Путешествия по стране станут комфортней

Гости
Александр Осауленко
директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТурПомощь»»
Александр Осипов
президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров

Оксана Галькевич: Петь, не подскажешь, по Владимиру. Вот думаю в выходные съездить, там где остановиться, поесть. Так чтобы хорошо, но не дорого. Четверо все-таки.

Петр Кузнецов: Проведу все, все знаю, и достопримечательностей очень много, я тебе все расскажу. Персональным гидом.

Оксана Галькевич: Нормально, с размещением, с едой проблем нет?

Петр Кузнецов: Я думаю, да, все хорошо.

Оксана Галькевич: Друзья, вот во Владимире все хорошо, но далеко не везде как во Владимире. У нас путешествия по стране часто сопряжены все-таки с определенными сложностями. Гостиниц бывает не хватает, и проблемы есть, где поесть, а не только переночевать. Еще, знаете, привести что-то с собой, тоже с сувенирами, нет?

Петр Кузнецов: Оттуда? Не то, что со своим самоваром во Владимир, а оттуда. Да, тоже все есть.

Оксана Галькевич: У нас бывают такие места, что бывает, знаете, кроме... Хорошо если там какие-то магнитики made in China продаются, а если и этого нет, то что делать? Вот вы знаете, от этого устали все: не только внутренние туристы, но и бизнес, оказывается, тоже. Несколько крупных российских компаний решили объединиться и создать новую систему, такой цифровой профиль туриста. Там должна быть информация как раз о том, где и чего именно у нас в стране не хватает. Обещают, что даже будут анализировать отзывы, которые люди оставляют в интернете. Я, кстати, оставляю по итогам поездки.

Петр Кузнецов: То есть зачем все это нужно, мы спросим у наших собеседников-экспертов, а вы, уважаемые зрители, расскажите нам, куда ездили, с чем были проблемы, может быть, куда не можете попасть, потому что сплошь дорогие отели и подешевле не найти и посоветоваться не с кем. В общем, звоните и пишите, бесплатные номера. А у нас в эфире сейчас Александр Осауленко, директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТурПомощь»». Александр Павлович, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Александр Осауленко: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Александр Павлович, такая прямо масштабная серьезная работа задумана, но почему за это вдруг берется бизнес? Не дождались, так скажем, какого-то системного подхода от государства, решили сами уже?

Александр Осауленко: Да нет, собственно говоря, все происходит в некой параллели. Мы с вами прекрасно знаем и понимаем, что, и уже все слышали, что в этом году создана Госкорпорация по развитию внутреннего туризма... И сейчас у нас осуществляется программа...

Оксана Галькевич: Так, у нас со связью не очень хорошо.

Петр Кузнецов: Александр Павлович?

Александр Осауленко: Что вот то, о чем вы сейчас сказали...

Оксана Галькевич: Так-так-так, продолжайте.

Александр Осауленко: То, о чем вы сейчас сказали...

Петр Кузнецов: Александр Павлович, а давайте попробуем на телефонную связь перейти. Сейчас вас перенаберем. Это Александр Осауленко, директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТурПомощь»». Он нам тур помогает.

Есть у нас на связи сейчас телезрители?

Оксана Галькевич: Звонок есть у нас? Нет у нас. Но у нас зато есть много смсок. Что нам пишут люди.

Петр Кузнецов: «Чтобы путешествовать, нужны деньги». Такая проблема номер один. Это смс из Смоленской области, между прочим. То есть, никакая карта туризма в этом... Она же не добавит тебе денег. Но есть кешбэк, кстати.

Оксана Галькевич: Подожди, бюджет, на самом деле, везде разный, то есть, вы можете себе позволить пятизвездочный отель, можете четырехзвездочный, а можете только хостел, например. А этого хостела, например, в хорошем приятном месте: на Байкале, на Алтае или где-нибудь в Сочи, его как раз и нет. Это проблема.

Петр Кузнецов: С кешбэками, конечно, хватанул, в том смысле, что это нисколько не мотивация, эти деньги не помогут, но, тем не менее, мы сейчас поговорим о тех инструментах поддержки внутреннего туризма, которые есть.

Оксана Галькевич: Александр Павлович к нам вернулся по телефону.

