Путин – школам: Меньше контрольных

Гости
Эмма Сафиуллина
учитель английского языка гимназии № 39 (г. Уфа)
Кирилл Семёнов
директор Специализированного учебно-научного центра МГУ - Школы-интерната им. А.Н. Колмогорова

Оксана Галькевич: Итак, президент Путин по итогам заседания президиума Госсовета дал несколько важных поручений, которые тут же уже облетели информационные агентства. Одно из них – убрать термин «образовательная услуга», то, что так многих раздражало, в том числе и вы нам, зрители, звонили-писали об этом, рассказывали, вокруг чего было столько копий сломано.

Константин Чуриков: Да. Но я думаю, что все-таки самое важное для учеников, для родителей, да и для учителей тем более, – это то, что Владимир Путин поручил сократить количество контрольных работ в школах, даже не то что контрольных, проверочных. В общем, разные контрольные работы надо будет сократить. А также он поручил перевести дистанционное обучение, ну если таковое будут вводить, исключительно на государственные ресурсы, по-моему, с 2023 года. И еще проводить конкурс «Учитель года», Оксана, в формате телевизионного шоу, транслировать на одном из федеральных телеканалов.

Оксана Галькевич: Вчера мы обсуждали предложение Бастрыкина, да, Следственный комитет, который говорил о том, что нужно бы убрать реалити-шоу из эфиров, разные глупости чтобы не показывали, вот. Некоторым каналам будет чем заполнить это освободившееся эфирное время. Вероятно, вероятно, это должно как-то способствовать поднятию престижа профессии учителя, уважения к ней. Сработает или нет? Эти и другие вопросы, друзья, будем сейчас обсуждать в ближайшие полчаса. Телефоны эфира и SMS-портала у вас на экранах всегда указаны, все это бесплатно, выходите с нами на связь.

Константин Чуриков: Да. И поговорим еще о том, что еще может быть, с вашей точки зрения, уважаемые дети, если смотрите, еще не спите, родители, учителя (учителя точно не спят, они допоздна работают). Позвоните, внесите свою лепту.

А у нас в студии сегодня и сейчас наш уважаемый гость Кирилл Семенов, директор Специализированного учебно-научного центра МГУ – школа-интернат имени А. Н. Колмогорова. Кирилл Владимирович, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Кирилл Владимирович.

Кирилл Семенов: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Ну, вопрос, я так понимаю, назрел и перезрел. Там, правда, уже Рособрнадзор отчитался, что он, оказывается, уже все распорядился, все сделал. Рособрнадзор вам высылал какие-то рекомендации по поводу сокращения работ?

Кирилл Семенов: По поводу сокращения контрольных не высылал. Значит, понимаете, интересное дело: вот прошло заседание Государственного совета, и по поводу этого заседания были сформированы поручения. Это поручения Госсовета, это не только президента…

Константин Чуриков: Ну да.

Кирилл Семенов: Их достаточно много. Вот я сходил на сайт ТАСС, любой может туда сходить и скачать с сайта Кремля все эти поручения. И на самом деле почему-то на слуху только вот про контрольные, образовательные услуги и про реалити-шоу, ну и государственные ресурсы, хотя на самом деле очень много интересного было по поводу этого заседания принято, опубликовано. Вообще говоря, это очень заслуживает внимания и дальнейшего общественного контроля.

Константин Чуриков: Так.

Оксана Галькевич: Давайте, вот то, что мы не сказали, не упомянули, расскажите вы.

Кирилл Семенов: Ну вот, например, самое первое поручение звучит так, что «включение в разрабатываемые программы по капитальному ремонту зданий школ на 2022–2026-е гг. мероприятий по оснащению отремонтированных зданий и помещений средствами обучения и воспитания, предусмотрев их софинансирование из федерального бюджета». То есть, вообще говоря, видимо, нужно в какой-то момент попросить показать эту программу, которая разрабатывается. И самое интересное, что федеральный бюджет готов поддержать регионы и выделить деньги на оснащение этих отремонтированных зданий школ, это очень важно, вообще говоря. Но почему-то вот уже в конце, шестым поручением, пунктом Б, тут даже предусмотрено очень важное, и директора школ это ценят, поручение, что «предусмотреть в рамках региональных программ капитальных ремонтов зданий возможность централизации конкурсных процедур на уровне субъектов».

