Тамара Шорникова: Ну и еще о том, как выжить в сложные времена. Коль мы сегодня начали обсуждать эту тему, есть конкретные предложения от автомобилистов: они просят мэрию Москвы хотя бы временно отменить платные парковки и разрешить езду по выделенным полосам. Иван Князев: Гуляй, рванина, у нас коронавирус, ну точнее катайся. Еще бы езду на «красный» и превышение скорости отменить из-за коронавируса под шумок, да, чтоб не догнал. Ну а если серьезно, аргументы у автолюбителей есть: в автобусах больше риск заразиться. При чем здесь, правда, выделенные полосы и другие штрафы, спросим у нашего эксперта. Сегодня у нас в гостях Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Здесь, Петр. Петр Шкуматов: Здравствуйте. Тамара Шорникова: И ждем звонков, конечно же, от телезрителей, сообщений. Рассказывайте, какие меры должны помочь, по-вашему. Что думаете о тех, которые вот предлагает, например, Петр. Иван Князев: Петр, скажите честно, вас услышат, как вы думаете? Петр Шкуматов: Я думаю, что нет. Более того, я, собственно, сейчас приехал к вам на эфир на метро... Иван Князев: Ага. Петр Шкуматов: ...и я вам рассказываю, точнее прямо отвечаю, что метрополитен и вообще любой общественный транспорт в сложившихся условиях – это абсолютный, 100%-й рассадник всех вирусов, бактерий и всего остального. Знаете, что они сделали? Вот заполненный вагон метро, и они задраили все окна, то есть полностью герметизировали вагон, и пустили кондиционер на рециркуляцию воздуха. То есть если ты чихаешь или кашляешь, как в случае с коронавирусом... Иван Князев: Ну все так крутится. Петр Шкуматов: ...то это все тут же разносится по всему вагону, и все получают свою порцию вот этих вот маленьких «частичек счастья». Тамара Шорникова: Ну действительно у нас сейчас звучат призывы от властей, что меньше посещайте общественные места и так далее, вот. Но, казалось бы, да, автомобиль как личное средство передвижения могло бы немного помочь себя обезопасить. Петр Шкуматов: Я приехал к метро «Бутырская» и пешочком шел от метро в сторону Останкино. И пока я шел, видел замечательную картину, как машину эвакуировали вот эти «зеленые крокодилы» за то, что она на 10 или 15 сантиметров, ну сколько-то там, на разметку заехала. Понятное дело, что дальше автовладелец, владелец этого автомобиля пойдет потом на штрафстоянку, а на штрафстоянке такое помещение, наверное, 5 квадратных метров, куда напихиваются обычно все сразу, там 20 человек, и получит тоже свою порцию коронавируса. Иван Князев: Петр, ну вот смотрите, такой момент: а все-таки много ли у нас людей, которые прямо все время ездят на авто, постоянно? Бензин дорогой, машина есть не у всех. Мы много лет подряд такую тенденцию продвигали в массы, что, наоборот, нужно ездить на общественном транспорте, в той же Москве это быстрее, безопаснее и так далее. Петр Шкуматов: Вот по поводу «безопаснее» я бы не сказал. На самом деле если вы посмотрите на количество людей передвигающихся именно в людях... Нас просто кормят такой ложной статистикой, что якобы в Москве ежедневно 15 миллионов человек или даже 16 передвигаются в общественном транспорте, а автомобилей у нас всего лишь 3,5 миллиона. Тамара Шорникова: Ну, вы знаете, в час пик в Жулебино так и кажется, что они прямо сейчас здесь, все эти 15 миллионов. Иван Князев: Да-да-да. Петр Шкуматов: Видимо, да. Но в действительности, если посмотреть, вот недавно была опубликована статистика по количеству уникальных людей, то есть если я прохожу, допустим, 5 раз в метро, вот сегодня я пройду в метро дважды и еще в наземном общественном транспорте дважды, то есть меня московские власти считают за четырех человек. Тамара Шорникова: