Путешествие по шхерам Северной Ладоги

Гости
Михаил Кулик
юрист, специалист в области правового регулирования судоходства

Рубрика «Жизнь на воде». Покупка первой лодки: выбор типа судна и бюджет. Маршрут по шхерам Северной Ладоги. В мини-рубрике «Островная кухня» готовим говяжьи ребра с молодым картофелем. Автор рубрики – член «Русского географического общества» Михаил Кулик.

 

Оксана Галькевич: Ну а сейчас наша летняя рубрика, уже не премьера, я думаю, наши многие телезрители привыкли, что по четвергам в этой студии мы встречаемся с нашим соведущим, зовут его Михаил Кулик, автор этой рубрики, член Русского географического общества, рубрика называется «Жизнь на воде». Михаил, здравствуйте. Рады вас снова видеть.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Михаил Кулик: Добрый день, добрый день, телезрители.

Оксана Галькевич: О чем мы сегодня с вами будем говорить? Давайте тему заявим телезрителям.

Михаил Кулик: Сегодня я попробую познакомить с последними новостями в сфере маломерных судов, чего раньше не делали, есть небольшая подборка. Поговорим о покупке первой лодки, о выборе, бюджете, особенностях. Конечно, посмотрим сюжет об одном очень интересном маршруте, ну а потом мы угостим вас «Островной кухней».

Оксана Галькевич: Друзья, если у вас есть вопросы как раз по приобретению вашего первого судна, вашей лодки, пожалуйста, присылайте нам свои вопросы. У нас здесь один из лучших экспертов в стране, вот правда, так что звоните и пишите, SMS-портал 5445 бесплатный совершенно. И звонки, кстати, тоже мы принимаем.

Ну а сейчас начнем немножко с другого все-таки, да?

Михаил Кулик: Давайте посмотрим сюжет о путешествии в шхеры Северной Ладоги.

Оксана Галькевич: Вот так вот. Слушайте, опять Ладога?

Михаил Кулик: Да.

Оксана Галькевич: Прекрасные места.

СЮЖЕТ

Виталий Млечин: Красота вообще фантастическая.

Михаил Кулик: Да. Я в полном восторге от этого путешествия, Виталий. Впервые я там оказался, повидал много чего, повидал Кольский. Кстати, небольшой анонс: только что вернулся с Кольского полуострова, видел Белое море, видел Баренцево – уже не в первый раз в своей жизни, но тем не менее в этот раз снять сумел. И застал удивительное явление, впервые за 40 лет погода была плюс 32, купался в Ледовитом океане.

Виталий Млечин: Фантастика.

Оксана Галькевич: Вот так, видите: некоторые хотят отдыхать на Черном море, а надо было на Белое отправляться в этом году.

Михаил Кулик: Совершенно справедливо.

Оксана Галькевич: Что вы и сделали, Михаил.

Михаил Кулик: Да.

Оксана Галькевич: У вас есть какие-то интересные новости для наших телезрителей.

Михаил Кулик: Да.

Оксана Галькевич: Давайте расскажем.

Михаил Кулик: Новости носят и правовой, и неправовой характер. Дело в том, что я внимательно отслеживаю за всем, что происходит на наших водяных, назовем их так, форумах, в соцсетях, WhatsApp-чатах и так далее. И сейчас активно муссируется вопрос о якобы появившемся и готовящемся к 1 сентября новом законе о правилах или нечто подобное плавания маломерных судов. Итак, я, конечно же, выяснил этот вопрос, позвонил специалисту, который является автором этого закона, он в прошлом эфире был, это Амаяк Амаякович Нуникян. И он рассказал, что происходит. Итак, это проект закона о безопасности плавания маломерных судов. Сейчас он находится на стадии еще только согласования в Министерстве транспорта и в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, так что в ближайший год, а то я бы сказал и два его появление и вступление в силу ожидать не стоит.

Тем не менее есть один правовой акт, о котором необходимо сказать, он вступает в силу уже с 8 сентября – это утвержденные приказом Минтранса России №19 от 19 января 2018 года новые правила плавания по внутренним водным путям России. Дорогие владельцы и судоводители маломерных судов, этот документ напрямую, непосредственно относится к нам, именно он регулирует правила нашего движения по водным акваториям, как правила дорожного движения регулируют, соответственно, движение по дорогам общего пользования. Итак, 8 сентября начинается действие новых правил. Конечно, мы встретимся в эфире, конечно, расскажем о том, что изменилось, к чему готовиться.

Оксана Галькевич: Ну а сейчас можете какие-то важные очень вещи, основные обозначить?