Константин Чуриков: Так.

Кирилл Семенов: То есть это означает, что не каждая школа будет мучиться сама, составляя техзадание и борясь, так сказать, со строителями, а что вот регион какую-то часть этой работы возьмет на себя.

Константин Чуриков: Вы так сурово об этом говорите – вам это нравится или не нравится?

Кирилл Семенов: Это очень важно, это очень нужно, это очень здорово, если, так сказать, школам помогут решить эту проблему с капитальным ремонтом и часть денег федеральный бюджет на это выделит сам.

Константин Чуриков: Так, Кирилл Владимирович, но все-таки замордованы учителя и иногда ученики этими ВПРами, контрольными…

Кирилл Семенов: Нет, часто. Да, ВПРы… Значит, фраза, которая была произнесена, на самом деле вовсе не содержит в себе того, что многие, наверное, услышали. На самом деле звучит так: «Проработать вопрос и обеспечить сокращение количества контрольных и проверочных работ с учетом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования».

Константин Чуриков: Ну?

Кирилл Семенов: Ну, разработают и скажут, что нельзя уменьшать это количество, вот и не уменьшат. Поэтому нужно ждать, что это будет. Доклад тут предусмотрен до 1 июля 2022 года, вот.

Далее в поручении продолжается, что федеральной службе необходимо «проанализировать фактически объем учебной и внеучебной нагрузки обучающихся», в том числе та-та-та-та-та, и, значит, выполнить, выпустить какие-то «рекомендации и предложения по ее оптимизации». Эти предложения уже там где-то висят на каких-то сайтах, предлагается, например, проводить не больше одной контрольной в 2,5 недели. Ну, вот я тут слышал краем уха, что было недовольство по поводу того, что после карантина осенью вновь ввели ВПР в 2020 году.

Константин Чуриков: Всероссийскую проверочную работу.

Кирилл Семенов: Ну да. Собственно, не очень понятно, как это, что она решает, насколько ее результаты, скажем, отличаются от результата тех контрольных, которые проходят в школах.

Константин Чуриков: Ну да.

Кирилл Семенов: Не являются ли местами вот эти ВПРы таким вот махровым, так сказать, списыванием. Ну, это вот вопрос такой, а нужно ли школы постоянно мучить вот этим. Потому что…

Константин Чуриков: Школу, школьников, учителей.

Кирилл Семенов: Дело даже не в этом. Дело в том, что у нас есть федеральный государственный образовательный стандарт и в нем много чего не прописано, в том числе не прописано, сколько должно быть этих контрольных…

Константин Чуриков: Вы знаете, Кирилл Владимирович, у меня такое ощущение, может быть, оно ложное, вы вот в бумажках, там все запомнили, кстати, журналистскую работу проделали хорошо. Но у меня ощущение, что как-то вот что ученики, что учителя думают, вам как-то не очень это все интересно.

Кирилл Семенов: Нет, это интересно. Просто я так-то думал, что количество контрольных, которое задаст конкретный учитель конкретным ученикам, от поручения, которое прозвучало на Госсовете, все-таки не очень сильно зависит.

Константин Чуриков: Ага.

Кирилл Семенов: Вообще говоря, не совсем понятно, почему такого рода вопросы обсуждаются так широко. Возможно, действительно вот эти вот избыточные формы контроля типа Всероссийских проверочных работ, или там региональных проверочных работ, так сказать, или там каких-нибудь муниципальных проверочных работ, они действительно, так сказать, их слишком много. Но, вообще говоря, это должен целесообразность всего этого определять учитель, а потом результат работы учителя, ну это вот ОГЭ, ЕГЭ, вот как сдали, так и хорошо…

Константин Чуриков: Можно я… ?

Оксана Галькевич: Подождите, Кирилл Владимирович, а учитель должен это определять? Ведь он не самостоятельная единица.

Кирилл Семенов: На самом деле самостоятельная.

Оксана Галькевич: Прямо совсем самостоятельная?

