Пьяный не проедет!

Гости
Петр Шкуматов
член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве

Оксана Галькевич: Сменили мы тему. И тема следующая вот о чем. Я не знаю, случайно ли на самом деле так совпало или давно было задумано, но вот именно после этой жуткой аварии в Москве, где по вине Михаила Ефремова, управлявшего машиной в нетрезвом виде, погиб человек, именно после этого наша ГИБДД анонсировала новую систему по борьбе с пьяницами за рулем. Судя по описанию, это что-то совершенно инновационное. Водителей больше не будут выборочно, что называется, «на удачу» останавливать на обочине, просить их подышать. Пьяниц будут вычислять буквально в сплошном потоке движущихся автомобилей. Машины направят в одну полосу и в течение 20–30 минут, пока они едут…

Константин Чуриков: Всех продуют.

Оксана Галькевич: Да, всех пронюхают, может быть, даже так сказать. Я не знаю. Система безошибочно будет вычислять, в каком транспортном средстве за рулем находится нетрезвый человек. Новый метод основан на индикации эталона в выдыхаемом воздухе (так в официальном пресс-релизе сказано). Ну, сразу оговоримся, что это пока еще проект, и сейчас он только обсуждается. Он направлен для изучения в Общественную палату России.

Я предлагаю сейчас нам с вами, уважаемые друзья, тоже этот проект обсудить, поговорить об этом.

Константин Чуриков: Ну согласитесь, нет лучшего эксперта для этой темы, чем Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок». Петр, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Петр.

Петр Шкуматов: Добрый день.

Константин Чуриков: Мы уверены, что вам есть что сказать по этому поводу.

Оксана Галькевич: Как всегда.

Константин Чуриков: Вот первый вопрос: как можно всех водителей так в рядок выстроить, их машины, и всех продуть? Вот это первый вопрос. И второй вопрос: продувать будут только водителя или вообще воздух в машине? А вдруг у него, извините, подвыпивший друг едет на заднем сиденье?

Оксана Галькевич: Главное, чтобы не дети, Костя, которые тридцатилетние и на шее у родителей.

Петр Шкуматов: Мне кажется, что это реинкарнация давней идеи, которая высказывалась такими отдельными горячими головами: использовать камеры фото- и видеофиксации для определения пьяных водителей. Но эта идея, в общем-то, разбилась о суровую российскую реальность. Дело в том, что, как ни парадоксально, но в России есть такой период года, как зима. И зимой, как мы все прекрасно знаем, автомобилисты используют так называемую незамерзающую жидкость для того, чтобы смахивать с лобового стекла вот то, что летит на него отовсюду. Эта незамерзающая жидкость сделана на спиртовой основе. Поэтому зимой все водители, с точки зрения этого прибора, будут пьяными.

В общем, от этой идеи когда-то отказались, но, видимо, производители не отказались от идеи продать нашему государству сколько-то ненужных приборов, которые не будут работать так, как должны, и, видимо, сделали вот такую атаку публичную.

Оксана Галькевич: Петр, скажите… Ну, кроме того, что есть эта омывающая жидкость, зимой это все сразу дает стопроцентных алкоголиков за рулем всех наших автомобилей, по поводу зиму. Для этого ведь нужно, наверное, для работы этой системы нужно будет приоткрывать окна салона, опускать их, да? Зимой тридцатничек давит где-нибудь в Сибири, и не очень комфортно ехать 20–30 минут (или сколько там?), пока ты проходишь по этой полосе мимо этой системы. Как вообще это будет выглядеть?

Петр Шкуматов: Да я вообще считаю, что это, конечно, бред, потому что… Ну, это спектрометрический способ определения эталона. То есть ничего в этом такого нанотехнологичного нет. Но вы абсолютно правильно сказали: «А если пассажир нетрезвый, то что?» Ведь в салоне будет действительно пахнуть эталоном – ну, в смысле, алкоголем будет пахнуть. Соответственно, система будет определять, что там, возможно, едет пьяный водитель, и будет этот автомобиль бедный мурыжить, водителя будут продувать, еще мочу брать, кровь брать.

Оксана Галькевич: Прямо на месте.

Петр Шкуматов: То есть я полагаю, что таксисты в таком случае будут просто категорически отказываться везти пассажиров, которые, допустим, немного подвыпили. Тогда возникает вопрос…

Оксана Галькевич: А как им деньги зарабатывать?

Константин Чуриков: Конечно.

Оксана Галькевич: Вот какой вопрос.

Петр Шкуматов: Нет-нет-нет. Если таксисты будут отказываться везти пьяных людей из бара, то как пьяным людям добираться домой, простите? Ну, у нас же пить-то не перестали. Допустим, поехал я, например, в бар, выпил там культурно и хочу доехать домой. Вызываю такси, а таксист мне говорит: «Ты знаешь, Петр, не повезу я тебя, потому что там система стоит такая, что нас остановят, и мы полчаса будем продуваться. И еще меня писать в баночку заставят».

Оксана Галькевич: Хорошо, если только это.

Петр Шкуматов: «Так что езжай ты домой на велосипеде или пешком».

Константин Чуриков: Петр, вы так интересно обо всем рассказываете! Нам прямо зрители оборвали телефон. Давайте сейчас побеседуем с одним из наших дозвонившихся.

