Пять миллиардов для проблемных регионов

Гости
Сергей Старовойтов
политолог, глава Федеральной экспертной сети «Клуб регионов»
Дмитрий Журавлёв
доцент Финансового университета при Правительстве РФ, научный руководитель Института региональных проблем

Иван Князев: Как и обещали, будем помогать регионам. Дело вот в чем. Премьер-министр страны Михаил Мишустин наказал своим министрам не сидеть в кабинетах и не читать отчеты, а ездить по стране и смотреть, где какие проблемы есть в регионах. А потом таким проблемным регионам будет оказана финансовая помощь по 5 млрд. руб. И деньги должны пойти не на какие-то мифические программы, а на конкретные, реальные нужды и цели.

Тамара Шорникова: Как говорится, каждая копейка хорошо. Но вот если глобально рассуждать, в масштабах региона 5 млрд. это много или мало? На что можно потратить эти деньги? И о каких регионах прежде всего идет речь? Это мы спросим у экспертов. А у вас хотим узнать, чего не хватает вашему региону? Делитесь своим мнением. Что нужно сделать в первую очередь? Подключайтесь к разговору. А прямо сейчас выслушаем мнение эксперта. Сергей Старовойтов, политолог, глава Федеральной экспертной сети «Клуб регионов», с нами выходит на связь. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Сергей.

Сергей Старовойтов: Здравствуйте.

Иван Князев: Сергей, вот мы сейчас с Тамарой немножко так посчитали: а вот на что можно было бы действительно потратить 5 млрд.? Вот кольцевую дорогу вокруг какого-нибудь города можно сделать, в принципе, хорошо. Пустить…

Тамара Шорникова: Навряд ли. Вот в Волгограде кольцевая…

Иван Князев: Дороже обошлась?

Тамара Шорникова: …там, по-моему, за 40 или даже больше миллиардов.

Иван Князев: Просто вопрос вот в чем. Сейчас, наверное, губернаторы, когда услышали эту новость, они вот уже ручки начинают потирать: «Ага, вот приедут ко мне, я им скажу: „Вот у меня здесь онкоцентр не достроен, а вот у меня здесь еще что-то нужно доделать”». Это вот так будет? Или все-таки подход будет более комплексный?

Сергей Старовойтов: Безусловно, премьер Мишустин позиционирует себя как очень социального премьера. И в этом он последователен. Последователен потому, что он возник в политической орбите ровно после послания президента, если вы помните. И после отставки последовавшей предыдущего правительства и отставки предыдущего премьер-министра. А послание было остро… такое четко-социальное, да? Т. е. президент из часа выступления вообще первые 40 минут говорил только о социальных задачах, которые государство ставит на ближайшее время. Ровно об этом сейчас говорит и премьер Мишустин. Т. е. все его заявления так или иначе касаются форм социальной поддержки. Очень замечательный способ выгнать министров из кабинетов, закрепить их за регионами и заставить изучать жизнь вот на месте. То, что называется «топтать землю» своими министерскими ботинками.

Иван Князев: Но это ведь неплохо?

Сергей Старовойтов: Да-да, конечно, это хорошо. Конечно, это немножко как-то приблизит людей из высоких кабинетов к проблемам земли. Я думаю, что губернаторы оценят эту ситуацию очень позитивно. Потому что у них появится еще дополнительный инструмент для того, чтобы привлечь финансы в регионы. Но еще раз, обратите внимание: ровно вся вот эта история про нацпроекты – это история про точечное финансовое вливание. Потому что любой, чтобы получить деньги по любому нацпроекту, хоть на дороги, хоть на здравоохранение, хоть на образование, региональные команды, правительства регионов должны были подготовить очень обоснованные решения. И уже после этого ехать в министерства и добиваться денег. Почему многие регионы не получали денег? Вы же знаете цифры освоения бюджетов по нацпроектам. Они где-то были 70%, где-то 80%. Но в целом бюджеты не были выданы. Т. е. большое количество денег осталось не освоено в федеральном бюджете на эти задачи. Ровно по одной причине: потому что регионы… ну, и министерства, конечно, и регионы слабо готовили обоснования для финансирования тех или иных проектов. Сейчас это еще один инструмент. Т. е. вот у вас есть нацпроекты, вот у вас есть еще средства, а вот у вас дополнительный как бы бонус для тех, у кого проблемы серьезнее, чем у других. Вы, собственно, назвали регионы, там 3 региона отстающих, да, но вы правы в том, что последняя десятка – она-то не особо меняется, как и первая десятка. Это регионы всем известные. Вот сейчас губернаторам дается возможность совместно с министрами – со своими кураторами обосновать расходы в пределах 5 млрд. на… Причем там туманно, до сих пор ведь непонятно: это 5 млрд. на одну программу, т. е. регион может освоить больше программ? Или речь идет о 5 млрд. на один регион? И также не называется сумма общая затратная. Т. е. непонятно, это будет 50 млрд. или 500 млрд. Но очевидно одно. Очевидно одно: что в рамках 5 млрд. сейчас в регионах можно что-то предлагать. Что такое 5 млрд.? 5 млрд. это, например, треть бюджета такого города, как Челябинск, Омск, например. Я ориентировочно цифры называю, но вот где-то так у этих городов.

