 году, даже больше, чем в 2 раза, очень хорошие показатели. Виталий Млечин: Но это все цифры. Как ситуацию с транспортом видят люди, которые живут в Псковской области? Вот вы, пожалуйста, нам позвоните или напишите и расскажите, 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших СМС-сообщений. Ну а прямо сейчас с нами на связи Станислав Стармолотов, исполняющий обязанности председателя Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области. Станислав Янович, здравствуйте! Оксана Галькевич: Здравствуйте! Станислав Стармолотов: Добрый день, Виталий, Оксана! Виталий Млечин: Что сейчас в фокусе внимания? На чем сейчас вы сосредоточены касаемо транспорта, какие главные направления развития? Станислав Стармолотов: В фокусе внимания в части транспорта, конечно же, улучшение транспортной доступности населения, прорабатываются вопросы по приобретению новой автобусной техники, потому что очень большой объем автомобильных перевозок в области, а они все, большая часть, специально направленные, субсидируются из областного бюджета. Поэтому наша задача – улучшать транспортную доступность граждан. Оксана Галькевич: Станислав Янович, вы знаете, я в прошлом году не в первый раз уже проехала по Псковской области, довольно активно ехала. Но ехала, понятно, маршрутом из Москвы в Пушкинские горы через Великие Луки, но люблю иногда так неожиданно налево-направо куда-нибудь свернуть неочевидными какими-то маршрутами. Вот я прочитала, что вы 200 километров дорог в прошлом году сделали. Какие планы у вас на этот год? Потому что по итогам моего небольшого такого путешествия могу сказать, что работать еще есть над чем. Станислав Стармолотов: Конечно, работать есть над чем. У нас регионального значения почти 8000 километров протяженность автомобильных дорог. Как вы правильно отметили, мы делаем порядка 200 километров ежегодно. Конечно, по сравнению с предыдущими временными периодами, это большой прорыв, но, понятно, что при таком объеме протяженности дорог это, конечно же, не очень много. Но достаточно эффективно, качественно эта работа производится, благодаря в том числе очень хорошей поддержке национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги». У нас очень большие объемы по нему проходят с хорошим финансированием. Оксана Галькевич: Скажите, а у вас дорожная сеть развивается или вы занимаетесь в основном реконструкцией, реставрацией уже давно существующих дорожных путей? Если мы говорим об автомобильной дороге. Станислав Стармолотов: Развивается. Да, есть у нас объекты по строительству, их, конечно, не так много. У нас планируется строительство северного обхода города Пскова, трехлетний контракт достаточно капиталоемкий. Но, по большей части, мы ведем работу по ремонту автомобильных дорог, это, опять же, национальный проект «Безопасные качественные дороги», также реконструкция – это программа комплексного развития сельских дорог, реконструкция сельских дорог, и достаточно большой объем капитального ремонта. То есть, по большему счету, мы приводим в порядок то, что есть. Строительство есть, но не в том объеме, конечно, который хотелось бы. Оксана Галькевич: А какие планы у вас? Вот мы сейчас только про автомобильные дороги, только их коснулись. А железная дорога? Здесь какие планы? Авиасообщения: какие цели вы себе ставите? Чего здесь хотите добиться? Станислав Стармолотов: В части, касающейся железных дорог, у нас идет плотное взаимодействие с «РЖД». У нас 2 основных направления железнодорожного транспорта – это Петербург и Москва, регулярное сообщение. Но нам бы хотелось увеличить количество рейсов в Петербург, это «Ласточка», и увеличить скорость движения, чтобы в пути люди как можно меньше проводили времени, доезжали с комфортом, быстро, и с большим количеством рейсов. Но также мы прорабатываем, периодически корректируем пригородные перевозки, их тоже достаточно, у нас хватает по всем направлениям. Хотелось бы, как вы уже отметили, в 2024 году приступить к электрификации пути. Вот в Ленинградской области была граница с Эстонской Республикой, опять же, это очень поможет в части ускорения движения. Что касается авиационного транспорта, то здесь, я считаю, гигантские подвижки благодаря руководителю региона Михаилу Юрьевичу