Михаил Кулик: Вы знаете, я скорее курьезную вещь обозначу.

Оксана Галькевич: Курьезную? Давайте.

Михаил Кулик: Да: понятия маломерного судна больше нет.

Оксана Галькевич: Так. То есть всякое судно теперь судно?

Михаил Кулик: Нет, суда длиной до 20 метров, используемые в некоммерческих целях, и есть нынешнее понятие маломерного судна. Существовавшие раньше понятия моторной лодки, катера, парусного судна практически нивелировались; парусные еще кое-как остались, а вот катер и моторная лодка, отличие было, подвесной или стационарный мотор, для тех, кто не в курсе, нивелировано, теперь его нет. Оно, конечно, не имело огромного какого-то, принципиального я бы сказал значения, но тем не менее оно было.

Нынче правила плавания по внутренним водным путям России приведены практически в полное соответствие с международными правилами безопасности судоходства (1972 года, замечу), введены новые понятия, такие как средства разделения движения, которые неизвестны судовладельцам и судоводителям маломерных судов, поскольку они не изучались в курсе, ну и так далее, и тому подобное. Я думаю, мы специально посвятим этому целую программу, возможно, даже для того чтобы осветить все основные изменения, об этом сделаем сюжет – не о маршруте, не о лодках, а именно на эту тему, а дальше поговорим в интерактивном режиме.

Оксана Галькевич: Мы сегодня с вами будем говорить о приобретении своего первого судна, первой лодки, как это правильно сделать, как выбрать, прицениться. Давайте уже, рассказывайте.

Михаил Кулик: Еще две короткие новости, которые напрямую связаны с этим.

Оксана Галькевич: А, еще не все новости.

Михаил Кулик: Как выбрать лодку? Один из способов – посетить выставку профильную и увидеть, какие лодки предлагают производители, продавцы, какие они вообще бывают. И на эту тему две короткие новости. С 16 по 19 августа в Хельсинки, в Финляндии состоится ежегодная международная выставка, на воде будут показаны и парусные суда, и моторные суда. Кто-то может себе позволить, кто-то любит это дело и готов выделить на это какие-то деньги и поедет, в этом году так. А с 6 по 8 сентября в городе Санкт-Петербурге пройдет практически аналогичная выставка, тоже суда на воде, это все состоится в Речном яхт-клубе профсоюзов, там это можно выбрать.

И теперь плавно перетекаем в вопрос выбора первого своего судна. Необходимо первым делом определиться, для чего оно вам нужно. Даже если бюджет позволяет приобрести достаточно дорогую рыболовную лодку моторную или моторную яхту, следует понять, стоит ли. Вот мы, например, на заднике нашей студии видим акваторию, которая называется каналом имени Москвы, там же Москва-река и Строгинская пойма, я знаю эту акваторию. Вот поверьте, на этом участке акватории моторная яхта не нужна ни при каких обстоятельствах, да и рыболовное судно тоже, в общем-то, не нужно. Оно имеет определенные характеристики, определенные особенности. Да, любое из них можно использовать и для путешествий, и для кратковременного отдыха на воде. Стоит ли? Вот здесь достаточно легкой – это я возвращаюсь к заднику нашей студии – лодки корпусной либо лодки ПВХ. Итак, первый вопрос, который надо для себя решить однозначно, – какая акватория.

Вопрос второй, не менее важный: как вы будете перемещать лодку по просторам нашей страны. Вы будете ходить только по воде от места базирования лодки, то есть, грубо говоря, пришвартовавшись или поставив лодку в Долгопрудном, в Подмосковье, в Ярославле, в Кинешме ли, в Перми ли, как вы попадете в Санкт-Петербург, в Москву и так далее? Если вы готовы проходить тысячи километров по воде, лодка должна быть большой, комфортной, оборудованной санузлом…

Оксана Галькевич: Как у Абрамовича?

Михаил Кулик: Вы знаете, я бы не стал на ней путешествовать, потому что я люблю управлять судном сам.

Оксана Галькевич: Ага.

Михаил Кулик: А там вряд ли, то есть такая история есть. Вы собираетесь перемещаться, как это делаю я, от акватории к акватории, перевозя лодку либо в багажнике, если это легкая ПВХ, либо на прицепе, если это РИБ или жестко-корпусная лодка, – пожалуйста. Дальше учтите, что от определенной грузоподъемности прицепа (то есть 750 килограммов) нужно иметь специальные права, то есть специальную категорию «Е к В» или «Е к С», если автомобиль грузовой. Готовы учиться? Готовы получать?

У нас звонок, я так понимаю?

