Александр Денисов: «Почет и поощрение». Депутаты предлагают работодателям не только стимулировать, но и подбадривать своих сотрудников, вывешивать на доске почета, давать грамоты, благодарности. Все это законодатели намерены прописать в Трудовом кодексе. А что вообще нужнее – доброе слово или премия? Расскажите нам, проголосуйте. Присылайте свои сообщения на номер 5445. А у нас на связи первый собеседник – Любовь Адамская, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Любовь Владимировна, добрый вечер. Любовь Адамская: Да, здравствуйте. Александр Денисов: Любовь Владимировна, чтобы понять, что важнее, нужно быть в ситуации, что называется. Когда-нибудь получали грамоты, благодарственные письма? Любовь Адамская: Конечно, конечно. Я же родом из СССР, и я четко эту формулу помню. Конечно. Это была премия хорошая изначально. А премию сопровождают грамоты или благодарности. Это все из нашего прошлого. Вот сейчас мы говорим о «цифре», сейчас мы говорим о новых технологиях, о 3D-технологиях. И возвращаться просто к тому, чтобы давать грамоту, благодарность и не задумываться, в принципе, о повышении МРОТ – ну, наверное, это очередной популизм со стороны нашего законодателя. Ведь мы сейчас, наверное, не знаем… Мы, налогоплательщики, не знаем, в чем же измеряется шкала эффективности депутата, который получает сегодня не среднюю заработную плату по Российской Федерации за свою работу, а получает в десятки раз несколько больше. Поэтому, в принципе, народонаселение сегодня, то есть люди, налогоплательщики, они могут предложить нашим депутатам, избранникам при мандате доверия, который мы даем им, например, использовать ту систему, которая сейчас есть в Китае. Идет апробация такой системы цифрового контроля, социального кредита доверия. Вот нужно было бы по-хорошему сейчас нашим депутатам предложить такую систему, при которой можно было бы определить. Про эту систему сейчас очень хорошо в средствах массовой информации рассказывают, в Китае ее апробируют. В 2021 году она вступит полностью в силу. Дается, например, кредит доверия – 1 000 бонусов, 1 000 баллов, 1 000 кредитов. И если, например, депутат сделал, как, например, это сделал вроде бы как законопослушный гражданин (он же депутат) Андрей Исаев, устроивший дебош в самолете, то сразу с него списывают этих 500 кредитов, 500 этих баллов. И дальше, например, еще что-то он сделал плохое – с него дальше снимают. Александр Денисов: Любовь Владимировна, вы знаете, может быть, я под вечер уже упускаю. Мы как-то с благодарностей перешли на кредит доверия и на Китай. Как вы это увязываете, простите, пожалуйста? Любовь Адамская: Всему этому – грамотам и благодарностям – ведущая партия, наша сегодняшняя партия «Единая Россия» дает приоритет в озвучке именно Андрея Исаева. Наверное, партия просто не подумала, кому дать озвучку. И он озвучил. Он как раз говорил о том, что: «Вот сейчас после принятия поправок в Конституцию мы как законодатели должны будем принять ряд поправок в законодательство». Александр Денисов: То есть это предложение должен был выдвигать человек с безупречной репутацией? Анастасия Сорокина: Кто-то другой. Александр Денисов: Я понял, Любовь Владимировна, вашу мысль. Точно не дебошир в самолетах. Любовь Адамская: Да. И вот эта логика подачи хорошего сегодня от правящей партии вызывает, в общем-то, много вопросов у людей, которые идут голосовать. И когда сегодня люди читают в средствах массовой информации, что именно такой депутат озвучивает это, то, поверьте, у людей пропадает желание идти и голосовать. Александр Денисов: Любовь Владимировна, простите. Мы поняли, да. Я вспоминал… Точнее, тут и вспоминать нечего. Я тоже получал грамоты, в том числе от министра печати, благодарственные. Вы знаете, было приято. Я как-то не ждал, что это обязательно должно сопутствовать денежному какому-то вознаграждению. Этого вовсе не было, не как в советские времена. Но тем не менее тоже приятно. Любовь Адамская: Вы понимаете, эмоционально это все, конечно, приятно, это все хорошо. Вот давайте порассуждаем. Давайте сейчас депутату Государственной Думы сделаем среднюю зарплату, например, как в его регионе, и скажем: «Вот тебе зарплата, как в Ульяновской области, – допустим, – или в Тамбовской области. И мы тебе будем грамоты от населения давать, что ты