Кирилл Семенов: У нас по законам, по нашим законам как прописано, что учитель вправе выбирать и составлять программу, школа, именно школа, не какое-то министерство, а школа составляет основную образовательную программу свою сама. Может или нет, это второй вопрос, но так написано, что это школа должна взять и обеспечить.

Оксана Галькевич: А разве этот первый и второй вопрос, простите, не связаны друг с другом, как прописано и как на самом деле?

Кирилл Семенов: М-м-м… Ну, вы сами понимаете, да, что если раньше как бы у нас была некая такая типовая программа, скажем, по математике или по русскому языку для всех школ Советского Союза, отдельно для национальных школ, где часть преподавания ведется на национальных языках, то сейчас эта сфера, как ни странно, при всех жалобах на то, что много формальных процедур контроля, она на самом деле очень сильно дерегулирована. То есть фиксировано даже выбор учебников из огромного списка того, что рекомендовано грифом министерства, фактически оставлен на выбор школы.

И раньше вот у нас предполагалось, что есть нечто, что изучается во всех школах страны, сейчас вот действующий федеральный стандарт, который будет меняться в лучшую сторону на самом деле, вообще не содержит каких-то единых требований к тому, что после окончания школы выпускники должны знать. Прямо так вот и написано, что школа разрабатывает свою основную общеобразовательную программу, и сколько там контрольных, вообще говоря, нигде не прописано и не утверждено.

Константин Чуриков: Так это вообще можно так детей замучить, потому что в средних классах каждый предмет – свой учитель…

Кирилл Семенов: Ну вот поэтому, вот поэтому пятое поручение очень и очень важное и вообще в духе того, что делается уже сейчас, потому что обсуждаются новые федеральные стандарты общего образования, там есть некие хотя бы минимальные требования к обученности, к тому, что надо…

Константин Чуриков: А почему получается так, что у нас вот в этой ситуации что выходит? Значит, поручается это все на уровне Госсовета, на уровне президента. Почему у нас вот оказывается президент таким самым большим гуманистом в стране, понимаете, а на уровне министерства, школы… ?

Кирилл Семенов: Это именно что на уровне Госсовета, здесь некое широкое общественное обсуждение, Госсовет, собственно, для этого и предназначен, чтобы, так сказать, обсуждать проблемы, которые волнуют общество, так сказать, в целом.

Константин Чуриков: А не лучше ли на уровне, не знаю, Минпросвещения, Рособрнадзора?

Кирилл Семенов: На уровне Минпросвещения это тоже обсуждается, и соответствующие рабочие группы работают, так сказать, не покладая рук. И возможно, появится хоть какой-то содержательный новый образовательный стандарт, в котором будет написано, что школьник должен знать, закончив 9 классов, закончив 11 классов или закончив среднее специальное образовательное учреждение, вот. Это очень интересно, на самом деле за этим тоже нужно следить вовсю, за разработкой новых федеральных государственных образовательных стандартов…

Константин Чуриков: Безусловно, мы поэтому вас в эту студию как раз и позвали.

Кирилл Семенов: Такая работа ведется.

Оксана Галькевич: Ну, у нас часто так бывает, некое, знаете, такое информационное напряжение где-то в родительских чатах копится, каким-то образом оно доходит до… Соответственно, на Госсовете…

Кирилл Семенов: В общем-то, в общем-то…

Константин Чуриков: Никогда не читайте перед обедом… родительских чатов.

Оксана Галькевич: Ну, я думаю, что вряд ли президент читал родительские чаты, ему, видимо, как-то…

Кирилл Семенов: Нет, это происходит в достаточно открытом режиме, то есть те, кому интересно, могут следить за тем, как разрабатываются новые образовательные стандарты. И вот за этими рекомендациями по части объема проверочных работ, объема времени, которое тратится на исполнение всех этих заданий, за этим тоже, конечно, нужно общественности родительской следить, естественно.

Константин Чуриков: А давайте мы сейчас подключим к нашей беседе учительницу английского языка гимназии №39, Уфа, другой регион. Эмма Эдуардовна, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Кирилл Семенов: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Hello, good evening.

Эмма Сафиуллина: Здравствуйте.

Кирилл Семенов: How do you do?