Виталий Млечин: Да, давайте послушаем Петра из Красноярского края. Здравствуйте, Петр, вы в эфире.

Михаил Кулик: Добрый день, Петр.

Зритель: Алло, добрый вечер. Я в прошлый раз смотрел вашу передачу, как раз выступал вышеупомянутый Амаяк Амаякович. Я бы хотел уточнить, он объяснял, если сможет ваш гость мне пояснить вопрос, он как раз выступал по поводу того, как поставить маломерное судно на учет, самодельное причем маломерное судно. Он там говорил, называл статью, на основании которой можно поставить на учет, если можно это точно уточнить, и сказал обратиться с заявлением в ГИМС по поводу классификации маломерного судна и по каким путям это судно, где оно будет использоваться. Вот я хотел бы на этот вопрос получить ответ, если можно.

Михаил Кулик: Петр, я понял ваш вопрос. Позвольте я отвечу. Амаяк Амаякович Нуникян ссылался на два документа – это административный и технический регламенты регистрации маломерных судов. Административный – это предоставление государственной услуги по регистрации, а технический – это непосредственно о порядке регистрации. Я не вспомню точно пункт, но, по-моему, то ли 10-й, тои ли 11-й, это нетрудно найти на просторах Интернета, этот документ доступен в том числе на официальном сайте МЧС, где есть раздел ГИМС, там четко изложен порядок. Мало того, по моему личному опыту сотрудники ГИМС достаточно доброжелательные люди, и если вы позвоните или приедете, вам подробно, скорее всего, объяснят. А процесс действительно такой: судно индивидуальной постройки должно пройти процесс классификации или сертификации. В вашем случае, если вы лично построили, то процесс классификации; отличие в том, что сертификация – это для серийного выпуска впоследствии необходимо. И после этого двигаться дальше и выходить на акваторию.

Виталий Млечин: А это сложная вообще процедура? Условно говоря, сколотил я из досок себе лодку и хочу поставить…

Михаил Кулик: Это сложно, сколотить лодку, соответствующую требованиям таможенного регламента Таможенного союза о безопасности маломерных судов, это достаточно сложно, для этого надо быть судостроителем либо очень много читать. Я пока не брался за такие работы, я только оборудую свои лодки.

Оксана Галькевич: Давайте сразу москвича Артема выслушаем, потому что он давно уже ждет.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Артем.

Михаил Кулик: Добрый день, Артем.

Зритель: Да-да, здравствуйте, Михаил Федорович. Хотим вас поздравить от всего нашего чата «Aqua-Hooligans» с днем рождения, пожелать вам новых интересных путешествий, ярких эмоций и всего вам хорошего.

Оксана Галькевич: Мы присоединяемся.

Михаил Кулик: Артем и все друзья из этого чата, огромное вам спасибо, спасибо.

Оксана Галькевич: Артем, ну задайте уже вопрос какой-нибудь Михаилу в прямом эфире.

Зритель: Нет, у меня вопросов нет.

Оксана Галькевич: Вопросов нет, хорошо.

Михаил Кулик: Артем, я сейчас расскажу о вашем чате. Это тоже один из способов, друзья мои, получить надлежащую информацию или достоверную информацию о том, какая лодка вам нужна, если вы не знаете, не можете ответить на ряд вопросов, какая лодка подходит, допустим, для озера Белое, вот не знаете…

Оксана Галькевич: Вот прямо вот так, для озера Белое одна лодка, для Ладоги другая, для Байкала третья?

Михаил Кулик: Ну для Ладоги, наверное, та же, но вот, как правило, так вопрос люди и ставят: «Я собираюсь ловить рыбу на озере Белое». И чат «Aqua-Hooligans», чат «Причал» (в WhatsApp такие чаты есть), чат «Клуба Независимых Путешественников», форумы водномоторников, на которых люди собрались, во-первых, знающие, во-вторых, опытные, а в-третьих, как правило, действительно весьма доброжелательные, они с удовольствием посоветуют, это во-первых. А во-вторых, наверняка там окажется кто-то из этого района, который ходит по этой акватории, и он расскажет, что там вот на маломерном судне, в лодке ПВХ по озеру Белое ходить не очень комфортно, потому что жесткая, короткая волна, частые ветра, поэтому лучше выбрать лодку легкую, но с жестким корпусом, под тот же мотор. И главное, что в бюджете это не будет отличаться, вот что важно, поскольку я прекрасно понимаю, что, может быть, не четвертый, как я рассказываю, а даже первый вопрос при покупке лодки – на какой бюджет рассчитываете. Почему? Стоимость мотора лодочного, предположим, 150 тысяч рублей, стоимость лодки – 30 тысяч рублей.