Ага. Петр Шкуматов: Ну это же нонсенс, абсурд. Так вот если посмотреть на нормальную статистику, то оказывается, что в общественном транспорте передвигается 4,5 миллиона человек в городе всего, по всей Москве, плюс еще где-то 0,5 миллиона – это такси, но такси вообще надо относить не к общественному транспорту все-таки, а к автомобильному. И еще 3,5 миллиона человек минимум, а если взять коэффициент 1,3, то есть в среднем 1,3 человека передвигаются в автомобиле, то это около 4 миллионов, они передвигаются на автомобилях, то есть соотношение приблизительно одинаковое. Иван Князев: Ага. Петр Шкуматов: Но по поводу всех этих вирусов расскажу. Дело в том, что люди, которые передвигаются на личном автотранспорте, даже гриппом сезонным болеют гораздо реже, это отмечали врачи и в прошлом году, и в позапрошлом году... А вот сейчас почему-то молчат. Иван Князев: Это есть такие исследования? Петр Шкуматов: Даже у вас был гость, который рассказывал, я имею в виду не у вас лично, а на телеканале ОТР был гость, который рассказывал, что да, действительно, люди, которые передвигаются на собственном автомобиле, менее склонны заражаться сезонными вирусными инфекциями, ОРВИ так называемая. И это логично, потому что ты передвигаешься в собственном автомобиле, там внутри этого автомобиля никто не чихает, никто не кашляет, в общем-то, ничего больше не делает, и ты находишься в относительно таком как бы закрытом пространстве, и вероятность того, что ты именно в своем автомобиле подцепишь инфекцию, небольшая, ну только если ты уже на автомобиле куда-то приехал на стадион или в метро сел и поехал, там да. А вот люди, которые регулярно пользуются общественным транспортом, они регулярно болеют вот этими сезонными инфекциями. Это прямо ну настолько очевидно, что, мне кажется, не требует каких-то доказательств. И что мы видим в Европе? В Италии отменили штрафы за парковку, то есть власти сказали: «Да бог с вами». Иван Князев: «Паркуйтесь». Петр Шкуматов: «Паркуйтесь, да вторым рядом паркуйтесь, главное, чтобы вы не заболели». Они на месяц, кажется, это отменили, но, может, и продлят. Плюс отменили плату за парковку, у них сейчас везде на этих самых парковочных столбиках висят предупреждения, такие бумажечки, что парковаться можно бесплатно. И только в Москве, где борются с автомобилистами прямо до конца, что называется, лучше вы умрите от коронавируса, и на дорогах будет свободнее. Сергей Семенович, который возглавил штаб, Максим Станиславович, который тоже как бы на это все смотрит сквозь пальцы, по-прежнему загоняют людей в метро и в автобусы, а в автобусах... Простите, вот даже посмотреть на современные московские автобусы, там же реально духота, там постоянно закрыты окна, зачем они их закрывают, я, честно говоря, не понимаю, и в итоге... Тамара Шорникова: Потому что кондиционеры работают, на всех форточках так написано. Петр Шкуматов: Да, и в итоге этот кондиционер все это, весь воздух перемешивает в режиме рециркуляции, и я абсолютно не уверен, что он этот воздух обеззараживает, потому что, скорее всего, там установлены какие-то самые дешевые кондиционеры, а фильтр не помогает от вируса. Тамара Шорникова: Да. SMS к нам приходят, смотрите, сейчас почитаем. Вы можете нам еще и звонить, рассказывайте, как вы добираетесь до дома, до работы, на общественном транспорте или на автомобиле. Иван Князев: И пересядете ли на машину в связи с тем, что сейчас у нас коронавирус в стране? Тамара Шорникова: И считаете ли вы, если вы автомобилист, что нужны сейчас дополнительные меры поддержки для автомобилистов? Ленинградская область пишет: «Все для водителей, поедут по «выделенке». А у кого нет машины, будут