Иван Князев: Ну, тема вот какая. Внезапные каникулы образовались для младшеклассников одной из школ в Иркутском районе, и причина здесь и не грипп, Оксана, и не ОРВИ, как мы привыкли, что наши... Оксана Галькевич: И не коронавирус? Иван Князев: И даже не коронавирус. Оксана Галькевич: Там рядом. Иван Князев: Дело в том, что там самая что ни на есть радиация. Дозиметры показали превышение изотопов радона, а так, на секундочку, доза облучения, получаемая человеком от этого инертного газа, больше, чем от других источников радиации, вообще всех вместе взятых. Ну понятно, что человек уже научился обращаться с радоном, его и в медицине, и в науке используют, вообще там... Оксана Галькевич: Курорты есть, кстати, радоновые ванны... Иван Князев: Да, курорты там есть, можно спокойно лечение... Оксана Галькевич: ...вот это вот для продления молодости, красоты. Иван Князев: Однако, тем не менее как там получилось? Ведь здесь школьники, причем маленькие школьники. Чем вообще все это грозит? Будем сейчас с экспертами разбираться. Оксана Галькевич: Ну, для начала, может быть, не эксперта, а все-таки нашего корреспондента выслушаем с места происшествия, события, как назвать. Галина Сотникова у нас на связи. Галине, здравствуйте, добрый вечер вам уже. Иван Князев: Здравствуйте, Галина. Галина Сотникова: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Галина, во-первых, давайте конкретизируем, где в Иркутском районе это произошло? Skype, Галина у нас за спиной. Галина, здравствуйте. Иван Князев: Да, Галина, здравствуйте. Оксана Галькевич: Где? Галина Сотникова: Это произошло в деревне Столбова Иркутского района. Оксана Галькевич: Насколько далеко это от областного центра, так просто чтобы понимать? Галина Сотникова: Это примерно 20 километров от города Иркутска. Оксана Галькевич: А, недалеко совсем. Иван Князев: А что, что там за деревня? Может, там какие-то работы проводились строительные? Я просто читал, что бывают всякие и залежи, и в стройматериалах могут эти изотопы обнаруживаться. Что там было у вас? Галина Сотникова: Абсолютно верно. Но в данном случае сотрудники Роспотребнадзора уже установили, что источник радона природный. Оксана Галькевич: Ага. Иван Князев: А-а-а. Галина Сотникова: То есть у нас он выделяется из почвы, разлагается до радиоактивных веществ и может накапливаться в помещениях. Вот в этой школе как раз абсолютно природный источник радона. Сейчас школу закрыли, там работает компания специальная, которая занимается такими вопросами, она выясняет, откуда попадает этот газ, чтобы затем устранить эти места, как-то изолировать. Они подготовят проект, и по этому проекту администрация школы должна будет сделать какие-то работы. Оксана Галькевич: Галина, а сколько деток там, в этой школе? Мы видим вот сейчас видео, которое вы успели нам прислать, картинку, – небольшая, судя по всему, школа, да? Не то чтобы прямо малокомплектная, но одноэтажное здание небольшое. Сколько там классов, сколько деток? Галина Сотникова: Да, школа совершенно небольшая, и, к слову сказать, у детей не каникулы сейчас, все школьники занимаются, их возят в соседний населенный пункт. Иван Князев: А. Галина Сотникова: Это поселок Усть-Куда, поэтому... Оксана Галькевич: ...праздника нет, я так поняла, у школьников, да? Иван Князев: Понятно. Оксана Галькевич: Не получилось? Галина Сотникова: Праздника нет, да, им приходится ездить в соседний населенный пункт, и вернутся в родную школу они только тогда, когда будут закончены все работы. Оксана Галькевич: Слушайте, а как родители настроены? Они готовы своих детей в эту школу, которая так себя опасно проявила, возвращать? Или, может быть, если рядом где-то школа есть, они теперь будут настаивать, чтобы их и перевели туда, не хотят в эту радиоактивную? Разговаривали с кем-нибудь из местных? Галина Сотникова: К сожалению, невозможно найти другое учебное заведение, то есть это маленький населенный пункт, там всего одна школа. Возить в соседний населенный пункт – это опять же и время, и, наверное, какое-то опасение для родителей. Оксана Галькевич: Ага. Галина Сотникова: Еще дело в том, что радон может накапливаться во многих зданиях. У нас такой регион, где эта проблема достаточно развита. Это и в Иркутске в школах может быть, и вот в пригородах. Все дело в том, что нужно соблюдать некие меры безопасности, для того чтобы этого не происходило, элементарно проветривать помещения регулярно достаточно и очень сильно, это уже снижает концентрацию радона. Оксана Галькевич: Концентрацию радона снижает до каких-то безопасных уровней, да? Галина Сотникова: Да-да. Оксана Галькевич: То есть вы так говорите, Галина, мы тут в Москве кричим: «Ай, радиация в Иркутской области, ай-яй-яй...» Иван Князев: Да у них там тоже все хорошо. Оксана Галькевич: «Дети в школе...» А к нам выходит человек, сибиряк и