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Костя, я тебя прошу, пожалуйста, давай по-русски. Эмма Сафиуллина, да, здравствуйте.

Константин Чуриков: Эмма Эдуардовна, а вы как восприняли вот то, что Госсовет, скажем так, порешил?

Эмма Сафиуллина: Ну, наверное, я немножко вас удивлю. Дело в том, что пандемия нас заставила о многом задуматься, и уже в прошлом учебном году, принимая решение по КТП, вы знаете, что учебный год мы начинаем с рабочей программы, календарно-тематического планирования, мы в нашей гимназии, по крайней мере на нашей кафедре, приняли коллегиальное решение, приняв во внимание все нововведения, все изменения, которые произошли в мире, что у нас будет всего лишь только две контрольных в учебный год, а другие виды контроля (самостоятельные, проверочные) будут, конечно же, тоже минимизированы.

Оксана Галькевич: Ага.

Эмма Сафиуллина: Вот такая была ситуация у нас. Поэтому я не могу сказать, что для нас это такая, знаете, большая новость. Я считаю, что мы даже немножко с опережением в этом направлении двигались.

Оксана Галькевич: Эмма Эдуардовна, но это получается такой экзамен в конце полугодия, да, в конце второй четверти?

Эмма Сафиуллина: Я бы не стала называть это экзаменом, давайте мы немножко с терминологией тоже будем вот правильно обращаться.

Кирилл Семенов: Ага.

Эмма Сафиуллина: Все-таки, когда мы говорим об уроке в рамках школы, это 40–45 минут, а когда мы говорим про экзамен… глобально в конце учебного года, конечно, 9-е классы, 11-е классы пишут государственные экзамены, а все остальные классы имеют определенный вид среза, какой-то подытоживающий итоги года (немножко тавтология получается). У нас называется «переводная контрольная работа», вот большая итоговая работа и все.

Оксана Галькевич: Ну, я же не про терминологию, я про суть на самом деле…

Эмма Сафиуллина: А в середине учебного года мы делаем срез, который показывает, вот за этот период, за это полугодие что мы смогли с вами достичь.

Оксана Галькевич: Ага.

Константин Чуриков: Ага. А переводная работа – это, значит, не написал, не переведут тебя, да, в другой класс?

Оксана Галькевич: Что от этого зависит?

Константин Чуриков: Или как?

Кирилл Семенов: Пересдача…

Эмма Сафиуллина: Ни в коем случае. Ну давайте опять же мы будем немножко про гуманизм.

Кирилл Семенов: Пересдача осенью.

Эмма Сафиуллина: Что значит «не написал»? Все равно мы понимаем, что в нашей школе… Например, я буду опираться только на опыт нашей гимназии. Мы всегда имеем возможность за 2 недели, как минимум за 2 недели, на сайте гимназии предоставить план контрольной работы, где показаны обязательно темы, где показаны пробные, так скажем, варианты, и все имеют представление. Ведь нашей задачей не является стрессовую ситуацию создать для учащихся, а действительно понять, что мы с ними сейчас имеем на сегодняшний день и куда…

Константин Чуриков: Ну да, честную картину узнать, да.

Оксана Галькевич: Да.

Константин Чуриков: Да, спасибо большое.

Эмма Сафиуллина: Конечно, конечно.

Константин Чуриков: Спасибо, Эмма Эдуардовна. Эмма Сафиуллина, учитель английского языка гимназии №39 города Уфы. Вот разные сообщения…

Оксана Галькевич: А вот смотрите… Сообщений много разных. У меня вот какой вопрос.

Константин Чуриков: Давай.

Оксана Галькевич: Я вспоминаю свое школьное прошлое, у нас контрольных работ было не так много. Это всегда было внезапно, так идешь в школу, ничего не подозревая…

Константин Чуриков: Бабах! – все.

Оксана Галькевич: …приходишь, а говорят: так, ребят, сегодня контрольная. Для нас, конечно, это был стресс…

Константин Чуриков: Ну и Галькевич нервничала, конечно.

Оксана Галькевич: Естественно, конечно я нервничала, Костя, для нас это был действительно стресс. По своим детям я такого особого стресса не замечаю, у них этих контрольных действительно очень много. Я сравниваю с собой, каждую неделю они что-то пишут, какие-то там контрольные…

Константин Чуриков: Да, когда же знания они получают?

