Сколько стоит «пьяная» езда?

Гости
Сергей Радько
адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия»

Иван Князев: Подшофе за руль не садись. Госдума в первом чтении приняла закон, ужесточающий ответственность за вождение в нетрезвом виде для тех, кто уже судим за такое и повторно садится за руль пьяным. Штрафы вырастут до 300-500 тысяч рублей, а сроки лишения свободы до трех лет.

Тамара Шорникова: На первый взгляд, меры серьезные, но многие эксперты говорят: «Эффект будет небольшим». Закон все еще очень мягок. Почему, выясним у специалистов.

У вас спрашиваем: как по-вашему нужно наказывать пьяных водителей, звоните нам в прямой эфир прямо сейчас.

Иван Князев: У нас на связи Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Здравствуйте, Сергей Александрович.

Сергей Радько: Здравствуйте, добрый день.

Иван Князев: Как вы относитесь к этому законопроекту? Что он нам даст? Станет ли пьяных меньше за рулем, безопаснее на дорогах?

Сергей Радько: Я думаю, что он, мягко говоря, ничего не даст по той причине, что если его внимательно посмотреть, то можно увидеть, что он будет распространяться... Часть 2 статьи дополняется, вернее, появляется вторая часть, там сейчас одна часть, которая касается просто тех, кто повторно сел в пьяном виде за руль, а закон дополняется частью 2, в которой говорится о применении наказаний в отношении тех, кто уже имеет судимость за «пьяное» ДТП с тяжкими последствиями.

То есть сейчас, если человек отсидел, допустим, возьмем нашего артиста Ефремова. О освободится после срока, получит права после истечения срока лишения. Если он впервые сядет пьяным за руль, то сначала его должны будут наказать по Административному кодексу лишением и штрафом, если он повторно в течение года снова сядет, тогда уже будет уголовная статья.

А сейчас норма дополнена частью второй для тех, кто имеет судимость именно за тяжкое ДТП, совершенное в пьяном виде. Они если сели пьяными за руль, имея эту судимость, они сразу попадают под уголовное наказание. То есть таких людей, которые имеют эту судимость и садятся в пьяном виде за руль, их не так уж и много. Поэтому тот контингент, на который данная норма будет распространяться, он не такой большой, поэтому говорить о том, что даже если все эти люди даже перестанут думать о том, чтобы садиться в пьяном виде за руль, конечно, сильно безопасности на дорогах это не добавит.

Тамара Шорникова: Пишут, что взятки будут больше, вспоминают других известных автоводителей, которые уезжали с видеотрансляцией от преследующей машины ДПС, например. Как вы считаете, какие меры действительно могут помочь в данном случае?

Сергей Радько: Прежде всего, нужно понять, что как бы мы ни закручивали гайки, все-таки одними законами проблему не решить, потому что те люди, которые в пьяном виде садятся за руль и, тем более, совершают резонансные ДТП (все мы о них знаем) - это не те люди, которые выпили на семейном торжестве 50 грамм водки и поехали. Это те люди, которые постоянно, помногу, часто употребляют и постоянно все время садятся за руль, то есть люди, которые, по сути, являются больными.

А ни одна болезнь законом еще не вылечивалась, и если мы напишем в законе, что запрещено болеть (в данном случае алкоголизмом), то сама по себе проблема эта никуда не исчезнет. То есть должна быть какая-то социальная реклама, какая-то политика государства, направленная на то, чтобы население в целом пило меньше и употребляло алкоголь как можно реже. Потому что невозможно вылечить алкоголизм среди водителей, не затронув другую категорию людей, потому что все люди одинаковы, все мы иногда употребляем.

Поэтому, если в целом снижать потребление алкоголя в обществе, то, конечно, и пьяных за рулем будет меньше. А если локально решать проблему, причем решать даже не проблему, а, по сути, это борьба со следствием, потому что когда человек пьяный сел за руль, ему уже как говорится «море по колено» - ему абсолютно все равно, 8 лет ему светит, 15 или 20. Ему это уже неинтересно, и он едет. Поэтому наказание будет назначаться, как бы не было жестокое, только тогда, когда трагедия, к сожалению, уже произошла.

Поэтому, в основном, должна быть профилактическая работа на то, чтобы люди пили меньше либо не пили вообще. А как это сделать, сказать сложно, потому что здесь важно не допустить перегибов, которые, мы помним, были у нас в стране, когда все закрывалось, люди начинали пить всякие там денатураты, одеколоны и т.д. Но, конечно, некоторые ограничения по продаже алкоголя, например, по воспитанию людей, они, конечно должны быть. Без этого проблему не решить, какие бы жестокие санкции, законы не принимали.

Иван Князев: Давайте послушаем мнение телезрителей. У нас Валентин на связи, Новосибирск. Здравствуйте, Валентин.

Зритель: Добрый день. Валентин, город Новосибирск. Я считаю, что чем больше мы наказываем, наказываем, результатов никак нет. Вот вы обратите уже сколько внимания, все поднимается и поднимается эта грань наказания. Я с 1975 года имею удостоверение управления транспортным средством. Правила дорожного движения знаю хорошо. Там написано: «Нельзя садиться за управление транспортным средством в алкоголическом состоянии, в наркотическом».

