Петр Кузнецов: Мы переходим к первой теме для обсуждения уже не только с вами, но и с нашими экспертами, которые во многом нам помогают. Сел пьяным за руль – сядешь теперь на три года за решетку. Максимальный срок лишения свободы для водителей, систематически управляющих автомобилем в нетрезвом виде, будет увеличен. Поправки в Уголовный кодекс уже одобрила правительственная комиссия. Видимо, считается, что действующие санкции пьяного не останавливают. И вот вопрос: остановят ли его три года тюрьмы (вместо двух, что было раньше). Итак, что было раньше. Т. е. сейчас за пьяную езду предусмотрено лишение прав от полутора до двух лет, а также штраф 30 тыс. руб. Если такой автомобилист в течение года снова садится за руль в нетрезвом виде, то это уже уголовное дело. Водителю грозит лишение прав на три года, штраф уже до 300 тыс. руб. и лишение свободы до тех самых двух лет. В случае аварии пьяному водителю грозит уже от 3 до 15 лет тюрьмы. Здесь, понятно, вы видите такой разбор: это в зависимости от тяжести последствий. Оксана Галькевич: Друзья, присоединяйтесь к обсуждению в прямом эфире этой темы. Звоните, пишите. У вас телефоны на экранах бесплатные указаны. Как вы считаете, изменит ли это как-то ситуацию на наших дорогах вообще? Станет ли меньше людей, которые в нетрезвом виде садятся за руль? А мы подключаем сейчас нашего собеседника, первого эксперта. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России, на связи с нами. Здравствуйте, Максим Иванович. Петр Кузнецов: Максим, слышите нас? Максим Едрышов: Да, добрый день. Слышу. Петр Кузнецов: Такое ощущение, что мы каждый месяц здесь обсуждаем какие-то новые поправки. Вот то, что было против пьяных водителей раньше, – ой, не работает, давайте-ка год еще прибавим, вот сейчас сработает, точно. Вместо двух три – все, не будет садиться. Максим Едрышов: Ну, смотрите, вот здесь год … для водителей-то это никак не повлияет. Но это большое юридическое значение имеет. Потому что сейчас такие дела рассматривают мировые судьи, а будут рассматривать районные суды. И несколько расширяется спектр уголовного воздействия на человека, который может применяться. Если изменят действительно и добавят всего лишь год, например, те же самые суды могут в качестве меры пресечения использовать арест для каких-то наиболее буйных пьяных водителей (сейчас эта мера исключена в принципе). Но если говорить в общем о ситуации, можно оценивать ситуацию с пьяным вождением, она окажется у нас катастрофическая просто. И за 2020 год никакого падения количества выявляемых пьяных водителей не произошло. И мне кажется, что законодательство менять-то уже пора остановиться. Потому что у нас, действительно, сейчас и штраф есть, и лишение прав, и даже за повторное у нас есть арест… Петр Кузнецов: Конфискацию хотели недавно автомобиля. Ну, конечно, спорный вопрос… Максим Едрышов: Спорный, да. Вот смотрите. Вот … человек отбыл свой срок, например, он для получения прав должен сдать экзамен теперь на теорию. Т. е. в принципе все есть. Но где-то вот какой-то сбой происходит. И сейчас, если мы даже увеличим штрафы, сроки, они ни на что не повлияют абсолютно. Потому что ни один пьяный водитель не думает о том, что вот сейчас прямо на 10 лет-то и посадят, наверное. Он всегда думает, что обойдется, что все будет нормально. Петр Кузнецов: Неотвратимость наказания… Оксана Галькевич: Так, слушайте, так или иначе люди, которые садятся в Оксана Галькевич: Слушайте, так или иначе люди, которые садятся в нетрезвом виде за руль, они все равно будут. Какой-то процент таких людей все равно сохранится в статистике, что уж тут… Максим Едрышов: Нет, понимаете, они будут, они будут, безусловно. Но что нужно делать, чтобы их не было? Во-первых, это работа с неотвратимостью наказания, совершенно верно. Чтобы человек знал, что если он сядет пьяным за руль, то его обязательно поймают. И второе: у нас нет вообще никаких социальных кампаний для водителей. Вот чтобы с детства капало человеку в уши… Оксана Галькевич: А, в этом смысле. Максим Едрышов: …пить за рулем плохо, пить за рулем нельзя. И рано или поздно просто следующее поколение, возможно, вырастет тех людей, которые отрицают категорически пьянство за рулем. Процесс небыстрый, безусловно. Но вот то, что можно было сделать, грубо говоря, уже в законодательстве использовано. И сейчас уже вот надо просто методично делать, рассчитывая на результат, который будет не через год, не через два, а, может быть, через 5, 6, 10 лет. Оксана Галькевич: Вот конфискацию еще Петр упомянул. И по-моему, еще это не сделано. Максим Едрышов: Да и хорошо, что не сделано. Но это просто очень спорный вопрос, конечно. Потому что может касаться не только имущества человека, который выпил и сел за руль, а