Оксана Галькевич: Такое может быть? Так дешево?

Михаил Кулик: Да, конечно, лодка ПВХ, итого 180 тысяч. Так вот на самом деле не совсем это так. Во-первых, если мотор такой и лодка такова, что подлежат госрегистрации, необходимо судовое снабжение приобрести, которое все или не все, но необходимо. В любом случае необходимо средства безопасности приобрести. Далее необходимо уплатить государственную пошлину за регистрацию лодки, быть готовым заплатить налог и так далее, и тому подобное. То есть бюджет лодки необходимо определить как стоимость покупки и стоимость годового ее содержания еще на входе в этот процесс, чтобы лодка не стояла у причала либо свернутая не лежала в гараже в связи с недостатком денег.

Вот почему я и говорю, необязательно замахиваться сразу на предел: есть, допустим, миллион рублей, куплю на миллион рублей. На миллион рублей можно купить кабинный катер или катер хардтоп (полукабина) с достаточно мощным мотором в 100-115 лошадиных сил. Вопрос – содержать, поскольку такой катер каждый раз достать из воды, возможно, и не получится, его необходимо тащить и ставить в яхт-клуб, а это тоже определенные деньги, и это еще один вопрос.

Резюмируя: покупая новую лодку – а я сегодня анонсировал нашу тему как первую лодку – советуйтесь, вам обязательно подскажут. Ресурсов для этого хватает.

Виталий Млечин: Вот мне кажется, Рафаил из Костромы хочет с вами посоветоваться. Рафаил, здравствуйте, вы в эфире, говорите, пожалуйста.

Михаил Кулик: Добрый день, Рафаил.

Зритель: Здравствуйте. Вот у меня такой вопрос. Я не хочу лодку покупать, я просто хочу… Вот я живу на Волге, хочу маленький либо дебаркадер, либо домик там построить.

Виталий Млечин: Ух ты.

Зритель: У нас есть такие правила, что вот дебаркадер у речки поставлю.

Виталий Млечин: Да, вопрос ясен, спасибо.

Оксана Галькевич: Мы поняли.

Михаил Кулик: Рафаил, я все понял, я уже отвечаю на ваш вопрос. Если это дебаркадер-стационар, то есть тот, который не будет перемещаться по акватории, а будет постоянно стоять у причала или у берега на якорях, у вас возникает большая проблема урегулирование отношений водопользования, поскольку вы ставите стационарный объект. Боюсь, что здесь я вам навскидку не отвечу на вопрос, это в каждом регионе по-своему решается. Если же это будет плавучая дача, плавучий дом, то точно таким же образом, как и любое маломерное судно в данном случае индивидуальной постройки, проходит освидетельствование и классификацию и после этого выходит на воду.

У нас еще вопрос?

Оксана Галькевич: Времени мало, но вопрос еще есть, да. Дамир из Свердловской области.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Амир.

Михаил Кулик: Добрый день, Амир.

Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос такой по маломерным судам с постановкой на учет. Раньше этот вопрос был очень…

Оксана Галькевич: Если можно, коротко говорите, пожалуйста.

Зритель: …простой, а сейчас заставляют… В Свердловской области остались всего три точки, где можно поставить судно на учет, из малых отдаленных районов приходится ехать в Екатеринбург, чтобы поставить лодку на учет. Блин, дорогие машины поставить проще, чем лодку, и люди многие говорят: «Я лучше заплачу 500 рублей штрафу, чем буду этим заниматься, 2-3 дня терять, чтобы поставить на учет».

Виталий Млечин: Понятно.

Оксана Галькевич: Да, спасибо. 30 секунд у нас.

Михаил Кулик: Понятно. Есть такая проблема, к сожалению. Мы ее разрешить в прямом эфире не можем. Однако если нас смотрят сотрудники ГИМС МЧС – обратите внимание, друзья, вот такая вот история, может быть, выездные какие-то, раз в неделю, раз в прямо, раз в год, как освидетельствование велосипедов в Великобритании.

Оксана Галькевич: Или по заявкам, например, на сайте того же ГИМС регионального.

Михаил Кулик: Да, совершенно верно.

Оксана Галькевич: Еще наши телезрители на сайте ОТР предлагают тему для вашей рубрики «Амфибии» для будущих – может быть, возьмете в разработку?

Михаил Кулик: С удовольствием.

Оксана Галькевич: Ну а сейчас…

Михаил Кулик: …приятного аппетита. Дмитрий Соснин угостит нас очередным блюдом «Островной кухни». Поверьте, очень вкусно.