Путешествие в Кандалакшский залив. И Михаил Кулик - об окончании навигации и выборе места зимнего хранения лодки
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/puteshestvie-v-kandalakshskiy-zaliv-i-mihail-kulik-ob-okonchanii-navigacii-i-vybore-mesta-zimnego-hraneniya-lodki-33635.html Константин Точилин: Добрый вечер. Резкая смена ведущих и резкая смена курса, потому что это четверг, 18:30 московское время, время рубрики «Жизнь на воде». И как обычно со мной в студии Михаил Кулик, наш постоянный ведущий и эксперт.
Михаил Кулик: Добрый день!
Константин Точилин: О чем сегодня будем разговаривать?
Михаил Кулик: Сегодня поговорим о том, когда же закончится маломерная навигация к нашему всеобщему сожалению…
Константин Точилин: К глубочайшему сожалению, потому что уже к этому все идет.
Михаил Кулик: Да, к сожалению, идет, хотя погода прекрасная, но тем не менее, и как решить вопрос с хранением лодки зимой.
Константин Точилин: Друзья, если у вас возникают вопросы и соображения на этот счет, вы их пишите на наш SMS-портал как можно раньше, потому что иногда SMS падают с задержкой, у нас программа уже кончится, а они еще будут падать, и мы не сможем на них ответить, к сожалению. Поэтому можно уже задавать вопросы, если они у вас есть.
Ну а мы по традиции все-таки начинаем именно с жизни именно на воде, потому что пока еще навигация открыта. Путешествие, отчет о нем откуда?
Михаил Кулик: В этот раз Белое море, Кандалакшский залив…
Константин Точилин: Ой-ой.
Михаил Кулик: Очень интересно, очень красиво, смотрите.
СЮЖЕТ
Константин Точилин: Ну традиционный вопрос: для каких лодок подходит этот маршрут?
Михаил Кулик: Практически для любых, но как и прозвучало в сюжете, надо очень внимательно относиться к приливам-отливам и к погоде. Чем больше лодка, чем она остойчивее, тем безопаснее.
Константин Точилин: Но тем не менее ПВХ с мотором?
Михаил Кулик: Легко.
Константин Точилин: Можно себе позволить на ней попутешествовать?
Михаил Кулик: Да, во время съемок я это и делал.
Константин Точилин: И сезон.
Михаил Кулик: Сезон короток, естественно, это как правило середина июня. Наверное, сейчас он уже если не закончился, то близок к этому. Да, Сергей Михайлович Павлов на своем карбасе до сих пор ходит и еще месяц будет ходить, но это помор, это соответствующая лодка в несколько тонн весом.
Константин Точилин: Меня удивила очень фраза в сюжете, что можно спокойно пользоваться частными слипами, – это что-то очень непривычное, я думаю, для многих из нас.
Михаил Кулик: Ну не было случая, чтобы отказали в помощи местные жители, у которых есть возможность пустить на свою территорию и соответственно помочь прослеповать лодку, физической силой и может быть, даже транспортным средством (квадроцикл, трактор и так далее).
Константин Точилин: Давай уже звонок примем.
Михаил Кулик: С удовольствием.
Константин Точилин: Самара на связи, Борис нам дозвонился. Борис, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Михаил Кулик: Добрый день, Борис.
Константин Точилин: Слушаем вас.
Зритель: Добрый день. У меня вопрос такой. Значит, вот на яхтах, если там стационарный…, чем порекомендуете на зиму консервировать, в плане чтобы не замерзла? Тосолом или вот тут water security, который появился консервант, или пропиленгликолем? Есть какой-то опыт в применении подобных средств?
Михаил Кулик: Ну опыт, конечно, есть. Спасибо за вопрос, Борис.
Константин Точилин: Спасибо.
Михаил Кулик: Естественно, есть. Ну пропиленгликоль – это самая дешевая история, все средства с фирменными наименованиями, которые, как вы заметили, только сейчас появились, по сути своей все тот же пропиленгликоль, может быть, с присадками, может быть, с красителями. Поэтому советуйтесь с тем, кто обслуживает ваш двигатель, потому что стационарный требует кроме консервации химической еще очень серьезные работы, связанные со сливом воды, с промывкой, с заменой масла. Поэтому однозначного ответа нет. Пропиленгликоль в основе практически любого средства, вот, собственно, и все.