молодец, хорошо работаешь, долго сидишь в Госдуме, пытаешься что-либо делать. Благодарности от населения будем раздавать». И мы посмотрим, как отреагирует наш законодатель. Александр Денисов: Любовь Владимировна, я понял вашу мысль. Анастасия Сорокина: Мы поняли. Александр Денисов: Вот когда они будут получать не 330 тысяч рублей, как сейчас, а 30, то вот тогда мы им выпишем благодарность. Вот что вы хотите сказать. Я понял теперь. Любовь Адамская: Сейчас 350 тысяч рублей. Плюс еще командировочные. Понимаете? И все время находятся… И говорить сейчас, когда такая сложная ситуация у людей, когда многодетной маме дают 5 тысяч рублей на ребеночка, а мама приезжает на рынок, чтобы купить молоко, там припарковывает неправильно машину – и получает штраф в 5 тысяч рублей. Я считаю, депутаты Госдумы должны это понимать. И играть вот так с цифрами, из пустого в порожнее переливать – это недостойно, это очередной популизм на сегодняшний момент. И люди это понимают. Поэтому я очень переживаю, что очень мало придет людей на голосование, очень мало. И так мы мало ходим, дай бог, что 25–30%. И с каждым годом этот кризис доверия к законодателям, к органам исполнительной власти, он у нас теряется. Уже давным-давно нужно применять новые цифровые технологии для законодателей, для органов исполнительной власти. Именно те самые технологии, которыми сейчас нас почему-то оцифровывать решила именно Госдума в тот период, когда мы находились все дома. Александр Денисов: Любовь Владимировна, мы поняли, что вы грамоту не хотите давать депутату Исаеву, это уж точно. Анастасия Сорокина: У нас есть звонки от зрителей. Александр Денисов: Звонки, да-да. Анастасия Сорокина: Из Санкт-Петербурга Татьяна на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Александр Денисов: Здравствуйте. Зритель: Я работаю в школе уже много лет… Меня слышно, да? Анастасия Сорокина: Слышно, слышно. Говорите. Зритель: Я считаю, что в образовании, особенно в школах, такая вещь, как благодарности, грамоты учителю – это важно и целесообразно, потому что дети, конечно, и родители в первую очередь смотрят на учителя, то есть на его статусность, на его имидж. И если учителю выписывают премию, то об этом ни дети, ни родители, конечно, не знают. А вот если у него почетная грамота либо какое-то звание, как почетный работник, отличник просвещения, а если тем более заслуженный учитель, то, конечно, на такого учителя в первую очередь реагируют и родители, и дети. Александр Денисов: Татьяна, извините, что вас прерву. Все грамоты, все эти награды – они имеют значение, когда учитель проходит переквалификацию. Зритель: Я хочу сказать, что… Александр Денисов: Это все важно и потом на зарплате отражается ведь тоже. Зритель: Я хочу сказать, что подтвердить или повысить категорию – это достаточно несложно. То есть учителю достаточно… Ну, там победители олимпиад, там печатные работы, выступления на конференциях и так далее. Но эта вся информация тоже, в принципе, проходит мимо в большинстве случаев от детей и родителей. Например, если посмотреть экспертное заключение на аттестацию, то достаточно за межаттестационный промежуток времени, то есть за 4–5 лет, иметь трех призеров олимпиад районного уровня. Понимаете, если учитель хороший, квалифицированный, то понятно, что у него этих призеров может быть масса. Я в этом году аттестовалась. Так вот, у меня этих грамот, как говорится, можно было бочку засолить. А нужно было выбрать только три из этих грамот. Вот выбирала по годам, по статустности и так далее. Например, у нас в прошлом году ушла учительница, которая проработала в школе 50 лет. У нее возраст, как раз юбилей был. Она уходила на пенсию, и мы даже не смогли оформить благодарность от комитета по образованию. Начальств районного отдела образования написал на ее документах: «Данного учителя мало знают в городе». Хотя она заслуженный учитель. Знаете, для меня это была обида за данного учителя. Неужели за 50 лет работы нельзя было отблагодарить буквально этой бумажкой, благодарностью от комитета? То есть от района, от школы благодарности были… Александр Денисов: Татьяна, спасибо вам большое за рассказ. Спасибо. Уж извините, что прерываем. Анастасия Сорокина: Любовь Владимировна… Александр Денисов: Для такого случая как раз и нужна поправка в Трудовой