в общественном транспорте сидеть и ждать, пока все автовладельцы проедут». Иван Князев: Да, вроде меня. Тамара Шорникова: Бесплатная парковка понятно, а вот выделенные полосы? Петр Шкуматов: С выделенными полосами история следующая. Дело в том, что выделенные полосы по факту нужны в городе только на так называемые часы пик, в остальное время они банально простаивают, потому что, во-первых, количество общественного транспортного уменьшается днем, потому что спрос на него падает, интервалы растягиваются. Во-вторых, количество машин такси, для того чтобы как бы утилизировать эти полосы целиком, тоже недостаточное. Допустим, сейчас порядка 40 тысяч машин онлайн всего лишь на весь город, и то в основном они как бы стоят, половина машина стоит и ждет заказа. В то же самое время, когда вот эта полоса «откушена», в течение дня возникают пробочные ситуации, и, конечно же, было бы, наверное, правильно, давно уже это пора сделать, чтобы выделенные полосы работали только в определенные часы, допустим, с 7 утра до 10, час пик, или, например, с 17:00 до 21:00, это вечерний час пик. Потом, как только время заканчивается, все, всех пускают на эти полосы. Это было бы абсолютно логично. Почему эти полосы ночью, ночью, внимание, ночью, когда общественный транспорт наземный совершенно официально не работает, с 1 часа ночи до 05:30 общественный транспорт наземный не работает, есть только парочка ночных маршрутов, да и то они, в общем-то, ходят каждые полчаса, и дорога абсолютно свободная. Почему людей штрафуют за то, что они там колесиком заехали на выделенную полосу? Но я вам могу сказать, что коронавирус коронавирусом, а поток денег этим частным компаниям, которые с нас эти штрафы собирают, не должен прекращаться ни на секунду, понимаете? Тамара Шорникова: Ну а вы спрашиваете, почему. Петр Шкуматов: Ну я отвечаю, почему. То есть, понимаете, сейчас в Европе вот такая проблема, нужно недвижимость покупать, может быть, в других местах, более таких спокойных... Ну, в общем, да, миллиарды рублей никогда не помешают. Тамара Шорникова: Хорошо, да. Иван Князев: Петр, смотрите, вас уже поддерживает Ульяновская область, пишет, что вашу инициативу уже услышали в Заволжье. Петр Шкуматов: Ульяновская область, держитесь! Я вам очень сочувствую, потому что дороги, конечно, у вас прямо... Вот лучше бы эти деньги от штрафов, которые москвичам выписывают, взяли бы и передали в Ульяновскую область, я не шучу. Мне бы тогда не было так обидно. То есть мне бы сказали: «Шкуматов, мы тебя оштрафовали за вот это незначительное нарушение, вот так вот 3 тысячи тебе выписали...» Иван Князев: «Залатаем яму в Ульяновске». Петр Шкуматов: «...но зато передали деньги в Ульяновскую область, и смотри, какие там хорошие дороги». Я бы сказал «ну ладно» и даже пару раз специально бы выехал на выделенную полосу и получил бы штраф, чтобы в Ульяновске еще меньше ям было. Тамара Шорникова: Даже так, да? Иван Князев: Нет, на самом деле ваша идея только для Москвы подходит, для региона или вообще в целом для страны? Петр Шкуматов: На самом деле острая ситуация стоит, конечно, не только в Москве, но и вообще во всех городах-миллионниках. Чем меньше город, тем меньше проблем. Но я напомню, что проблема касается не только платных парковок, но и прежде всего штрафов. То есть в это время вот так вот администрировать, прямо вот за какие-то миллиметры людей штрафовать я считаю абсолютно неправильным, несправедливым. Ну а если уж вы штрафуете, то отдавайте деньги в Ульяновскую область. Иван Князев: А вы не боитесь, что сейчас, если все пересядут, у нас пробки просто будут? И здесь речь далеко не о столице. Петр Шкуматов: Слушайте, лучше