Оксана Галькевич: И как-то, вы знаете, для них это не является таким прямо ужасом-ужасом, их заранее предупреждают, говорят: «Ребята, завтра у вас контрольная», «Ребята, завтра у вас проверочная»…

Константин Чуриков: Оксана, если бы у тебя лежал телефон перед глазами, ты бы тоже ужаса не испытывала.

Оксана Галькевич: Вот я к тому, что, знаете, какая ситуация, какой расклад лучше в работе с детьми? Вот как у нас, ничего не знаешь, стресс, бах! – «ну-ка быстро открыли тетрадь, вперед, пишем контрольную» или вот так «ребят, у вас завтра контрольная, вы, пожалуйста, повторите вот эту, вот эту, вот эту тему, будем писать»?

Кирилл Семенов: Теперь, теперь, как вы заметили, это все, в общем-то, по большому счету, зависит от школы и от учителя, как он работает. Единственное, что вот здесь четвертое и пятое поручения связаны с тем, чтобы «оценить фактический объем учебной и внеучебной нагрузки» и выдать рекомендации. Рекомендации – это вещь такая, вот их выдадут, и дальше посмотрим, что из этого выйдет. Но, понимаете, возвращаясь к этому большому заседанию, там же было очень много интересного. Например: «Обеспечить разработку и представление предложений по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций». Почему вот этого журналисты не заметили? Это очень интересно. Это, возвращаясь к вопросу о вашем же проекте «Реальные цифры», вот за этим тоже нужно следить.

Дальше. Здесь вот было сказано, что мы переходим, так сказать, на государственные ресурсы в области, так сказать, обучения с помощью дистанционных программ. Это поручение звучит так: «С 1 января 2023 года исключительно государственных информационных систем при реализации основных общеобразовательных программ…»

Константин Чуриков: Да-да-да, это мы видели.

Кирилл Семенов: Та-та-та, но здесь запятая: «…сопряженных с обработкой персональных данных обучающихся».

Константин Чуриков: Да.

Кирилл Семенов: И далее продолжение этого поручения – это что Министерство просвещения получит право устанавливать порядок экспертизы содержания и порядок лицензирования электронных образовательных ресурсов, которые такими образовательными программами занимаются.

Константин Чуриков: Так.

Кирилл Семенов: Вот на самом деле здесь срок очень интересный. То большое поручение, пункт Д, значит, это 1 января 2023 года, но с промежуточными докладами до 30 декабря этого года, и за этим тоже нужно следить, и один раз в полгода. В общем, это правильно, потому что что? Значит, история такая. Нужно, конечно, иметь свои собственные ресурсы для дистанционного обучения, потому что вот этот вот замечательный Zoom взял и наложил на наши государственные органы санкции. Вот чтобы такого не было, нужно иметь свои собственные программы, которые делают то, что нам нужно.

Константин Чуриков: Да. Кирилл Владимирович, никто не спорит, что это все важно, просто вы, как говорится, профессионал, вы директор, вам нужно с ближнего расстояния на это на все смотреть, мы вместе со страной смотрим немножко издалека, но с вашей помощью пытаемся разобраться.

Вот несколько сообщений, чтобы было понятно, насколько все не так однозначно. Москва нам пишет, женщина пишет: «Привет. Скажу, что очень люблю Владимира Путина, но с этим не согласна. Наоборот, надо как можно больше контрольных, особенно по русскому и литературе, а то у современных учеников один мат в голове, тупость». Челябинская область: «Уж очень сложная программа, надо полегче детям сделать». Вот видите, одним полегче, другим, наоборот, подкрутить надо.

Кирилл Семенов: В общем-то…

Оксана Галькевич: А давайте теперь еще выслушаем, я прошу прощения, у нас много звонков в очереди, Татьяну из Москвы, как нам говорят, она бывший педагог. Татьяна, здравствуйте. Ее мнение тоже интересно узнать.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Зритель: Алло? Меня слышно, да?

Оксана Галькевич: Да-да-да, говорите.

Зритель: Хорошо.