кодекс, чтобы не забывали. А то человек работал полвека, а его отправили и бумажку не дали. А приятно было бы. Любовь Адамская: Вы знаете, для этого не нужно прописывать в кодексе все это. В принципе, это могут быть рекомендации Министерства образования. И давать какой-то большой статус этому необязательно. Понимаете? Мы же говорим о законодателях, которые хотят обязать всех руководителей за все заслуги выдавать грамоты. Ну да, в школе – я согласна. В школе это хорошо, это действительно работает. Но когда это, например, какое-то частное предприятие? И мы будем обязывать законодательно, прописывать это в кодексе, чтобы вы сделали доску почета, выдавали грамоты? Ну зачем? Анастасия Сорокина: Может быть, дело не только именно в грамотах, а в культуре. Есть такое светлое воспоминание. Действительно, человек сделал какой-то большой вклад и получил за это вот такой приятный бонус. Может быть, это какие-то выходные, не знаю, поход куда-то. То есть необязательно это будет просто какая-то бумажка. Чтобы эта культура вновь у нас появилась. Ведь вы же сами рассказывали, что у вас тоже были такие воспоминания, и грамоты. И приятно было, и стимулировало, наверное, к тому, чтобы добиваться большего. Любовь Адамская: Чтобы не пропадала эта культура в обществе, конечно, нужно прививать эту культуру. Ее нельзя законодательством вбить в человека, в руководителя. Для этого нужно воспитывать, начиная с детского сада. И когда приходят в школу, когда приходят в университет, когда становится министром, необязательно, чтобы это вбивалось через законодательство. Это культура, вы правильно подметили, но это процесс воспоминания личности. А мы сейчас видим, что, в общем-то, это не популярно, это долго. Над этим нужно работать не год и не два. Это поколения нужно работать. Анастасия Сорокина: А с чего начать тогда нужно, Любовь Владимировна? Любовь Адамская: Еще раз. Анастасия Сорокина: С чего нужно начать, Любовь Владимировна? Любовь Адамская: Конечно, с воспитания, с норм этики, с норм культуры – с детского сада. И это должно идти красной линией воспитательной полностью всю возрастную составляющую молодого человека до его производственных отношений. На воспитание у нас сейчас как-то, знаете, смотрят сложнее. У нас другие задачи стоят. Мы воспитываем, мы пытаемся… Вот так я скажу: мы пытаемся сейчас воспитать, как говорят, профессионала. Но воспитывать нужно сначала гражданина, а затем – профессионала. Если человек будет воспитан как гражданин, то он будет профессионалом, потому что он будет чувствовать обязательства, он будет понимать, что такое долг, что такое ответственность. Александр Денисов: Спасибо большое, Любовь Владимировна. Анастасия Сорокина: Спасибо. Александр Денисов: Спасибо. Вот сейчас будем воспитывать… Анастасия Сорокина: Это была Любовь Адамская, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Александр Денисов: Будем воспитывать, в том числе и бизнес. Узнаем, выписывают ли там грамоты. Анастасия Сорокина: А давай сначала… Александр Денисов: Посмотрим сначала… Что ты хотела сказать? Анастасия Сорокина: Что мы посмотрим, что думают жители разных городов. Когда и за что в последний раз их похвалил начальник? У нас есть такой опрос, узнаем мнения. ОПРОС Анастасия Сорокина: Ну, в большей степени не хвалят. Александр Денисов: Да-да-да. Анастасия Сорокина: Грустно слышать слова такие. Мы узнаем сейчас у Алексея Петропольского, предпринимателя, эксперта в сферу защиты интересов бизнеса, хвалит ли он своих сотрудников. Алексей, добрый вечер. Алексей Петропольский: Добрый вечер. Александр Денисов: Алексей, вы в каком таком месте цветущем находитесь? За городом, да? Успели вырваться, да? Алексей Петропольский: Я уже на даче, на границе с Калужской областью. Александр Денисов: Уже комары вас едят, мы видим. Алексей, вы знаете, я стал припоминать, почему это атрибут непременно социалистического прошлого. Вот сейчас приходишь, например, в McDonald’s, а там у них есть своя дочка почета. Как у них там? Например, «Лучший официант». Тоже это все есть. В общем, никуда это не удалось в той или иной мере. Вот у вас в ваших кафе это присутствует? Алексей Петропольский: Ну конечно, присутствует. Но у нас работает система KPI, то есть когда человек четко знает, как он поработал и насколько эффективно он работал. От