Оксана Галькевич: Следующая тема такая: не 13%, а 6%. Есть предложение снизить налог на доходы физических лиц, сократить его более чем в два раза, но не всем россиянам, не всем нам с вами, друзья, а только студентам, и то не всем студентам, а только работающим. Такая идея появилась у депутата Государственной Думы Ивана Сухарева. Отдельные эксперты его поддержали, говорят, что это поможет учащейся молодежи заработать хотя бы на летних каникулах (или каких-то других каникулах) более-менее приличные деньги. Вспомнили, кстати, сравнительно недавнюю практику, такое было в советское время. И вот сегодня мы с коллегами обсуждали эту тему перед эфиром, было и в 2000-ые, друзья, до конца 2000-ых такая практика работала. У нас даже есть люди, которые этим воспользовались. Где и кем работают студенты, так ли легко им найти работу, чтобы получить, в том числе и эту льготу, если она появится. Поделитесь своим опытом, расскажите, бесплатные телефоны у вас на экранах, друзья, ждем ваших сообщений и звонков. Петр Кузнецов: А у нас пока на связи Иван Сухарев, депутат Госдумы. Здравствуйте, Иван Константинович. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Иван Сухарев: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Иван Константинович, вы знаете, сейчас много разных инициатив от ваших коллег, вообще с разных сторон выдвигается, предлагается, в том числе и вот такого финансового характера. У меня всегда вопрос. В принципе, эта идея-то хорошая, но она хорошая-то сама по себе, а в рамках, так скажем, нашего государственного бюджета, можем ли мы на это пойти? Ведь сократить подоходный налог с 13% до 6% - это какие-никакие, но выпадающие доходы для государства, для бюджета. А у нас сейчас каждая копейка на счету. Иван Сухарев: Мы в данной ситуации говорим про наше будущее, про поддержку нашей молодежи, нашего поколения, которое пойдет за нами и от которых зависит будущее страны, тем более мы пытаемся поддержать тех, кто решился получить средне-специальное, высшее образование. И, к сожалению, мы вошли в постпандемический период с потерей доходов, с потерей работы. И, как правило, родители лишены возможности помогать своим детям, а надо где-то и оплачивать учебу, что-то поесть, во что-то одеться. Поэтому на самом деле сумма не такая большая, чтобы говорить о будущем страны, это вопрос национальной безопасности, на наш взгляд, – поддержка нашего подрастающего поколения. Мы в ЛДПР постоянно общаемся с молодежью, встречаемся и знаем о проблемах, которые у них есть. И я считаю, что эта мера поддержки нанесет минимальный ущерб нашему бюджету в плане собираемости налогов. А с учетом того, что, как правило, работающие студенты и их доходы вообще находятся в тени, я думаю, это одна из мер, которая выведет их доходы из тени и позволит бюджету, наоборот, получать какой-то доход, в том числе. И мы говорим всего-навсего про 6%, то есть у нас уже есть такой упрощенный режим налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Оксана Галькевич: Для самозанятых, да. Петр Кузнецов: Для самозанятых, да, который в той или иной степени сработал, да, пример есть. Иван Константинович, разрешите еще, может быть, наивным покажется, несколько с другой стороны: а как вам кажется, должны ли мы вообще поощрять работающего студента? Хорошо ли, когда студент работает, как это сказывается на учебе? Может быть, сделать так, чтобы он свободное от учебы время не тратил на работу, а поднять стипендию, помочь какими-то образовательными кредитами? Чтобы он не нуждался в работе. Иван Сухарев: Да ради бога, конечно. И поднять стипендии, и помочь как-то еще получить доход. Но, к сожалению, у нас количество бюджетных мест ограничено, и учитывая то, что люди потеряли работу, в том числе родители, не имеют финансовых возможностей оплачивать учебу своим детям, одевать их, кормить их. Они вынуждены заниматься этим сами. И это, к сожалению, наша реальность. То есть нельзя отрываться от реальности, и именно сила нашей партии в том, что мы постоянно общаемся с людьми и знаем ситуацию снизу. И это является большой проблемой – просто отсутствие дохода у наших студентов. Безусловно, мы, конечно, за