говорит: «Да ничего, проветрим, форточку откроем и нормально». Галина Сотникова: Нет-нет, на самом деле не совсем нормально, это признал и иркутский районный суд, то есть они администрацию, руководство столбовской начальной общеобразовательной школы признали виновным, то есть они нарушили законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так что в том числе и наш закон считает, что это не совсем норма, и деятельность школы приостановили на 65 суток, и администрация школы должна решить этот вопрос, все же школа должна быть безопасна для детей. Поэтому... Оксана Галькевич: То есть получается, до конца третьей четверти дети из этого поселка будут ездить в соседнюю школу учиться, а уж там в четвертой четверти дай бог вернутся к занятиям в своих классах, получается так? Если 65 суток, может, даже ближе к маю это произойдет. Иван Князев: Видимо, да. Галина Сотникова: Да, но это при условии, если будут выполнены все требования специалистов. Роспотребнадзор опять придет с проверкой, это все удостоверится, что школа безопасна, и только тогда уже туда запустят детей. Иван Князев: Галина, еще такой момент хотел прояснить. Вот вы говорите, Роспотребнадзор, наказали уже – а вообще такие проверки часто бывают? Они же должны, наверное, по какому-то графику быть, проверять именно на радиацию. Оксана Галькевич: По радоновым местам? Иван Князев: Ну хотя бы, да, ну если у них там такая ситуация постоянно, если у них в каждом селе там радиация. Оксана Галькевич: Ну не в каждом селе, Галина сказала, что есть такая проблема. Иван Князев: Есть, да-да. Как часто они проверяют школы, не только школы? Галина Сотникова: Абсолютно верно, что проверки проходят по плану, то есть, к сожалению, график установлен специалистами, то есть с какой-то определенной периодичностью. Оксана Галькевич: Ага. Иван Князев: Ага. Галина Сотникова: Я так понимаю, что проверяют достаточно регулярно, чтобы не возникало... Иван Князев: Ну понятно, график есть, а как проверяют, бог его знает. Раз наказали, значит, наказали. Оксана Галькевич: По тревоге. А вот интересно, кстати, Галина, последний вопрос, если можно, коротко: а как это обнаружилось вдруг, что беда с радоном, что он накопился не накопился? Галина Сотникова: Во время плановой проверки. Оксана Галькевич: А, вот как раз во время плановой проверки. Да, спасибо. Иван Князев: Спасибо. Оксана Галькевич: Корреспондент Общественного телевидения России в Иркутске и Иркутской области был у нас на связи, Галина Сотникова. Друзья, если вы вдруг с какими-то случаями подобными сталкивались и знаете вообще, что с этим делать, как бороться, звоните нам, мы в прямом эфире, пишите на SMS-портал. Ну а у нас сейчас на связи сопредседатель Союза экологических общественных организаций Москвы Андрей Николаевич Фролов. Андрей Николаевич? Иван Князев: Здравствуйте, Андрей Николаевич. Андрей Фролов: Да, добрый день. Оксана Галькевич: Так, вы тоже должны быть, ждем вашего появления на экране... А, хрип будет, по телефону. Андрей Фролов: Нет, на экране не получается у нас. Оксана Галькевич: Никак? Ну ничего, по телефону поговорим. Иван Князев: Да. Андрей Николаевич, смотрите, вот наши некоторые знающие телезрители пишут, вот из Нижнего Новгорода, не знаю, правы они или нет: «Надо было строить школу на сваях, тогда ничего внутрь бы не попадало». Это так? Андрей Фролов: Дело в том, что надо было строить просто в другом месте, потому что радон выделяется в определенных разломах, которые в земной коре. То есть, когда ее построили, была ошибка с самого начала. Радон... хотя его газы попутные вытаскивают из-под земли, но он тяжелый, и он накапливается, соответственно, в подвалах на первых этажах. Поэтому, конечно, надо либо подвалы проветривать, либо их как-то подымать, чтобы этого застоя не было, если построили на том месте, где радона из земли происходит... Оксана Галькевич: Андрей Николаевич, а вот о степени вреда, который этот радон наносит здоровью человека, расскажите, пожалуйста. Чем он опасен? Андрей Фролов: Дело в том, что любая радиоактивность в принципе опасна. Радон отличается как раз от других продуктов радиоактивного распада тем, что он природный. Мы на этой земле живем уже, наши предки, несколько миллиардов лет, за это время они приучились к тому, что радон есть, и сам радон, и его продукты распада в организме не накапливаются, поэтому, в общем-то, в этом плане достаточно безопасно. Есть даже специальные радоновые ванны, когда люди приходят в соответствующие ванны, там минеральная вода, напитанная радоном, и это... стимулирует организм, потому что некое небольшое облучение, которое он делает, оно приводит к тонизированию, программирует..., начинает более активно, скажем, метаболизм очищать. Но при этом, если этот уровень слишком большой, то может, естественно, этот метаболизм таким быть, что начнется