Константин Точилин: Мы начали, собственно, тему с середины, уже консервация.
Михаил Кулик: Да.
Константин Точилин: И все-таки о том, когда заканчивается навигация и одновременно ли она заканчивается для разных типов судов.
Михаил Кулик: Здесь два условия.
Константин Точилин: Мы не берем климатические зоны, естественно.
Михаил Кулик: Естественно.
Константин Точилин: Понятно, что в Крыму одно, в Москве другое, в Мурманске третье.
Михаил Кулик: Будем, наверное, основываться по средней полосе. Здесь два условия. Во-первых, как всегда как юрист сообщаю: в некоторых регионах – далеко не во всех – местная власть издает соответствующее постановление о сроках маломерной навигации.
Константин Точилин: О завершении ее.
Михаил Кулик: И начале, и завершении. Это связано и с нерестовыми запретами, и с погодными условиями, и с открытием и закрытием навигации на ВВП, и поэтому следите, другого совета нет.
Константин Точилин: Но это не во всех регионах.
Михаил Кулик: Это не во всех, к счастью или к сожалению. Значит, что касается по фактическим обстоятельствам, по погоде, по условиям хранения, здесь все зависит от типа судна. Например, пластиковые суда имеет смысл подымать на берег раньше. Вообще маломерные суда, если это не стальной корпус, как правило, не хранятся на воде, хранятся они на берегу. Соответственно в средней полосе есть такой сложившийся срок, он, конечно, туда-сюда играет…
Константин Точилин: Варьируется.
Михаил Кулик: Да, это 15 октября, когда большинство судоводителей, судовладельцев уже подняли либо вот крайний срок, когда подымают лодки. С чем связано? Пластик гигроскопичен, он впитывает воду, и для того чтобы не испортить… Я не буду говорить про осмос и такие другие термины приводить, для того чтобы не испортить свой пластиковый корпус, надо лодке дать стечь, то есть «проплакаться», слезой выходит эта вода.
Константин Точилин: Чтобы она не замерзла.
Михаил Кулик: Да, чтобы до заморозков кристаллики льда не нарушили структуры, не порвали внутренние структуры пластика. Алюминий, конечно, подымаем позже, ПВХ – хоть по льду, в YouTube очень много роликов, когда люди используют лодки ПВХ в качестве вот этих вот «баранок» или «бубликов» для катания по льду, выскакивают на воду, заскакивают обратно. Это тоже вредит, конечно же, такой экстрим, но и лодка-то подешевле. По поводу окончания ПВХ-навигации – это действительно до образования льда по закраинам, у берега; по алюминию – пока форштевень режет, можно ходить.
Константин Точилин: «Как красива природа Поморья. Поморы – прекрасные, сильные люди. Живу на юге, а люблю север наш», – пишет нам Краснодар. Это, собственно, отклик уже на твой рассказ о последнем путешествии.
Михаил Кулик: Спасибо, очень приятно, я сам болею севером.
Константин Точилин: Тверская область теперь у нас на связи после Краснодара. Владимир, здравствуйте, слушаем вас внимательно.
Зритель: Добрый вечер.
Константин Точилин: Добрый вечер.
Михаил Кулик: Добрый, Владимир.
Зритель: Вы слышите меня, да?
Константин Точилин: Да-да.
Зритель: У меня к вам такой вопросик. Значит, я сделал лодку, лодка «Крым», на ней стоит жигулевский мотор и самодельный водомет. На лодку есть документы, на двигатель документы есть, но как бы он старый, а водомет литил я сам. У меня вот вопрос: в каком порядке я ее могу зарегистрироваться или могу ли вообще? Документы с 1991 года, лодка…
Михаил Кулик: Владимир, понятен вопрос, давайте еще другим дадим время. Я отвечу сейчас прямо. Значит, история вот такая. Поскольку вы поменяли тип судна, насколько я помню, лодка «Крым» предназначена для оснащения подвесным лодочным мотором, поэтому вам придется пройти освидетельствование в ГИМС на предмет допуска к эксплуатации индивидуального, как несерийное производство судна. Я думаю, это вполне возможно, вполне просто сделать. Вам придется на воде показать свою лодку, проведут сотрудники ГИМС определенные испытания, и должны допустить к плаванию, соответственно, выдать судовой билет соответствующий и присвоить номер.