Вы знаете, да, я вот бывший педагог, но сейчас у меня внуки и я, в общем, занимаюсь внуками, 5-й класс и 3-й класс, у меня два мальчика. Я полностью поддерживаю, что, конечно же, надо уменьшать количество проверочных и контрольных работ. Вот мы работали по единой какой-то программе, у нас было все расписано в методичке, сколько контрольных, сколько проверочных, сколько самостоятельных. Превышать это было нельзя. А сейчас каждый учитель делает то, что ему нравится, то, что бог на душу, скажем, положит. Вот у моего ребенка в 5-м классе 2 сентября, 2-го, была контрольная работа по математике, ха-ха.

Константин Чуриков: Вот так сразу, да?

Зритель: Естественно, он пришел просто в ужасе.

Константин Чуриков: «На тебе, деточка, с 1 сентября».

Зритель: Да, сразу. Не знаю, что хотели проверить, что у них за лето там выветрилось из головы или что. Перегруз идет очень сильный, в день может быть по две-три контрольных по разным предметам, потому что учителя это между собой никак не согласовывают. Даже если предупреждают, допустим, контрольная по биологии, контрольная по литературе или по русскому, то есть это идет без всякого согласования между учителями.

Раньше как говорили? В понедельник контрольные нельзя, в пятницу контрольные нельзя, одну контрольную только в день. Сейчас и в понедельник, и в пятницу. Вот у нас практически, у меня внук говорит: «У нас каждый день по математике 20 минут от урока занимает проверочная работа: мы приходим, на доске у нас уже проверочная работа». Я говорю: «Когда же вам объясняют?»

Константин Чуриков: Да. Ну, Татьяна, с другой стороны, еще, извините, в 1970-х гг. Пугачева пела: «Нагружать все больше нас стали почему-то», – то есть это уже давно такая тенденция.

Зритель: Нет, это было совершенно другое. Я сама работала, и в принципе был большой контроль, а сейчас только отвращение к школе, дети идут, говорят: «Опять сейчас контрольная», – ну это невозможно действительно. Вот я с ними делаю уроки, я готовлюсь вместе с ними, очень большая нагрузка, я говорю, по две-три контрольные, и не предупреждая. А если предупреждают, то говорят, две-три контрольные.

И еще можно один вопрос поднять?

Константин Чуриков: Да, только коротко.

Зритель: Да, хорошо. По поводу объема домашних заданий. В электронном журнале все пишется: 15 минут, 15 минут, 15 минут...

Оксана Галькевич: Да-да-да.

Зритель: На самом деле дают по 5 задач – какие 15 минут?

Кирилл Семенов: Ты не успеешь это сделать за 15 минут…

Константин Чуриков: Ну да.

Зритель: Дают там, допустим, выучить басню и биографию того же Крылова – какие это 15 минут? То есть получается, что ребенок в школе весь в напряжении и домой приходит…

Константин Чуриков: …тоже в напряжении. Да, спасибо, спасибо, Татьяна.

Оксана Галькевич: Да, спасибо. Не узнали только, Татьяна, какой предмет вы преподавали.

Зритель: …если они смотрят, какие 15 минут? У нас не может этого быть.

Константин Чуриков: Ха-ха. Спасибо, Татьяна.

Оксана Галькевич: Да, хорошо. Ладно, спасибо, Татьяна, спасибо.

Вы что-то хотели прокомментировать, когда Татьяна говорила?

Кирилл Семенов: Ну да. Опять же, снова, мы видим, что вот в этой школе вот так. Вот где-то в гимназии у нас две контрольных за год, а где-то вот на каждом занятии. И в принципе это вот зона ответственности учителя, завуча, школы. Если родителям что-то не нравится, надо как-то этот вопрос решать не на уровне президента, а идти разбираться…

Константин Чуриков: А это нормально, что такие вот шатания от школы к школе?

Кирилл Семенов: Ну, как сказать…

Константин Чуриков: То есть дети примерно, наверное, ну мы не берем совсем олимпиадников, они примерно одинаковые, да, а тут вот здесь так, а тут так.

Кирилл Семенов: Школы теперь разные, есть возможность выбора, какую школу выбрать. Единственное, что вот тут есть и такое поручение: «Проанализировать соблюдение права каждого ребенка на получение общего образования в государственной муниципальной образовательной организации, закрепленной за территорией по месту жительства».