пробки, чем рассадник этой инфекции. Вот смотрите, коронавирус чем опасен? Это в принципе обычное ОРВИ, но обычное и не обычное, то есть у людей старшего возраста, – а автомобилисты люди, в общем-то, 30+, то есть старшего возраста, как правило, мне 42 года, – условно говоря, чем старше человек, тем с большей вероятностью он пользуется автомобилем. Так вот у старшего поколения этот коронавирус, может протекать в тяжелой форме, и он может потребовать вообще искусственной вентиляции легких. Почему вот эти все фотографии, видео ходят ужасные? Действительно человек не может дышать. Тамара Шорникова: Петр, ну вам до 60 все-таки еще далеко и выглядите вы хорошо. Петр Шкуматов: Слава богу, спасибо. Но опять же... Тамара Шорникова: Все-таки они больше в зоне риска. Петр Шкуматов: Да, но у нас очень много автомобилистов, которым 60+, очень много, это люди со стажем. Не думайте, что я как бы тут за молодых и ранних, – нет, в основном люди, которым до 30 лет, они пользуются общественным транспортом. Ну или вот даже есть целое движение, они велосипедами пользуются. Но как только человек становится старше, допустим, 30+, появляются дети, появляются какие-то, скажем так, вопросы, связанные с пожилыми родственниками и так далее, и люди все охотнее и охотнее пересаживаются на автомобили, на личные автомобили, и начиная где-то с 50–60 лет люди автомобилем этим начинают пользоваться активно, то есть у очень многих как минимум мужчин автомобиль есть. А теперь смотрите, у нас мужское население после 50 почти поголовно имеет какие-то проблемы с сердечно-сосудистой системой, почти каждый первый имеет такие проблемы. Если заразиться коронавирусом и иметь проблемы с сердечно-сосудистой системой, это практически гарантия, что человек попадает на реанимационную койку и в него начинают тыкать этими аппаратами искусственной вентиляции легких, понимаете? Поэтому сейчас, наоборот, нужно что сделать, быстро, оперативно сделать? Отменить плату за парковку, необходимо опять же отменить штрафы за парковку, даже если ты нарушил и так далее. Иван Князев: А может быть, транспортный налог... ? Петр Шкуматов: Нет, я говорю про меры... Слушайте, через 2 месяца этого коронавируса не будет, поверьте, но вот когда эпидемия идет на взлет, нужно предпринимать ну какие-то смелые решения. Ну пусть Максим Ликсутов потерпит 2 месяца. Иван Князев: Ладно, будем надеяться. Давайте послушаем наших телезрителей. Друзья, если вы за рулем, отменить штрафы, вообще отменить платные парковки, штрафы за езду по «выделенке»? Звоните нам. А сейчас у нас Краснодарский край на связи, Федор к нам дозвонился. Здравствуйте, Федор. Зритель: Здравствуйте. У меня вот вопрос такой. А почему, как вот сейчас выступает водитель личного транспорта, почему бы им самим не подвозить людей бесплатно, безвозмездно, чтобы они не садились в общественный транспорт, сказать: «Давайте я вас подвезу до вашего места назначения». Тамара Шорникова: Федор, тогда личный транспорт станет общественным. Петр Шкуматов: Отвечаю, отвечаю. Вот сядет к вам человек, который... Ну как распространяется коронавирус? Вы кашлянули, допустим, в кулачок, потом потерли «торпеду» или пожали друг другу руки, потом вы глаз, значит, потерли, и у вас уже инфекция. То есть смысл в том, что личный транспорт личный, то есть, условно говоря, я вожу там себя и людей, которым я доверяю. Что касается остальных людей, то, конечно, нужно наводить порядок в сфере легкового такси. Вот сейчас легковое такси, поверьте, я делаю сейчас эксперимент, оно не загружено совсем, то есть нет заказов, люди боятся ездить в такси, вообще минимизируют свои поездки. Так почему бы... Вот как раз самое время для