Константин Точилин: То есть теоретически все это возможно, нужно простым быть готовым ходить по инстанциям.
Михаил Кулик: Конечно.
Константин Точилин: Хранение, о котором тоже мы хотели поговорить. Какие рекомендации?
Михаил Кулик: Как правило, маломерные суда, если это жесткий корпус, хранятся на берегу. Два варианта: либо в эллинги, либо на кильблоках, либо на прицепе, как правило, опять-таки на прицепе, под тентом. Причем если нет пошитого специально транспортировочного тента, то достаточно приобрести в хозяйственном магазине большое полотно укрывного материала, толстый полиэтилен обтянуть, там, как правило, вставлены люверсы в края, обтянуть через днище лодки вплотную…
Константин Точилин: …и шкертиком пропустить.
Михаил Кулик: Шкертик пропустить. Единственное, много раз сталкивался с такой историей, ломает внутреннее оборудование лодки снег скапливающийся. То есть когда вы укрываете лодку и обтягиваете, не рассчитывайте, что эта обтяжка спасет от всех неприятностей. Если есть проемы, то есть лодка открытая, не кабинная, в которой может скопиться и продавить через укрывной материал…
Константин Точилин: Если может скопиться, то он скопится.
Михаил Кулик: Да, скопится снег, который замерзнет, который превратится в лед. Снизу ставим подпорку, создавая некую конструкцию обтекаемую, – вот, собственно, и все.
По лодкам ПВХ понятно, храним мы их, как правило, в разобранном виде в гараже, на складе…
Константин Точилин: …на даче…
Михаил Кулик: …на даче, в сарае. Есть несколько опасностей. Конечно же, надо обязательно ее хорошенько вымыть перед хранением, просушить обязательно и складывая не бояться, что швы промерзнут, не в этом основная опасность, а зачастую мыши их грызут, представьте себе, вот эти вот грызуны голодают настолько, что грызут…
Константин Точилин: У меня лодка-ПВХ хранится в очень мышином месте, и тьфу-тьфу-тьфу уже год шестой ничего.
Михаил Кулик: Видимо, дурно пахнет она.
Константин Точилин: Невкусная у меня лодка.
Михаил Кулик: Да-да. Ну а кильблоки зачастую строят сами судоводители в огороде.
Константин Точилин: В общем, в сухом остатке нет нужды упираться, чтобы обязательно дорогой, теплый эллинг.
Михаил Кулик: Совершенно не вижу смысла ни для какого материала, за исключением, наверное, замечательных деревянных лодок, которые изготавливаются… Либо это раритетные лодки, либо изготовленные индивидуально. Тут не дам никакого совета, потому что надо точно знать, что за материал: авиационная фанера, бакелитовая или дерево.
Константин Точилин: Ну и, наверное, надо понимать, что если вы зимой собираетесь лодку просто хранить, то это можно и на улице.
Михаил Кулик: Конечно.
Константин Точилин: Если вы собираетесь что-то делать, особенно внутри, то тогда, наверное, или большой гараж, или теплый эллинг вам, конечно, будут необходимы.
Михаил Кулик: Кстати, предлагаю в ближайшие выпуски поговорить о том, что делать с лодкой зимой. Хранить-хранить, но это самое время ее совершенствовать.
Константин Точилин: Да, это мы ближе к зиме. А сейчас Александр, Ростов-на-Дону на связи. Александр, здравствуйте.
Михаил Кулик: Добрый день, Александр.
Зритель: Здравствуйте. Да я хотел один вопрос уточнить.
Константин Точилин: Давайте.
Зритель: Мы плавали в свое время в районе рек… по островам тоже, шикарные места, красивые, но никаких что-то там приливов 3.5-метровых мы не видели, не ощутили на себе. На байдарках мы ходили. С чем это связано?
Михаил Кулик: Для байдарки, наверное, он и не так заметен, потому что измерить высоту прилива нужно иметь специальное оборудование. Но если поставить лодку у берега в верхней точке прилива по большой воде, как это правильно называется, и уйти в магазин за хлебом и колбасой, а вернувшись обнаружить ее лежащей на песке, тут сразу и становится понятно.