Иван Князев: 5 миллиардами можно дефицит бюджета Дагестана, к примеру, закрыть (мы тоже посмотрели, сколько там не хватает).

Сергей Старовойтов: Можно. Совершенно верно. Построить там какой-нибудь небольшой мост, чуть-чуть дороги, аэропорт в принципе приличный под 10-14 млрд. … Т. е. не сказать, что они решат все проблемы региона или городов, но и в то же время немаленький. Все-таки 5 млрд. это 5 млрд. Например, дорожные фонды в регионах – где-то в среднем около 1-1,5 млрд. на весь год.

Иван Князев: Ну, проблему можно будет решить, если она есть в этом плане, да.

Сергей Старовойтов: Все-таки около 10 млрд., дорожные фонды все-таки около 10-15 млрд. в регионах. Т. е., да, какие-то проблемы можно будет вот подлатать.

Тамара Шорникова: Но они в любом случае не будут … на эти деньги, да.

Сергей Старовойтов: Да, я предположу, что эти деньги в первую очередь будут направлены на те социальные обязательства, о которых говорил президент в своем послании.

Иван Князев: Вот. Понятно, да.

Сергей Старовойтов: Это детские пособия, это сады, школы и т. д. Вот на этот сектор.

Иван Князев: Да, хорошо, спасибо. Сергей Старовойтов, политолог, глава Федеральной экспертной сети «Клуб регионов», был с нами на связи.

Тамара Шорникова: У нас огромное количество СМС. Люди из разных регионов предлагают, на что можно потратить деньги. Москва: «Заводы строить, а не клубы ночные». Помогать регионам бесполезно, говорят нам, и сомневаются: «Предприятия раздуют штаты и будут кормить уже раздутые. Надо направлять лично. Например, очередникам».

Иван Князев: Но вот еще одна пессимистическая СМС: «Даже если и будут помогать, администрация все равно все разворует, до людей ничего не дойдет». А вот Хабаровский край весьма так замечает: «5 млрд. – стоимость одной яхты чиновника». Ну, наверное, конечно, поменьше.

Тамара Шорникова: Еще рацпредложение, Вологодская область: «Вернуть ветеранские пенсионерам за стаж 35 лет». Имеются в виду льготы. Камчатский край пишет: «Нам нужна краевая больница». И Башкортостан: «У нас в Учалинском районе проходит посередине деревни Тунгатар федеральная трасса, машины гоняют как бешеные, надо хотя бы на видеокамеру». Ну, на это уж точно хватит.

Иван Князев: Посмотрим сейчас, точнее, послушаем, что нужно сделать в Калининграде. Из Калининградской области нам дозвонился Константин. Константин, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Очень приятно с вами побеседовать. В Калининградской области реально нужно зарплаты поднять людям, потому что большинство людей, которые работают, получают небольшие зарплаты: это 20, в лучшем случае 25 тыс. руб. Вот. Мы даже можем в принципе на Авито зайти, на любой, где вакансии предлагают, сайт: это все видно, тут особый мониторинг как бы не нужен. Хотя средняя по региону заявлена в пределах 37. Но это чиновники как бы пишут такое.

Иван Князев: Константин, но как вы думаете, наверное, этих денег-то, чтобы поднять зарплаты всем и на постоянной основе, наверное, точно не хватит; а вот, может быть, есть какие-то моменты, которые у вас нужно исправить прямо сейчас, а у региона на это денег не хватает?

Тамара Шорникова: Например, строительство какой-то инфраструктуры.

Иван Князев: Да-да-да.