того, чтобы загрузить легковое такси городскими заказами, чтобы возить, как вы говорите, людей бесплатно вообще, чтобы они минимально контактировали с общественным транспортом. И самое главное, можно таксистам и маски раздать, и провести какое-то, ну не знаю, обучение, какую-то инструкцию дать, что делать в плане дезинфекции. Почему этого не делается? Я не понимаю. И тогда, может быть, кстати, и выделенные полосы бы загрузились, более активно использовались бы. Иван Князев: Челябинск пишет: «Будет очень много ДТП». Ну ведь правда, у нас обстановка на дорогах в городах, в регионах... Петр Шкуматов: ДТП из-за чего? Из-за того, что... Иван Князев: Из-за того, что количество машин больше станет, конечно. Петр Шкуматов: Смотрите, если станет количество машин больше, то скорость движения станет меньше. Чем меньше скорость движения, тем меньше ДТП, это известный факт. Иван Князев: Думаете, меньше она станет? Петр Шкуматов: Да, конечно, потому что будет больше пробок. Но я опять же говорю, что наличие припаркованных автомобилей будет мешать движению, опять же бесплатные парковки действительно будут стимулировать людей использовать личный автомобиль и автотранспорт, естественно, скорость движения будет меньше. Ну это разумное поведение в условиях эпидемии или пандемии, как вот Всемирная организация здравоохранения сказала. Почему? Потому что лучше уж пробка, лучше уж человек, который запарковался где-то, нежели чем он пойдет, я не знаю, подцепит эту инфекцию и потом еще сто человек заразит. Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще один телефонный звонок. Здравствуйте. Иван Князев: Владимир из Амурской области у нас на связи. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Зритель: Дальний Восток, город Свободный, Владимир. Тамара Шорникова: Ага. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Я хочу сказать вот про что. Примерно треть населения, я так думаю, считаю так, вообще не волнует никакой вирус или прочие какие-то катаклизмы, которые сваливаются на народ, который живет очень и очень сложно. Поэтому не волнует, что там, как там, Конституция, потому что он так и дальше будет, этот народ, трудно жить с этими..., которые нам придумала эта Америка и сюда притащила, и прочие. А вот те, кто уже миллионы на счетах имеют, вот они боятся, поэтому они очень сильно переживают, все это с экрана выходит. А те, которые работают и от зарплаты до зарплаты... Иван Князев: Да, Владимир, мы вас поняли. А пробок на дорогах вы боитесь? Зритель: Алло? Иван Князев: Да, а пробок на дорогах вы боитесь? Зритель: Ну пробок... Как пробок? Я на Дальнем Востоке живу, я гоняю хоть куда... Петр Шкуматов: Там другая проблема, на Дальнем Востоке. Зритель: Хотя мне лет уже очень много, и я спокойно могу гонять даже в мои годы. Тамара Шорникова: Да, здорово, спасибо. Иван Князев: Это хорошо. Тамара Шорникова: Несколько SMS. Ульяновская область переживает: «Общественный, международный, междугородний транспорт ежедневно должен подвергаться обязательной обработке и дезинфекции...» Петр Шкуматов: Должен, да. Кто за это будет платить? Тамара Шорникова: Москва: «Отменить платные парковки. Мы многодетная семья, мы ездим на машинах много, мест на парковках нет из-за каршеринга». И Тверская область: «Круглогодично на велосипеде 6 километров на работу и обратно, вирусы не страшны. Каждый выбирает свой транспорт». Петр Шкуматов: Ну да. Иван Князев: Ну вот еще одна SMS от Ивана из Курганской области: «Вам стало легче решать свои проблемы, проблемы своего движения. Вы пользуетесь сложной ситуацией, получается?» Петр Шкуматов: Мы? Иван Князев: Да. Петр Шкуматов: Нет, смотрите... Иван Князев: Ну под шумок, как