этого зависит напрямую премия к его окладу. И это является лучшей похвалой. Анастасия Сорокина: Простите, а вы сами эту систему внедрили у себя? То есть ваши сотрудники точно знают, что у них будет премия, если они достигнут определенного результата? То есть у вас это практикуется постоянно? Алексей Петропольский: Конечно. У меня как и в кофейнях, как и в юридической компании, как и в компании, которая занимается сложными процессами промбезопасности – везде работает система, когда человек четко знает, насколько эффективно он работает и насколько он получит большую премию. Конечно, мы делаем также и выезды за город, и устраиваем корпоративы, и там отмечаем каждого сотрудника за круглым столом, но это уже как «доп» к зарплате. Если просто человека, что называется, похлопать по плечу, но при этом не дать ему денег, то, наверное, на третий раз он просто уволится. Ну, по крайней мере, в коммерции это точно так. И хочется отметить, что очень важно, чтобы бюджетники и их руководители не стали подменять понятия. Если в трудовом законодательстве прописать такую норму, то вместо премий, действительно, людям начнут выписывать грамоты. А я хочу вам сказать, что у бюджетников зарплата зависит на 80 или 70% от премии. Голые оклады там – это сущие копейки. Анастасия Сорокина: Вы знаете, когда стали обсуждать эту инициативу, то нашлись тут же те, кто высказался против. Заговорили о том, что нужно сначала МРОТ нам поднимать, вот этот процесс. Почему-то все в плоскости именно чисто таких финансовых взаимоотношений. При этом зарубежный опыт говорит о том, что, в принципе, стимулировать можно и другими способами. Я нашла интересную статистику по Японии, где рост производительности труда опережает рост уровня жизни и заработной платы. Но там поощряют совершенно интересными способами. Там сотрудники просто счастливы выйти на сверхурочную работу и больными работают. А все почему? У них премии и бонусы – один раз в полугодие. Оплата расходов на дорогу в офис и домой. Медицинская страховка для работника и его семьи. Частичная оплата жилья. Займы для покупки недвижимости. Обучение в вузах Японии, Европы и США. Повышение квалификации без отрыва от работы. То есть способов стимулирования своих работников оказывается на самом деле очень и очень много. Почему у нас все именно в такой плоскости – либо грамота, либо тысяча рублей? Александр Денисов: Ну почему? У Алексея же и то, и другое – и грамота, и тысяча. Алексей Петропольский: У меня и то, и другое. Во-первых, японцы – это совершенно другой менталитет, они совершенно по-другому относятся к работе. И самое главное, что эта система страхования жизни, страхования выплат и планирования своего будущего за счет работодателя там работает как часы. Она складывалась там за последние 50 лет. У нас же основной работодатель – это так или иначе государство. По сути, государство уже дает своим сотрудникам огромные льготы. Но если мы начнем их сейчас отменять и заменять просто на грамоты или переставать давать премии, а давать вместо этого грамоты, то многие будут думать, как бы уходить с этой госслужбы. Поэтому нужно понимать, что это должно быть как раз вместе с деньгами. И деньги, и грамота. И самое главное – то, что зачастую у нас отсутствует и в коммерческих компаниях, и в государственных компаниях – карьерная лестница. То есть если человек работает хорошо, то лучшим поощрением для него будет рост по карьере, а не так, что его все время хвалят, а он остается десятилетиями на своем рабочем месте. Александр Денисов: А его все хвалят и хвалят. Алексей, вопрос… Настя, прости, пожалуйста. Хотел уточнить. А в кафе за что поощряют, за что дают грамоты и премии? Казалось бы, ну сколько там у вас пришло клиентов – столько вы и обслужили. Ничего не зависит от работника. Алексей Петропольский: Вы не поверите, но это огромная разница. На одного человека стоит очередь. И он делает выручку в 2–3 раза больше, чем другой специалист. При этом конкретного специалиста в кафе – бариста – можно переставить в другое место, и там тоже вырастет выручка. Он грамотно общается, он всегда улыбчив, приветлив, он всегда расскажет какую-то шутку. И ты смотришь на выручку, ты смотришь на оборот, сколько людей пришло, какие отзывы. И ты просто удивлен! И ты не можешь такому человеку не сказать «спасибо» и