Константин Чуриков: Та-а-ак, вот это интересно.

Кирилл Семенов: То есть фактически требуется, чтобы по месту жительства, не уходя за 10 километров в другую школу в другом районе Москвы, у ребенка была возможность учиться, если он этого желает, я это так понял во всяком случае.

Константин Чуриков: Ну так сейчас же так и есть, по-моему, нет?

Оксана Галькевич: А я так поняла, что это не только Москвы если касается, то малых городов населенных…

Кирилл Семенов: Это касается всех регионов страны…

Оксана Галькевич: …удаленных… Как-то там с этим сложнее.

Кирилл Семенов: Да-да-да.

Константин Чуриков: Ну да.

Кирилл Семенов: Более того, значит, здесь есть и про сельские школы, только это сформулировано очень интересно, что вот там, где у нас есть малокомплектные школы, сельские школы… Вот у нас есть такое интересное поручение: «Проанализировать опыт создания в сельской местности и малых городах многофункциональных образовательных центров». Что это означает?

Константин Чуриков: Гигантская школа?

Кирилл Семенов: «Включающих в себя общеобразовательные организации, в том числе малокомплектные, с дошкольными группами, физкультурно-спортивную, культурно-досуговую инфраструктуру, центры предоставления государственных услуг…»

Константин Чуриков: МФЦ?

Кирилл Семенов: «…библиотеку и иные социальные объекты, и представить предложения по их развитию», – доклад до 1 декабря этого года.

Константин Чуриков: А это что такое?

Кирилл Семенов: Ну вот такое…

Константин Чуриков: Такой социальный дом? Почта, МФЦ, школа, сад, дом культуры?

Кирилл Семенов: Ну вот, видимо… Я же говорю, в общем, очень много чего было, на шести страницах, и оторвать из этого только то, что там контрольных сделать поменьше, хотя так не было сказано, провести шоу «Учитель года», так чтобы это прогремело на всю страну, и отказаться от понятия «образовательная услуга» в законодательстве, – ну, знаете, это, конечно, далеко не все, что там было. Там было очень много интересного, очень много полезного, вот. Хотя вот это об исключении из законодательства об образовании понятия «образовательная услуга» – а как тогда быть с теми, кто, например, коммерческим образом оказывает образовательные услуги по подготовке, так сказать, детей? У нас в соседнем доме есть центр, который организовывает платно дополнительные занятия по математике, по информатике…

Константин Чуриков: Подготовка к ЕГЭ, да?

Кирилл Семенов: Не только, к олимпиадам. Вот они как, они оказывают образовательную услугу или нет? Вот как они будут обходиться? Это тоже очень интересно, нужно посмотреть, что из этого получится.

Константин Чуриков: Вот вы говорите «услуга», а хотят это слово исключить.

Оксана Галькевич: Последим как раз за этим, да.

Кирилл Семенов: Да, вот как они будут писать договора с родителями?

Оксана Галькевич: Да. Кирилл Вадимович, вы говорите, что эти вопросы надо решать не на уровне президента, а на уровне школы. А как решать на уровне школы?

Кирилл Семенов: Какие вопросы решать на уровне школы?

Оксана Галькевич: Ну вот, допустим, по количеству контрольных, допустим, по нагрузке детей.

Кирилл Семенов: Вопросы контрольных… Ну, обсуждать с учителем, обсуждать с завучем.

Оксана Галькевич: Как это все? Только с учителем?

Кирилл Семенов: Искать ту школу, которая больше подходит.

Константин Чуриков: Не закрываться.

Оксана Галькевич: Нет, подождите, если родителя не устраивает нагрузка в этой школе, у него вариант один – идти в другую школу, искать ту школу, в которой меньше контроля, так получается?

Кирилл Семенов: У нас всегда есть соответствующие территориальные подразделения Рособрнадзора, в которые можно написать, соответственно, жалобу, если вы считаете, что ваши права нарушены. Периодически с этим приходится сталкиваться, действительно жалобы пишут…

Оксана Галькевич: Написать жалобу – это уже конфликт какой-то. Я-то думала, что можно как-то обсуждать бесконфликтно.