я уже сказал. Петр Шкуматов: Ничего подобного. Значит, вот смотрите, есть вполне официальная статистика, что ОРВИ, то есть острые респираторные вирусные инфекции, гораздо более вероятно подхватить в общественном транспорте. Если бы наш общественный транспорт делался, например, со специальными обеззараживающими устройствами, как положено, между прочим, но не как делается, с обеззараживателями воздуха, со специальными фильтрами бактерицидными, такими и сякими, то в этом случае, наверное, я бы был не прав, то есть, наоборот, в этом случае общественный транспорт был бы очень безопасным местом, потому что там бы все обеззараживалось. Но нет, это не так. Если вы посмотрите на тот подвижной состав, который даже в Москве ездит, то вы увидите, что ничего там не обеззараживается, там в лучшем случае стоит обычный фильтр угольный, все, он от вирусов, поверьте, не спасает от слова «совсем». Если посмотреть в регионы, то там автобусы 30-летней давности, ну о чем может идти разговор? Поэтому в данной ситуации... Вот смотрите, возьмем тот же самый Ульяновск. Вот представьте себе, зашел больной, заразившийся коронавирусом человек в автобус, кашлянул, а там в автобусе едет 100 человек, вот так вот все они как селедка в бочке, это вполне нормальная история для утреннего часа пик в любом городе нашей страны, потому что машин мало, автобусов мало, и заразил там, не знаю, всех. А по статистике Всемирной организации здравоохранения, 3 из 100 человек попадут на искусственную вентиляцию легких, и это только один такой автобус. А если мы возьмем, допустим, ситуацию, когда уже все это пойдет по экспоненте? Вот смотрите, только в Москве могут оказать помощь 5 тысячам человек одновременно. Иван Князев: Страшно просто, да, Петр. Петр Шкуматов: Это богатая Москва, 5 тысяч человек могут лежать и выздоравливать, а что с остальными делать? В Италии они столкнулись с той же самой проблемой, у них на все страну высокотехнологичных коек по коронавирусу 5 600. Вот 5 601-й пациент, которому нужна вентиляция легких, он, может быть, выздоровел бы, но мест нет, все, поэтому у них там в Италии выходят какие-то чудовищные статьи, кому помогать в первую очередь, то есть кому давать эти аппараты в первую очередь, предлагают вообще стариков как бы отправлять умирать домой. Мы хотим такой ситуации? Нет, я считаю, что это неправильно. И дело тут не в автомобильном движении, дело в том, что вообще вся политика московского правительства, которая направлена на уплотнение, на сверхуплотнение, скажем так, всей агломерации... Иван Князев: Петр, давайте мы это оставим, вот эту тему, для другого эфира. Петр Шкуматов: Это очень важно, она делает всех нас уязвимыми ко всей этой истории. Иван Князев: Давайте звонок послушаем, у нас просто сейчас... Тамара Шорникова: Ну это же не только политика московского правительства, это ситуация во многих мегаполисах сейчас. Мы живем скученно, мы получаем определенные проблемы. Петр Шкуматов: Вот. Это говорит о том, что нужно все-таки думать головой. Наоборот, политика пространственного развития агломераций должна быть такой, чтобы вот такой сверхскученности не было, а если она есть, то необходимо, конечно, всячески принимать меры, для того чтобы снижать риски от вот этих вот эпидемий и пандемий. Иван Князев: Спасибо вам большое. Тамара Шорникова: Спасибо. Петр Шкуматов: Спасибо. Иван Князев: На самом деле мы за любые меры, которые помогут снизить количество заразившихся коронавирусом, лишь бы эти меры не усугубили ситуацию. Петр Шкуматов был у нас сегодня в гостях, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Спасибо вам большое. Петр Шкуматов: Спасибо. Тамара Шорникова: Спасибо.