Оксана Галькевич: Кто у нас на связи?

Константин Чуриков: Алексей. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Алексей, Смоленск. Алексей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте. Алексей, жизнеспособную систему предлагает ГИБДД?

Зритель: Я с экспертом полностью согласен. Мне кажется, это ненужная система. Будут страдать очень многие водители попросту. А не дай бог, сбой какой-то в системе, ты какое-то лекарство приняло, рядом сидящий пассажир выпил – и ты будешь наказан. И потом доказать, что ты невиновен, для водителя будет очень тяжело. Ему надо бегать, это доказывать. Соответственно, он будет уже лишен прав, да?

Оксана Галькевич: А если сбой какой-нибудь этой системы, не выдержала, да?

Зритель: Да-да-да. У нас есть система – появятся хакеры. Будут, как всегда, туда залезать и мешать работе.

Константин Чуриков: Понятно. Имеется в виду – в базу данных что-то не то вписывать. Спасибо за ваш звонок.

Оксана Галькевич: Да, спасибо.

Константин Чуриков: Петр, всю эту неделю мы говорим большую часть недели про Ефремова. Давайте и вы скажите. Все-таки как с пьянством за рулем по уму бороться?

Петр Шкуматов: Ну, с пьянством за рулем надо бороться классическими методами, которые есть у Госавтоинспекции – то есть остановка и проверка водителей с помощью органолептического метода, то есть носа, грубо говоря. Инспектор засовывает нос в машину и спрашивает: «У вас все нормально?»

Константин Чуриков: «У вас как вообще со здоровьем?»

Петр Шкуматов: Да. Водитель ему отвечает: «Все нормально». И инспектор все сразу понимает, все сразу понятно – пил/не пил, когда пил и так далее.

Оксана Галькевич: И вслед за носом туда проникает другая часть инспектора – рука.

Константин Чуриков: Коронавирус. Нет-нет, секундочку! Сейчас у нас коронавирус. Мне кажется, это не для нынешних времен рекомендация.

Оксана Галькевич: Кстати, да.

Петр Шкуматов: Кстати, да. Кстати, в этом что-то есть, да, действительно. Но алкоголь убивает коронавирус.

Оксана Галькевич: Нет, Петр. Кстати, не будем…

Константин Чуриков: Не доказано.

Оксана Галькевич: На самом деле это неправда. Уже много раз специалисты-врачи говорили, что это все неправда. Не будем вводить в заблуждение.

У меня вот такой вопрос. Слушайте, есть еще системы автоблокировки запуска автомобиля, если вдруг водитель в нетрезвом виде усаживается. Как вы считаете, вот такая история помогла бы нам? Ну понятно, что это долго, не сразу все автомобили такими станут.

Петр Шкуматов: На самом деле зачем все автомобили такими алкозамками оснащать? Да, действительно, такие алкозамки есть, но у них есть одна проблема: дунуть туда может кто угодно. То есть если водитель пьяный, но у него есть трезвый – как бы это сказать? – подельник, то он туда подышит, и, соответственно, все будет нормально.

Еще появились китайские обманки для алкозамков. Это такие – ну как сказать? – груши. Они вставляются присоской к алкозамку. Ты ее вот так сжимаешь – и все нормально, ты трезвый.

Оксана Галькевич: Нет, ну все равно так или иначе, понимаете, какую-то часть негодяев (ну а как по-другому назвать людей, которые в нетрезвом виде за руль садятся?) это бы отсеяло, согласитесь. И подозревать сразу, что все пойдут на взлом и безобразие, я бы не стала. Ну хорошо, ваше мнение интересно, мы его выслушали. Давайте звонок примем.

Константин Чуриков: Да, давайте сейчас звонок послушаем. У нас на связи из Нижнего Новгорода Валентина.

Оксана Галькевич: Валентина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня такое предложение: все работники ДПС должны очень серьезно и строго относиться к движению частного транспорта, это особенно. Частники настолько разболтались! Они настолько много делают нарушений при движении по улицам!

Константин Чуриков: Валентина, а что делать? Всех тормозить? Как вот это все сделать?

Зритель: Не надо тормозить. Дэпээсники делают выборочные проверки, они обязаны это делать. И если человек за рулем находится в нетрезвом состоянии, то он должен составить протокол на него и сообщить на центральный пульт. И человек этот должен стоять на учете.

Оксана Галькевич: Конечно.

Константин Чуриков: Спасибо, спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо, Валентина. Кстати, учет… Валентина, спасибо большое.

Очень коротко. Кстати, учет людей, которые имеют проблемы с алкоголем, и тщательное отслеживание их движения за рулем – это поможет? Очень коротко!

Петр Шкуматов: Да, конечно, поможет. Но дело в том, что нужно, чтобы были те люди, которые отслеживают. Я напомню, что несколько лет назад гаишников сократили на 10 тысяч человек.

Оксана Галькевич: Все, спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо. Петр Шкуматов, «Общество синих ведерок».

Мы с вами не прощаемся, у нас впереди выпуск новостей. А потом будем говорить об общедоступном газе.

ГИБДД тестирует технологию выявления нетрезвых водителей в потоке