Константин Точилин: С байдаркой такая проблема просто не возникнет.
Михаил Кулик: Да, она исключена. Но опять же это среднее значение, которое дают ученые. Я лично оценил бы высоту прилива-отлива в период, когда я был этим летом, в 1.5-2 метра.
Константин Точилин: Еще спрашивают по поводу – очень, видимо, впечатлил твой рассказ – пишут нам из Свердловской области: «Очень красиво, хочется туда съездить. Насколько это дорого?»
Михаил Кулик: Ну что значит «дорого»? Один из наших сюжетов показывали мы, Териберка – это еще дальше, пенсионер из Москвы сказал, что он потратился только на дизельное топливо, а расстояние 2 100 километров, высчитать стоимость…
Константин Точилин: На машине.
Михаил Кулик: …не так сложно. Дальше вы рассчитывайте свое питание, то ли вы везете с собой, то ли покупаете там, цены в принципе те же самые, либо рассчитываете на свою добычливость и уловистость вашей снасти, если готовы питаться. Поэтому цена только лишь такая, что съездить либо к себе на дачу, в пропорции на километр будет та же самая.
Константин Точилин: Так, еще просто замечания про жизнь: «Никогда бы не променял свежий морской бриз на душный мегаполис». Специальный вопрос, как заделать дно яхты, если дно пробито, но поскольку мы не знаем, из чего сделана яхта…
Михаил Кулик: Да, какой материал.
Константин Точилин: …советовать тут сложно.
И Сергей из Москвы у нас на связи. Сергей, добрый вечер.
Зритель: Алло.
Константин Точилин: Да, слушаем вас.
Михаил Кулик: Добрый день, Сергей.
Зритель: Я сам москвич, у меня лодка «Прогресс» на Селигере в Осташкове, там у меня дача. У меня закончились 18 июля права, я могу в Осташкове получить права, или же это надо делать в Москве? И какие документы для этого нужны?
Михаил Кулик: Для этого карточка судоводителя нужна, соответствующее заявление, оплаченная государственная пошлина и фотография, по-моему, все. Если же у вас речь идет о получении новых прав, то проверка ни теоретических, ни практических знаний не производится, то есть взамен истекших. Явиться можно в любое отделение ГИМС. Соответственно, если хотите в Осташкове, то, конечно, в Осташкове. И очень вам завидую, Селигер – прекрасное озеро, был там.
Константин Точилин: Казань на проводе, Марат. Здравствуйте.
Михаил Кулик: Марат, добрый день.
Константин Точилин: Здравствуйте, слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте. Вот смотрите, у меня «Прогресс-4» и двигатель 50-й Tohatsu стоит. Вот когда я иду с нагрузкой 4 человека, он идет хорошо, когда иду один, у меня как будто провалы, я не могу понять, почему.
Михаил Кулик: Я понял, спасибо. Попробуйте высоту навески мотора порегулировать выше-ниже и поиграть винтами (больше-меньше шаг), других советов никаких не дам. Видимо, это связано с тем, что в «Прогрессе» вы вероятнее всего находитесь когда один ближе к корме, поэтому угол, под которым дейдвуд, то есть нога мотора, опускается в воду, соответственно, вектор, направление, в котором передает усилие винт, немножко другое, вот из-за этого и провалы. Здесь только технические условия.
Константин Точилин: То есть выше-ниже собственно мотор, наклон ноги и разные винты.
Михаил Кулик: Да-да. 50-й мотор Tohatsu, скорее всего, с гидроподъемом, хотя не уверен, поэтому это просто кнопочкой регулируется на машинке управления.
Константин Точилин: Необходимо ответить на SMS, оно самое первое пришло: «Что нужно, чтобы выйти в нейтральные воды на своем судне?» – из Мурманска вопрос непраздный, я думаю.
Михаил Кулик: Соответственно, пройти пограничную процедуру, связанную с пересечением государственной границы Российской Федерации. Как это делается, мы можем рассказать, но для этого целый эфир нам потребуется…
Константин Точилин: Это сложно, если коротко говорить, или это все решаемо?