Ведерникову. У нас существенно увеличилось количество направлений, по которым мы осуществляем перевозки: это и Москва, и Калининград, Симферополь, Анапа. Пассажиропоток у нас увеличился в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, более, чем в 2,5 раза, то есть 103 тысячи человек авиационным транспортом перевезено. Но мы на этом на останавливаемся, сейчас у нас идет проработка направления на Минск, Беларусь, и также не скидываем со счетов возможность осуществления рейсов в Египет и Турцию. Оксана Галькевич: Вы знаете, я, на самом деле, была очень рада за жителей Псковской области, когда узнала, что у вас открылся аэропорт. Потому что, мне кажется, это безобразная была ситуация, когда люди были оторваны от этой возможности, им нужно было ехать либо в Петербург, либо в Москву, туда, где есть этот аэропорт, чтобы куда-то улететь, – это неправильно, такая большая у нас страна. Хотела про «Ласточку» спросить. Опять же, вспоминаю, как мы, в том числе и в нашем эфире, рассказывали о том, как этот маршрут появился между Петербургом и Псковом. Насколько он востребован? Были сомнения, будет ли он востребован, не дорого ли, сориентируются ли пассажиры. Что вы сейчас об этом можете сказать? Станислав Стармолотов: Я думаю, что, если анализировать заполняемость, он очень востребован. И если бы появились новые рейсы, то они были бы так же заполнены. То есть бывают дни, когда уже билетов даже свободных нет в день отправления. Поэтому псковичи активно пользуются «Ласточкой», я думаю, все довольны. Оксана Галькевич: Вот видите, зрители – это я к вам уже, уважаемые зрители – кто мне тут писал, что «не псковичи, а псковитяне», вот видите, Станислав Янович говорит «псковичи», все, я буду теперь за ним повторять. Станислав Стармолотов: Можно и так выражаться, да, у нас два наименования. Оксана Галькевич: Хорошо, Станислав Янович, у нас звонки пошли, люди хотят пообщаться с вами. Виталий Млечин: Из Пскова как раз, конечно. Николай. Здравствуйте, Николай! Оксана Галькевич: Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте-здравствуйте! Оксана Галькевич: Слушаем вас. Зритель: Я на Псковщине уже 44 года с 1977 года, я псковский поэт, Садков Николай Иванович, издал вот первый сборник свой, готовлю еще 3 сборника стихов. Сам я родом из Кубанской станицы Новосвободной, это за Майкопом 40 километров. Вырваться отсюда очень сложно, из Пскова, потому что я его про себя называю «город-магнит». А за последние 5 лет он настолько изменился, стал красивый. Тут и заслуга Турчака, и заслуга Цецерского, бывшего главы города, сегодня Елена Полонская и Ведерников, губернатор. Виталий Млечин: А что нравится, расскажите? Почему «магнит»? Зритель: Что вас конкретно интересует? Виталий Млечин: Почему вы считаете Псков «магнитом»? Что именно вам нравится? Зритель: Знаете, почему? Вы выйдите ночью и посмотрите наши церквушки, они буквально как деревья такие каменные вырастают из земли. Они симметричны, их купола, они буквально притягивают к себе. А сколько здесь озер, сколько здесь... Оксана Галькевич: На самом интересном месте. Виталий Млечин: Жалко. Оксана Галькевич: Ну, на самом деле, вы знаете, я хочу сказать, что это прям тенденция такая: это уже второй человек из таких жарких краев, который нам звонит и говорит: «Вот я приехал, все, и я там пропал, больше не могу». Станислав Янович, спасибо вам большое... Виталий Млечин: Прежде чем попрощаемся, Станислав Янович, буквально один вопрос, все-таки мы не можем его не задать, нам пишут: «Дороги не очень качественные. С прошлого года отремонтированы, уже есть ямы. Автобусы ходят нерегулярно, проезд для Пскова дорого стоит». Вот вы такие обращения получаете, как-то реагируете на них? Может быть, есть какой-то, я не знаю, портал или ведомство, куда можно пожаловаться, если вот такие вещи происходят? Станислав Стармолотов: Конечно, у нас налажено многоканальное взаимодействие с населением. Это и Михаилу Юрьевичу лично в «Инстаграме» в «директ» пишут жалобу, он переправляет по сферам деятельности, обращается на сайт губернатора, обращается напрямую в комитет, обращается через соцсети. У нас очень хорошо налажено взаимодействие с населением. Все жалобы предметно обрабатываются, лично жалободателю направляется