Кирилл Семенов: Бесконфликтно это вряд ли получится.

Константин Чуриков: Не разбив яйца, Оксана, не приготовишь яичницу. Давайте звонок послушаем.

Оксана Галькевич: Нет, ну почему? Я думаю, что все-таки обсуждать вопросы можно по-разному.

Константин Чуриков: Да? Ну, ты уже сказала…

Оксана Галькевич: Наталья из Йошкар-Олы у нас, еще один педагог на связи, тоже в прошлом…

Константин Чуриков: Ты уже намекнула на свою ситуацию, да, все все поняли. Здравствуйте, Наталья.

Оксана Галькевич: Нет, кстати, моя ситуация совсем другая, Костя, я задаю вопросы в этой студии.

Зритель: Здравствуйте. Наталья, город Йошкар-Ола. Я тоже педагог и очень согласна с предыдущим, вот выступала тут тоже учитель.

Я вот хочу что сказать. Моя внучка пошла в 1-й класс в соседнюю школу прямо в соседнем доме. И что вы думаете? Она учится, у них через неделю проверили технику чтения. Учитель собирал собрание и порыдал родителям, что так плохо дети никогда еще не читали, а они еще не прошли ни одной буквы. Вот такого беспредела я, работая завучем, учителем столько лет, у нас не было. У нас все было регламентировано, все было прописано, вот такого беспредела не было никогда.

Константин Чуриков: То есть с первоклассников в начале учебного года не требовали, чтобы он уже умел читать?

Зритель: Да-да-да. Через неделю, когда у них добукварный период, они не прошли еще ни одной буквы, проверили технику чтения. Такие вещи… 39 человек в классе, вот я училась… лет, у нас не было такого никогда.

Константин Чуриков: Это да.

Зритель: Конечно, все это зависит от директора, это зависит, конечно, не от нашего президента. Но беспредел в школах, вот я наблюдаю столько лет, когда просят помочь подготовить к ВПР, 4-го класса ребятишки…, я просто возмущена до предела. Ну это безобразие! Это все нужно вполне реально в пределах школы, в пределах города, республики…

Константин Чуриков: Спасибо, Наталья. Кирилл Владимирович, ну то, что сразу так требуют, что надо читать и все? 1-й класс, обычная школа.

Кирилл Семенов: Безобразие, конечно. Научить должны читать. Ну вот когда передача закончится, я объясню, в чем здесь проблема, только она очень глубокая.

Константин Чуриков: Так, а сейчас нельзя, в передаче объяснить?

Кирилл Семенов: Это очень долго.

Константин Чуриков: А, это очень долго… Потому что у нас-то можно обо всем, вы знаете.

Кирилл Семенов: Можно, но это очень надолго.

Константин Чуриков: Хорошо. Ну что, будем следить за тем, что происходит в школах.

Кирилл Семенов: Да.

Константин Чуриков: Кстати, по поводу, вы говорите, «Реальные цифры», у нас для учителей там отдельное испытание приготовлено, просто мы решили в канун Дня учителя больных вопросов…

Оксана Галькевич: …как раз и провести это расследование.

Кирилл Семенов: Но поручение такое есть, разработать порядок оплаты труда, вот за ним нужно следить еще, что из этого выйдет.

Константин Чуриков: А мы следим, мы следим, вас пригласим, когда мы это будем обсуждать.

Кирилл Семенов: Это я тоже буду следить. Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Ну и хорошо, что вы, собственно, расширили, так сказать, список вопросов, которые мы сегодня успели обсудить. Спасибо.

Кирилл Семенов у нас был в студии, директор Специализированного учебно-научного центра Московского госуниверситета – школа-интернат имени А. Н. Колмогорова.

Константин Чуриков: А через несколько минут мы, в общем-то, посмотрим… Наконец-то в стране, скажем так, нашли внутреннего врага. Мы долго его искали, на самом деле он нашелся, этот враг…

Оксана Галькевич: Не называй, пожалуйста, не называй.

Константин Чуриков: Узнаете через две минуты.

Оксана Галькевич: Да, узнаете через несколько минут.

О поручениях президента системе образования