Далее. А в советское время, вот я работал когда на транспортном предприятии, у нас проводились профилактические занятия. Были внештатные, так сказать, сотрудники с ГИБДД. Недельные занятия. Они приходили к нам, проводили часовое или двухчасовое занятие на транспортном предприятии. В конце этих занятий сдавались зачеты. Кто сдавал, кто не сдавал. Приходилось по-новому обучать, потому что-то из водителей относился к этому халатно.

Иван Князев: Валентин, но то же на предприятии было.

Зритель: Да, транспортное предприятие, я был...

Иван Князев: Так это понятно, а с остальными-то людьми что делать? На предприятии-то и сейчас проверяют и работу проводят, особенно в транспортных предприятиях.

Зритель: ... профессионалы. А вот, допустим, любители. Как относиться к любителям? Я считаю, что к любителям... Мы все граждане, не надо делить нас по социальному там: режиссер, кинорежиссер. Если сел за руль, ты гражданин и отвечаешь по всей строгости, неважно, какое у тебя социальное положение. Вот. Я простой рабочий, а он, допустим, какой-то там режиссер. С него, значит, начинают что-то крутить-вертеть, а ко мне отношение гораздо строже.

Тамара Шорникова: Валентин, вот известный актер сидит.

Зритель: ... должна быть ровная планочка ко всем.

Иван Князев: Понятно, Валентин.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо вам за ваше мнение. Сергей Александрович, смотрите, ну действительно, некоторые эксперты говорят, что в такую категорию, кто один раз пьяный за руль сел, там убил кого-то, второй раз - те, кто постоянно нарушают, 80% из них, что называется, блатные - те, которые, в принципе, имеют какие-то возможности уйти от ответственности. А бороться получается остается только с 20%. Вот тоже непонятный момент.

Сергей Радько: Проблема коррупции, она, к сожалению, есть и никуда не делась, и это вторая сторона медали, потому что действительно, пока у нас есть коррупция, пока есть какое-то там кумовство, связи и т.д, то есть возможность теоретически эту проблему, что называется, урегулировать и решить, безусловно, люди будут дальше продолжать в пьяном виде ездить, потому что, садясь на руль в пьяном виде, если у него есть возможность эту проблему решить... Если он один раз это решил, он второй раз решил, дальше он думает, что все будет безнаказанно, и если его, допустим, просто в пьяном виде ловят, да, возможно, он как-то откупается либо как-то решает через телефонный звонок, связи, знакомства и т.п.

Но, в конце-то концов, это приводит к страшным трагедиям, поэтому вторая проблема, которая касается коррупции и прочих подобных явлений, она у нас в принципе не решается и, естественно, остается некая категория неприкасаемых, которые, к сожалению, могут позволить себе садиться за руль в пьяном виде и не нести за это никакой ответственности. Эта проблема, в общем-то, на государственном уровне, вся эта коррупция, взятки, это есть во всех сферах и не только в сфере ГИБДД и безопасности дорожного движения. Опять же, эту проблему нужно решать комплексно во всем государстве, а не только в отношениях между ГИБДД и водителем.

Иван Князев: Причем, самое интересное, что вот такую безнаказанность чувствуют не обязательно прямо совсем известные-известные люди, великие артисты и т.п. Молодежь, которая просто уже заработала деньги, неважно, каким путем - все, они считают, что они тоже попадают в эту категорию. Потому что обычный человек представить, что он раз пьяным сел за руль, получил срок, второй раз сель за руль - это сложно, наверное.

Сергей Радько: Да даже размер взяток, которые требуют сотрудники полиции за то, чтобы отпустить пьяного, он довольно велик, поэтому далеко не каждый, кто хочет сесть пьяным за руль, может позволить себе такие расходы, поэтому мы понимаем, что все-таки те, кто садится в пьяном виде за руль и постоянно это совершает - это люди, возможно, непростые, возможно, богатые, поэтому...

Тамара Шорникова: А сколько стоит «пьяная» езда? Вы сказали, что это высокий размер.

Иван Князев: Да, кстати, тоже интересно.

Сергей Радько: Это в среднем несколько сотен тысяч рублей, но это по московскому региону. Там примерно 150-200 как минимум. Если, конечно, водитель ранее привлекался или судим, то понятно, что здесь цифры вырастают. Но в среднем на первый раз это примерно 150-200 тысяч рублей - это размер взятки, чтобы инспектор не составлял протокол, отпустил пьяного.

Иван Князев: Понятно. Спасибо вам большое. Сергей Радько, адвокат партии «Автомобильная Россия» был с нами на связи.

Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок послушаем. Алло, здравствуйте. Дмитрий из Москвы.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Слушаем ваше мнение.

Зритель: Мое мнение, я бы хотел вообще, чтобы Госдума внесла: кто сел выпив за руль, чтобы больше никогда не имел права сесть за руль и получать водительское удостоверение.

Тамара Шорникова: То есть пожизненное лишение прав?

Зритель: Да. Он имеет права, человек пьяный, севший за руль, лишать других людей жизни.

Иван Князев: Ну да, но вы не считаете, Дмитрий, что здесь нюансы могут быть? Ну, человек оступился, действительно там, после дня рождения ехал и совсем немножко выпил.

Зритель: Нет. Нельзя. Все люди взрослые, все понимают, когда садятся за руль.

Иван Князев: То есть вы прямо за жесткие меры.

Зритель: Может привести к последствиям очень плачевным и необратимым причем.

Тамара Шорникова: Поняли вас, да, спасибо вам.

Иван Князев: Спасибо.

Тамара Шорникова: Следующая тема.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)