вред, тем более для детей. У детей организм формируется, и если общий уровень радиоактивность, который создает вот этот газ радон, выше нормы, то это уже опасно, и детей, конечно, желательно оградить от этого воздействия. Оксана Галькевич: Андрей Николаевич, ну если люди там живут, как их от этого ограничить? Почаще на улице гулять, я понимаю, свежим воздухом дышать? Иван Князев: Проветривать? Оксана Галькевич: Проветривать? Андрей Фролов: Еще раз говорю, что радон накапливается внизу, в подвальных помещениях, на первых этажах. Поэтому в этом плане, если будет нормальное проветривание, то да, от него можно освободиться. С другой стороны, просто если есть возможность, когда детское учреждение, просто переносить их в такие места, где этого радона нет, либо делать соответствующую изоляцию... Оксана Галькевич: Андрей Николаевич, а это свойственно таким территориям, как, допустим, Иркутская область, там, собственно, и сейсмическая активность достаточно высокая, вот где-то в зоне, так скажем, активной жизни вот такой вот земной коры? Это признак каких территорий с точки зрения экологии, природы? Андрей Фролов: Радон может быть на любых территориях, в том числе и в Москве, в Москве есть школы, где повышено содержание радона. Но вопрос в том, что там, где монолитная земная кора, он выделяется очень мало, а где разломы, то из глубины по этим разломам он выделяется очень активно. Оксана Галькевич: Ага. Андрей Фролов: И разница может быть в десятки раз, активность, хотя территория может быть та же самая. Естественно, что где сейсмическая активность, где вулканическая деятельность, где минеральные источники из-под земли, тот там этого радона больше выделяется. Оксана Галькевич: У нас есть звонок, Андрей Николаевич, давайте послушаем вместе с вами, может быть, вы сможете как-то его прокомментировать. Валерий до нас дозвонился из Московской области, я правильно услышала? Московская область, Валерий, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Валерий. Зритель: Ну из Москвы, но это дело не в этом. Значит, это элементарная техническая неграмотность. Дело в том, что радон выделяется по всей поверхности Земли, неважно, много его или мало. Если сделать вентиляцию, во-первых, в подвале, во-вторых, из подвала вывести просто обычную, без всякой принудительной вентиляции наверх трубу, то радон сам собой выветрится, вот и все. И не нужно здесь изобретать велосипед. Вот показывают эту школу: цоколь низкий, абсолютно забитый, продыхов нет – вот вам и радон. А уж если очень сильно, скажем, достаточно в подвале по всей поверхности земли натянуть полиэтиленовую пленку, и все, и проблема будет решена. Оксана Галькевич: Валерий, а вы так говорите с уверенностью... Иван Князев: Со знанием дела, да. Оксана Галькевич: Да, со знанием дела – вы строитель, я не знаю, научный сотрудник? Зритель: Значит, я осваивал свой участок на осушенном болоте в 1983 году, 6 соток. Тогда экологические нормы были, что называется, строгие. И вот тоже приехали, посмотрели: да, много радона. Ну вот я таким образом все сделал, и у меня вообще радона нет ни в доме, ни на улице, нигде, вот и все. Оксана Галькевич: Прекрасно. Спасибо вам, Валерий, вы нас просветили, зрителям, я думаю, многим нашим помогли. Иван Князев: Да, спасибо. Оксана Галькевич: Вернемся к разговору с Андреем Николаевичем. Иван Князев: У меня два вопроса есть. Просто вот Ленинградская область пишет: «В Ухте такую школу снесли», – поэтому у меня тоже закономерный вопрос, что с этой школой будет дальше. Коль она одна там, наверное, сносить ее не будет никто. Андрей Николаевич, как вы думаете? Пускай стоит? Алло? Оксана Галькевич: Андрей Николаевич? Андрея Николаевича, к сожалению, с нами уже нет, сорвался звонок, я так понимаю. Иван Князев: И еще хотелось вот что узнать: можно ли радон как-нибудь почувствовать обычному человеку? Оксана Галькевич: А я хотела спросить про вот эти вот дозиметры ручные: можно вот принести... Иван Князев: Да-да-да, использовать там. Оксана Галькевич: ...в школу и как-то определить, что есть определенная опасность и, стало быть, пора уже принимать меры. Вот родители в этом поселке могли бы тогда сами проверять по утрам, когда детей в школу приводят или когда забирают, или детей снабдить, «мама-папа, алло, тревога-тревога», как-то вот реагировать по крайней мере. Иван Князев: Вот мне вот интересно, Ленинградская область еще одну SMS присылает: «На отвалах не надо строить», – тоже, видимо, со знанием дела. Может быть, в Ленинградской области точно такие же проблемы? Оксана Галькевич: Ну вот наш зритель же сказал, что по поверхности всей Земли может выделяться радон, необязательно только там, где находятся какие-то разломы. Ну что, друзья, спасибо большое всем, кто принимал участие в нашем первом часе, всем, кто звонил и писал, принимал участие в наших голосованиях.