любого, который может и не подозревать, что его знакомый, приятель сел за руль в нетрезвом состоянии. Или организация, например. Петр Кузнецов: Но там еще стоимость автомобилей-то сильно разная. Т. е. получается: за одно и то же правонарушение ты расплачиваешься или миллионом, или пятью. Максим Едрышов: Да, да. У кого-то заберут миллион … за 30 тыс., да, а у кого-то заберут несколько миллионов. Петр Кузнецов: Да. Максим, вот такой вопрос еще. А насколько вот эта статистика ГИБДД реально отражает картину с пьяными водителями? Не попадают ли в эту статистику, скажем, те, кого ловят утром, после того как он, не знаю, накануне попил кваса? Т. е. те, кто на самом деле не сильно пьян… Максим Едрышов: Я понял, да. Петр Кузнецов: …т. е. там и корвалол, который… Максим Едрышов: Смотрите, для таких людей у нас есть погрешность 0,16 мг/л, которая установлена законодательно. Все, что меньше, это уже не попадает. А те, кто едут с утра, там, с вечера немного приняв на грудь… Петр Кузнецов: Да, вот я про это спросил. Максим Едрышов: …и поехали с утра в таком … состоянии, этот человек на самом деле еще опаснее, чем пьяный водитель, который выпил только что. Потому что реакции не те, мысли какие-то тяжелые. Ну, у человека самая настоящая болезнь. Это же называется заболеванием сейчас у наркологов. А когда человек только выпил, у него более или менее еще реакции сохранены, и у него какой-то есть небольшой странный … Оксана Галькевич: Так, но мы сейчас должны сказать нашим зрителям, что в любом состоянии нельзя. Ни только выпил, и ни утром… Петр Кузнецов: И накануне тоже. Максим Едрышов: В общем, у нас есть погрешность, но, вы знаете, вот мой личный опыт, когда я несколько раз ездил с сотрудниками ГАИ в рейды в выходные дни, вот в таком пограничном состоянии я не видел ни одного. Как-то люди все так были в состоянии потяжелей несколько. Петр Кузнецов: Понятно, да. Спасибо. Мне кажется, это важно было, да, произнести со статистикой. Спасибо большое. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России. Оксана Галькевич: У нас звонок был. Петр Кузнецов: До звонка СМС из Коми: «Ну и правильно. Пьяным за рулем штрафы не помогают. Надо реальный срок. А то слишком много аварий. Страдают от пьяных и непьющие водители, и даже пешеходы». Оксана Галькевич: Ну, конечно. Это же подвергает опасности жизни других людей. Звонок у нас откуда? Петр Кузнецов: Самарская область. Оксана Галькевич: Самарская область, Анна. Здравствуйте. Зритель: Алло? Оксана Галькевич: Слушаем вас, Анна, говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Я вот смотрю эту передачу. Пьяных водителей в тюрьму или лишение прав. Да кто боится этого лишения прав? У нас очень многие водители ездят без прав. Мне вот один год, недавно, пришлось проехать через всю Ульяновскую, Самарскую и Оренбургскую области. Нигде нет ни одного стационарного поста ГАИ. Нигде нас не остановили и не проверили, есть ли у нас права или нет. Поэтому я считаю, что водители не боятся лишения прав. Это мое личное мнение. Петр Кузнецов: Хотя бы вот по этой самой причине: в связи с отсутствием на дорогах. Ну, на вашем опыте, правильно? Сейчас все узнаем. Леонид Ольшанский… Зритель: Да, нет, нет, абсолютно нет. Вы знаете, в Оренбургской области встретился нам фанерный гаишник. Вот выпиленный, разукрашенный, стоит на дороге. Оксана Галькевич: Понятно. Зритель: Издалека думаешь, что это гаишник. А подъезжаем – это муляж. Оксана Галькевич: Да. Стационарные посты… Петр Кузнецов: «Ну, кто-нибудь проверьте права!» кричали… Оксана Галькевич: …раньше стояли на границах регионов, на каких-то трассах важных, да. Петр Кузнецов: …люди из машины, перемещаясь между регионами. Леонид Ольшанский, почетный адвокат РФ, вице-президент Движения автомобилистов России, с нами на связи. Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Леонид Дмитриевич. Леонид Ольшанский: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а можно вот по поводу, как сейчас и на каких основаниях продувают водителей? Без повода могут просто остановить и сказать, просто вот… Леонид Ольшанский: Т. е. мы с вами сейчас не законопроект обсуждаем, а совсем узкий вопрос, да? Петр Кузнецов: Да, отталкиваясь от выступления просто нашей телезрительницы, которое вы наверняка слышали сейчас. Леонид Ольшанский: Плохо слышал. Петр Кузнецов: Меня вот просто интересует: еду я на автомобиле, может он меня остановить и сказать: «Пойдем-ка, продуемся»? Леонид Ольшанский: Значит, так. К сожалению, могут остановить. Но для этого мы водителей учим. У нас ответственность наступает за отказ от медицинского освидетельствования. Это первая мысль. Вторая мысль: по требованию сотрудника полиции водитель обязан остановиться, отдать документы. Выходить из машины, идти в пикет, идти