Петр Кузнецов: По телефонной связи, да, спасибо. Александр Осауленко с нами на связи.

Оксана Галькевич: Александр Павлович, так вот, собственно говоря, что в рамках этого проекта, в рамках этой системы какая информация будет анализироваться и, главное, для чего, что будет потом с этой информацией сделано, как она будет использована, употреблена?

Александр Осауленко: Мы с вами прекрасно понимаем, что когда вот сейчас у нас третья волна кешбэка, о которой и вы говорите, и, в принципе, много сейчас разговоров, мы прекрасно видим, что те недостатки, которые наши инфраструктуры, внутрироссийские, на сегодняшний день имеют... Начиная с количественных показателей – вот то, о чем вы заметили, да? То есть, что не хватает средств размещения, объектов питания и т.д.

Вот сегодня был упомянут Владимир – это некая точка в рамках Золотого кольца, там действительно достаточно много инфраструктурных преобразований создано... Но у нас не во всех городах Золотого кольца такая ситуация. У нас есть города, куда мы можем приехать только, с вами побывать на экскурсии, но уже с ночевкой у нас будут проблемы, мы не остановимся.

И вот как раз бизнес, обращая внимание на то, что государство очень серьезно повернулось к развитию инфраструктуры: Госкорпорация, средства вкладываются в это, бизнес тоже готов в этом участвовать для того, чтобы, если хотите, застолбить для себя определенные позиции. Вот, в частности, и по тем же хостелам, и по отелям, которые одна, две, три звезды, не только объекты размещения, но и объекты по продаже, например, той же сувенирной продукции, да? Здесь надо четко понимать, нужно – не нужно и, самое главное, в каком объеме. То есть, что, собственно говоря, создавать, что, собственно говоря, строить. Вот эта программа и должна ответить на эти вопросы.

Оксана Галькевич: А вы знаете еще, Петь, прости, по сувенирам еще важно, где они сделаны, а то правда, ведь подходишь во Владимире, в Суздале или где-то еще к этой лавке, где продаются сувениры, а они все немножко переделаны просто. На картинке написано «Суздаль» или «Владимир», или там еще какой-то другой, а сделаны они все в China или еще где-нибудь.

Петр Кузнецов: Ну уж нет, во Владимире мы делаем своими руками.

Оксана Галькевич: Ну хорошо, другой город.

Петр Кузнецов: А то пристали к Владимиру.

Александр Осауленко: Вы знаете, вы абсолютно правы по поводу China и по поводу того, где они сделаны и т.д. Потому что, действительно, к сожалению, хорошая сувенирная продукция, она тоже стоит, мягко говоря, определенных средств. Естественно, с ширпотребом из China очень сложно в этом плане спорить, ведь турист всегда голосует именно деньгами. И мы всегда прекрасно с вами понимаем, что суверничик какой-то там, тарелочку, какой-то там магнитик на холодильник мы обязательно должны увезти. Но очень важно, чтобы это было действительно некой местной продукцией, которую производит тот микросектор частный, который как раз понимает и все нюансы вкладывает в эту сувенирочку. Чтобы когда я на нее смотрел, я обращал внимание не на то, где она сделана: made in China, а именно исходя из этих нюансиков, я четко понимал, буквально по взгляду, по запаху и вспоминал, как я там был, как я там отдыхал и все остальное.

Петр Кузнецов: Пока опасения Александра Павловича на смс-портале. «Налог на туристов введут, что тут непонятного» – это Оренбургская область. Смс из Москвы: «Это интересно для налоговой». Пишут наши телезрители, в общем, опасения, что теперь и на отдыхе за нами будут следить и лишние деньги собирать.

Оксана Галькевич: Спасибо. Александр Осауленко был на связи, директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма». И сейчас у нас еще один собеседник, Александр Осипов. С ним мы хотим поговорить вот о чем, друзья. Потому что у нас есть проблемы еще и с гидами, экскурсоводами. Это еще одно нововведение, которое готовится уже государством, а не бизнесом. Их хотят лицензировать: гидов-переводчиков и экскурсоводов, то есть, допускать до работы только специально подготовленных людей.