ответ, решаются вопросы, по возможности, положительно. То есть взаимодействие полное есть. По части автобусов, я как раз сказал, идет активная работа по закупке новых автобусов, чтобы улучшить качество обслуживания на пассажирских перевозках. Что касается появившихся ям, я думаю, что это больше города Пскова касается, большая часть – это, конечно, дороги, которые не ремонтировались, выполнялся ямочный ремонт, и власти города оперативно на это реагируют с минимальными затруднениями для жителей устраняют эти замечания, находят решения. А то, что касается каких-то дефектов, появившихся на свежих объектах, то здесь хочу уверить население, что ведется активная гарантийная работа: подрядчики за свой счет устраняют эти выявленные замечания, поэтому, я думаю, здесь проблем таких нет. Виталий Млечин: А гарантия сколько лет на дорогу? Станислав Стармолотов: На покрытие верхнее – 4, то есть в целом на весь конструктив от 4 лет до 8 лет. Виталий Млечин: То есть, если что-то возникает, это проблема подрядчика, он должен это устранить? Станислав Стармолотов: Проблема подрядчика, и заказчик должен своевременно обращать на это внимание и обязывать подрядчика в рамках гарантийных обязательств устранять оперативно. Виталий Млечин: Спасибо вам большое! Оксана Галькевич: Ну все, надо еще раз к вам приехать. Вот впереди опять майские праздники, сядь за руль и вперед. Спасибо! Станислав Стармолотов, исполняющий обязанности председателя Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области, у нас был на связи. Виталий Млечин: Да, а сейчас у нас на связи Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации «Аэропорт», член Общественного совета при Ространснадзоре. Виктор Иванович, здравствуйте! Оксана Галькевич: Здравствуйте! Виктор Горбачев: Здравствуйте! Оксана Галькевич: Виктор Иванович, мы вот сегодня вспоминали новый аэропорт, который в Пскове открыли, вы знаете, ведь много лет люди жили без возможности передвигаться авиапутем в другие регионы, в другие страны в том числе. Эта ситуация внезапно как так сложилась? Виктор Горбачев: Ну, во-первых, радует, что новый, так сказать, терминал, это хорошо. Радует то, что Псков все-таки имеет статус международного аэропорта, поэтому они могут принимать воздушные суда и летать авиакомпаниями по всему миру, как говорится. Вот это вот радует. К сожалению, они не смогут сейчас пока похвастаться объемом перевозок, но, в принципе, это не их вина, это все-таки пандемия. Оксана Галькевич: Виктор Иванович, но они уже утратили в какой-то момент, ведь не было этого статуса. Что нужно для того, чтобы этот статус удерживал регион, чтобы снова не лишился? Нужно наращивать пассажиропоток? Что необходимо? Виктор Горбачев: Ну здесь не только это, не то что наращивать пассажиропоток. Самое главное, это направления полетов. Значит, нужно руководству аэропорта работать в этом направлении, и если пассажиропоток пойдет у нас на зарубежье... А между прочим, зарубежье – это даже наше уважаемое СНГ. Если будут полеты, например, в Белоруссию, если будут полеты в Казахстан. Оксана Галькевич: Кстати, говорили сегодня о связи с Минском. Виктор Горбачев: Да, это уже, так сказать, статус международный. Виталий Млечин: Давайте послушаем Гаджи из Пскова. Гаджи, здравствуйте! Оксана Галькевич: Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Мне очень приятно с вами говорить. Я на Псковщине, на этой прекрасной земле, 45 лет уже, и скажу одно: я приехал с Дагестана, не только здесь прекрасный чудный край, но и народ просто... У меня слов нету. Леса прекрасные, сколько там грибов, ягод, озер. Кстати, я живу буквально рядом со Псковским озером Чудское. Оксана Галькевич: Там очень красивые места. Зритель: Деревня наша – Новый Изборск. Здесь очень большие месторождения, где-то бывает камень, щебень, обеспечивает город Псков. Деревня очень красивая, ей уже больше 100 лет. А Псков, как вам сказать, заново рожденный город. После того, как фашисты его сравняли с землей, буквально вся страна, особенно Ленинград, его выстроили. Красивейший город вообще в нашей стране. Естественно, я живу в Печорском районе, район, конечно, граничит с Эстонией, но эстонцы все хотят, чтобы они считали, что это их земля. Никогда она не была эстонской