Зритель: Нет, но инфраструктура, знаете, здесь в принципе неплохо строится. Потому что область сама по себе небольшая. Здесь как бы с дорогами особых проблем нет. Хотя тоже зимой порой, видно, как ремонтируют: по зиме, по снегу, вот когда по морозу,. Это забавно наблюдать. Вот. Ну, в той же бюджетной сфере. И тем же врачам, я считаю, можно поднять зарплаты и достойные зарплаты платить. Потому что то, что заявляется по телевизору, оно не соответствует. Я вот сам работал учителем, я видел, какие зарплаты: крайне низкие, т. е. человек не может достойно жить.

Иван Князев: Да, понятно.

Тамара Шорникова: Понятно.

Иван Князев: Спасибо, Константин. В общем, в Калининграде нужно поднимать зарплаты.

Тамара Шорникова: Я думаю, что с ним бы согласились жители со всех регионов абсолютно.

Иван Князев: Со всех регионов, да.

Тамара Шорникова: Кто бы отказался.

Иван Князев: Еще один наш эксперт на связи. Дмитрий Журавлёв, генеральный директор Института региональных проблем. Дмитрий Анатольевич, здравствуйте.

Дмитрий Журавлёв: Добрый день, добрый день.

Тамара Шорникова: А откуда деньги возьмут? На дополнительные выплаты регионам.

Дмитрий Журавлёв: Думаю, что из различных фондов. Из бюджета сейчас взять уже нельзя, потому что бюджет сверстан. Но есть ведь и фонд правительства, есть фонды, большие федеральные фонды. В конечном счете, если будет нужно, можно взять и в Центральном банке. Вспомним, что сейчас у нас перепродажа Сбербанка от ЦБ к правительству, что принесет правительству дополнительные средства вполне в достойном количестве, чтобы выдать по 5 млрд. некоторому количеству регионов. Деньги найдут. Не в этом проблема. У нас в действительности разговор о том, что у нас нет денег, как говорил Марк Твен, сильно преувеличен. У нас денег много. У нас с организацией этих денег бывают проблемы. Мы не всегда разумно их тратим. Ну, и поделены они, как я уже многократно в вашем эфире говорил, не совсем разумно. Слишком много в федерацию и слишком мало в регионы.

Иван Князев: Дмитрий Анатольевич… (Тамара, прошу прощения). Вот смотрите, премьер Мишустин там очень четко отметил, что программы должны быть реальные. И вот нам тут еще СМС люди пишут, что нужно развивать, например, сельское хозяйство; в Удмуртии нужно восстанавливать промышленность, нужны рабочие места.

Тамара Шорникова: Но это глобальные заказчики, большие деньги.

Иван Князев: Т. е. вот эти деньги, они с тем, что сказал Мишустин, они как будут увязываться? Действительно это будут какие-то такие программы на долгосрочную перспективу? Или просто привезли в конверте: вот, ребята, постройте, закройте…

Дмитрий Журавлёв: Нет, ну повезти в конверте – толку-то никакого. Потому что дело же не просто в том, чтобы дать денег. Правильно тут мой предшественник говорил, что такое 5 млрд. – треть аэропорта. Дело в том, чтобы вместе с деньгами дать и административную поддержку правительства. В виде ли министра-куратора, как это предыдущее правительство собиралось, или прямых контактов с губернаторами премьер-министра. Вот сейчас очень показателен Великий Новгород. Мишустин там был, да? Смотрите: там огромный потенциал для развития туризма. Но там нет аэропорта и скоростная трасса проходит мимо города. Железнодорожная. Т. е. она идет по территории области, но остановок на территории области нет вообще.

Иван Князев: Это значит, вся транспортная составляющая уходит из региона.

Дмитрий Журавлёв: Да. – То как вы иностранного туриста туда завезете? Приманите его конфеткой, да? Для этого нужна поддержка правительства. Т. е. вложить 5 млрд. – не мне судить, хватит ли этого, может быть и не хватит, это нужно губернатора спрашивать. Но, вложив деньги в Великий Новгород, вы получите завтра очень большую прибыль за счет вот этого туристического кластера. В результате деньги будут не потрачены, а инвестированы. По большому счету, нужно находить что-то подобное, очень разные регионы и очень разное там найдется, и в других регионах. Где-то это будет делаться очень-очень долго. Действительно, все опасения, которые люди говорили, они реальны. О неэффективном использовании, о раздувании штатов. Но это ведь, теоретически, можно преодолеть. Если это не пытаться преодолевать, то не надо вообще ничего делать. Тоже решение.

Тамара Шорникова: Да, хорошо. Спасибо. Мы продолжим обсуждать эту тему вечером сегодня в 19:00. С нами на связи был Дмитрий Журавлёв, генеральный директор Института региональных проблем. Следующая тема.

Какие задачи можно решить этой суммой?