Петр Кузнецов: Неужели здесь были проблемы? Тогда какие, спросим нашего следующего эксперта. Оксана его уже объявила, это Александр Осипов, президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. Александр Вячеславович, приветствуем вас.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Александр Осипов: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Скажите, сейчас гиды – кто это? Кто идет, как их готовят, много ли?

Оксана Галькевич: Готовят ли вообще?

Александр Осипов: Да, во-первых, я хотел вас немножко поправить в том смысле, что лицензирование – это немножко неправильный термин, здесь идет не о лицензии, речь идет об аттестации, именно о проверке квалификации, именно знаний, умений, компетенций тех людей, которые работают в этой профессии. А дело все в чем, во-первых, Россия всегда, с советских времен, славилась своими великолепными гидами. В 2015 году у нас был такой конгресс, не всемирный, а европейской федерации, Ассоциации туристических гидов. И наши коллеги из Европы, их приехало больше 200 человек, были просто в восторге от того, как их обслужили наши московские и питерские гиды. Московские в основном, потому что конгресс проходил в Москве, но многие были и в Петербурге и тоже были в совершенном восторге.

Вот мы хотим, чтобы эта школа, это качество великолепное квалификации гидов, не потерялось. Равно то же самое относится и к экскурсоводам. Мы защищаем потребителей, мы хотим, чтобы в этой профессии работали грамотные, компетентные, хорошо подготовленные люди.

Петр Кузнецов: Александр Вячеславович, а вот насколько востребованы они сейчас, в век такой цифровой, когда можно с телефоном просто идти, вся информация у тебя в телефоне? Или люди предпочитают самостоятельно изучать место или объект?

Александр Осипов: Такие люди всегда были, и их всегда было меньшинство. Может быть, сейчас с развитием высоких технологий, постепенно молодежь через какие-то годы, десятилетия может быть даже, действительно составит значительную часть тех людей, которые приезжают и не хотят слушать экскурсовода, а хотят сами почитать что-то или послушать в своем собственном смартфоне или каком-то еще гаджете, который появится через несколько лет. А сегодня и вообще, я считаю себя, в принципе, нормальным человеком, мне кажется, думаю, что и вы со мной согласитесь, так приятно, когда вас встречает интеллигентный, умный, образованный человек, который глядя на вас тут же знает, как с вами, о чем говорить.

Оксана Галькевич: Александр Вячеславович, а как вот эта аттестация будет проводиться? Это будет какой-то, я не знаю, как в университете, допустим, для студентов-заочников два раза в год?

Александр Осипов: Я очень надеюсь, что это будет... Я буду очень надеяться, что это будет так, как происходит уже 20 с лишним лет у нас в Москве, с 1998 года. Есть экспертный совет, он просто будет называться по-другому – аттестационная комиссия, которая создается органом власти в сфере туризма. В него входят те же самые гиды-переводчики и экскурсоводы, представители музеев, представители туристического сообщества, представители тех людей, которые заинтересованы в том, чтобы вся эта работа строилась грамотно и профессионально. И эти люди будут проверять знания, основываясь на определенных рекомендациях, которые будут даны Ростуризму Правительством Российской Федерации.

Оксана Галькевич: Какая-то корочка им, простите, скажем так, выдаваться будет, которую можно потом спросить?

Александр Осипов: Обязательно, но не просто корочка...

Петр Кузнецов: Будут носить с собой.

Александр Осипов: Будут выдавать аттестат и специальный нагрудный знак, который надо будет обязательно носить во время работы.

Оксана Галькевич: Вот так. Спасибо.

Петр Кузнецов: Александр Вячеславович, скажите, а услуги не подорожают после всероссийской аттестации?

Александр Осипов: Ну вот, в Москве вся эта система существует, я говорю, с 1998 года. Как была, так и есть, ничего не дорожает, никаких... Ведь аттестация практически бесплатна, за нее взимается госпошлина, какие-то там сущие копейки раз в пять лет.

Оксана Галькевич: А, раз в пять лет. Спасибо.

Петр Кузнецов: Раз в пять лет. Вот и хорошо. Спасибо. Александр Осипов, президент Ассоциации гидов-переводчиков.

Оксана Галькевич: Ну а мы идем дальше. Меняем тему.