в машину полиции он не обязан. Поэтому мы учим всех: «Я дуть в вашу трубочку не буду, я вам не верю, я требую, если вы хотите, в больницу». К сожалению, у нас подменяют понятия. Да, большинство сотрудников полиции у нас честные, всех обвинять нельзя, но есть недобросовестные, которые отказ от того, что мы простым языком называем «дуть в трубочку», они пишут как отказ от медосвидетельствования. И человек получает наказание, равное пьянке за рулем. Поэтому это очень сложный вопрос. И здесь только пропаганда. И надо в Кодексе, конечно, в административном изъять. Мы будем бороться, и в этой Думе, и в новой Думе, чтобы просто освидетельствования не было. Чтобы было только медосвидетельствование. Есть подозрение – давай в больницу. Чтобы только профессионал-врач исследовал вопрос, а не сотрудник ГАИ. Оксана Галькевич: Да. Т. е. получается у нас такая презумпция виновности. Если сотрудник ГИБДД написал в протоколе, что отказался от медосвидетельствования, просто потому, что человек не захотел в трубочку дуть, то все, он прав, а проверить это уже никто не берется? Леонид Ольшанский: Минуточку, это уже вопрос адвокатской работы. Что я требовал, мой клиент требовал в больницу, он не отказывался, свидетели, – это уже вопрос работы. Но давайте перейдем к законопроекту. Оксана Галькевич: Давайте, давайте. Леонид Ольшанский: На что я хочу обратить внимание? У нас есть деяния более серьезные, чем пьянка за рулем. Кража, грабеж, разбой, насилие вообще, насилие над малолетними. Но ведь эти статьи не меняются. У нас нет предложений написать статью «систематическое совершение краж»? Нет. Вот написано «кража», то же «деяние группы лиц» и т. д. У нас ни одна статья ни в Административном, ни в Уголовном кодексе не поддается постоянным поправкам, как то, что связано с дорогой. Вы посмотрите, что теперь за пьянку за рулем положено в Уголовном кодексе. Если два трупа – 15 лет лишения свободы. У нас от 7 до 15 – если взял винтовку и застрелил умышленно, а за деяние по неосторожности – до 15. Может быть, хватит? У нас уже есть статья 264 со значком 1. Повторно в течение года поймали пьяным за рулем – уже дело не административное, а уголовное. Ну, куда еще? Так, в преддверии выборов, не боясь репутации, нам вносят поправки, чтобы еще усилить. Ну, какая партия в преддверии выборов будет голосовать за такие поправки? Вот вы подумайте. Петр Кузнецов: Ну, здесь с формулировками не соглашусь. Просто мы там дальше уйдем по поводу «по неосторожности». Что значит «по неосторожности сел пьяным за руль»? Леонид Ольшанский: Минуточку, у нас есть причинение смерти умышленно (отравил, зарезал, застрелил), а есть отдельная глава, посвященная… Петр Кузнецов: Но он же умышленно сел за руль. Но ладно, я… Леонид Ольшанский: Не-не-не. У нас глава в Уголовном кодексе от царя Гороха: «Деяние, совершенное по неосторожности». Не имел права садиться за руль, но у него умысел был направлен не задавить человека, а нарушить правила дорожного движения. Потому что если бы у него был умысел, его бы судили по статье 105 «Умышленное убийство». Значит, комментарий гласит: когда умышленное убийство? Человек вошел, например, во двор, а водитель за ним погнался и пытался его задавить, в итоге задавил. Когда машина была умышленно как орудие преступления. Если по дороге ехал пьяный и не справился с управлением, – причинение смерти (или не смерти, а травм) по неосторожности. Во всех странах мира так. Иначе бы у нас этой главы не было. Оксана Галькевич: Ну, Петя, это нюансы такие юридические. Да, Леонид Дмитриевич, спасибо большое. Спасибо. У нас есть звонок, давайте выслушаем звонок. Петр Кузнецов: Владимир. Оксана Галькевич: Владимир, да. Здравствуйте. Ростовская область. Зритель: Здрасьте. Петр Кузнецов: Здрасьте. Зритель: Это, вот, меня, знаете, интересует. А вот богатые люди, у которых миллионы, крутят миллионами, ихние дети – сколько их показывают: то там задавили, то там. Они чего? Заплотят деньги и так же будут ездить? Оксана Галькевич: Ну, вообще на самом деле в законе, в законопроекте нет слов об этом. Не должно быть так, согласитесь. Петр Кузнецов: Нет, и потом, вы говорите о тех, кого показали. Я думаю, что здесь все-таки элемент народного контроля присутствует, эта функция все сильнее из года в год, когда в социальных сетях, и просто общественность эту историю не дает отпустить. Потому что они все известны здесь и сейчас. Оксана Галькевич: Ну, может быть, Владимир имеет в виду, что много таких историй, о которых мы не знаем и не рассказываем? Владимир, понятно ваше народное возмущение. Петр Кузнецов: Как правило, такие истории-то как раз и рассказываются. Оксана Галькевич: Так быть не должно, да. Спасибо большое. Друзья, ну что, мы переходим тогда к следующей теме, меняем.