то, чтобы у студентов были высокие стипендии, они были полностью посвящены учебе, но реалии диктуют нам вот такие, к сожалению, условия, что они вынуждены работать. Так же как некоторые наши пенсионеры, им не хватает пенсии, они вынуждены на рынке продавать морковку, петрушку. Петр Кузнецов: Да, здесь уже есть сравнения. Иван Константинович, большое спасибо за ваши комментарии. Оренбургская область, СМС: «Работающим студентам льготы, а работающим пенсионерам – банан». Оксана Галькевич: Пусть работают студенты, слушай, в конце концов, это интересно в этом возрасте. Петр Кузнецов: Как эту инициативу прокомментирует наш следующий эксперт, Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, сейчас и узнаем. Здравствуйте, ваш комментарий. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Алексей Николаевич. Какую оценку дадите? Алексей Зубец: Добрый день. Оценка отрицательная. Студенты должны учиться, а не работать. И вот в нашем университете, где я преподаю, студентам до третьего курса запрещается работать вообще. Оксана Галькевич: Даже во время каникул? Алексей Зубец: А во время каникул он не учится. И соответственно, в данном случае он должен выступать наравне с прочими гражданами, которые могут конкурировать за те или иные рабочие места. Если вы хотите, чтобы студенты работали, не вы, а тот депутат от ЛДПР, который сейчас выступал, то давайте возродим практику стройотрядов, почему нет? Какие-то возможности для этого существуют. Но если мы говорим о работе студентов как таковых, то есть в течение всего года, то понятно, первая задача, которая стоит перед студентом – это учеба. И до третьего курса у нас запрещено студентам работать. С третьего курса можно работать на каких-то ограниченных условиях, на четвертом курсе можно работать на полставки. Предполагается, что те люди, которые учатся в магистратуре, уже работают, то есть занятия ведутся вечером, специально для того, чтобы они могли работать и зарабатывать себе на жизнь. А введение льготной ставки НДФЛ – давайте введем ее для людей предпенсионного возраста, потому что студентам, выпускникам ВУЗов, тем, кто учится в магистратуре или бакалавриате на последнем курсе все-таки гораздо проще устроится на работу, чем людям предпенсионного возраста. Петр Кузнецов: Это правда. Теми же официантами. Алексей Зубец: Это колоссальная проблема. И давайте решать те проблемы, которые есть, а не те, которые придуманы депутатами. Оксана Галькевич: Алексей Николаевич, если все-таки во время каникул-то? Петр Кузнецов: Алексей Николаевич, извините, а если работа по специальности? Я помню, что была инициатива на уровне Московской области – поощрять за работу по специальности. Я не уже помню, какие там льготы предлагались, не о НДФЛ речь шла. Человек набирается опыта с третьего курса, чтобы уже выйти и с дипломом и с опытом определенным, и уже идти в профессию. Алексей Зубец: Во-первых, на третьем курсе у него еще нет специальности, а во-вторых, если человек не хочет работать по специальности, таких тоже довольно много, то было бы странно их поощрять за то, что они работают по специальности. Поэтому эта идея неработоспособная и не станет помогать. Петр Кузнецов: Хорошо, а вот Оксанин вопрос, я его немножко своим перекрыл, по поводу работы летом. Алексей Зубец: Летом – пожалуйста, сколько угодно, кто угодно, в любом объеме, в любом количестве. И потом, лето опять же бывает разное. Сессия у студентов идет до начала июля, весь июнь – это еще учебное время. От него остается, фактически, два месяца от лета. Если студенты хотят подрабатывать летом – сколько угодно и чего хотят и в какой угодно отрасли. Оксана Галькевич: Спасибо! Петр Кузнецов: Да, опять же это не все лето. Спасибо, Алексей Зубец. Оксана Галькевич: Спасибо. Это был Алексей Зубец. Друзья, мы коротко прощаемся с вами на выпуск новостей, после этого вернемся, чтобы поговорить о том, что лето у нас интересное время на рынке труда. Многие, оказывается, увольняются, чтобы больше подзаработать или провести время с семьей. Петр Кузнецов: Чтобы дать студентам места. Оксана Галькевич: Да. И обсудим жилье, у нас хотят ввести новые стандарты. А еще – самогонные аппараты.