не заплатить больше. Анастасия Сорокина: Если будет принято решение, что все руководители должны будут поощрять своих сотрудников и прописано это будет в Трудовом кодексе, то что будет делать работник? Он сможет пожаловаться и сказать: «Вы знаете, мой работодатель меня не хвалит, грамот не дает, премий не выписывает». Как это может вообще выглядеть? Алексей Петропольский: Честно говоря, это просто популизм, популистская заметка. И как бы это ни выглядело… Ну, у нас в рамках нашей бюрократии всегда могут просто выписывать эти грамоты и отправлять на стол сотруднику: «Спасибо!» Ну что это за грамота? У нас все это будет как формальность. Грамота или любое поощрение – это должно быть действительно заслуженная некая благодарность, которая в дальнейшем каким-то образом должна влиять на дальнейшее либо благосостояние сотрудника, либо карьерные ступени. А иначе это просто бумажка, которая будет скапливаться. Ко мне приходят на собеседование юристы и приносят такие пачки всяких грамот, всяких повышений квалификации. Но реально мы на что смотрим? На знания и на то, насколько человек квалифицирован в своем деле. Александр Денисов: Алексей, у нас есть звонок, Сергей из Тулы. Послушаем. Анастасия Сорокина: Сергей, здравствуйте. Зритель: Алло. Анастасия Сорокина: Здравствуйте. Мы вас слушаем, Сергей. Зритель: Алло. Здравствуйте. Я хотел сказать по поводу кандидата, тут девушка выступала, точнее, женщина. Она касалась чисто муниципальных служб, но частных предпринимателей она не касалась. Частные предприниматели не дают ни грамот, ни поощрений, они могут только премии выписывать, и то на основании проделанной работы, то есть фактически разовые. Например, есть прибыль большая – она выписала премию. Все, никакой благодарности, ничего. Люди работают и работают. А потом говорят: «Вот благодарности нет никакой, меня не ценят». Это огромный стимул! Премия – это что? Это деньги. Ты их потратил, и все. Тем более она выписывается, процент какой-то от зарплаты. Она может и тысячу рублей составлять, и 500 рублей. Это же не определено ни законом, никем. А грамота – это отношение к человеку. Человек себя хочет превозвысить. Он уже начинает стараться, потому что у него есть грамота. Александр Денисов: Сергей, а у вас много грамот? Зритель: У меня? Две, например. Ну, я в Туле работаю, я работаю в газовой сфере. Мы и грамоты получаем. Соответственно, к грамоте и премии. Но я что хотел сказать? Человек забыл про то, что есть частные предприниматели. Им это не прописано. Им все равно. Александр Денисов: Тем не менее, Сергей, частные предприниматели тоже выдают. Вот наш собеседник – Алексей Петропольский. Сергей, рады, что в газовой сфере все так хорошо – и грамоты, и премии выписывают. Анастасия Сорокина: Спасибо. Александр Денисов: Не только в кафетериях о людях заботятся, Алексей. Алексей Петропольский: Я согласен, что в бизнесе ну невозможно просто выдавать грамоту. В основном это премии. Я вам могу сказать, что, переживая коронавирусную инфекцию, мы работали в онлайне – ну, моя юридическая компания. Действительно, одни отделы работали более или менее в плюс, другие работали в минус. Такие сотрудники, как охранники, курьеры, водители и прочие – они, в принципе, сидели дома. И увы, но многим сотрудникам, кто зарабатывал и должен был получить премию, я премию в принципе не выплачивал. И объяснял: «Ребята, с этой премии платится зарплата тем, кто сегодня сидит дома и не приносит компании никакой выгоды. И дабы нам всем вернуться на рабочие места, я вынужден сейчас ее срезать. Но в дальнейшем мы ее наверстаем». И конечно, я был безмерно благодарен, что сохранил свой коллектив. А коллектив понял, что мы вместе. И благодаря общим усилиям мы пережили эти два с половиной месяца, сложнейшие для компании. Александр Денисов: Алексей, спасибо вам большое. Анастасия Сорокина: Спасибо, спасибо. Александр Денисов: Спасибо за рассказ. Анастасия Сорокина: Спасибо за хорошую историю. Это был Алексей Петропольский, предприниматель, эксперт в сфере защиты интересов бизнеса. Ну что же, подводим итоги опроса. Александр Денисов: Мы спрашивали: «Что для вас важнее – благодарность или премия?» Значит, что у нас получилось? «Премия» – 96%, а 4% ответили, что… Анастасия Сорокина: За благодарность. Александр Денисов: За благодарность, да.