Михаил Кулик: Проще в Сочи это сделать, там это и у пограничников обкатанная история, люди часто ходят, в Мурманске будет посложнее…
Константин Точилин: Пограничник не тот?
Михаил Кулик: Потому что для маломерных судов у пограничников нет, скорее всего, ни времени, ни места. Пройти, конечно, можно, закон на этот счет существует. Вот вопрос, зачем на маломерном судне уходить в 12-мильную зону? Если ваше маломерное судно имеет разрешенный район плавания не больше 2-3 миль вероятнее всего, то это вы будете нарушать, а главное подвергать себя безумному риску: Баренцево море не только коварно, но оно…
Константин Точилин: …еще и холодное.
Михаил Кулик: Да, оно крайне сурово.
Константин Точилин: Я думаю, если нам пишут об этом из Мурманска, люди знают.
Михаил Кулик: Нет, может быть, человек сидя в Ставрополе хочет попутешествовать.
Константин Точилин: Нет, я вижу, откуда сообщение, из Мурманска.
Михаил Кулик: А, из Мурманска? Ну тогда проще на месте к пограничникам обратиться в Мурманске.
Константин Точилин: Так, понятно.
Снова Москва, Мария. Здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер.
Константин Точилин: Добрый.
Михаил Кулик: Добрый, Мария.
Зритель: У меня такой вопрос. Я в 2008 году продала катер, маломерное судно Crownline 262 с двумя двигателями (MerCruiser) по доверенности, и человек по сегодняшний день не снял его с учета, мало того, что вывел из ГИМС Москвы и перевел в Северный морской порт Санкт-Петербурга, я не могу его разыскать, а налоги плачу я, получается, уже порядка 211 тысяч с учетом того, что там была амнистия в 2015 году…
Константин Точилин: Ой, соболезнования.
Зритель: Спасибо! К кому мне обратиться, чтобы…
Михаил Кулик: Мария, понятен вопрос.
Константин Точилин: Миш, одна минута буквально.
Михаил Кулик: Одна минута? Ну, во-первых, вы не продали судно, а лишь получили деньги, поскольку по доверенности такой формы продажи, вернее уступки прав, не существует. Обратиться вам следует в ГИМС, сообщить об этом факте, поскольку и срок доверенности 3-летний уже истек, это максимально допустимый государством срок, пусть ГИМС ловит этого человека и заставляет. И уведомить налоговую инспекцию письменно через личный кабинет, возможно, о том, что судно было продано, наверняка договор купли-продажи вы хоть какой-то составили. Если нет, то сочувствую.
Константин Точилин: На Енисее Росгвардия (почему-то Росгвардия, не ГИМС) штрафует за то, что в допоборудование к лодке отсутствует свисток. А для чего он вообще нужен? Чтобы свистеть, очевидно.
Михаил Кулик: Ну если в судовом билете в снабжении обязательном указан свисток, то имеют право. Но что-то я сомневаюсь, что это делает, во-первых, Росгвардия, а во-вторых, что свисток указан. Ну это местные перегибы, имеет смысл пожаловаться сначала в прокуратуру, потом в суд.
Константин Точилин: В спасательном жилете, который обязателен, как правило, свистулька хоть какая-то есть.
Михаил Кулик: Да, ну либо детям подарил.
Константин Точилин: Так, еще 30 секунд у нас буквально. «Можно ли плавать на лодке-ПВХ по окончании навигации?»
Михаил Кулик: Никто не запрещает, и даже местные региональные запреты я бы, например, всерьез не воспринимал.
Константин Точилин: Как сменить водительское удостоверение, ответили уже. Диплом капитана, как получить удостоверение на маломерный флот, в прошлую программу отвечали.
Михаил Кулик: Да, если тот же тип судов, то без проверки теоретических и практических знаний.
Константин Точилин: Наше время, как обычно, просто с неимоверной скоростью истекло. Время «Островной кухни», а мы с Михаилом с вами прощаемся. Прямо сейчас снимаем пиджаки, надеваем штормовки и уезжаем на реку Шексну, между прочим.
Михаил Кулик: Озеро Белое, ждите репортаж. Дмитрий Соснин вас накормит. Всего хорошего.
Константин Точилин: Счастливо.