землей. Хотя он нам братский народ, много наших родственников живут. Но, тем не менее, это начало нашей великой России. Прекраснейший край. Больше я не знаю, что и добавить-то, честно говоря. Оксана Галькевич: Гаджи, спасибо вам большое, такой эмоциональный звонок. Виталий Млечин: Спасибо! Оксана Галькевич: Виктор Иванович, скажите, как сейчас обстоят дела с содержанием аэропортов? Я так понимаю, что это, на самом деле, может быть достаточно дорого для того или иного региона? Виктор Горбачев: Действительно, аэропорт потребляет большое количество средств, и самое главное потребление – это аэродром. Потому что примерно 50% средств, которые уходят, это все-таки на содержание аэродрома. Поэтому главное внимание к этому должно быть. Будет аэродром – будут и полеты, будет аэродром – будут и международные полеты, будут и воздушные суда соответствующие. Оксана Галькевич: Но в нашей такой большой стране, обширной, на самом деле, это ведь вопрос и социально важный. Можно, как вы думаете, так ставить вопрос или нет? Или я преувеличиваю? Виктор Горбачев: Безусловно. Аэропорт, по моему мнению, это все-таки социальный объект. Можно обойтись без аэропорта? В принципе, можно, то же самое как без больницы и поликлиники. Можно? Можно. Где-то дома, где-то на лавочке, завязали, перевязали, лежит больной. Так и здесь. Но, в принципе, для людей, для передвижения людей аэропорт, конечно, необходим. Как говорят правильно, аэропорт или аэровокзал – это лицо города. Виталий Млечин: Получается, что его субсидировать нужно? Сам аэропорт не может зарабатывать денег достаточно для существования своего? Виктор Горбачев: Нет, аэропорт может зарабатывать эти деньги. Ведь, например, ассоциации проводят массу всевозможных мероприятий, которые показывают и рассказывают, как нужно работать, но, к сожалению, мы никак не можем привлечь аэропорт Псков в нашу Ассоциацию, неоднократно обращались, очень жалко. Поэтому они как бы варятся в своем котле. Оксана Галькевич: А вот, кстати, прекрасная возможность у вас сейчас. Я думаю, что псковские власти сейчас очень активно смотрят наш эфир, вас, может быть, услышали. А какие-то вам аргументы представляли, почему? Может, они не готовы еще? Виктор Горбачев: Да нет, ничего, как-то вообще не реагировали. Мы неоднократно обращались к руководству аэропорта, предлагали им, расписывали все, что они могут получить, какие преимущества. Но, к сожалению, ответа не получали. Не только на это, мы же еще приглашаем на конференции, выставки, которые проводим, которые помогают предприятиям понять, что и как нужно делать. Но, к сожалению, никак не можем привлечь. Ну что ж, на их усмотрение. Оксана Галькевич: Уважаемый аэропорт Пскова, обязательно принимайте участие, вся страна, на самом деле, знает, что у нас есть возможность теперь не только приехать на поезде или на автомобиле в Псковскую область, но и прилететь на самолете. Вы знаете, на самом деле, Виктор Иванович, эта информация не всегда, так скажем, легко обнаруживаема. Даже для опытных путешественников не всегда очевидно. Мы как-то привыкли за последние 30 лет, что только в самых крупных региональных центрах остались аэропорты, свои аэровокзалы. Ведь было же такое? Виктор Горбачев: Было, конечно, но все-таки Псков – это же не какая-то страшная глубинка, это центр, так сказать, России. Чтобы во Пскове не было аэропорта – ну это просто нонсенс, такого не может быть. Например, есть такой аэропорт Старый Оскол, с которым тоже трудно, но мы обратились по просьбе этого аэропорта к руководству города, обратились и к руководству области, губернатору о помощи, обратились к Министерству транспорта, в Росавиацию, ну и чего-то задвигалось. Оксана Галькевич: И их поддержали. Виталий Млечин: Спасибо! Оксана Галькевич: Вот, собственно, польза сотрудничества и обмена информацией. Спасибо! Виктор Иванович Горбачев, генеральный директор Ассоциации «Аэропорт», член Общественного совета при Ространснадзоре, у нас в эфире. Спасибо! Виталий Млечин: А вот нам пишут: «Живу в Пскове, очень жаль, что нет трамваев и троллейбусов». Это тоже хороший транспорт, и трамвай, и троллейбус. Сейчас прервемся буквально на несколько минут, потом будем говорить об образовании в Пскове. Оставайтесь с нами, это важная тема.